ДИПЛОМ. Проблема мышечной свободы дирижерского аппарата у начинающего студентадирижера и пути её решения
Скачать 75.33 Kb.
|
Во время упражнения амплитуда размаха, темп движений, скорость падения и подъёма предплечья, а также сила и резкость удара должны варьироваться. Упражнение второе – движения предплечья во всех точках плоскости тактирования. Этому упражнению необходимо уделить больше внимания, чем аналогичному кистевому, так как оно является решающим для освоения схем тактирования. Из исходного положения рука постепенно перемещается вправо, затем влево. Перемещение производится с остановками в определенных точках, причём в каждой делается по нескольку ударов кистью при участии предплечья. . Во втором варианте нужно перемещать руку уже без остановок, сопровождая движение ударами кисти. Темп движений, скорость падения и подъема предплечья, величина амплитуды, острота и сила удара должны варьироваться. Производя движения предплечьем, обучающиеся, как правило, совершают множество ошибок. Большей частью они возникают в результате того, что плечо перестаёт быть опорой предплечью. Вытяните руку прямо перед собой, согните её в локте так, чтобы предплечье было параллельно грудной клетке, затем, оставляя плечо в том же положении, сделайте энергичное ударяющее движение предплечьем. Удар предплечья немедленно вызовет резкое отдергивание локтя вверх и плечо потеряет свою опорную функцию. Правильным положением предплечья можно считать такое, при котором локоть в момент удара может свободно раскрываться. Кисть, предплечье и плечо при любом положении руки должны находиться на одной линии, направленной в сторону удара. Благодаря этому вращательное движение плеча устраняется и оно остается опорой предплечью. При переносе предплечья в ту или иную сторону плечо должно следовать за ним, а не быть неподвижным, прижатым к корпусу или оттопыренным. Упражнения на выработку движения плеча Упражнение первое – удары в одну точку Из основного положения руки начать небольшое ударяющее движение предплечьем и, постепенно расширяя амплитуду жеста, включить в него плечо. Жест должен быть свободным, упругим, а участие кисти минимальным, хотя вместе с тем именно ею должен наноситься удар, как бы завершая движение плеча и предплечья. Нужно тщательно следить за тем, чтобы кисть не теряла упругости. Упражнение второе – перенесение удара во все точки плоскости тактирования. Здесь, как и в предшествовавших упражнениях, необходимо, чтобы в каждой точке плоскости тактирования плечо и остальные части руки находились в удобном, естественном положении. Рекомендуется варьировать темп упражнения, силу, резкость, амплитуду удара. Упражнение третье – освоение движения руки в направлении, перпендикулярном корпусу (отталкивающее движение). Выполняется упражнение следующим образом: обучающийся делает рукой кругообразные движения (от себя, вперед) с толчком в нижней точке окружности. Величина окружности варьируется. С увеличением её масштаба плечо (для большего размаха движения) отводится назад настолько, чтобы кисть оказалась у корпуса. В момент движения руки вниз плечо должно опускаться раньше предплечья. Удар производить в тот момент, когда рука направляется вверх. Этим будет дан импульс к следующему движению по окружности. Положение кисти в предударном движении и выполнение удара может быть различным. Во время движения руки к точке удара кисть должна находиться в приподнятом положении; после удара, одновременно с продолжением движения руки вверх по кругу, кисть необходимо приподнять, приготовив к следующему удару. Другой вид движения отличается от предыдущего тем, что в момент, когда рука занимает положение более высокое и близкое к корпусу, кисть наклоняется (относительно предплечья) и остаётся в этом положении вплоть до момента удара. При опускании руки предплечье также должно быть направлено вниз и таким образом опережать плечо. В нижней точке движения кисть и локоть распрямляются, и рука, как бы оттолкнувшись, наносит сильный удар. Толчкообразные круговые движения руки выполняются во все стороны (вправо, влево, вперед). Пластичность жеста, легкость, гибкость и координированность движений в технике дирижирования имеют большое значение. Выразительность жеста во многих случаях достигается лишь при условии пластичности движений руки. Поэтому на развитие её должно быть обращено сугубое внимание. Сочетание кругообразных движений предплечья с движениями кисти. Начинается упражнение из основного положения руки кругообразным движением кисти вправо; с увеличением амплитуды постепенно включается предплечье. Движение выполняется из основного положения руки в направлении вниз – вправо, несколько раз без перерыва. Затем аналогичное движение выполняется в обратную сторону: из исходного положения вниз – влево. В верхнем положении предплечья кисть несколько приподнята, в нижнем – опущена, в боковых положениях слегка отведена в сторону. Таким