Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальный пессимизм

  • Философия культуры: категории, проблемы, решения Философия культуры

  • Ценность

  • «вредность». Значимость

  • Философия истории: категории, вопросы, решения.

  • Детерминизм

  • Гносеология философии истории

  • История философии истории

  • Проблема философии истории в том что

  • Философия техники: категории, вопросы, решения.

  • Органопроекция

  • 14 семинар. Проблема общественного идеала


    Скачать 25.05 Kb.
    НазваниеПроблема общественного идеала
    Дата27.03.2022
    Размер25.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла14 семинар.docx
    ТипДокументы
    #420449

    Проблема общественного идеала

    Общественный идеал – это совершенное общество..Русский философ П. Новгородцев предложил такую формулу идеального общества. Это такое общество, где обеспечены максимальные свобода, равенство и общечеловеческая солидарность.

    1. Социальный утопизм считает, что идеал осуществим в любых условиях, достаточно убедить в нем большинство населения.

    2. Социальный пессимизм считает, что идеал непостижим и недостижим, поэтому не стоит даже пытаться его реализовать. Пусть все идет само собой.

    3. Практический идеализм считает, что, хотя полностью осуществить общественный идеал невозможно все же следует стараться его познать и по мере созревания условий частично воплощать в реальность. ярким представителем практического идеализма был индийский деятель Махатма Ганди , который смог организовать индийцев на борьбу за независимость, причем использовал только ненасильственные средства.

    каков общественный идеал по содержанию? Можно выделить несколько основных вариантов ответа на эту проблему.

    Теория идеального государства Платона. По Платону, идеальное государство должно отличаться единством, быть единым организмом. Главная ценность идеального государства справедливость и единство(сплоченность).

    Либеральный общественный идеал Главная ценность – индивидуальная свобода, естественные права человека на свободу, счастье, собственность и т.д.

    Проблема в том что

    1. Материальное и духовное противостоят друг другу.

    2. Философы-материалисты считают, что идеальные, духовные явления производны от материальных и потому тождественны им. Один из первых - Демокрит.

    3. Философы-идеалисты считают, что идеальное представляет собой качественно иной вид реальности, резко отличающийся от материального. Один из первых - Платон.

    4. Основной смысл проблемы идеального связан с пониманием природы человеческого сознания.

    Философия культуры: категории, проблемы, решения

    • Философия культуры раздел философии, рассматривающий проблемы сущности, целей и ценностей культуры

    • Культура - возделывание, обработка. Понятие, охватывающее всю творческую, созидательную деятельность человека; совокупность умений, её обеспечивающих; результат этой деятельности, включающий всё, что создано руками человека 

    • Понятие «культура» изначально связано с «хорошим делом», не только с тем, что сделано, но и как, и зачем.

    А дело есть способ освоения мира.

    • Сам человек также часть культуры. Культура- это творческий принцип жизни личности и общества в целом: это не просто умение, доведенное до уровня искусства, но и нравственно санкционированная цель.

    • Совокупность материальных и духовных ценностей, а так же способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру.

    Материальная культура

    • К материальной культуре относят прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия.

    • Материальная культура- показатель уровня практического овладения человеком природой.

    Духовная культура

    • К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей и интересов людей.

    • Духовная культура отлагается в «вещной» форме. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом.

    Мир ценностей

    • Перед человеком- целый океан культурных ценностей, созданных всемирной историей, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности.

    • Ценность- это факт культуры, и она социальна по своей сути.

    • Понятие ценности соотносительно с такими понятиями, как «значимость», «полезность», или «вредность». Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности целостного отношения – что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет нас безразлично спокойными.

    • Стержнем культурных ценностей, объединяющим их воедино, является гуманистическое понятие нравственности , без которого все виды ценностей потеряли бы всякий смысл.

    • Нравственный императив придает ценностным ощущениям стимул к деятельному выражению,имеющему едино понимаемую цель, и обеспечивает их духовной энергией, без которой не было бы самой культуры.

    Первое направление рассматривало культуру в контексте проблемы совершенствования разума, проецируя ее на автономно познающего субъекта. Способы решения этой проблемы состояли в выработке методов получения истинного знания, поэтому они были связаны с теорией и методологией познания. В последующих теориях культуры гносеологическая и методологическая ориентация идей самосовершенствования перестала главенствовать, но сам принцип применительно к человеку и человечеству, в том числе и в историческом измерении, оказался перспективным.

    Во втором из выделенных направлений культура предстала в виде совокупности созданных людьми «искусственных вещей», прежде всего, как коллективный общественный продукт. В такой трактовке она совпадает, по сути, с общественным способом существования человека (как его вторая природа) и оказалась терминологически близкой «обществу». Понимание культуры как «искусственного» вошло во все последующие теории культуры.

