Главная страница

Проблема определения предмета философии


Скачать 166 Kb.
НазваниеПроблема определения предмета философии
Дата17.01.2021
Размер166 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла2020_-_predmet_filosofii.doc
ТипРешение
#168870
страница3 из 3
1   2   3
, род, родственные отношения находятся в центре мира для представителя родовой общины. И установить происхождение какой-либо вещи (явления) тогда означало установить, кто ее породил в буквальном смысле. Например, олимпийские боги подобны людям (телесны, обладают теми же потребностями и способностями, строят такие же отношения между собой), но только они совершеннее. И для большинства мифов самый важный вопрос – это кто с кем, в каких родственных отношениях состоит. Родственные отношения, таким образом, – важнейшая форма отношений между людьми в родовой общине, для которой характерно именно мифологическое мировоззрение. В религии антропоморфность частично сохраняется – например, в христианстве человек обращается к Богу как господину, отцу, т.е. как к человеку, а частично утрачивается – например, христианский Бог (Троица) совершенно не похож на человека, так как является сверхъестественным существом. Еще менее антропоморфно философское мировоззрение: философия гораздо ближе к науке своими абстракциями (они не антропоморфны), чем к мифу.

2. Миф связан с магией (волшебством), т.е. согласно мифам у человека имеется возможность воздействовать на явления природы, богов или других людей не в ходе трудовой деятельности, а с помощью заклинаний, магических действий, которые требуют для себя значительно меньших затрат энергии со стороны людей, т.е. они более эффективны, чем трудовая деятельность. Волшебство – это получение нужного результата без понимания механизмов, принципов функционирования того устройства, которое «делает волшебство». И неважно, что это за устройство – волшебная палочка, лампа Аладдина, золотая рыбка или компьютер. Стоит только разобраться в его сущности, как волшебство превращается в науку. О том, какую роль играет магия в мифе, можно судить по сказкам. Сказка – это «умерший миф»: в мифы люди верили (и верят), но когда эта вера исчезает миф, т.е. «сказ», превращается в сказ-ку, т.е. что-то несерьезное. В любой сказке присутствует волшебство (магия, колдовство). Фэнтези – попытка реконструировать мир, в основе которого лежит миф. Волшебство – либо принуждение, либо торговая сделка, но в обоих случаях происходит взаимодействие с особыми силами. Этим миф отличается не только от философии, но и от религии: в развитых религиях (христианство, ислам) возможность магического воздействия человека на мир и на Бога отрицается (молитва христианина – это не магическое заклинание, не принуждение Бога совершить определенные действия и не торговая сделка с ним, что характерно для мифологического мировоззрения, а беседа с Богом, причем мистического, а не естественного характера).

3. В мифологическом мировоззрении доминирует традиция. Все новые мысли, если они вообще появляются, подаются и воспринимаются как переоткрытие старых. Прошлое переживается как настоящее. Мифическое прошлое вневременно и самодостаточно. Клод Леви-Стросс (французский этнолог ХХ в.) пишет, что, согласно мифу, «тогда», т.е. в прошлом, был создан этот мир, а «теперь», в настоящем, он просто продолжается, «разворачивается» (как спираль). Прошлое служит образцом для «теперь» и «потом». Все образцы искусств, ремесел и вообще деятельности хранятся у богов. Секреты, или ответы, получается, уже давно известны, и к ним – готовым, данным – необходимо лишь приобщиться. Миф не знает истории. Для древнего человека события, которые происходили в момент возникновения мифа, повторяются снова и снова с помощью ритуалов (типа встречи Нового года, проводов зимы и т.п.). А когда что-то повторяется – это уже не история, ибо история – цепь уникальных событий.

Власть традиции в мифе – это власть предков, а в религии – власть авторитетов (святых, учителей). Для религиозного мышления, как и мифологического, характерно обращение к прошлому, а для религиозных мыслителей важнейшими методами познания выступает суммарный обзор, комментарии, цитирование того, что было создано ранее и, прежде всего, Священного Писания. Для философии же, как уже говорилось выше, характерны критическое отношение к чему-либо, отказ принимать что-либо на веру.

