ДИПЛОМ. Проблема мышечной свободы дирижерского аппарата у начинающего студентадирижера и пути её решения
Скачать 75.33 Kb.
|
Глава III. Практические задания и упражнения для преодоления мышечных зажимов 3.1. Упражнения для освобождения плечевого пояса Зажатость плечевого пояса приводит к тому, что во время дирижирования начинающий дирижёр не может свободно поднять руки вверх, опустить вниз, развести в стороны, движения плечевого сустава и мышц плеча очень ограничены. В движениях плеча заметно торможение. Плечи приподняты, голова малоподвижна, чувствуется скованность мышц, шеи и шейных позвонков. Особенно зажатость плечевого пояса заметна на forte в произведениях насыщенного звучания, когда требуется сильный свободный жест, большая амплитуда движений. В организме человека все мышцы, органы связаны между собой и всеми движениями управляет центральная нервная система, поэтому довольно трудно иногда устранить ранее приобретённые неправильные навыки. Занятия по исправлению недостатков мануальной техники следует начинать с полного мышечного освобождения. Это можно достичь путём систематических занятий соответствующей гимнастикой, применяя различные физические упражнения, которые помогут освободиться от мышечного зажима, и овладеть правильной дирижёрской техникой. Можно рекомендовать несколько упражнений для освобождения плечевого пояса. Начинать стоит с упражнения, которое поможет обрести ощущение мышечной свободы и покоя. Нужно сесть на стул поглубже, чтобы спина опиралась на спинку, руки свободно опустить вниз, ноги, согнутые в коленях, упираются в пол. Хорошо расслабить мышцы, почувствовать полный покой, вообразить себе, что сел просто отдохнуть. Затем запястьем поднять руку вверх и бросить её на колени. Если мышцы расслаблены, рука должна безвольно и мягко упасть. Самое главное в этом упражнении следить за тем, чтобы движение было равномерным, свободным, плавным, ленивого характера и рука была бы совершенно свободна, кисть опущена вниз, локоть полусогнут. Затем это же упражнение стоит выполнить стоя. Необходимо свободно и ровно встать, полностью освободившись от всякого напряжения; ноги поставить рядом на небольшом расстоянии друг от друга, руки в это время находятся вдоль корпуса; затем нужно свободно поднять совершенно вытянутые руки вверх, выше головы, и бросить их вниз как плети, как неживые или чужие. С падением рук следует опускать и голову. Это упражнение выполняется сначала одной, потом другой рукой и затем обеими вместе, используя те же приёмы и испытывая ощущения, что и при упражнении сидя. (Безбородова «Дирижирование» стр. 77) Действие мышцы или группы мышц в одном каком-либо направлении сопровождается уравновешивающим противодействием другой мышцы (или мышечной группы) в противоположном направлении. Так, если бицепс, действуя как сгибатель, поднимает предплечье, то трицепс, выполняющий функцию разгибателя, будет в это время противодействовать сгибанию и наоборот. Это явление объясняется координацией процессов возбуждения и торможения, происходящих в соответствующих отделах коры головного мозга. Взаимоуравновешивание мышц-антагонистов является природной особенностью всякого произвольного движения. В музыкально-исполнительской, в том числе и дирижёрской, технике опора движения совершенствуется как путём специальных упражнений, так и в практике дирижирования. Применяя различные психологические приспособления, то есть представления и ассоциации, дирижёр может искусственно активизировать работу мышц-антагонистов, увеличивая тем самым сопротивление, упругость опоры. (Казачков С. Дирижёрский аппарат и его постановка. Стр. 31-32) Пути развития мышечной свободы дирижёрского аппарата многообразны. В первую очередь нужно исключить общие физические и психологические помехи, тормозящие это развитие. Затем следует заняться специальными упражнениями, вырабатывающими ощущение свободного движения. Полезно воспитать в себе самоконтроль и умение распознавать, где локализуется излишнее мышечное напряжение. Вначале такой самоконтроль требует сознательного анализа движений, впоследствии он автоматизируется и перейдёт в область подсознания, не отвлекая дирижёра от более важных сторон исполнения. Мышечная свобода связана также с другими элементами дирижёрской техники. Постепенное овладение ими будет значительно способствовать возникновению непринуждённости в движениях молодого дирижёра. (Казачков С. Дирижёрский аппарат и его постановка. Стр. 41) На важность релаксации люди обратили внимание очень давно. Ещё йоги, формулируя основы своего учения, рекомендовали: освободи мускулы – в покое сила. Начиная с