Главная страница
Навигация по странице:

  • Александр Невский дал генеральное сражение на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года -знаменитое Ледовое побоище

  • После нашествия на Европу в 1242 г., Батый создал мощное государство -Золотую Орду, со столицей Сарай на Нижней Волге. На Руси было установлено монголо-татарское иго

  • 6.Культура Древней Руси.

  • 7.Образование и укрепление единого Российского государства.

  • 8.Иван 4 и начало самодержавия в России.

  • 9.Росси в конце 16- в начале 17 вв. “Смута”, ее последствия. Сму́тноевре́мя или Сму́та

  • Шпаргалка по истории России. 1. История как наука. Методология и теория исторической науки. Методы исторического познания. Функции исторического знания


    Скачать 0.55 Mb.
    Название1. История как наука. Методология и теория исторической науки. Методы исторического познания. Функции исторического знания
    АнкорШпаргалка по истории России
    Дата03.12.2022
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_polnaya.docx
    ТипДокументы
    #826397
    страница2 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

    5.Борьба народов Руси с шведскими немецкими захватчиками, с монголо-татарским нашествием в 13-14 вв. Свержение ига Орды.

    В начале 13 в. в степях Центральной Азии монголо-татары образовали военно-феодальную державу. Это было объединение десятков кочевых племен.

    В 1206 г. великим ханом (Чингисханом) был провозглашен Темучин. Им были организованы опустошительные походы против народов Азии, он подчинил себе все соседние кочевые племена. Чингисхан создал сильное боеспособное войско, основой которого была четкая организация и строжайшая дисциплина.

    Монголы разгромили половцеви весной 1223 г. вышли к берегам Дона. Половцы обратились за помощью к русским князьям, предупреждая их о грозящей опасности. В условияхфеодальнойраздробленностина все князья поддержали половцев. Объединенная русско-половецкая рать приняла сражение с основными силами монголов 31 мая 1223 г.на реке Калке. Сражение завершилось полной победой монголо-татар. Причиной поражения русских стало полное отсутствие общего командования.

    Спустя 13 лет, войско монголо-татар, которое возглавлял внук Чингисхана - Батый, разгромив Волжскую Болгарию, начало завоевание Руси.

    В 1236 г. Батый вторгся на территорию Северо-Восточной Руси. Первой жертвой его нашествия стало Рязанское княжество. В условиях раздробленности каждое княжество оборонялось своими силами. Вслед за Рязанским, войско Батыя завоевало Владимиро-Суздальское и Смоленское княжества.

    В 1239-1240 гг. Батый совершил второй поход на Русь и покорил Черниговское, Переяславское и Гапицинско-Волынское княжества.

    Воспользовавшись вторжением монголов на Русь, немецкие и шведские феодалы усилили экспансию в северо-западные русские земли. Летом 1240 г. войска шведов высадились на берегу Невы. Новгородский князь Александр Ярославич выступил с дружиной против врагов. В Невской битве князь сумел одержать блестящую победу, за которую был прозван Невским.

    Одновременно со шведами перешли в наступление и немецкие рыцари. Они захватили Псков, Изборск и Копорье. Сложилась непосредственная угроза для Новгорода. Александр Невский возглавил дружину новгородцев и силы народного ополчения. На помощь ему пришли дружины владимирского князя. Объединенные силы русских зимой 1242 г. освободили Псков. Преследуя бежавшего противника, Александр Невский дал генеральное сражение на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года-знаменитое Ледовое побоище, принесшее победу Невскому.Часть рыцарей погибла в бою или утонула, провалившись под апрельский лёд, а часть попала в плен. Победа войск под руководством Александра Невского не позволила немецким и шведским рыцарям захватить русские земли.

    После нашествия на Европу в 1242 г., Батый создал мощное государство -Золотую Орду, со столицей Сарай на Нижней Волге. На Руси было установлено монголо-татарское иго. Ханы Орды стали выдавать разрешения (ярлыки) на великое княжение на Руси. Для сбора дани монголо-татары ввели институт баскаков (сборщиков дани). Вначале дань собирали натурой, затем деньгами.

    Монгольское завоевание привело к длительному экономическому, политическому и культурному упадку русских земель. Многие территории были разорены и опустошены, разрушены города (74 города). Но Русь смогла сохранить свою государственность, религию и культуру.

