Главная страница

Шпаргалка по истории России. 1. История как наука. Методология и теория исторической науки. Методы исторического познания. Функции исторического знания


Скачать 0.55 Mb.
Название1. История как наука. Методология и теория исторической науки. Методы исторического познания. Функции исторического знания
АнкорШпаргалка по истории России
Дата03.12.2022
Размер0.55 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIstoria_polnaya.docx
ТипДокументы
#826397
страница1 из 22
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

1.История как наука. Методология и теория исторической науки. Методы исторического познания. Функции исторического знания.

История в широком понимании история- наука о развитии мира в целом, в узком понимании история- наука о развитии человеческого общества.Методологические подходы исторического познания (методология - учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания):

  • субъективизм – полагает, что ход истории определяют выдающиеся исторические личности;

  • географический детерминизм – концепция, согласно которой климат и др. природные условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер (впервые разработана Ш. Монтескье);

  • рационализм – признает разум единственным источником познания и исторического развития;

  • теологический подход – рассматривает исторического процесса как результата деятельности мирового духа;

  • эволюционизм (в истории) – направление, предполагающее существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. (первым применил концепцию эволюционизма к истории человеческого общества Э. Тейлор);

марксизм – рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно-исторических формаций, а решающую роль в развитии общества отводит способу производства материальныхблаг(основоположники - К. МарксФ. Энгельс,в России - Г.В. Плеханов);

  • цивилизационный подход – в основу классификации кладет причастность обществ к той или иной цивилизации (большую роль в разработке подхода сыграли Н.Я. ДанилевскийО. ШпенглерА. Тойнби).

Историография отечественной истории:

  • В.Н. Татищев (1686-1750) – создал первый обобщающий обзор русской истории до смутной эпохи XVII в. (5-томная «История Российская с самых древнейших времен»);

  • М.В. Ломоносов (1711-1765) – российский ученый-энциклопедист, основоположник антинорманской теории происхождения Древнерусского государства;

  • Н.М. Карамзин (1766-1826) – первый официальный историограф, основоположник «дворянской» исторической науки, «Колумб русской истории». Главный труд – 12-томная «История государства Российского»;

  • С.М. Соловьев (1820-1879) – автор 29-томной «Истории России с древнейших времен» (до событий 1775 г.);

  • В.О. Ключевский (1841-1911) – популяризатор истории, автор «Курса русской истории»;

  • М.Н. Покровский (1868-1932) – родоначальник марксистской концепции советской истории, глава марксистской исторической школы в СССР в 1920-е гг.

Методы изучения истории (метод – это совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет и получаются знания):

  • сравнительный – заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве, во времени и выявлении сходства и различия между ними;

  • системный – заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений объектов;

  • типологический – позволяет классифицировать исторические явления, события, объекты на основе присущих им существенных признаков;

  • ретроспективный (историко-генетический) – позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений.

  • идеографический – состоит в описании исторических событий и явлений;

  • синхронный – заключается в изучении различных исторических событий, происходящих в одно и тоже время, выявлении сходства и различий между ними;

  • проблемно-хронологический – состоит в изучении последовательности исторических событий во времени

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.Третья функция – мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность.

2.История России- неотъемлемая часть всемирной истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Значения и источники изучения Отечественной истории. Периодизациявсемирной отечественной истории.

В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций. Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер. Россия как цивилизация и культура уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий, под влиянием которых формировался наш народ.

Во-первых, неблагоприятные природно-климатические условия. Краткий цикл сельскохозяйственных работ в 125-130 дней во многом определил черты национального характера, способность к мобилизационности, крайнему напряжению сил, взаимопомощи.

Во-вторых, в становлении и развитии Руси, России особая роль принадлежит евразийскому, континентальному геополитическому фактору. Обширная слабозаселенная территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений славян с угро-финскими, летто-литовскими племенами. Земли всем хватало. В то же время отсутствие естественных преград, гор, морей, помогало единению славян в народные ополчения, созданию централизованной государственности, что было необходимо для защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных кочевников, западных завоевателей. Наличие обширных земельных резервов благоприятствовало переселению людей при увеличении нормы эксплуатации земель, что вынуждало государство усиливать контроль за земледельцами.

В-третьих, в сложных природно-климатических и геополитических условиях славяне сравнительно быстро отошли от языческих вероисповеданий и приняли православную религию. Ее коллективистская духовность цементировала народ. Эти факторы обусловили специфичность социальной организации древнерусского, а затем всего российского общества. Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование как на Западе. Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте всемирной истории.

Основателем отечественной исторической школы считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. «Откуда есть, пошла Русская земля» – с этого труднейшего вопроса начал он «Повесть временных лет», составленную приблизительно около 1113 г. В летописных биографиях Ольги, Владимира, Бориса и Глеба имеются сведения о военных успехах и неудачах князей, освещаются политические события, излагаются легенды и сказания, присутствуют песенно-этические детали.

