15.01.18 Проблема человека в культуре итальянского Возрождения X. Проблема человека в культуре итальянского Возрождения XIVXV вв
Скачать 95.86 Kb.
|
Глава 2. Гуманистическая этика Италии эпохи Возрождения 2.1. Культ разума и знания. Учение о достоинстве человека Во второй половине XV в. итальянский гуманизм обрел зрелые формы в области гуманитарных знаний, заложив научные начала в филологии и историографии, а также подвергнув переосмыслению комплекс этических проблем. Во многом обновленный интеллектуальный фундамент позволял гуманистам вторгаться в заповедные сферы теологии - онтологию, гносеологию, космологию, антропологию. Не только studia humanitatis, но и традиционные studia divinitatis (познание божественного) входят теперь в круг интересов многих гуманистов и по-новому осмысляются ими в духе принципов, выдвинутых уже более чем столетним развитием ренессансной культуры. Усложняется и расширяется идейная панорама гуманистического движения в целом. Наряду с гражданским гуманизмом с его ориентацией преимущественно на Аристотеля, эпикурейской линией Валлы, получившей продолжение в среде римских гуманистов во главе с Помпонио Лето и Каллимахом, наряду с учением о человеке Альберти, опиравшимся на разные античные философские школы (стоиков, перипатетиков и др.), в середине столетия начало формироваться новое направление, связанное с освоением идей Платона и неоплатоников - Плотина, Порфирия, Ямвлиха, Макробия, Прокла. Общим для всего спектра направлений в гуманистической мысли стали глубокий интерес к проблемам человека и новые подходы к их разрешению, а также акцент на роли разума как высшего свойства человеческой природы. В гуманизме последних десятилетий XV в. представления о человеке значительно обогащаются, складывается его культ как земного бога. Человека всемерно возвеличивают за способность к самопознанию и постижению всей системы мироздания, рассматривают его как центральное звено этой системы, наконец, по творческим возможностям сравнивают с Богом. Возвеличение и обожествление человека стало характерной чертой флорентийского неоплатонизма - направления, сложившегося в рамках Платоновской академии, которая возникла во Флоренции в 1462 г., когда начались заседания гуманистов на вилле Кареджи, подаренной правителем Флоренции Козимо Медичи молодому Марсилио Фичино. Более трех десятилетий вилла Кареджи в окрестностях Флоренции была местом, где проходили ученые диспуты участников Платоновской академии, главой которой стал Фичино. С Платоновской академией были связаны многие флорентийские гуманисты - Кристофоро Ландино, Джованни Пико делла Мирандола, Анджело Поли- циано, Джироламо Бенивьени, Джованни Нези. На ее заседаниях могли присутствовать все, кто интересовался проблемами эстетики, которые доминировали в тематике ее диспутов. На них бывали Козимо и Лоренцо Медичи, художник Боттичелли, медики и юристы, представители флорентийской знати. Здесь царила атмосфера дружеских дискуссий без оглядки на авторитеты, утвердившиеся в схоластической философии. Академия Фичино не была единственной в Италии: в 1460-е годы возникли еще две академии - в Риме, где ее возглавил Помпонио Лето, и в Неаполе (под покровительством короля) во главе с Джованни Джовиано Понтано. Академии стали новой формой самоорганизации гуманистической интеллигенции, учеными сообществами, отмеченными свободой научного поиска и обращением к самым разным философским традициям. Это отличало академии от корпоративности университетов с их привязанностью к учению Аристотеля, культовой фигуре схоластики. Особенно широкой известностью пользовалась Платоновская академия Флоренции во многом благодаря переписке Фичино с гуманистами и другими учеными адресатами. Идеи Фичино, строившего свою философию на основе неоплатонизма, находили живой отклик в интеллектуальных кругах Италии и за ее пределами и приобрели немало приверженцев и продолжателей. Среди них - Кристо- форо Ландино и Анджело Полициано, Джованни Нези и Джироламо Бенивьени, Джованни Пико делла Мирандола, Лоренцо Медичи и мн. др. Круг научных интересов Фичино охватывал космологию и онтологию, антропологию, этику и эстетику. Особой сферой его идейных исканий была теология, которой посвящено главное сочинение гуманиста - "Платоновская теология о бессмертии душ" (1469-1474). Фичино принадлежала заслуга перевода с греческого на латинский язык основного корпуса произведений Платона и неоплатоников - Плотина, Прокла, Ямвлиха, Порфирия и др. Исходной философско-теологической идеей Фичино стало представление о слитности, единстве прекрасного и упорядоченного космоса, пребывающего в постоянном движении. Воплощением динамизма мироздания является, по мысли