    Окончательное освобождение Руси от ордынского ига произошло через сто лет после Куликовской битвы. На развалинах Золотой Орды к тому времени возник ряд самостоятельных государственных образований. В 1480 г. хан Ахмат, властитель Большой Орды, заключив союз с польско-литовским королем Казимиром IV, вторгся в русские земли, чтобы восстановить прекращенную Иваном III выплату дани. Играя на противоречиях между различными татарскими объединениями, Ивану III удалось отвлечь от русской территории союзника Ахмата короля Казимира. В его владения вторгся крымский хан — противник Ахмата и союзник московского князя. Без поддержки Казимира Ахмат не шел на решительное столкновение с московскими войсками. Русские и татарские полки стояли на берегах реки Угры, не переходя к решительным действиям. Попытка татар форсировать Угру в октябре 1480 г. окончилась неудачей. Не дождавшись помощи от Казимира и опасаясь надвигавшейся зимы, Ахмат увел обратно свои отряды. Это означало конец ордынского ига. Однако борьба с ханствами, появившимися на развалинах Орды (Крымским, Казанским, Астраханским), продолжалась еще длительное время.

    6.Культура Древней Руси.

    Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы.Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения.О широком развитии письменности свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков.При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них - "Остромирово евангелие", она была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира.В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. Книги украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стоили очень дорого, их тщательно хранили, передавали по наследству.Кроме переписки религиозных текстов, переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения русских авторов. В отличие от европейских стран, где латинский язык был признан государственным, на Руси писали на родном языке.В этот период был создан целый ряд выдающихся произведений. Среди них: "Повесть временных лет", "Поучения Владимира Мономаха", "Моления Даниила Заточника" и др.В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны "Псковская","Новгородская","Ипатьевская","Лаврентьевская" и др. летописи. Особое место среди произведений этого периода занимает "Слово о полку Игореве", гордость нашей литературы.Наряду с письменной литературой широкое распространение имело устное народное творчество, прежде всего былины, повествующие о ратном и созидательном труде нашего народа.Высокого уровня развития достигла архитектура. Сохранилось более 60 памятников архитектуры с домонгольского периода. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянными.Одним из первых каменных сооружений была двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь), возведенная греческими мастерами в конце X в. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор с 13 куполами и Золотые ворота в Киеве. Затем Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно 15 каменных храмов XI - нач. XII вв. подобного стиля.В период феодальной раздробленности складывались различные архитектурные стили. Большинство храмов одноглавые. Мозаичные изображения уступают место фрескам. Отличия в архитектуре в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной местности. Так в Новгороде широко использовался известняк. Наиболее древними памятниками Новгорода являются соборы монастырей Юрьева и Антоньева, церковь Спаса на реке Нередине.В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской земле и Галицко-Волынской Руси основным стройматериалом был белый камень. Характерные черты белокаменной архитектуры: изысканность, стройность, устремленность ввысь, богатая декоративность. Из памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси наиболее известны Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, остатки дворца Андрея в Боголюбове, храм Покрова на реке Нерли, соборы Переяславля Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.Внутри храмов стены были богато украшены фресками и мозаиками. Фреска - это живопись водяными красками по сырой штукатурке. В Софийском соборе в Киеве сохранились изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением охоты, скоморохов, ряженых и т.п.Мозаика - изображение, выполненное из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Древняя Русь использовала смальту (специальный стекловидный материал). В мозаике выполнена огромная фигура богоматери Оранты (Киевская София).Украшением храмов были иконы. Также как фрески и мозаики первые иконы на Руси были выполнены греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси была икона "Владимирской богоматери", выполненная неизвестным греческим художником на рубеже XI-XII вв. (хранится в Третьяковской галерее). Иконы того времени являлись принадлежностью храмов и были больших размеров. До нас дошли имена иконописцев XI в.: Олимпий, Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные школы, отличавшиеся манерой исполнения. Монументальная скульптура языческих времен не получила распространения, так как преследовалась церковью. Первые светские скульптурные памятники появились на Руси лишь в XVIII в.

    7.Образование и укрепление единого Российского государства.

    Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы XIV - XVI вв. - рост феодального землевладения (светского и церковного), складывание новой формы землевладения - условное держание земли, образование новой прослойки феодалов - дворян. Начало закрепощения крестьянства: ограничение права перехода крестьян одним сроком в году - Юрьевым днем (26 ноября). Восстановление былой роли городов, оживление торговли с Востоком и Западом. Усиление феодального гнета порождало классовую борьбу. Все это приводило к мысли о сильной княжеской власти, нужной для уничтожения монголо-татарского ига. В XIV - XV вв. усиливается общение между русскими землями - появилось понятие "Россия". Конец XIII в. - значение наиболее крупного центра Северо-Восточной Руси приобрела Тверь. Тверские князья получили право на ярлык, на великое княжение владимирское. Начало XIV в. - усиление Московского княжества (присоединение Коломны, Можайска, Переславль-Залесского, привлечение на свою страну церкви).Борьба между этими княжествами закончилась победой Москвы. Главный итог правления Калиты - обеспечена длительная передышка русским землям от монголо-татарских нашествий, т. к. Калита получил право у хана самому собирать дань, оказав помощь татарам в разгроме восстания 1327 года. Вторая половина XIV в. - обострение борьбы за политическое первенство на Руси.Дмитрий, князь московский, наносит поражение рязанскому, тверскому, суздальско-нижегородскому князьям и строит в 1367 г. первую в Северо-Восточной Руси каменную крепость - Кремль. Москва становится организатором борьбы против нашествий монголо-татар. Первая крупная победа русских над монголо-татарами - битва при Воже 1378 г. Мамай заключает союзы с Ягайло и Олегом Рязанским. Дмитрий - собирает войско со всей русской земли.Куликовская битва. Сентябрь 1380 г. - начало битвы - конница Мамая атаковала русские полки. Передовой полк погиб. Монголо-татары стали теснить большой полк и полк "левой руки". Перелом битвы - вступление в бой засадного полка из урочища Зеленая Дубрава под командованием московского воеводы Боброка Волынского и князя Владимира Серпуховского. Битва продолжалась около 4 часов. Впервые ханы потерпели столь сокрушительное поражение. Итог битвы - начало уничтожения ига; укрепление роли Москвы.НашествиеТохтамыша на Москву. 1382 г. Самый страшный итог взятия Москвы - уничтожение культурных ценностей. Узнав, что с севера во главе ополчения движется Донской, Тохтамыш отступил. Но дань Москва еще платила около ста лет. Донской, впервые без спроса хана, передал по наследству своему сыну титул великого князя.Русская культура XIV - XV вв. В период феодальной раздробленности по разному сложились судьбы разных частей единой Русской земли. Постепенно на основе древнерусской народности сформировались три народа - русский, украинский, белорусский, имеющие общее происхождение, много общего в языке и культуре.Междуречье и Новгородско-Псковская земля - центры развития великорусской народности. Конец XIII в. - первые признаки нового подъема культуры (возобновление каменного строительства в Новгороде и Твери). Вторая половина XIV в. - русская культура обращается к теме борьбы русского народа за свержение ордынского ига: произведения культуры куликовского цикла. "Задонщина" - XIV в., "Сказание о Мамаевом побоище" - первая половина XV в., вторая половина XV в. - возрастает жанр "хождений" - "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия, побывавшего в Индии в 60-х гг. XV в.

    8.Иван 4 и начало самодержавия в России.

    Иван IV (Грозный) – первый Российский царь. 16 января 1547 г. Иван IV был торжественно коронован как царь всея Руси. По завершению венчания Великий князь стал «боговенчанным царем». Следовательно, в основе монархизма как проявления народного сознания лежит восприятие царя как помазанника Божия. Народ передавал свою волю во власть воли Высшей, которой освящена власть Монарха. Но при этом предполагалось, что и сам царь осуществлял государственное служение как послушание, отрекаясь от личной воли. Иван IV рано понял, что многие князья и бояре не заинтересованы в укреплении единства России, а хотят остаться самовластными правителями в своих вотчинах. Он поставил своей целью упрочить централизованное Российское государство.Важнейшей чертой  политической  истории  Русского государства 50-х годов являются многочисленные реформы,  направленные  на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства.При участии Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было символизировать новое правительство – «Избранную раду». «Избранная рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им.Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличивал плату за «пожилое».Впервые устанавливалась ответственность за взяточничество. Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормлений. Реформы коснулись и организации верхнего эшелона управления. Было несколько ограничено местничество. Суть его состояла в том, что при назначении служилых людей на те или иные должности учитывалась, прежде всего, их «порода» - происхождение, а не личные заслуги. Целям укрепления государственной власти должна была служить реформацеркви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель.Слово «опричнина» употреблялось лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от слова «опричь», являвшегося в древнерусском языке синонимом слова «кроме». После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу Великим князем, забиралось в казну, кроме небольшого участка земли – своеобразного пенсионного фонда, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и называли «опричниной». Таким образом, Иван Грозный в 1565 г. назвал опричниной систему мер, направленных на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян.Территория государства была разделена на опричные земли, доходы с которых поступали в государеву казну, и земщину – оставшуюся часть страны. В опричнину вошли наиболее плодородные земли с развитым земледелием, наиболее богатые поморские города и города с большими посадами, то есть лучшая половина.