конца ХIХ века было разработано много систем так называемых аутогенных тренировок, способствующих овладению процессом мышечного расслабления. Одна из них, автором которой является австрийский врач-психиатр Шульц, представляет фундамент почти всех современных построений. Серьезный вклад в изучение этой проблемы в России внес Бехтерев. Чрезвычайно велики и заслуги Станиславского, много сделавшего для раскрытия положительной роли мышечного расслабления в процессе актерского творчества. (Ержемский «Психология дирижирования» Глава IV Стр. 40) Процесс расслабления во многом связан с действием механизмов самовнушения. Создание всевозможных психологических установок является одним из важнейших условий рациональной подготовки двигательного аппарата дирижёра к предстоящим действиям. Большую роль играет также и нахождение действенных "манков" (Станиславский) в виде всевозможных "как бы", "если бы" и т. п., порождающих различные формы мышечного расслабления. Установка на расслабление выступает в качестве внутренней психической модели будущей ситуации, способной на основе прошлого опыта и механизмов воображения вызвать соответствующие ей положительные психомоторные изменения в профессиональном аппарате дирижёра. Рассмотрим некоторые практические приемы релаксации. Можно поднять на необходимый уровень "просто" руки, имеющие довольно значительный фактический вес, и возможно те же руки ощущать уже как "невесомые" или "легче воздуха". Более рационально поднимать не руки, а лишь "концы пальцев", оставив при этом предплечье как бы "лежащим внизу", на "мягкой опоре". И хотя концы пальцев выполняют те же внешние функции, "организуя" передвижение в пространстве целостного рычага, при таком настрое они вообще не обладают никаким практически ощущаемым весом. Это способствует ликвидации излишних непроизводительных физических усилий. Следует отличать процесс мышечного освобождения от состояния расслабления. Первый всегда протекает в непрерывном развитии, в динамике, в то время как второй является уже результатом этого процесса, его относительно устойчивой фазой. Основой рационального расслабления является достижение состояния "мышечного покоя", когда сам двигательный аппарат уже не привлекает к себе особого внимания. В этом случае начальный подъём руки и удержание её на весу не будет ощущаться дирижёром в качестве искусственного действия. Оно, скорее, будет расцениваться им как психологически естественное нейтральное положение, при котором руки не имеют тенденции к движению вверх. В учебном процессе расслабление осваивается и формируется как бы постепенно, поэтапно. Начинается, как правило, от кончиков пальцев. Далее, следуя по руке, переходит к лопатке, охватывая в конце концов полностью весь плечевой пояс. Аналогично, от периферии к центру, происходит и контроль результатов релаксации. Это создает возможность для выработки в мышечном аппарате дирижёра ощущения своеобразной "проточности", "проходимости" для сигналов психологической установки, позволяющее равномерно распределять состояние релаксации по всему параметру тела. Следует подчеркнуть, что расслабление по элементам, не связанное единым, равномерно распределённым вниманием к мышечному состоянию всего аппарата, даёт практически очень незначительный полезный эффект. Концентрируя своё внимание на одной группе мышц, мы теряем связь с другими участками мускулатуры, и это незамедлительно даёт себя знать. Возникает бесконечный процесс расслабления вместо создания и поддержания устойчивого состояния релаксации, мышечной свободы организма в целом. Такое устойчивое состояние расслабления может быть достигнуто только путем "аккордного" распределения внимания по всему параметру плечевого пояса и, более того, при одновременном контроле дирижёра за всей своей мышечной деятельностью. Постепенно, с получением положительного опыта в этой области, функции контроля перейдут в сферу подсознания и автоматизмов. К релаксационной постройке двигательного аппарата дирижёра можно подходить как к равномерно распределённому расслаблению, которое создаёт устойчивое состояние расслабления, подкрепляемое моделью определённой психологической установки. "Равномерная распределённость" полезна ещё и потому, что у человеческого организма имеется особая способность непроизвольной передачи положительного двигательного опыта на идентичные, дублирующие участки поверхности тела. То есть одна "воспитанная" рука как бы передаёт своё накопленное умение (в данном случае умение расслабляться) другой. Выработанные ощущения легче "распределять" (распространять на соседние участки), чем "переносить", изолируя их от положительной практики мышечной группы, уже овладевшей релаксацией. Существуют рефлексы, близкие по своим механизмам к мышечному расслаблению. Это, в частности, рефлекс свободного падения руки. Его можно считать не только органичным развитием состояния релаксации, но и в известной степени высшей, завершающей стадией этого процесса. Наиболее рациональным может быть такое положение, когда руки дирижёра находятся как бы на грани падения. При отсутствии этого в двигательном аппарате дирижёра возникают статические, фиксированные положения, которые приводят к излишнему мышечному напряжению. На первый взгляд кажется, что состояние падения неизбежно будет вступать в противоречие с подъёмом руки. Однако это сочетание движений может трактоваться как подъем "постоянно падающей" руки. Явление падения также полезно использовать вместо обычных, направленных "вниз" движений дирижёра. С помощью специальной психологической установки можно добиться наибольшей двигательной свободы, ограничив свои представления о руках как о безмышечном сочетании кожи и костей, как о некоторой физической нейтральности, и в конце концов совсем убрать их из осознаваемой сферы. В связи с постоянно меняющимся характером творческих задач формирование каждого нового действия требует обычно как бы "преодоления" предыдущей музыкальной ситуации, то есть затраты определенной энергии на перенастройку психофизиологического аппарата дирижёра, реализующего свои художественные установки. Релаксация создаёт для этого наиболее благоприятные условия, способствуя наиболее адекватному отображению творческих замыслов интерпретатора-дирижёра. Это также касается и других музыкальных профессий. Интересное преломление получила эта проблематика в области фортепианной педагогики. Так, выдающийся пианист современности Артур Шнабель, указывая, что музыка есть цепь непрерывных изменений, рекомендовал добиваться, чтобы и всё тело в процессе исполнения было бы таким же пластичным и свободным, как сама музыка. Возникновение мышечных зажатий часто является следствием неправильной организации дирижёром своей психической деятельности. Отсутствие постоянного предвосхищения художественного результата, внутреннего моделирования всегда нарушает координацию двигательного аппарата. Угасание творческой инициативы дирижёра ведёт, в свою очередь, к эмоциональной пассивности организма, к превращению руководителя исполнения в стороннего наблюдателя за действиями оркестра. В этот момент мышечный аппарат дирижёра, не получая от центральной нервной системы программы на будущее, пытается рефлекторно реагировать на уже происшедшие действия и, теряя объективную почву для естественного формирования движений, включает "тормоза". Ситуация будущей неопределённости из-за потери самой цели движений приводит к разрушению органических связей между психической и физической деятельностью. Это большей частью ведет к дезорганизации мышечных действий и к хаотическому включению мышц-антагонистов, то есть – к зажатиям-спазмам в двигательном аппарате. Таким образом, целесообразное мышечное расслабление всегда должно рассматриваться исполнителями в качестве наиболее активного психического состояния, способствующего мобилизации творческих резервов личности, как общая психофизическая настроенность исполнителя на осуществление любых, требуемых содержанием будущей музыки действий. (Ержемский «Психология дирижирования» Глава IV стр. 42 – 45) Для успешного овладения соответствующими приемами техники дирижёру необходимо иметь хорошо натренированные руки, легко выполняющие всевозможные движения. Качества эти не могут быть развиты только в практике дирижирования произведениями, когда внимание направлено на выполнение художественно-исполнительских задач. Поэтому в начальной стадии обучения их лучше развивать специальными упражнениями в какой-то степени аналогичными упражнениям по развитию техники – ловкости, беглости и пр. – у инструменталистов, целью которых является устранение всевозможных двигательных дефектов – зажатости, скованности мышц, судорожности, неуклюжести, некоординированности движений и т. п. Специальные предварительные упражнения основаны на движениях, представляющих собой элементы дирижёрской техники. С них фактически начинается процесс овладения навыками тактирования. Суть лишь в том, что каждое из движений, входящих в дирижёрскую технику в виде слитных комплексов, на упражнениях осваивается изолированно и в известной методически обусловленной последовательности. Первейшее условие дирижирования – мышечная свобода движений, отсутствие излишнего напряжения в руках и плечевом поясе. Только