4. И в мифе, и в религии нет объяснения того, как устроен мир, и почему он именно такой в современном смысле слова «объяснение», т.е. нет процедуры истолкования одного предмета (явления, события, действия и т.д.) через знание о другом предмете, имеющем статус достоверного, «очевидного» знания. Для мифа и религии характерно описание мира и человека, их визуальное и аудио «представление», «презентация» – в виде действия (обряда, ритуала) или повествования. Описание – это ответ на вопрос «как», а объяснение – «почему». Объяснение – вид рассуждений, т.е. выведение одних мыслей из других, а в описании нет рассуждений, нет размышлений. «Представление» в мифе или религии имеет художественную форму – или форму театральной постановки («представления» в буквальном смысле), «перформанса», т.е. формы искусства, или форму литературного произведения в виде сказания. А в философии чаще используется не художественная форма, а наукоподобный стиль изложения информации.

5. Для мифа и религии характерны воздействие на чувства, эмоциональное воздействие, а не воздействие на разум человека. Именно поэтому обряды, ритуалы и сказания в мифе и религии в определённом смысле (т.е. не для того, кто верит в данные мифы или религиозное учение, а для взгляда «со стороны», для исследователя) – театральные представления и художественные сказания, тексты, а не выражение сакральных истин (лат. sacralis – священный; сакральное обозначает сферу явлений, предметов, людей, связанных с чем-то необычным для повседневной жизни – духами, богами, магией, таинствами и т.п.; сакральное противоположно светскому, мирскому, профанному, т.е. тем аспектам социальной реальности, которые имеют обычный и повседневный характер).

6. В мифе нет разрыва между человеком и миром, т.е. человек не выделяет себя из мира, считает себя частью мира. Такое понимание характеризуется термином «синкретизм»: синкретность – неразличенность, отсутствие границы, разделенности. А в религии, например, в христианстве, человек уже выделяется из мира, он поставлен Богом над миром, и только у него – бессмертная душа. И в современной философии человек противостоит миру как субъект познания и практики. В мифе синкретизм проявляется также и в том, что нет разрыва между повседневностью, «посюсторонним» миром, т.е. миром естественным, и сакральным, т.е. «потусторонним» миром. А поэтому для человека, живущего на основе мифов, нет отдельно времени для повседневных дел и отдельно для молитвы, поскольку его повседневная жизнь полностью состоит из обрядов, имеющих для человека сакральный характер.

Все признаки мифа характерны и для восприятия мира любым представителем современной нетехногенной цивилизации (так называемых «примитивных» обществ), тоталитарного общества (например, там характерно отношение к вождю народа как к богу, который подобен богам древности), мафиозных структур («пахан» (и отец, и главарь преступной группы), «братва» – отношения типа родственных характерны для мафиози так же, как и для представителя родовой общины), любого ребенка. Родители воспринимаются ребенком как мифические боги – как естественные телесные и – одновременно – сакральные существа, которые знают и умеют намного больше, чем он. Ребёнок воспринимает родителей как магические существа (он считает, что родители приобретают различные жизненные блага магическим путем, а не своим трудом) и также пытается сам магически (как ему кажется) воздействовать на родителей. Ребёнок в повседневной жизни повторяет действия родителей, не понимая смысла – древние люди также повторяли обряды и ритуалы, пришедшие к ним от предков и чаще всего уже потерявшие изначальный смысл. У ребёнка, как и у человека мифа, нет отдельного от повседневной жизни священного мифа, т.е. священное присутствует в повседневности, и мир волшебный.

Со временем в западном обществе миф, существовавший в форме обрядов и ритуалов повседневной жизни, постепенно превратился в повествование (текст). Доповествовательный миф переживается непосредственно в действии, в ритуалах и обрядах, т.е. все представители данного сообщества активно участвуют в мифе своими действиями, живут в мифе. Но повествование, сказание – это действие одного или немногих сказителей, а остальные лишь пассивно слушают или пересказывают услышанный миф. У слушателей появляется возможность посмотреть на миф со стороны, а сторонний взгляд – критический взгляд. И это, в конце концов, позволяет вмешиваться в миф, переделывать его. Повествовательный миф – своеобразное опошление мифа словесным переложением. В результате этого рушится вера в священность мифа (святое и пошлое – противоположности). А это – жизненная трагедия, так как большинству людей трудно жить без веры. Именно это и стало причиной возникновения религии. Религия – средство, с помощью которого происходит восстановление священности мифа. Сначала появляются жрецы – посредники между человеком и мифом. А если есть посредник, то он старается всеми средствами убедить (принудить) других, что только он по-настоящему разбирается в мифе, а для остальных подлинное, настоящее содержание мифа не доступно. Непонятное, тайное почти всегда становится священным. Тем самым восстанавливается священность мифа. С возникновением религии появляется священное сказание, священное действие, священные предметы, т.е. появляется культ. Появление культа означало, что священное выводится из повседневной жизни, из естественного превращается в сверхъестественное. И мир раскалывается на две части – естественный («посюсторонний») и сверхъестественный («потусторонний») миры. В этом отношении философия похожа на религию: то, что изучает философия, имеет сверхъестественный (метафизический) характер.

7. Мировоззрение – результат постижения мира, но глубина этого постижения может быть различной. Первый элементарный вид постижения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления мира. Следующие по глубине уровни постижения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели мышлением, здесь чувства еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит постижение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное мировоззрение.

В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.




Признак

Миф

Религия

Философия

1

Антропоморфность

+

±



2

Связь с магией

+





3

Власть традиции

+

+

±

4

Объяснение или описание

описание

описание

объяснение

5

Форма воздействия на человека

эмоционально-чувственная

эмоционально-чувственная

воздействие на разум

6

Взаимоотношение человека и мира

синкретизм

разграничение

разграничение

7

Взаимоотношение естественного и сверхъестественного

синкретизм

жесткое разграничение

разграничение

8

Глубина постижения мира

мировосприятие и миропредставление

мировосприятие и миропредставление

миропонимание


5. Философия как ценностное отношении е к миру
Философия и искусство

1. Сходство:

1.1. В искусстве знания выражаются в форме художественных образов, которые воспринимаются с помощью органов чувств. Философ в отличие от ученого тоже может использовать художественные образы при построении своего учения или обращаться за примерами к художественным произведениям с целью большего воздействия на человека, т.е. он пользуется не только понятиями.

1.2. Философия и искусство во многом являются выражением личности автора, текст философа и произведение художника отражают их ценности, особенности их восприятия мира.

1.3. И в философии, и в искусстве приветствуется множественность взглядов, то есть плюрализм (лат. pluralis – множественный). Мир и человек – многомерные объекты. И представления о них, возникающие у каждого человека – это только одна из таких проекций. Поэтому для полноты картины и требуется многообразие представлений, плюрализм мнений и оценок.И чем больше точек зрения, тем более полной является картина мира.

1.4. И в философии, и в искусстве важно не знание само по себе (в отличие от ученых, например, которые занимаются поиском нового знания ради самого процесса познания), а такое знание, которое помогает решать актуальные проблемы, т.е. тех проблем, которые беспокоят людей именно в данное время. Поэтому выдающийся философ или художник – это тот, кто первый стал исследовать проблемы жизни, которые уже были в самой жизни, но еще не были осознаны людьми, и при этом играли значительную роль в жизни людей. Например, Франс Кафка – австрийский писатель начала ХХ века, который первый обратил внимание на абсурдность жизни людей, которая уже была, но люди тогда считали, что разум человека способен понять мир, что сам мир разумен и его можно преобразовать на основе разума.