    9.Росси в конце 16- в начале 17 вв. “Смута”, ее последствия.

    Сму́тноевре́мя или Сму́та— период в истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим исоциально-экономическим кризисом. Причины Смуты

    1. Прекращение династии Рюриковичей.

    2. Борьба между боярами и царской властью, когда первые стремились сохранить и приумножить традиционные привилегии и политическое влияние, вторая — ограничить эти привилегии и влияние. Ко всему прочему бояре держали позицию обхода во внимании предложений земцев. Некоторые исследования оценивают роль боярства исключительно негативно, указывая на то, что «притязания бояр переросли в прямую борьбу с верховной властью», а их «интриги тяжёлым образом сказались на положении царской власти»

    3. Тяжёлое экономическое положение страны. Завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война потребовали значительного напряжения производственных сил. Достаточно негативно на экономике страны сказалось насильственное передвижение служилых людей и разорение Великого Новгорода. Ситуацию катастрофически усугубил голод 1601‒1603 годов, разоривший тысячи крупных и мелких хозяйств

    4. Глубокий социальный разлад в стране. Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей

    5. Последствия опричнины. По мнению известного российского историка Шмурло, она подорвала уважение к власти и закону

    После смерти Ивана Грозного (1584) его наследник Фёдор I Иоаннович был не способен к делам правления, а младший сын, царевич Дмитрий, пребывал в младенчестве. Со смертью Дмитрия (1591) и Фёдора (1598) правящая династия пресеклась, на сцену выдвинулись другие боярские роды — Юрьевы, Годуновы. В 1598 году на трон был возведён Борис Годунов. Слухи о причастности царя к убийству Дмитрия будоражили страну. Жесточайший неурожай 1601— 1603 гг. и последовавший за ним голод сделали взрыв социального недовольства неотвратимым. Начало Смуты относится к усилению слухов, будто бы законный царевич Дмитрий жив, из чего следовало, что правление Бориса Годунова незаконно и не угодно Богу[5]. Самозванец Лжедмитрий, объявивший литовскому князю Адаму Вишневецкому о своём царском происхождении, вошёл в тесные отношения с польским магнатом, воеводой сандомирским Ежи Мнишеком и папским нунцием Рангони. В начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского короля, а 17 апреля принял католицизм.20 июня 1605 года под всеобщее ликование самозванец торжественно вступил в Москву.В ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись озлоблением москвичей против явившихся в Москву на свадьбу Лжедмитрия польских авантюристов, подняла восстание, в ходе которого самозванец был жестоко убит. Приход к власти представителя суздальской ветви Рюриковичей боярина Василия Шуйского(1606-1610) не принёс успокоения. На юге вспыхнуло восстание Ивана Болотникова (1606—1607), породившее начало движения «воров».Слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия не утихали. Летом 1607 года объявился новый самозванец, вошедший в историю как Лжедмитрий II или «Тушинский вор» (по названию села Тушино, где самозванец расположился лагерем, когда подступил к Москве) (1607—1610).Русско-польская война (1609—1618)Семибоярщина — совет из семи бояр.1613—1618 гг.: в январе 1613 г. с целью избрания нового царя созывается Земский собор, один из самых представительных в истории этого органа власти. Из многих кандидатур Собор выбирает 16-летнего Михаила Романова — представителя старинного и популярного среди различных слоев населения боярского рода, с которым связаны надежды на возвращение к порядку, покою и старине. Положено начало новой династии русских царей. Основные силы брошены на прекращение Смуты, искоренение разбоя и грабежа, восстановление нормальной деятельности государственного аппарата. В 1617г. подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступает Смоленск, Чернигов и ряд других городов.Долгий и тяжелый кризис был наконец разрешен. По мнению многих историков, Смута была первой гражданской войной в истории России.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта