Шпаргалка по истории России. 1. История как наука. Методология и теория исторической науки. Методы исторического познания. Функции исторического знания
Скачать 0.55 Mb.
|
Часть творческой интеллигенции восприняла «оттепель» и указанную тенденцию как идейную либерализацию и разрешение свободы творчества — появилось поколение «шестидесятников». Однако государственная политика в области культуры допускала осуждение режима И.В. Сталина, но не критику существующего строя. Вторая тенденция проявлялась в: — усилении контроля деятельности творческих союзов и объединений; — целенаправленном формулировании в программе КПСС (1961 г.) двух задач деятельности творческой интеллигенции — на основе принципа партийности «правдиво отражать советскую действительность и достижения народного хозяйства», бороться с буржуазной идеологией; — усилении цензуры; — травле Б.Л. Пастернака из-за публикации за рубежом романа «Доктор Живаго», получившего Нобелевскую премию в области литературы. Большой общественный резонанс получила бестактная и грубая критика Н. С. Хрущевым художников-авангардистов и скульптора Э. И. Неизвестного за формализм в искусстве, писателя И. Г. Эренбурга и кинорежиссера М. М. Хуциева за «идейные шатания». Неприкрытое вмешательство в творческую деятельность и усиление партийно-идеологического диктата свидетельствовали о подготовке нового этапа в государственной политике в области культуры. Третий этап — середина 1960 — середина 1980-х г. — ознаменовался новой волной «сталинизации» внутриполитического курса, что сказалось и на развитии культуры: — усиление пропаганды марксистско-ленинской теории (введение новых общественных дисциплин: в школах — «Обществоведение», в вузах — «Основы научного коммунизма» и «Основы научного атеизма»; расширение сети политпросвещения, университетов марксизма-ленинизма и т.п.); — ужесточение цензуры; — навязывание в постановлениях ЦК КПСС ученым-обществоведам партийных оценок событий, имевших принципиальное значение в отечественной истории; — критическое обсуждение научных работ с последующим административно-партийным наказанием авторов, излагавших новые концепции истории Октябрьской революции и Великой Отечественной войны; — жесткая административная борьба с любыми проявлениями инакомыслия или отхода от принципа партийности и метода социалистического реализма в искусстве (предание суду «за антисоветскую агитацию и пропаганду» писателей А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля; разгром бульдозерами выставки художников-нонконформистов, не признанных советской властью; смещение с поста главного редактора журнала «Новый мир» А.Т. Твардовского; аресты правозащитников; высылка за границу и лишение советского гражданства многих деятелей культуры). Противостояние части творческой интеллигенции и советской власти, выливавшееся в добровольную или принудительную эмиграцию, стало одной из характерных черт культуры середины 1960 — середины 1980-х гг. Еще одна черта — государственное стимулирование научно-технического прогресса (НТП). Наиболее активно развивавшиеся научные отрасли: — космическая — изучение космоса, организация космических полетов и использование их результатов в народном хозяйстве: 1965 г. — первый выход человека (А.А.Леонов) из корабля в открытый космос; 1975 г. — первый совместный советско-американский космический полет на кораблях «Союз» и «Аполлон»; запуск автоматических станций для исследования Луны, Венеры, Марса (1970 г. — первый автоматический аппарат «Луноход-1»); — ядерная физика, в том числе использование атома в мирных целях (строительство АЭС и атомных ледоколов); — квантовая электроника и радиотехника, необходимые для отраслей оборонной и гражданской промышленности (микросхемы, лазеры и т. д.); — генетика и другие разделы биологии. В середине 1970 — середине 1980-х гг. приоритетное значение приобрело создание Научно-производственных объединений (НПО) для соединения науки с производством и быстрейшего использования на практике научных открытий. Однако этот опыт оказался неудачным — степень внедрения в СССР новейших технологий и других научных достижений в производство по темпам и объемам отставала от зарубежного опыта. Распад СССР в 1991 г. и нарушение научно-производственных связей, сложившихся в союзных республиках, стали одной из причин хозяйственного кризиса 1990-х гг. Четвертый этап — середина 1980-х — 1991 г. — совпал с периодом «перестройки» и вызванной ею деидеологизацией культуры: — отказ от административно-командных методов управления и партийного идеологического диктата; — 1990 г. — официальная отмена цензуры; — развитие гласности, свободы слова и высказывания разных идей (плюрализм