    Третье направление составляют концепции, разрабатывавшиеся в контексте философии истории начиная с XVIII века. Культура в них представлена в качестве содержания и цели исторического процесса, как совокупность исторических форм, способов деятельности, форм сознания и продуктов этой деятельности, средство формирования и развития человечества. Культура была понята одновременно и как условие целостности всемирной истории, и как неповторимые, уникальные «исторические культуры».

    В этих трех направлениях философия рассматривалась в качестве способа познания, позволяющего осуществлять саморефлексию культуры. Философия – это, прежде всего, знания, которые необходимы для преобразования окружающего мира, для самопознания и самосовершенствования человека.

    Философия истории: категории, вопросы, решения.

    Философия истории – это раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, основных направлений исторического процесса, а также обосновывающий методы его познания.

    Категории философии истории:

    1. Онтология философии истории

    2. Антропология философии история

    3. Гносеология философии история

    4. История философии истории

    Онтология философии истории - это составная часть философии истории, которая занимается рассмотрением проблем собственно исторического бытия: смысла и направленности истории, социального детерминизма. Детерминизм — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности.

    Антропология философии истории определяет место человека в историческом процессе, роль в этом процессе субъектов истории и отвечает на вопрос: «Кто делает историю?» Как правило, различные направления философии истории к субъектам исторического процесса относят народ, нацию, массу, толпу, социальные классы и выдающихся личностей и по-разному отвечают на поставленный вопрос.

    Гносеология философии истории главное внимание уделяет проблемам исторического познания, а именно изучению, анализу и объяснению исторических фактов и событий, определению специфики исторического познания, а также поиску истины в историческом познании и пр.

    История философии истории исследует проблемы возникновения и развития философии истории, формирования её предмета, процесс внутренней дифференциации философии истории, в ходе которого возникли разные направления и течения.

    Проблема философии истории в том что многие философы обращали внимание. Так, например, немецкий философ Э. Бернгейм пишет, что главной задачей философии истории является синтез исторического процесса и поэтому «в древности философия истории в только что указанном смысле была неизвестна, так как античному миру чуждо представление о внутреннем единстве человеческого рода; но вместе с христианством появляется одно из главнейших условий, для того чтобы рассматривать и его судьбы, как одно внутренним образом связанное целое. Только в христианскую эпоху мы встречаемся с первой системой философии истории»7. Действительно, философия истории, дающая философскую характеристику всемирного исторического процесса, могла возникнуть вместе со становлением единого исторического пространства, а это произошло уже в новое время.

    Таким образом, можно сказать, что Бернгейм исходит из единства онтологического и гносеологического в философии истории. Это плодотворная мысль, которая не всегда находила поддержку со стороны других ученых. Так, соотечественник Бернгейма Зиммель полагал, что философия истории должна заниматься только гносеологическими проблемами, изучением мотивов и поступков людей.

    Философия техники: категории, вопросы, решения.

    Филосо́фия те́хники — исследование первопричин техники

    В ходе промышленного и постиндустриального развития сформировалась также область исследований, называемая философией техники.

    Первым сочинением, положившим начало этому направлению, принято называть работу Э. Kaппa (1887), в кото- рой он предложил свое понимание сущности техники на основе принципа органопроекции. Органопроекция – техника, как проекция органов человека По мысли Э. Каппа, первые технические средства возникали как проецирование вовне и усиление естественных органов человека. Основными задачами философии техники стало исследование сущности техники и ее взаимоотношений с природой человека, с обществом, ее воздействие на куль- туру, образ жизни человека, ее природные основания и связь техники и технических знаний с природным миром и с естество знанием. Основной причиной появления исследований такого рода было стремительное промышленное развитие европейских стран, происходивший мире переход к промышленной стадии развития. В современных условиях эти исследования продолжены

    Проблема взаимоотношений человека и техносферы (искусственной среды обитания человека), одной из перспектив которой является возможное соединение биологической природы человека и средств информационного управления в виде биоробота (киборга), затрагивает принципиальные смысложизненные вопросы человеческого существования и требует философско-мировоззренческого и философско-антропологического обсуждения. Последнее означает, что вхождение в постиндустриальный мир, в так называемое информационное общество не снижает роли философии в осмыслении сложных проблем общественной жизни, вопросов взаимодействия природы, человека и человеческого по- знания, а также проблем взаимодействия философии, науки и техники. Возрастающая сложность проблем общественной жизни делает востребованным исторический опыт философского мышления, требует теоретического философско-мировоззренческого осмысления пути развития человечества.


    написать администратору сайта