Фичино, мировая душа. Она придает космосу некое круговое движение - от красоты к любви и наслаждению и снова к красоте, причем это духовное круговращение наполнено светом божественной истины. В этом истолковании космоса с пантеистических позиций заключался новый, отличный от официального богословия подход гуманиста к проблемам теологии. В центр мироздания помещен человек-микрокосм, причастный к мировой душе и обладающий собственной бессмертной душой. Центральное положение в системе мироздания дает возможность человеку охватить ее в своем познании, что позволяет сравнить его с Богом. Гуманист решительно утверждает безграничность человеческого знания, но в его гносеологии тесно переплетаются рациональные и мистические начала. Разум человека, его интеллект обращен к познанию внешнего мира, однако еще более важным оказывается в теории Фичино самопознание человека, в котором при мистическом божественном озарении ему открываются идеи и образы мира, запечатленные изначально в его интеллекте. С этой концепцией связан нравственный идеал мудреца-отшельника, выдвинутый Фичино. Жизнь мудреца посвящена научному поиску и творчеству, что дает ему душевный покой и позволяет обрести гармонию с внешним миром и достичь счастья. Впрочем, уединение мудреца Фичино не связывал ни с религиозным созерцанием и монашеским отшельничеством, ни с желанием устраниться от дел общества. Он был убежден, что уход от мира необходим ученому ради обретения знаний, в конечном итоге необходимых самому обществу, поскольку мудрец может быть полезен разумными советами в сложных гражданских делах. Тем самым ставилась проблема социальной роли знания, науки, интеллигенции. Идею "мудрого отшельничества" развивал и Кристофоро Ландино, близкий друг Фичино и его сподвижник по Платоновской академии. В одном из главных своих сочинений, "Диспуты в Камальдоли", напечатанном в 1480 г., он искал ответ на исконные вопросы моральной философии: в чем состоит высшее благо человека и каково его земное предназначение? Участники описанного в диалоге Ландино диспута сошлись в том, что высшее благо - конечная цель всех человеческих устремлений - связано с познанием Бога как абсолютного совершенства; к этой цели ведет человека разум, способный совершенствоваться в процессе обретения знаний. Предметом же острого спора стал вопрос о достоинствах двух нравственных идеалов - созерцательной и активной жизни, по сути о земном предназначении человека, о его жизни в миру или в отшельничестве. Более развернутой оказалась аргументация в пользу созерцательной жизни, устремленной к поискам истины: в ней человек приобретает знания и совершенствуется нравственно. Гражданская жизнь, активная деятельность в обществе имеют свою ценность, если в ней воплощаются высшие добродетели, и прежде всего справедливость. Ландино не делает однозначного выбора в пользу того или иного нравственного идеала, но как бы примиряет спорящих, подчеркивая важный гражданственный смысл ученого отшельничества - ведь в трудные минуты для государства спасительными могут оказаться именно советы мудреца, постигавшего в уединении природу вещей. Апология мудреца в сочинении Ландино имеет и определенный подтекст - высокую оценку социальной роли самой гуманистической интеллигенции. Характерный для флорентийских неоплатоников культ разума и знания, высокая оценка научного труда отразили не только разносторонние идейные поиски гуманистов, но и настроения в обществе эпохи тирании Медичи, о которых столь эмоционально писал Аламанно Ринуччини в "Диалоге о свободе". Интерес к осмыслению природы человека, ее отличительных свойств, вполне традиционный для схоластической антропологии, уже в раннем гуманизме приобрел новые подходы, а в эпоху кватроченто вырос в самостоятельную проблему. Важной вехой на пути ее разработки стал трактат Джанноццо Манетти "О превосходстве и преимуществе человека", появившийся в начале 1450-х годов. Манетти детально анализировал особенности духовной и физической природы человека, с восторгом описывая все, что выделяет его из мира живых существ. Он открыто полемизировал с традиционными теологическими представлениями, хотя и подчеркивавшими божественное происхождение человека, но все же ставившими акцент на принижающее его начало, на роль первородного греха, последствия которого укоренились в самой природе людей. Гуманист старался обратить внимание на высокие возможности человека, выступая против недооценки его выдающихся свершений в сфере материальной и духовной культуры. По убеждению Манетти, человек - "смертный бог", он возвышается над прочими существами благодаря не только способностям своего разума, но и богатству эмоций. Однако главным, что определяет