Главная страница

Проблема человека в неклассической философии


Скачать 1.04 Mb.
НазваниеПроблема человека в неклассической философии
АнкорPROBLEMA_ChELOVEKA_V_NEKLASSIChESKOJ_FILOSOFII.doc
Дата28.12.2017
Размер1.04 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPROBLEMA_ChELOVEKA_V_NEKLASSIChESKOJ_FILOSOFII.doc
ТипРеферат
#13301
страница7 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   18

БАХТИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ


Бахтин Николай Михайлович (1894-1950) литературовед, философ, литературный критик, поэт. Старший брат М. М. Бахтина. С 1920 г. в эмиграции на Балканах, затем во Франции. С начала 1930-х годов в Англии. Окончил Школу восточных языков и Парижский университет. Защитил докторскую диссертацию в Кембридже. С 1935 преподаватель (лектор) античной философии в Классическом университетском колледже Саутгемптона, а с апреля 1938 г. профессор классических языков Бирменгемского университета. Занимался по преимуществу греческим языком. Был близок английским радикалам-марксистам, друг философа Л. Витгенштейна. Издавал на английском языке журнал "Звено" ("TheLink"). С 1925 г. Бахтин ведет в "Звене" рубрику "Из жизни идей". Большинство статей этой рубрики - по содержанию авторские исследования Бахтина, оформленные в виде рецензий на вышедшие издания. Рецензия Бахтина, как правило, не "созерцательна", она не всегда подробно описывает содержание книги, но это всегда размышление о той ситуации в "мире идей", которая эту книгу породила, и о самой "жизни идей" как таковой. Бахтина привлекает всякая попытка выйти за рамки чисто умозрительных идей, всякая попытка превратить слово в действие. Многие из этих статей послужили толчком для других его работ. После закрытия "Звена" публикует две работы: "Антиномия культуры" (1928) и "Разложение личности и "внутренняя жизнь" (1930). После смерти была издана его книга "Лекции и эссе: Избранное из неопубликованного" (1963).

* * *

Текст из: Бахтин Н. М. Разложение личности и "внутренняя жизнь"

1

Мы далеко еще не освободились от власти отошедшей эпохи – той, что завершилась Войною, – и во многом мы все еще только покорные продолжатели основных тенденций ненавистного 19-го века. В частности, чувство личности, как оно определилось в ту эпоху, в значительной мере остается господствующим и теперь. Его основная особенность – это решительное перенесение центра тяжести извне – во внутрь. Отсюда, расцвет так называемой "внутренней жизни" и, как его последствие, некий основной раз­лад: сознательно-принятая и оправдываемая несогласованность между нашим Я и его проявлениями в мире.

Правда, разлад этот намечался уже давно, но лишь в 19-м веке он становится господствующим явлением и даже провозглашается нормою всякой подлинной жизни. В довоенные десятилетия он до­стигает своих предельных форм, а в наши дни – очень медленно – идет на убыль.

2

Рассмотрим сначала это явление на крайне упрощенном и схе­матизированном примере.

Некто X. ("средний" человек 19-го столетия) спит, ест, ходит на службу туда-то и т. д.... Допустим, что подобным образом нам да­ны все внешние проявления его личности. Знаем ли мы Икса? Ока­зывается, нет. Ибо X. решительно откажется отождествить себя со своими собственными обнаружениями. Настоящий X. нечто иное и большее: он собственно и начинается только там, где эти обнару­жения кончаются. Место, которое он занимает во вселенной, – в значительной мере случайное: оно не определено всецело его внутренней сущностью. Действия, которые заполняют каждый день его жизни, всю его жизнь, – отнюдь не являются адекватным вы­ражением его действительных желаний, вкусов, мыслей – словом, его подлинного Я. Это Я живет скрытно, как-то в стороне от своих же собственных актов, почти в них не участвуя.

Итак, X. верит, что он есть нечто совершенно иное, нежели то, чем он является во вне. Он мыслит, чувствует, страдает, радует­ся, – и все это почти ни в чем не изменяет хода его жизни, которая предоставлена своей инерции и движется по каким-то своим, чуждым ему, законам. Он живет одновременно как бы в двух несо­измеримых планах. У него нет силы согласовать свои поступки со своим душевным состоянием, но он ни за что не откажется и от душевных состояний, поскольку те явно опровергаются его же собственными поступками. Он принимает разделение и, в конце концов, начинает находить в нем особую, болезненную сладость. Притом же, у него всегда есть под рукой разнообразные и деше­вые суррогаты жизни, избавляющие от надобности действительно жить: роман, газеты, алкоголь... Ими он и питает свою "внутрен­нюю жизнь". И "внутренняя жизнь" усложняется, крепнет за счет внешней и, в конце концов, уклоняет все активные энергии его су­щества от действия (которое требует решимости и выбора) к меч­тательному самоуглублению (которое требует только косности). Несогласованность между внешним и внутренним растет, и чем дальше, тем труднее восстановить единство.