свободные, ненапряженные руки, позволяют дирижёру передавать исполнителям свои художественные намерения. Устранению напряжения в мышцах должно быть уделено особое внимание. Приступая к занятиям, дирижёр должен позаботиться о том, чтобы привести корпус и руки в свободное состояние. Это и является своего рода первым упражнением. Оно заключается в следующем: приподняв плечи, отведите их (разверните) назад и свободно (как бы бросив) опустите; упражнение повторите несколько раз. Оно устраняет напряженность мышц плечевого пояса и корпуса, позволяет принять подтянутое, а вместе с тем свободное положение. Свободное положение руке придаётся следующим образом: рука медленно поднимается от плеча перед собой (при свободно опущенной кисти), на мгновение задерживается, после чего, несдерживаемая расслабленными мышцами, свободно падает. После падения рука по инерции совершит несколько размаховых движений; для того чтобы их не стеснять, можно слегка наклонить корпус в сторону. Упражнение делается обеими руками поочередно. В дальнейшем рекомендуется время от времени проверять состояние мышц и устранять возникающие зажимы. Эта мера особенно необходима в начальной стадии занятий, пока обучающийся не овладеет в достаточной степени двигательными приемами. 3.2. Упражнения для подвижности и гибкости предплечья и кисти Подготовительные упражнения, а в дальнейшем движения тактирования рекомендуется выполнять каждой рукой в отдельности, чтобы развить их независимость. Точно так же, когда от предварительных упражнений учащийся перейдет к дирижированию, то на первых порах следует воздерживаться от применения левой руки. Временное выключение её необходимо для развития активности и оперативности правой. Лишенная поддержки левой руки, правая вынуждена будет проявлять максимальную инициативу. Из методических соображений желательно, чтобы дирижёр добивался предельной выразительности жестов с помощью правой руки, и лишь после того, как все ресурсы её будут исчерпаны, вводил в действие левую. Перед началом каждого упражнения рука должна занять естественное и соответствующее задачам выработки дирижёрских навыков исходное положение. Таковым целесообразно считать точку «раза» – первой доли, как наиважнейшей и в то же время одинаковой для всех рисунков тактирования. Исходное положение может быть найдено следующим образом: свободно опущенную руку надо согнуть в локте под прямым углом и слегка вытянуть вперед так, чтобы предплечье оказалось на уровне диафрагмы и параллельно полу. Кисть также в горизонтальном положении должна как бы продолжить предплечье, пальцы быть свободно присобранными так, чтобы большой и указательный соприкасались концами, а остальные оставались округленными, но не прижатыми к ладони. Благодаря некоторому выдвижению вперед, рука займет некое срединное положение, при котором дирижёр имеет возможность удалять её от себя или приближать к себе. Кроме того, слегка выдвинутое вперед плечо станет как бы рессорой, способствующей упругости движений. Упражнения на движения предплечья Упражнение первое – движения предплечья в одной точке плоскости тактирования. Начинается упражнение с ударов кистью с постепенным включением в него предплечья. Движения должны быть упруги и эластичны. Падение руки не должно быть ускоренным, форсированным. Для произведения удара достаточно веса самого предплечья. Свободным и незаторможенным должно быть и движение вверх. Руку в конце замаха надо останавливать спокойно, без судорожного торможения, избегая вибрирования предплечья или кисти. При выполнении движения предплечьем удар должен по-прежнему производиться кистью. Со включением предплечья кисть несколько уменьшит свою амплитуду. В противном случае жест будет разболтанным, несобранным. Для большей четкости и упругости движений предплечья необходимо, чтобы плечо служило ему достаточной опорой. Так, если в момент удара плечо отойдет вверх (или вправо), то удар получится вялым, а движение не опёртым. Поэтому плечо должно оставаться относительно неподвижным, либо допускается незначительное перемещение его вперед. Подобное дополнительное движение плеча применяется с целью укрупнения жеста, придания ему большей силы и активности. Для выработки более твердого удара у дирижёров, склонных к вялости движений, можно рекомендовать освоение внезапных полных остановок руки на плоскости тактирования; достигается это путем мгновенной фиксации мышц во время удара. Нужно следить, чтобы кисть не опускалась ниже уровня предплечья, а резкая остановка руки не вызывала судорожное отдергивание её вверх; падение руки вплоть до остановки должно быть свободным. |