достоинство человека, Манетти считает его безграничные творческие возможности, плодом которых явились достижения науки, искусства, культуры в целом. Увлекавшая многих гуманистов тема достоинства человека в конце XV в. получила новое осмысление в творчестве талантливого философа Джованни Пико делла Мирандола. В 1480-е годы он оказался во Флоренции, где завязалась его дружба с Фичино, Полициано, Лоренцо Медичи и другими гуманистами Платоновской академии. С тематикой ее заседаний связан "Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени" (1486), в котором Пико излагает свою интерпретацию платоновской философии любви и красоты и подвергает критике некоторые положения Фичино, представленные в его сочинении «Комментарий на "Пир" Платона». В том же году молодой философ, граф Мирандолы, написал "Речь о достоинстве человека", намереваясь произнести ее на диспуте в Риме, для которого выдвинул "900 тезисов, касающихся философии, каббалистики, теологии". Диспут не состоялся, так как созданная папой Иннокентием VIII комиссия теологов признала ряд тезисов еретическими. Еще более разгневала папу "Апология", которую Пико написал в защиту своих положений, отказываясь признать их еретическими. Философу грозил суд инквизиции, но его спасло заступничество Лоренцо Медичи. "Речь" Пико и его "900 тезисов" получили хождение в рукописи и имели широкую огласку, особенно предполагавшееся вступление к диспуту. Он ставил своей задачей создать синкретическую философскую систему, включавшую идеи широчайшего круга авторов - языческих и христианских, арабских и иудейских. Он подчеркивал ценность самых разных философских школ, но при этом предостерегал от слепого следования какой-либо одной - нужно впитать все лучшее, что есть у каждого автора, но идти своим путем, заявлял Пико. Свою собственную позицию Пико изложил в "Речи", рассуждая о проблеме достоинства человека. В основе его антропологии лежал тезис о свободе воли человека как главном свойстве, определяющем его достоинство. Согласно Пико, человек обладает абсолютной свободой самоформирования, данной ему Богом. Он рассматривал человека как "узел мира", связывающий материю и дух, ибо в нем самом сочетается то и другое. Руководствуясь своей волей, человек может силой разума подняться до высот мирового интеллекта, но и опуститься до положения низменных тварей. Отсюда огромная ответственность человека в определении своего места в системе мироздания. Путь к исполнению высокого божественного предназначения человека, к постижению законов мирового бытия лежит через познание, обогащение разума науками - не только моральной философией, необходимой для нравственного совершенствования, но и философией природы, помогающей осмыслить законы мироздания. Лишь обогащенный знаниями разум окажется способным постичь в полной мере истины божественного откровения, полагал Пико. В его учении о достоинстве человека четкий акцент сделан на свободе человека в самоформировании и познании; он впервые в гуманистической литературе выделил изучение законов природы как важный этап совершенствования разума, без которого невозможно постичь высшие тайны бытия - они принадлежат теологии. Пико настойчивее, чем другие гуманисты, подчеркивал роль разума, ищущего ответы на коренные вопросы мироустройства. Более того, он выдвинул тезис, что занятия философией должны стать уделом не горстки людей, но каждого человека, ибо только она открывает свободу для поиска истины. Вне философии нет человека, утверждал Пико, снимая тем самым барьер между мудрецами и невежественной массой. В концепции достоинства человека, сформулированной Пико делла Мирандола, можно видеть важный итог идеализации человека, его возвеличения в гуманизме последних десятилетий XV в., активно развивавшем идеи антропоцентризма. 2.2. Образ человека в изобразительном искусстве итальянского Возрождения. (Джотто, Мазаччо, Донателло, Леонардо до Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). В период раннего Возрождения в искусстве утверждается индивидуальный характер, личность художника. Искусство поднимается выше науки и поэзии, оно высоко ценимо. Из разряда ремесел архитектура, живопись, скульптура перешли в область высокого профессионализма. Человек того времени полон духовных сил. Так, Пико дела Мирандола писал о своих современниках: «О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремиться, и быть тем, чем он хочет!» Ему вторит Массимо Фичино: «Человек измеряет небо и землю… Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким… А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал». Эти слова со всей наглядностью показывают дерзновенный взлет человеческих воззрений, веры человека Возрождения в его силу и талант. Интерес к человеческой фигуре характерен почти для всех мастеров Возрождения. Их интересует все – и красота окружающей природы, и башни, и дворцовые постройки, и разумеется в женских портретах – красота лиц, изысканность причесок и туалетов. Раннее Возрождение окончательно утвердило новые эстетические и художественные принципы искусства. При этом библейские сюжеты по–прежнему остаются весьма популярными. Однако их трактовка становится совершенно иной, в ней уже мало что остается от Средневековья. Эпоха раннего Возрождения завершилась, на смену шло Высокое Возрождение – время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Возрождение принесло с собой расцвет изобразительных искусств, прежде всего живописи. В этот период жили и создавали свои произведения титаны Высокого Возрождения – Джотто, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан. Различие в интерпретации религиозного образа, который для раннего итальянского искусства остается в центре внимания как художников, так и скульпторов, станет ясным при сопоставлении между собой некоторых памятников живописи дученто и треченто, среди которых выделяются произведения выдающегося мастера сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья и, особенно, его младшего и великого современника Джотто, того «Джотто, флорентийца», который «после долгого изучения» природы «превзошел не только мастеров своего века, но и всех за многие прошедшие столетия», как сказал о нем Леонардо да Винчи. Джотто опередил свое время, и еще долго после него флорентийские художники подражали его искусству. Джотто - первый по времени среди титанов великой эпохи итальянского искусства. Вазари писал о нем: «И поистине чудом величайшим было то, что век тот и грубый и неумелый возымел силу проявить себя через Джотто столь мудро, что рисунок, о котором люди того времени имели немного или вовсе никакого понятия, благодаря ему полностью вернулся к жизни». Петрарка, хотя и предпочитал в силу своих литературных склонностей сиенцев, отмечал, что красота искусства Джотто воздействует больше на ум, чем на глаз. Боккаччо, Сакетти, Виллани присоединяются к тем же похвалам: Джотто возродил живопись, веками пребывавшую в упадке, придав ей естественность и привлекательность. Джотто ди Бондоне (1266/76 - 1337) родился во Флоренции и переехал в Рим в конце 13 в., кроме этих городов он работал в Неаполе, Болонье и Милане. Самым замечательным произведением Джотто являются росписи в Капелле дель Арена в Падуе, построенной на месте античного цирка. Подобно иллюстрациям или медленно сменяющимся кадрам фильма, эти фрески как бы ведут спокойный рассказ, связывающий разнородные по сюжетам сцены в одно стройное целое. В старые средневековые сюжеты он вносит новые детали. Он настолько очеловечивает их и придает им такую жизненную наглядность, что одним этим уже предвосхищает идеи Возрождения. Основная заслуга Джотто заключается в новой трактовке образа человека, который становится у него жизненным и реальным, наделенным более тонкой психикой, нежели в искусстве античности. Искусство Джотто – это воистину классическое искусство, а не подражание классическим формам. Свидетельство тому – обобщающий взгляд на действительность (хотя и понимаемую как отношение человеческого к божественному), выражающийся в уравновешенности замкнутых масс, универсальности отображения истории, в полноте передачи в зримой форме разнообразного содержания без каких-либо намеков. Образ человека, мужественно переносящего свои испытания и спокойно взирающего на окружающий мир, проходит лейтмотивом через падуанский цикл Джотто. Человек у Джотто противостоит ударам судьбы, как древний стоик. Он готов покорно сносить свои невзгоды, не падая духом, не ожесточаясь против людей. Такое понимание поднимало человека, утверждало его самостоятельное бытие, придавало ему бодрость. Основы героизма человека у Джотто заключались в его деятельном отношении к жизни. Человек Джотто находит приложение своих деятельных сил в отношениях к другим людям, в своей неразрывной связи с миром себе подобных. Круг переживаний человека в творчестве Джотто довольно ограничен. Человек только начинает обретать свое достоинство. Он еще не знает гордого самосознания, идеала личности гуманистов. Неразрывно сопряженный с другими людьми, он в этой сопряженности обнаруживает еще свою зависимость. Отсюда основная гамма его переживаний: надежда, покорность, любовь, печаль. Только любознательность, ясность мысли позволяют человеку подняться над своей судьбой. Эта жажда знания была знакома и Данте, который даже в Раю, лицезрея огненное небо, чувствует в груди нестерпимое желание узнать первопричину вещей. |