Накопляя свои внутренние сокровища, X. лишь идет по линии наименьшего сопротивления. И при этом его притягательное бессилие оправдывает себя услужливой софистикой: он гордо верит, что эти мнимые богатства законно избавляют его от необходимо­сти бороться с действительной скудостью его жизни.

3

Что X. совсем не исключение, – тому свидетельством чуть не вся художественная литература 19-го века. Более того – X. герой этой литературы. То, что он живет в разладе с самим собой и своей жизнью опровергает самого себя, – вызывает умиление. Наоборот, какой-нибудь Y., который смеет быть тем, что он есть и адекватно выражает свою (обычно ничтожную, но зато реальную) сущность, – Y. вызывает негодование и презрение. Кончается тем, что Y. сам начинает стесняться своей цельности и хочет уве­рить себя и других, что и он не без разлада: занимаюсь, де, ком­мерческим представительством, но ежели б вы заглянули в мою душу... и т.д. В конце концов, Y. и на самом деле заболевает внутренней жизнью, и эпидемия растет.

Для того чтобы обозначить этого рода явления, Жюль де Готье даже придумал слово "боваризм" (в честь флоберовской героини, которую он считает классическим выражением этого разлада). Слово привилось, – лишнее доказательство того, что оно выража­ет существенный факт. Впрочем, сам Готье видит здесь не вре­менную аномалию, но некий основной и извечный закон; его опре­деление "боваризма" таково: всякое бытие сознает себя иным, чем оно есть в действительности. Если несколько видоизменить эту формулу, звучащую чуть не по-гегелевски, и должным образом ограничить сферу ее применения, то получается простое и несом­ненное утверждение: человек 19-го века обыкновенно не смеет быть тем, чем он себя сознает, и не хочет сознавать себя тем, что он есть.

4

Рассмотренный нами случай – простейший и банальный. Но на верхах культуры и жизни разлад еще глубже. Здесь он принимает разнообразные и крайне сложные формы, тем более опасные и заразительные, что у поэтов и философов они облекаются всеми соблазнами таланта и изощренной диалектики. Искусство и фило­софия превращаются в могучие наркотики. Техника забвения до­стигает высокого совершенства. Не жить, не действовать, не хо­теть; создать в себе самом пленительный и призрачный мир, все­цело покорный твоему капризному произволу, – затвориться в нем!

Впрочем, внешняя жизнь такого человека может быть иногда крайне сложной и богатой событиями. Но это ничего не меняет. Все эти события для него лишь острые возбудители, которыми он неустанно раздражает, тревожит и усложняет свою внутреннюю жизнь. Он может менять страны, города, любовниц. Но где бы он ни был, с кем бы ни был, – всюду, всегда он ищет только себя: свою грусть, свою гордость, свою радость, свое отчаяние. Только они ему и нужны. Он безысходно заточил себя в своей внутренней тюрьме. Все многообразие мира для того, чтобы вновь и вновь, во все новых условиях, по все новому поводу, разнообразить, изо­щрять и дегустировать свои реакции на мир. То есть, он уже не живет в мире, уже не судит мира, но лишь забавляется его кап­ризными отображениями в себе самом.

Возможен и обратный случай. Вместо того чтобы укрыться от внешней жизни, можно, наоборот, стать "человеком действия", но только затем, чтобы забыть себя, уйти от мучительного ритма сво­его раскрепощенного сознания, потерять себя в событиях и де­лах...

Во всех этих случаях обнаруживается одно: форма личности (то, как она проявляет себя вовне) и ее содержание (то, как она сама сознает себя изнутри), – иначе говоря, действие и сознание – пе­рестали быть двумя нераздельными аспектами единого Я. Потеряв свое единство, личность теряет и свою живую связь с миром. И причина всего этого – так называемое "богатство внутренней жиз­ни", которым так гордился человек 19-го века.

Но что такое "внутренняя жизнь"? Это сознание, утерявшее пря­мое соприкосновение с реальностью, сделавшееся самоцелью и переставшее поэтому быть силой, оформляющей жизнь.

5

Дерево, которое растет и, покорное ритму времен, медленно развертывает свою сущность в зримый образ; стервятник, плавно кружащий и круто падающий на добычу; жаворонок, взмывающий в лазурь, и хищник, собравшийся для стремительного прыжка, – все они цельно и без остатка присутствуют в каждом своем акте, их существо всецело осуществляет себя в любой данный момент Я своего бытия. Отсюда то впечатление недостижимого, как бы бо­жественного совершенства, которое поражает нас в формах и яв­лениях космической жизни.

Здесь облик и сущность, орган и его функция, желание и акт, чувство и выражение, бытие и явление – словом, внешнее и внутреннее – неразделимо одно. То есть форма здесь вовсе не чуждая оболочка, облекающая и скрывающая содержание, а наоборот – его чистейшее выражение. Скрытая сущность восходит к зримому облику, бытие расцветает явлением и радостно обличает себя в нем до последних глубин.

Природа и есть неустанное творческое прорастание незримого в зримое, живое тождество внешнего и внутреннего. Это внушило Гете знаменательную формулу, которая послужит как бы лейтмоти­вом дальнейшего изложения:

Ничто не внутри, ничто не вовне, Ибо все, что внутри, – вовне!

6

Но из этого существенного единства, из этой живой цельности космоса человек чувствует себя как бы исключенным (…)

Да, откуда возник разлад? Какой новый фактор вырос и словно клином вошел между нами и нашими актами, между нашим внут­ренним Я и его зримым обнаружением в мире, – и разорвал наше древнее единство? Имя этому новому фактору – сознание.

Но что такое сознание? Возможность колебания и выбора, т.е. свобода.

Выражаясь точнее, сознание – как отчасти и определяет его Бергсон – есть не что иное, как возможность выбирать между не­сколькими, равно осуществимыми, актами. Там, где внешнее воз­действие, желание или представление автоматически, с необходи­мостью вызывают акт, – там сознанию, в собственном смысле, нет места. Между желанием (или внешним поводом) и сопутствую­щим ему актом не происходит никакой задержки, никакого колеба­ния. Отсюда то впечатление цельности и совершенства в природ­ных явлениях, о которых я говорил. И отсюда же – возможность разлада в человеке. Возможность, но еще не факт.

Ибо сознание есть свобода, а всякая свобода двойственна. С одной стороны, оно – положительная свобода выбирать между возможностями, т.е. сознательно и твердо перейти от пережива­ния к акту, иначе говоря: вольным усилием утвердить свое единст­во.

Но, с другой стороны, сознание есть и отрицательная свобода: свобода уклониться от активного выбора, остановиться на пере­ходном моменте, т.е. предаться бесплодному созерцанию неосу­ществляемых или неосуществимых возможностей. Это значит – отдаться самосознанию без самоосуществления, т.е. "внутренней жизни".

Итак, то единство, которое дано всему сущему самым фактом его бытия, – человек должен его силою завоевать и волею осуще­ствить. Ему одному предоставлена высокая и опасная свобода: он волен быть или не быть цельным.

Вот почему приведенные только что слова Гете, которые лишь устанавливают факт, наличествующий в космической жизни, по отношению к человеку звучат как призыв и долженствование.

7

Определив функцию сознания как выбор между несколькими воз­можными актами, мы тем самым установили и его нормальную функцию. Оно – лишь обратная сторона акта, лишь переходное состояние, как бы предварительная стадия готовящегося и назре­вающего действия. И только по отношению к этому – им предва­ряемому – действию сознание получает свой смысл и свое место. Если же оторвать его от акта, к которому оно тяготеет как к свое­му нормальному завершению, и превратить в самоцель, – тогда и возникает "внутренняя жизнь" и, как ее неизбежное следствие, разрыв между формою и содержанием личности.

Подчеркиваю, что именно это я разумею под "внутренней жиз­нью" (т.е. сознание, ставшее самоцелью, самосознавание поми­мо самоосуществления). Если же этого нет, если оно властно тя­готеет к акту и с ним нераздельно, то неуместно говорить о "внут­ренней жизни", это уже просто жизнь, т.е., в согласии с предыду­щим: творческое тождество внешнего и внутреннего, неустанное прорастание незримого в зримое.

8

Но как слагается эта "внутренняя жизнь" и где ее исток? Ответ покажется, на первый взгляд, несколько странным.

Внутренняя жизнь зарождается из трусливого сластолюбия и бессильной жадности. Этими же чувствами она питается и живет.

В самом деле, ведь прорастание сознания в акт, внутреннего во внешнее, как мы только что видели, осуществляется в выборе. А "выбрать", по прямому смыслу слова, это значит: утвердить одни возможности, мужественно отвергнув другие, неисчислимые. Ибо, чтобы только одна из них стала действительностью, приходится отказаться от множества других. Итак, действительный выбор предполагает прежде всего готовность к отречению.

Если этой готовности нет, если дух сластолюбиво и жадно цеп­ляется за все раскрывающиеся перед ним противоречивые воз­можности и не хочет ничем поступиться из этого, еще призрачно­го, богатства, – тогда ему остается только одно: уклониться от осуществления (ибо таковое, ведь предполагает отказ от многого и желанного). И вот он останавливается на переходном моменте со­знания и предается любованию возможностями ради них самих.

Ведь поступившись осуществлением, дальше уже ничем посту­паться не приходится: во "внутренней жизни" все смешивается, все сочетается, все воссоединяется, самые противоречивые эле­менты уживаются рядом и сладостно восполняют друг друга – только бы не пытаться их осуществить!

Так сластолюбец населяет свой душевный мир этими мертворож­денными актами – призраками актов, которым не суждено стать действительностью – и услаждается ими втихомолку. Сферу со­знания – где через отречение должен осуществляться выбор – оно превращает в место болезненных услаждений, а мысль – в пустую игру духа с самим собой.

Итак, "внутренняя жизнь" не имеет собственно никакого положи­тельного содержания. Она слагается – каждый может проверить это на себе самом – из образов того, что неосуществимо или не осуществилось, чего мы не умеем или не смеем или не хотим осу­ществить, – но от чего мы все-таки не решаемся до конца отка­заться, властно оттолкнуть в забвение. Наоборот, мы тщательно культивируем эти образы; отвращаясь от мира, мы жадно всматриваемся в их смутное протекание и ищем в нем – свое Я. Погружаясь в эту мелькающую муть, мы верим, что "погружаемся в себя" – в свою сокровенную и существенную глубину...

9

Знаменательно, что как раз в те моменты высшего напряжения, когда человек бывает в наибольшей степени собою, он менее все­го думает о себе: его взор обращен не внутрь, на свое Я, но вов­не, в мир, на объект действия. Он весь в своем акте. И так быва­ет во всех сферах жизни: все равно, будь то теолог, размышляю­щий о природе первородного греха, или начальник, ведущий в атаку свой эскадрон, хирург, оперирующий больного, или любов­ник в постели своей возлюбленной. Внутреннее конкретно отожде­ствляется с внешним; чувство, себя, своей цельности и полноты пронизывает самый акт, нераздельно сопутствует его ритму и, как острый привкус, сопровождает его осуществление.

Всякий, в той или иной форме, изведал это и может вспомнить, что это, настоящее, чувство личности менее всего похоже на са­моуглубление и самосозерцание. Нет, для самоуглубления и само­созерцания надо предварительно распуститься, размякнуть, т.е. уже перестать быть собою. Поэтому немудрено, что все самосо­зерцатели, пускавшиеся на поиски собственного Я через самоана­лиз и интроспекцию, никакого Я в конце концов не находили: под их ищущим взором оно неизменно распадалось на душевные ато­мы, на какие-то, психические клочки и обрывки, не связанные ни в какое единство. Вся художественная литература психологически-аналитического склада, завершенная Прустом, иллюстрирует это явление, смысл которого можно резюмировать словами одного из ее характерных представителей – Амиэля: "Через самоанализ я упразднил себя". Под влиянием этой литературы многие решитель­но провозгласили, что личность лишь фикция, миф, понятие юри­дического происхождения или пустое собирательное имя для ничем между собою не связанных психологических состояний.

10

Что "внутреннего Я" не нашли, это понятно, ибо такового дейст­вительно нет. Я – субъект действия и, постольку, наличествует только в действии, раскрывает себя только в нем. Оно не есть не­что чисто внутреннее, столь же мало, впрочем, как и нечто чисто внешнее. Как каждый акт подлинной жизни, как сама жизнь, лич­ность есть тоже живое тождество внешнего и внутреннего.

Поскольку это тождество нарушено, личности уже нет. Остается только материал, из которого она может быть создана: разрознен­ные психологические состояния и случайные, не связанные с ни­ми, акты. Поэтому бессмысленно было искать в себе единство личности, которое сам же разрушил, и удивляться потом, что его не находишь.

Это единство нельзя просто найти в себе в готовом виде, его можно только осуществить: неустанным усилием возводить свою скрытую сущность в свое зримое обнаружение, всей волей, всем сознанием прорастать в акт, в действие, в мир.

Чтобы все, что внутри, было вовне.

Источник: Бахтин Н. М. Из жизни идей. – М.: Лабиринт, 1995. – С. 47-52.
Вопросы к тексту:

  1. В чем заключается разлад личности, по мнению Н. М. Бахтина?

  2. Что такое "внутренняя жизнь" человека, по Н. М. Бахтину, и есть ли она у животных?

  3. В чем состоит двойственность сознания (свободы) человека?

  4. Как слагается "внутренняя жизнь" человека и где ее исток?

  5. Каким образом, по Н. М. Бахтину, можно обрести единство личности?



1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   18


написать администратору сайта