3.Мир на этапе раннего средневековья. Восточные славяне: их экономика, социальная организация,быт,верования.

Этот период занимал большое место в истории человечества и длился около 1000 лет. Эпоха Средних веков начинается в 476 годус падением Западной Римской империи. В отечественной науке было принято считать, что Средневековье – это эпоха феодализма. Сам термин «феодализм» ввел Француа Гизо в начале XIX века. Феодализмом называют систему отношений, которая пронизывала все средневековое общество. Феодализм представлял так называемую вассально-ленную систему, иначе говоря, дворяне были связаны друг с другом поземельной зависимостью. Дворянин, служа своему господину, или сеньору, получал от него земельный надел – лен. Однако не во всех европейских странах существовала такая вассально-ленная система.

В эпоху Средневековья рабство уже не существовало, на смену ему пришли сословия. Но ведь сословия существовали и в эпоху Нового времени, поэтому границу здесь провести очень сложно.

С точки зрения человека Нового времени, эпоха Средних веков – это эпоха варварства, упадка. Период Средневековья находился на менее высокой ступени развития, чем античные Греция и Рим. Уровень грамотности был ниже, санитарное состояние городов было ужасным, кроме того, велись войны, сопровождавшиеся огромным числом жертв. Например, в середине XIV века Европу потрясла эпидемия чумы. С другой стороны, существуют представления, что Средневековье было не таким уж темным периодом. Так, например, после Французской революции, которая проходила под знаменем «свобода, равенство и братство» историки стали говорить о том, что Средние века – это время господства государства, подчинения людей и время дисциплины.

В итоге мы можем видеть, что в эпохе Средних веков были свои плюсы, но в то же время и свои минусы.

В 6 веке выделяли 3 ветви славянства: восточные славяне(русские, украинцы, белорусы), западные славяне(поляки, чехи), южные славяне(бомары, сербы, македонсы). Социальная организация восточных славян род-племя-союз племен. Экономика восточных славян была комплексной они занимались земледелием, скотоводством, промыслом. Земледелие- основное занятие, славяне выращивали хлеб и овощи. Было 2 системы подсечно-огневая и перелог. Скотоводство- славяне выращивали крупно- и мало рогатый скот, собак, кошек, лошадей, свиней, птиц. Промыслы- охота на пушного зверя, ботничество- сбор мёда диких пчел. У восточных славян было натуральное хозяйство, то есть они производили всё для себя, а не для продажи. Внутренней торговли не было однако внешняя торговля развивалась продуктивно. Восточные славяне были язычниками.

4.Образование древнерусского государства,основные этапы и особенности его развития. Феодальная раздробленность.

В процессе формирования Древнерусского государства можно выделить три основных этапа:

I этап (VIII–середина IX вв.). Происходит вызревание предпосылок государственности в восточнославянских племенах. В этом процессе решающую роль играли внутренние факторы:

– этническая общность,

– определенная схожесть экономических интересов,

– близость территории,

– необходимость защиты от внешних врагов (соседних племен и государств),

– потребность в расширении территории путем военных походов.

Начиная с VI в. у восточных славян обособляется и укрепляется власть родовой аристократии, прежде всего военных вождей, опирающихся непосредственно на реальную вооруженную силу – дружину. Этот тип общественного устройства получил название «военной демократии».

На этом фоне складываются межплеменные союзы и выделяются их центры. К VIII в. у восточных славян возникли определенные предгосударственные формы. Появляется система полюдья (сбор дани с общинников в пользу вождя-князя, пока добровольно, воспринимающийся как возмещение за военные расходы и управленческую деятельность).

II этап (II половина IX–середина X вв.). Процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил – хазар и норманнов (варягов), которые заставляли платить дань славянские и финно-угорские племена.Призвание Рюрика новгородцами (862 г.) и объединение его преемником Олегом (879–912 гг.) Северной и Южной Руси под властью Киева в IX в. позволили сосредоточить власть киевских князей над территорией от Ладоги до низовьев Днепра.

Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех входящих в это объединение племен.

Олег, опираясь на мощь славяно-норманнской дружины и «воев» (вооруженных свободных общинников), совершает успешные походы на Византию в 907 и 911 гг. В результате были подписаны выгодные для Руси договоры, обеспечивающие ей право беспошлинной торговли на территории империи и ряд других привилегий.

Игорь (912–945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников – печенегов.

В 944–945 гг. он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью, но, потерпев поражения, вынужден был заключить менее выгодный договор с империей.

В договоре с Византией 945 г. встречается сам термин «русская земля». В этом же году во время полюдья он был убит древлянами за требование дани сверх обычной.

III этап (II половина X–начало XI вв.). Он начинается с реформ княгини Ольги (945–964 гг.). Отомстив древлянам за смерть мужа, она в целях предотвращения в дальнейшем случившегося с Игорем установила фиксированную норму сбора дани («уроки»), а для ее сбора установила особые места («погосты»), где «сидел» (т.е. следил за сбором дани) боярин с малой дружиной.

«Полюдье» превращалось в «повод».

Погосты стали опорой княжеской власти на местах.

Политика сына Ольги, князя Святослава (964–972 гг.) направлена была в основном на борьбу с внешним врагомРазгром Хазарии и походы на Дунай требовали больших сил, средств и времени. В связи с этим вопросами внутреннего устройства государства князь-воин (так звали Святослава и в народе, и в летописях) практически не занимался.

Новые шаги в развитии русского государства связывают с деятельностью незаконнорожденного сына Святослава – Владимира I (980–1015 гг.), пришедшего к власти в результате жестокой, кровопролитной борьбы с братьями за киевский престол.

1. Он расширил территорию Киевского государства, присоединив к нему юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) славянские земли.

Кроме того, чувствуя опасность для прочности своей власти, связанную с ущербностью своего происхождения (сын рабыни Малуши – ключницы княгини Ольги), Владимир стремился укрепить княжескую власть в принципе –

· введение монотеистической религии (единобожия) .

· введение института наместников

Сначала он делает это путем создания пантеона из 5 богов во главе с Перуном, который особенно почитался дружинниками. Но эта реформа не прижилась, и он пошел на радикальные изменения – ввел единобожие, приняв сам и заставив принять всю Русь христианство.

Введение христианства не только создало основу для духовного единства русского народа, но и укрепило верховную власть в государстве («един бог на небе, един князь на земле»), повысило международный авторитет Киевской Руси, переставшей быть варварской страной. Кроме того, христианская мораль призывала к смирению, что оправдывало феодальную эксплуатацию простых общинников со стороны князя, его окружения и землевладельцев-бояр, бывших опорой княжеской власти.

Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала замена Владимиром племенных князей наместниками (ими были 12 сыновей Владимира и приближенные бояре), назначаемыми киевским князем. Наместники должны были

· защищать новую веру

· и укреплять власть князя на местах, будучи «оком государевым».

Укрепление власти дало Владимиру возможность организовать население страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах государства и переселить сюда часть населения из более северных территорий (кривичей, словен, чюди, вятичей). Это позволило вести успешную борьбу с набегами печенегов. В результате князь, как свидетельствуют былины, стал восприниматься в народном сознании не просто как воин-защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

Завершающий шаг в формировании русской государственности сделал сын Владимира I, Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.), положивший начало русскому письменному законодательству. Им была создана первая часть первого письменного свода законов – «Русской правды» («Правда Ярослава»). Она была написана еще в 1015 г., в бытность его наместником в Новгороде, и предназначалась для новгородцев. Вступив в 1019 г. на киевский престол, Ярослав распространил ее на территорию всего государства. Впоследствии, в течение полутора веков «Правда Ярослава» дополнялась его сыновьями («Правда Ярославичей»)Владимиром Мономахом («Устав Владимира Мономаха») и последующими правителями русского государства и существовала как законодательная основа вплоть до принятия первого Судебника в 1497 г.

Появление письменного свода законов в начале IX в. стало необходимым, так как при разложении родовой общины многие простые люди теряли свой статус и терпели обиды, не имея возможности обратиться к родовым коллективам. Единственной защитой для общинников и простых горожан становился князь и его дружина. Это еще больше увеличивало власть князя.

«Русская правда» как развивающийся памятник дает представления об усложняющейся социальной структуре, категориях свободного и зависимого населения, т.е. собственно объектах и субъектах государственного управления.

Будучи преимущественно процессуальным сборником, «Русская правда» мало говорила о судебной организации (упоминаются князь и судьи как органы суда, и княжий двор – как место суда). Дело в том, что многие споры решались вне суда, силами самих заинтересованных сторон.

Значение «Русской правды» состоит в том, что она повлияла на развитие местного законодательства и в дальнейшем общегосударственного.

Кроме того, в ней проводилась идея ответственности власти в судебных делах, прежде всего перед Богом, а суд своекорыстный в интересах самой власти квалифицировался как неправый.

В целом первый письменный законодательный свод Руси представляет собой важное свидетельство зрелости государства.

Таким образом, к началу XI в. Киевская Русь имела основные черты сформировавшейся государственности:

• единую территорию, охватывающую место проживания всех восточных славян;

• династическую княжескую власть, распространявшуюся на всю территорию государства;

• единую систему государственного управления, основанную на наместничестве;

• единую для всего государства налоговую систему;

• единую монотеистическую религию, усиливающую процесс сакрализации (освященности) княжеской власти;

• единую правовую основу в виде письменного свода законов.

В последующие периоды данные черты русской государственности получили дальнейшее развитие.

Феодальная раздробленность- появление новой феодальной формы государства. Для неё характерно: повсеместное распределение пашенного земледелия, совершенствование орудий труда, крупное боярское землевладение, рост числа городов, господство натурального хозяйства, усиление политической власти местных князей и бояр. Главной силой раздробленности стало боярство поддерживающее местных князей в интересах усиления, наступления на права свободных смердови зависимого населения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


написать администратору сайта