образом, кисть в одновременном движении с предплечьем как бы увеличивает совершаемый им круг. Ладонь нужно держать обращенной к полу; упражнение проводить плавно, без толчков как с раскрытой ладонью, так и с присобранной кистью. Служит выработке круговых движений всей рукой. Начинать его нужно предплечьем, вовлекая затем плечо одновременно с увеличением амплитуды движения. Когда рука идет вправо, локоть должен разгибаться, влево – сгибаться. Упражнения на дальнейшее развитие пластичности движения руки. Освободив руку в локте, делать ею плавные, без толчков кругообразные движения от себя, сохраняя неизменность положения кисти. Движения выполняются вперед и во все стороны; величина кругов варьируется. Когда дирижёр ведёт руку к себе, она как бы складывается, при движении от себя – раскрывается, вытягивается. (Мусин «Техника дирижирования» Глава II) Упражнения для выработки движений кисти Упражнение первое – движение кисти в одной точке. Приведя руку в исходное положение (то есть местоположение «раза»), нужно приподнять кисть и, задержав её на некоторое мгновение, сделать легкое бросковое движение, как бы ударяя по какой-то плоскости. После удара кисть, оттолкнувшись от воображаемой плоскости, должна отскочить вверх так, чтобы оказаться подготовленной к следующему движению. В момент удара кисть находится на уровне предплечья, то есть параллельно полу. Рекомендуемые движения повторять одно за другим с интервалами примерно в одну секунду, причём после каждых 8-10 ударов обязательно проверять состояние мышц руки, устраняя появляющиеся зажатости. Исходное положение руки, рекомендуемое для начала упражнений, не следует смешивать с исходным положением её перед началом дирижирования. Упражнение исполняется с различной скоростью, остротой и амплитудой, с различными по длительности интервалами. Во избежание возникающих во время упражнений ошибок рекомендуется соблюдение следующих правил: • предплечье должно всегда находиться в горизонтальном положении и во время удара не отходить вверх, так как в этом случае кисть лишается опоры; • кисть во время удара не должна опускаться ниже уровня предплечья, так как в таком положении трудно достичь упругости и остроты удара (данное правило тесно связано с предыдущим); при приподнятом предплечье кисть, заняв в момент удара горизонтальное положение, будет в то же время опущена по отношению к предплечью; • кисть должна подниматься свободно, без напряжения; остановка в верхней точке выполняется без толчка и напряжения; для устранения возможной зажатости кистевого сочленения полезно уже после остановки кисти дополнительно слегка приподнять её вверх; • движение кисти вниз не следует форсировать, искусственно ускорять; это нарушает равенство движений вверх и вниз, а кроме того может приводить к зажатости. Часто обучающемуся не сразу удаётся добиться нужной остроты и упругости в движениях кисти. В таких случаях можно прибегнуть к помощи ассоциативных представлений. Например, выработке остроты удара помогает представление о стряхивании с кончиков пальцев капель жидкости. При вялости движения вверх можно воспользоваться ассоциативным представлением о соприкосновении кисти с раскаленным предметом. Иногда вялость удара связана с недостаточно быстрой фиксацией мышц. В этом случае целесообразно, приподняв кисть, быстро опустить eё до уровня предплечья и мгновенно остановить без какого бы то ни было движения в обратную сторону. Упражнение второе – кистевые удары во всех точках плоскости тактирования. Из исходного положения рука постепенно перемещается вправо, затем влево. Перемещение производится с остановками в определенных точках, причём в каждой делается по нескольку ударов кистью. Во втором варианте нужно перемещать руку уже без остановок, сопровождая движение ударами кисти (как бы нанося уколы по плоскости тактирования). В течение упражнения надо внимательно следить за свободой руки, естественностью её передвижения и правильностью ударов кисти. Упражнение преследует двоякую цель: во-первых, выработку единообразия кистевых ударов при разных положениях руки, во-вторых, выработку верного положения различных частей руки по отношению к той или иной точке плоскости тактирования. Решающую роль играют плечо и локоть. Во время движения руки влево плечо должно приближаться к корпусу, а локоть сгибаться; движение вправо вызывает обратный процесс. Иногда учащемуся не удаётся сразу найти удобное и естественное со-отношение частей руки в различных точках плоскости тактирования. Для этого можно посоветовать проделать следующее: из исходного положения быстро отвести руку влево почти до соприкосновения её с корпусом, затем, раскрывая в локте, одновременным движением плеча и предплечья полностью отвести вправо. Повторить движение несколько раз подряд, после чего проделать его медленно, с остановками в различных точках плоскости тактирования. (Мусин «Техника дирижирования» Глава II) |