1.5. У человека, который создает произведение искусства или воспринимает какой-то предмет как произведение искусства, помимо зрительного или звукового (и прочего другого) образа, возникает еще и чувство (ощущение) прекрасного. Но у человека нет органа чувств, с помощью которого он воспринимал бы прекрасное, как это происходит со зрительным или звуковым образом, возникающим благодаря тому, что человек воспринимает электромагнитные или звуковые колебания с помощью органов чувств. И связано это с тем, что прекрасное существует иначе, чем объекты материального, естественного мира – оно с помощью имеющихся у человека органов чувств не воспринимается, оно сверхчувственно и находится как бы «позади» видимых форм и звуков, за пределами мира, по ту его сторону, а потому оно потусторонне, сверхъестественно, метафизично. Значит, искусство связано с опытом постижения сверхъестественного. Но и философия изучает то, что сверхъестественно, почему ее часто и называют метафизикой.

2. Различия:

2.1. Художник стремится показать не просто то, что значимо для людей, а то, что можно выразить в художественных образах. Но не все актуальные для человечества проблемы можно представить художественными средствами – часть проблем требует постижения на основе рассуждений, использования не наглядных чувственно воспринимаемых образов, а мысленных, т.е. абстрактных образов – понятий. И именно здесь философ оказывается востребованным обществом (понятия использует и ученый, но он не занимается постижением тех проблем, которые пытаются постичь художник и философ).

2. То, что является общим у философии и науки (смотри выше), отличает философию и искусство.

Итак, несмотря на то, что философия имеет много общих черт с другими видами духовной деятельности, она не является разновидностью ни науки, ни религии, ни искусства. Она представляет собой своеобразное явление человеческой культуры.

6. Структура философии
Философия дифференцирована на отдельные дисциплины (дисциплина – раздел какой-либо теории). В философских дисциплинах выражаются относительно самостоятельные аспекты единого предмета философии. Как части целого они несут на себе его отпечаток. Но структура философии с течением времени изменялась. И каждое философское направление, кроме того, имеет собственную внутреннюю логику, в зависимости от которой оно имеет собственную, уникальную структуру. Тем не менее, для начального ознакомления можно выделить во всей совокупности философских идей, имеющих хождение в современном обществе, ряд наиболее крупных проблемных областей философии.

Упрощенный вариант структуры философии:

1-й раздел. История философии.

2-й раздел. Онтология – учение о бытии (гр. on – бытие).

3-й раздел. Философская антропология – философское учение о человеке.

4-й раздел. Социальная философия – философское учение об обществе во всех его аспектах.

5-й раздел. Гносеология – учение о познании (гр. gnōsis – познание).

6-й раздел. Аксиология – учение о ценностях (гр. axios – ценный).

7-й раздел. Футурология – учение о будущем (лат. futurum – будущее).

Развернутый вариант структуры философии:

1-й раздел: История философии.

2-й раздел. Теоретическая философия (философские дисциплины, исследующие сущее и его познание).

1-ая часть 2-го раздела. Онтология – учение о бытии.

2-ая часть 2-го раздела. Философская антропология – философское учение о человеке.

3-ья часть 2-го раздела. Натурфилософия (философия природы).

4-ая часть 2-го раздела. Гносеология – учение о познании.

3-й раздел. Практическая философия (философские дисциплины о человеческой деятельности).

1-ая часть 3-го раздела. Аксиология – учение о ценностях.

2-ая часть 3-го раздела. Социальная философия – философское учение о строении общества.

3-ья часть 3-го раздела. Философия истории – учение о смысле, законах, периодах всемирной истории.

4-ая часть 3-го раздела. Философия экономики.

5-ая часть 3-го раздела. Философия политики.

6-ая часть 3-го раздела. Философия права.

7-ая часть 3-го раздела. Философия науки.

8-ая часть 3-го раздела. Философия техники.

9-ая часть 3-го раздела. Философия религии.

10-ая часть 3-го раздела. Этика – учение о добре и зле, философия морали.

11-ая часть 3-го раздела. Эстетика – учение о прекрасном/безобразном, комическом/трагическом, философия искусства.

12-ая часть 3-го раздела. Футурология – учение о будущем.




1   2   3


написать администратору сайта