мнений); — усиление роли средств массовой информации (СМИ), гигантский рост тиражей газет и журналов; — постепенное расширение критики в печати «деформаций» социализма, а в дальнейшем всей его системы; — поляризация общественного мнения — либерально-демократическая часть общества поддержала «перестройку», консерваторы видели в ней «измену» идеалам социализма; — 1987 г. — создана специальная Комиссия, начавшая более широкую, чем во время «оттепели», реабилитацию жертв политических репрессий 1930—1950-х гг. — возвращались «забытые» или запрещенные имена государственных, партийных и культурных деятелей 1920—1940-х гг.; — оживление деятельности творческой интеллигенции и публикация произведений отечественных и зарубежных авторов с беспощадной критикой сталинизма и тоталитаризма. Большое воздействие на общественное сознание оказали: фильм Т. Абуладзе «Покаяние», романы «Дети Арбата» А.Н. Рыбакова, «Белые одежды» В.Д. Дудинцева, «Жизнь и судьба» В.С. Гроссмана, «Плаха» Ч. Айтматова и др. Властителями умов стали главные редакторы периодических изданий (Е. Яковлев, В. Коротич) и публицисты, писавшие о современных проблемах (И. Клямкин, О. Лацис, Н. Шмелев, Ю. Черниченко). Особая черта этого этапа — резкое усиление массового интереса к истории и изменение исторического общественного сознания: — заполнялись так называемые «белые» пятна в истории. Однако их устранение привело одновременно и к другому явлению — огульному очернению ряда событий героического прошлого нашего народа; — публиковались секретные документы, открывавшие неизвестные ранее страницы истории (например, о советско-германских переговорах накануне Великой Отечественной войны — пакт Риббентропа — Молотова); — пересматривались ранее устоявшиеся оценки исторических событий и процессов (в том числе опыта социалистического строительства и внутренней политики 1930-х гг., роли В.И. Ленина и И.В. Сталина, возможности альтернативного пути развития России в 1917 г. и др.); — массовыми тиражами переиздавались труды дореволюционных историков (Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского) и деятелей партии (Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова и др.). Как общенародный праздник отмечалось тысячелетие крещения Руси в 1988 г. Закон о свободе совести (1990 г.) свидетельствовал об изменении отношения государства к церкви — началось восстановление и возвращение верующим храмов; были сняты запреты на отправление религиозных культов; церковные деятели получили возможность распространять религиозную литературу, выступать в светской печати, теле- и радиопередачах по вопросам нравственности и воспитания. Изменилось отношение государства и общества к русской эмигрантской культуре, которая была признана ценной частью отечественного культурного достояния. Труды русских мыслителей (Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Г.В. Вернадского и др.) стали доступны современным читателям СССР. «Новое политическое мышление» способствовало развитию международных культурных связей — в СССР широким потоком хлынула западная культура со всеми ее позитивными и негативными проявлениями, оказав серьезное воздействие на формирование отечественной массовой культуры (шоу-бизнес, мода, различные музыкальные направления в молодежной субкультуре и т. п.). Общественная активизация в период «перестройки», изменение духовного климата — все это подготавливало наступление нового этапа в истории отечественной культуры. Пятый этап — 1990-е гг. — начало XXI в. — экономическая и социально-политическая модернизация страны наложила особый отпечаток на развитие культуры. Вместо идеологического появился диктат рынка, началась коммерциализация всех сфер культуры. На современном этапе государственная политика в области культуры основывается на «Основах законодательства РФ о культуре», серии специальных актов и программ, касающихся отдельных ее сторон. Однако кризисно-застойное состояние экономики и нехватка финансовых средств не позволяют государству в полной мере осуществлять заботу о развитии культуры (по нормативам на нее должно тратиться 2% бюджета, но на практике уходит значительно меньше). Характерные черты культуры конца XX — начала XXI в.: — развитие частного предпринимательства в разных сферах культуры (образование, издательские и информационные (СМИ) холдинги, шоу-бизнес, театральная антреприза, организация досуга и т. п.); — расширение информационного пространства: быстро развивающийся доступ в Интернет; увеличение количества наименований газет и журналов; изменение содержание популярных изданий, ориентированных на определенные категории читателей (женщины, молодежь, автолюбители, спортивные болельщики и т. п.); создание общероссийских и региональных радио- и ТВ-кампаний, разнообразящих диапазон передач (информационные, развлекательные, обучающие и духовно-воспитательные); — оживление творческой жизни (создание новых творческих союзов, утверждение разнообразных художественных направлений и стилей); — «утечка мозгов» из традиционно сильных научных направлений; уход ученых в коммерческие структуры, обладающие средствами для финансирования исследований, имеющих практическое применение; — попытки сохранения интеллектуального потенциала страны: развитие базовых научных направлений (микроэлектроника, информатика, биотехнология, космонавтика — в частности, обеспечение всем необходимым совместного российско-американского экипажа на Международной космической станции (МКС), выведение на орбиту космических аппаратов европейских стран российскими носителями); — возникновение альтернативной образовательной системы (создание наряду с государственными образовательными учреждениями частных школ, гимназий, лицеев, колледжей и институтов); модернизация образования (4-классного начального, 9-классного обязательного среднего и 11-летнего среднего полного) на основе применения новых технологий, гуманитаризации и информатизации; внедрение единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ и абитуриентов. Реформа высшего образования для приведения его в соответствие с западной системой рассчитана на длительный период; — усиление роли религиозных конфессий на основе Закона о свободе совести и религиозных объединениях 1997 г., покончившего с атеистическим экстремизмом советского времени и укрепившим правовую базу деятельности церкви; — возвращение из эмиграции многих деятелей культуры и новое восприятие творческого наследия лучших представителей русского зарубежья (философов, историков, писателей, художников); — развитие международных культурных связей (взаимные гастроли театральных и музыкальных коллективов, иностранные инвестиции в кинопроизводство, туризм и др.). Однако в новых общественно-политических условиях: — произошла деформация нравственности — изменились многие этические представления и понятия о допустимых нормах поведения, что привело к криминализации общественного сознания, проявлениям хулиганства и наркомании; — сформировалось нескольких слоев культуры (субкультур), имеющих свои нормы поведения, нравственно-социальные ценности, бытовые традиции; — развилась индустрия развлечений (издание «легкой» литературы, казино и игровые клубы, шоу-бизнес и «попса»). Для современной российской культуры характерны две тенденции. Одна — вестернизация — связана с заимствованием (иногда в утрированной форме) западного стиля в шоу-бизнесе, телевизионных программах (латиноамериканские сериалы, лицензионные игровые передачи), живописи, музыке (панки, рокеры, рэперы и т. п.), одежде, поведении, быту. Вторая — патриотическая — связана с поисками «русской идеи», с ростом уважения и интереса к отечественному культурному наследию. Ее реализация опирается на государственную программу «Сохранения и развития культуры и искусства», а также на частную инициативу и имеет разнообразные формы: — возрождение отечественных культурных традиций, в том числе меценатство, реставрация памятников старины, публикация документов, мемуаров и исследований по отечественной истории; — телепередачи канала «Культура», посвященные выдающимся историческим деятелям, событиям, памятникам архитектуры и т. д.; — официальное празднование юбилеев представителей творческой интеллигенции и городов (например, 200-летие А.С. Пушкина и 300-летие основания Санкт-Петербурга, на праздновании которого присутствовали десятки глав иностранных правительств, что подчеркнуло международный престиж России). Более полное осуществление этой тенденции особенно важно для здорового воспитания народа, для формирования общегосударственной патриотической гражданской идеи, которая могла бы сплотить все народы России. Выводы. Развитие отечественной культуры с середины XX до начала XXI в. определялось материально-технической обеспеченностью общества, социально-политическим устройством государства, зависело от степени идеологической свободы и интеллектуального, научно-творческого потенциала страны. Во второй половине XX в. отечественная культура развивалась в русле идеологического диктата со стороны КПСС, но часть творческой интеллигенции пыталась его преодолеть. «Железный занавес» между Востоком и Западом в отдельные периоды отгораживал отечественную культуру от международной, однако в XX в. сохранялся общий вектор их развития. К началу XXI в. российская культура органично вписалась в международный культурный процесс. |