Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ _______________ Социодинамика культуры

  • Семинар 10. Культура эпохи Возрождения и Реформации Вопрос 4.

  • Флоренция – Колыбель возрождения.

  • Платоновская академия во Флоренции

  • Особенности культуры эпохи Возрождения в Италии

  • Особенности культуры эпохи Возрождения во Франции (Ренессанс).

  • Особенности культуры эпохи Возрождения Голландии (Северное Возрождение).

  • Особенности эпохи Возрождения

  • социодинамика культуры. Социодинамика культуры. Семинар 10. Культура эпохи Возрождения и Реформации Вопрос 4


    Скачать 22.94 Kb.
    НазваниеСеминар 10. Культура эпохи Возрождения и Реформации Вопрос 4
    Анкорсоциодинамика культуры
    Дата28.10.2020
    Размер22.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциодинамика культуры.docx
    ТипСеминар
    #146463

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра рекламы и связей с общественностью
    Форма обучения: заочная


    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    _______________Социодинамика культуры________________



    Группа Ек19Р191
    Студент
    О.Г. Ведерникова


    МОСКВА 2020
    Семинар 10. Культура эпохи Возрождения и Реформации
    Вопрос 4. Флоренция – колыбель Возрождения. Платоновская академия во Флоренции. Национальные особенности культуры эпохи Возрождения в Италии, Франции (Ренессанс), Голландии (Северное Возрождение), Германии (Реформация).
    Флоренция – Колыбель возрождения.

    После мрачного и сурового средневековья в пятнадцатом веке (ХV в.) в мир приходят изменения, рождаются новые смыслы и модели человеческого бытия. Во Флоренции одновременно собираются и творят великие гении, которые принесли с собой закон возрождения. Они опережают время, эпоху и создают великие творения, которые станут гениальными на многие столетия. Флоренция становится колыбелью Возрождения (Ренессанса). Многие великие люди родились во Флоренции: Микеланджело, Леонардо Да Винчи, Никколо Маккиавелли, Данте, Галилей, Донателло. 
    Платоновская академия во Флоренции была учреждена в 1470 году Козимо Медичи. Великим правителем, в его характере легко сочетаются жесткость, хитроумие главы крупнейшего в Европе Банка, практичность политика, щедрость и благородство. Пик процветания приходится на время правления его внука Лоренцо Медичи, выступающего ее членом. Несмотря на недолгий расцвет академии (10 лет), она оказала существенное влияние на культуру и мысль Европы. Платоновская академия во Флоренции вдохновила известнейших мыслителей, художников, философов, ученых, политиков, поэтов своей эпохи. Она была не просто местом собрания высокодуховных, талантливых и умных людей. Можно с уверенностью сказать, что Платоновская академия во Флоренции – это братство единомышленников, критерием объединения которых являлись мечты о новом, лучшем мире, человеке, будущем, так сказать, золотом веке, достойном попыток возрождения. Многие называют это философированием, а иногда даже образом жизни. Специфическое состояние сознания, души.

    Именно неоплатоники, дали огромный толчок дальнейшему развитию образования в странах Европы.
    Особенности культуры эпохи Возрождения в Италии.

    Итальянское Возрождение представляет собой не одно обще итальянское движение, а ряд либо одновременных, либо чередующихся движений в разных центрах Италии. Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флорен­ции, Риме. Милан, Неаполь и Венеция также пе­режили эту эпоху, но не столь интенсивно, как Флоренция. Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремл ений человека. Опорой этого процесса явилась античность, чем и вызван особый интерес к ней у деятелей Возрождения.

    Возрождение стало означать эмансипа­цию науки и искусства от богословия, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от огра­ничений католической церкви. То есть Возрожде­ние, в сущности, стало означать гуманизм.

    Люди Возрождения не перестали быть людьми средневековья, хотя время заставило их осознать свою значимость и ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на себя.

    Итальянские города расцвели благодаря растущему самоутверждению городской культуры. Первоначально города населяли умельцы, мастера, которые проживали свои ремеслом. Пополняли города люди предприимчивые, обстоятельства заставляли полагаться их только на самих себя. Так они формировали новое отношение к жизни.

    Не малую роль в формировании особого менталитета играло простое товарное производство. Чувство хозяина, который и производит, и распоряжается доходом сам, безусловно также способствовало формированию особого независи­мого духа первых жителей городов.

    Радость самоутверждения и трагизм мироощуще­ния. Наличие этих двух перекрещивающихся тен­денций определило противоречивость культуры и эсте­тики Возрождения. С одной стороны, человек Воз­рождения познал радость самоутверждения, об этом говорят многие источники этой эпохи.

    С другой стороны, постиг всю трагичностьсвоего существования. И одно, и другое связано в мироощущении человека Возрождения с Богом.

    Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из творческих задач людей эпохи возрождения. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен богом. Пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства. Именно они, обладающие пространственными закономерностями, позволяют более точно и верно увидеть, и запечатлеть божественную красоту. Поэтому в эпоху возрождения особое внимание уделяется законам искусства, поэтому именно художники ближе других стоят в решении мировоззренческих задач. Поэтому эпоха итальянского Возрождения носит отчетливо художественный характер.

    Особенности культуры эпохи Возрождения во Франции (Ренессанс).

    Для раннего французского Возрождения характерна разработка античного наследия, углубляющаяся по мере культурных контактов с Италией.

    С конца XV в. во Францию приезжают итальянские писатели, художники, историографы, филологи.

    Юноши из знатных и богатых родов стремились в Италию, чтобы воспринять богатство итальянской культуры. Это отразилось на характере французского Возрождения, особенно на его начальной стадии, придав ему заметный аристократическо-дворянский отпечаток, что сказывалось в усвоении знатными семьями, прежде всего внешних элементов культуры итальянского Ренессанса и широком меценатстве французского королевского двора.

    Культура французского Возрождения вырастала, в первую очередь, лишь на своей почве. Основой его зарождения явилось завершение политического объединения страны, складывание внутреннего рынка и постепенного превращения Парижа в экономический, политический и культурный центр, к которому тяготели самые отдаленные регионы. Мощным стимулом для развития французской культуры так же послужило окончание Столетней войны, вызвавшее рост национального самосознания.

    Развитие гуманистической культуры было бы невозможно без повышения общего уровня образования. О грамотности населения, особенного городского, свидетельствует огромное число рукописных книг. Заметное место среди них (кроме Библии и сборников средневековых фаблио) занимают рукописи, близкие по типу итальянской гуманистической новеллистке, которые открывают новое направление в народной литературе французского Ренессанса. Развитию культуры во Франции способствовало и распространение книгопечатания.
    Особенности культуры эпохи Возрождения Голландии (Северное Возрождение).

    Начиная с XV столетия Нидерланды становятся одним из основных очагов европейской культуры. Формирование нового социально-экономического уклада, крушение религиозной догматики средневековья и зарождение нового, светского по своему характеру мировоззрения - все эти процессы были по существу аналогичны явлениям, происходившим в Италии, однако в Нидерландах они протекали вначале в менее отчётливых формах. Новый общественный уклад, зарождавшийся в богатых, экономически развитых городах, формировался пока ещё в рамках феодального Бургундского государства, и это наложило свой отпечаток на общий характер нидерландской культуры.

    Включение Нидерландов в состав Габсбургской империи означало конец относительной замкнутости нидерландской культуры. Устанавливаются тесные культурные связи Нидерландов с Германией, Испанией и - что особенно важно - с Италией. С другой стороны, испанское иго породило растущее чувство национального протеста, под знаком которого происходило развитие нидерландской культуры XVI в.

    В XVI столетии в Нидерландах начинается открытая борьба за церковную реформу. Буржуазия, особенно в северных провинциях, была настроена решительно в пользу кальвинизма. Подъём гуманистической литературы в XVI века отчасти связан с Реформацией, отчасти представляет собой самостоятельное явление, не совпадающее с религиозным движением и даже враждебное ему. литература живопись музыка возрождение.

    Гуманистическая образованность распространялась главным образом через университеты и научные общества. Одним из центров гуманизма стал основанный в 1575 г. Лейденский университет. В Амстердаме возникла академия, ставившая своей задачей популяризацию памятников античного мира на родном языке. Огромную роль в этом культурном подъёме сыграло книгопечатание. Нидерланды славились своими типографиями.

    Риторические общества, которые возникли в XIV-XV вв. и первоначально объединяли вокруг себя преимущественно университетскую интеллигенцию и зажиточные слои бюргерства. Риторические общества занимались устройством местных празднеств и соревнований в красноречии, составлением торжественных речей и поэм, а также инсценированием католических мистерий.

    В XVI в. как круг деятельности, так и социальный состав участников риторических обществ значительно изменились. Они возникали повсеместно, даже в крупных деревнях, а членами их стали сотни и тысячи простых ремесленников и крестьян. Изъяснялись и писали "риторики" на местных наречиях, понятных простому народу. Поэтому влияние риторических обществ в народных массах было очень значительным. В повседневной жизни риторических обществ велись обычные диспуты на религиозные и политические темы, инсценировки на злобу дня, составление листовок и памфлетов, порою резко антицерковного и антиправительственного содержания. Периодически созывались съезды риторических обществ по провинциям, которые привлекали огромную по тем временам аудиторию.

    Немало беззаветных борцов против испанского ига и феодально-католической ре акции вышло из риторических обществ во время революции и войны за независимость, а там, где революция победила, риторические общества стали центрами, в которых формировались национальный голландский язык и литература.

    В нидерландском искусстве первой половины XVI в. происходил процесс полного освобождения от принципов средневекового искусства

    В годы, непосредственно предшествовавшие революции, нидерландская живопись переживает новый подъём. Обращение к реальной жизни народа - такова главная особенность искусства крупнейших мастеров этого времени.

    Что касается других видов искусства, то наибольшую славу стяжала себе нидерландская музыкальная школа, которая заняла по существу господствующее положение и в других странах Европы. Нидерландские композиторы писали главным образом сочинения для хора, исполнявшиеся обычно без инструментального сопровождения; самостоятельная инструментальная музыка культивировалась в значительно меньшей степени. Вклад нидерландских мастеров в историю музыки заключался в наиболее полном и совершенном развитии полифонии-искусства хорового многоголосия.

    Особенности эпохи Возрождения Германии (Реформация).

    Германия к началу XVI в. была раздроблена на множество карликовых государств. Это было время столкновения интересов различных классов, религиозных бурь. Расцвет культуры в Германии не был таким органичным, как в Италии. Собственного античного наследства не было. В отличие от становящегося светским искусства Италии, в Германии религиозность не умаляется, гуманисты-теологи выступают за обновление католической церкви. Также это время величайшего творческого напряжения, пробуждения страстного интереса к индивидуальности человека, поисков новых средств постижения действительности. Богатый опыт итальянского и нидерландского искусства помог немецкой художественной культуре в ее движении вперед. Но немецких художников привлекали иные стороны жизни, чем итальянцев. Как и нидерландцы, они обращались к сокровенной духовной жизни человека, его переживаниям, психологическим конфликтам. Образ человека здесь отмечен то мечтательностью и глубокой задушевностью, то суровостью и мятежными порывами, драматизмом страстей.

    Именно в Германии гуманизм был связан с религией и реформацией. Бюргерство, которое в начале было прогрессивной силой, как и буржуазия во всех странах, довольно быстро теряет передовые позиции, напуганная революционными восстаниями народа. Однако в 15-16 вв. бюргерство представляет еще силу.

    Литература тяготеет к сатире. Сатириками были все виднейшие писатели-гуманисты, такого нет ни в одной другой стране. Во взлете сатиры заложено стремление освободить народ от пут средневековья. Нет всеобъемлющей программы: нет утопистов (Мор, Кампанелла), но зато сатирики всегда знают как «не надо». Особым нападкам сатиры подвергается папский Рим, который своим влиянием препятствовал развитию Германии. По жесткости перегнали итальянцев.

    В немецком гуманизме отсутствует важная черта – влюбленность в чувственное великолепие мира. Эпикурейская тенденция очень слаба (Эпикуреизм – наслаждение всеми радостями жизни). Акцент на трогательные новеллы и на новеллы, осмеивающие попов и монахов. Весь эротический слой оказывается невостребованным. В Германии нет своего Боккаччо, это связано с религиозным характером немецкого гуманизма и отсутствием полного детального знакомства с античной культурой. Для Италии античность – земная школа мудрости и образец эстетического совершенства. Для Германии это, прежде всего, арсенал оружия в борьбе с католической реакцией. Наиболее популярен Лукиан и его форма сатирического диалога.


    написать администратору сайта