Главная страница

Проблема определения предмета философии


Скачать 166 Kb.
НазваниеПроблема определения предмета философии
Дата17.01.2021
Размер166 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла2020_-_predmet_filosofii.doc
ТипРешение
#168870
страница2 из 3
1   2   3
skeptikos – рассматривающий, исследующий: в повседневной жизни словом «скептицизм» обозначается недоверчивое, критическое отношение к чему-либо), т.е. не принимать ничего на веру, проверять все доводы. Философия, как и наука, ставит под сомнение и проверяет на прочность все поучения, авторитеты, все ценности, которые имеют хождение в обществе. Философская и научная критика выявляют ограниченность и относительность любого знания.

В науке появление нового знания возможно лишь в результате отказа от прежних представлений, а потому ученому невозможно быть новатором, не будучи критиком, опровергателем устоявшихся представлений. В вузах редко изучается история естественных и технических наук – в этих науках знание предшественников, от которого позже отказались, перестает быть научным знанием. Следовательно, нет смысла его осваивать будущим специалистам, так как они не будут его применять ни в своих научных исследованиях, ни на практике, поскольку оно не соответствует действительности, неверно ее отражает. Несмотря на то, что в философии проблемы и их решения, которые выдвигались в прошлом, нередко остаются актуальными и для нас, каждый философ, разрабатывая свое учение, а потому должен критически подойти к имеющимся представлениям о мире и человеке. Чтобы стать оригинальным философом, нужно отказаться от представлений других философов.

Священнослужитель (и любой верующий) не может быть скептиком в области религиозного знания – это знание воспринимается им некритически в качестве догматов, т.е. того, что не должно подвергаться сомнению. Художник же подобен философу и ученому – он должен быть оригинален, а значит, не похожим на других, и его взгляд на мир – иной. Но если в науке критика приводит к переходу от менее полного к более полному, от менее достоверного к более достоверному знанию, т.е. здесь можно отметить прогресс, переход от худшего к лучшему, то в философии и искусстве нельзя так однозначно говорить о прогрессе. Здесь критика приводит не к улучшению, а появлению другой точки зрения на мир, и здесь разные точки зрения сложно оценивать с позиций их истинности или ложности.

1.3. Теоретические знания систематизированы, т.е. в каждом философском учении и в каждой науке отдельные положения учения или науки взаимосвязаны друг с другом, согласованы между собой, в результате чего знание оказываются структурированным. Системность научного и философского знания – не просто упорядоченность, а упорядоченность по осознанным принципам, и не интуитивно как в обыденном знании. Мифы, религиозные сказания, художественные произведения не систематизированы – тексты и фрагменты текстов очень часто здесь оказываются несогласованными друг с другом и внутри себя. Например, в Библии исследователи находят множество несогласованностей, а нередко и противоречий. Но верующий относится к этому спокойно: он считает, что обнаружение несогласованностей и противоречий обусловлено ограниченностью человеческого разума, и с точки зрения высшего, божественного, разума, религиозные тексты отражают истину.

Важным свойством научной или философской теории как системы является полнота, т.е. она должна описывать и объяснять всю свою предметную область. Например, механика должна объяснять любую форму механического движения в любых условиях в любой точке Вселенной. А в мифах и религиозных текстах чаще всего история человечества рассматривается отрывочно, в них отсутствует объяснение множества природных объектов, т.е. они – неполные, фрагментарные знания о мире и человеке.

1.4. В теории (в науке и философии) идеи формулируются с помощью понятий, которые выражаются в языке с помощью терминов – слов или словосочетаний, имеющих строгий фиксированный смысл. Понятие – это мысленный образ, который в отличие от чувственного образа, абстрактен и не представим. Теория – это, прежде всего, система абстрактного знания. Четко фиксированный смысл отличает термины от слов и словосочетаний, употребляемых в искусстве, религии и повседневной жизни. В философии сосуществуют разные направления и нередко представители разных направлений одно и то же слово (словосочетание) понимают по-разному. Но в рамках одного направления философы договариваются об однозначном понимании используемых ими терминов.

Примеры: 1) слово «машина» – термин, 2) слово «девушка» – не термин, так как девушка отличается от женщины по двум признакам и нельзя однозначно провести между ними границу.

2. Отличие:

2.1. Критика в философии связана с рефлексией. Рефлексирующий человек – тот, кто постоянно размышляет над тем, как и о чем он думает, как он действует, т.е. у него развитое самосознание, и он постоянно смотрит на себя как бы со стороны. И философия – это своеобразное самосознание человечества. Философия изучает как сам мир, так и процесс изучения мира, как человека, так и процесс изучения человека, поэтому философ отстраняется (т. е. смотрит со стороны) не только от мира, подобно ученому, но и от самого себя: смотрит на себя со стороны для того, чтобы понять, как возникает понимание.

В качестве рефлексии философия дает познанию (в том числе и научному) его самосознание. Это самосознающее мышление, и рефлексивная мысль есть мысль, обращенная на саму себя. Научная исследовательская мысль – это мысль о каком-то предмете и только. А рефлексия – это метамышление (гр. meta – вне, сверх, после, за), т.е. мысль о «мысли о предмете», и предметом здесь выступает уже сама мысль о предмете, сама мыслительная деятельность. Рефлексия есть нечто вроде отстраненного наблюдения за работой сознания. Если ученый просто применяет методы познания, то философ изучает сами эти методы познания, поэтому одной из функций философии является методологическая.

2.2. То, что изучает философия, в принципе не может стать предметом научного исследования:

2.2.1. У нас есть потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире, и мы не можем ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока наука даст достаточный материал для этого. Именно философское знание – знание целого. «Мир как целое», – так можно обозначить в данном плане предмет философии. Но «мир как целое» – это не «мир в целом». В последнем случае под целым имеется в виду нечто составное, включающее всё и вся, т.е. целое вместе с его относительно самостоятельными частями. Мир в целом изучают все науки – каждая под своим углом зрения, со своей особой стороны. В предмете же философии – мире как целом – целое берется как бы в отличие от своих частей, как то дополнительное и новое, что появляется в результате их взаимодействия – целое никогда не есть сумма его частей. Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – сумма обрывков. Поэтому философия не занимается простым сложением всех научных знаний.

Мир как целое – это система. Системный подход к изучению объекта предполагает, что любой сложный объект есть, прежде всего, системное образование, для которого ведущее значение имеет его целостность, характер взаимосвязи составляющих его элементов. Свойства, характерные только для системы в целом, называют системными качествами (свойствами). Системным качеством обладает лишь вся совокупность элементов системы, а не отдельные ее подсистемы или ее элементы. Например, средством передвижения является лишь велосипед в целом. Ни один из узлов, составляющих этот агрегат, таким качеством не обладает. Есть такие системы, которые изучаются только философией – например, только философия изучает системные качества мира как целого и человека как целого.

2.2.2. Объекты, изучаемые философией, бесконечны во времени и в пространстве (к таким объектам относятся мир как целое, человек и т.п.), а наука изучает отдельные фрагменты действительности, которые ограничены во времени и пространстве, и только такие объекты можно наблюдать и с ними можно экспериментировать (прежде всего, это относится к естествознанию). И философам труднее доказать свои идеи потому, что у человечества нет способов опытной проверки идей, касающихся бесконечных объектов. Проблемы есть в любой науке, но именно из-за специфики объектов, изучаемых философией, в философии проблемы особые – вечные. Философия занимается проблемами, окончательного решения которых не может быть, так как их в принципе нельзя разрешить раз и навсегда. Каждая эпоха (и каждый крупный мыслитель) дает свое осмысление, понимание и разрешение философских проблем – более или менее достоверное или убедительное. Но по большому счету, по отношению к масштабности заявленной проблемы, это разрешение очень и очень относительное.

Вселенная как физический объект – с точки зрения современной космологии – конечный во времени и пространстве объект, поэтому Вселенная (пишется с большой буквы, так как это – единичный объект, т.е. своего рода личность подобная любому единичному предмету) даже как целое изучается наукой. А мир как целое – бесконечный объект.

И человек как «Я» бесконечен – у нашего Я нет пространственных границ (Я – это сознание, а сознание – не материальный объект, и даже поверхность нашего тела, если рассматривать наше тело как часть нашего Я, тоже не является такой границей: она (поверхность, т.е. верхний слой кожи) не ощущается нами при нормальных условиях (клетки верхнего слоя – мертвые клетки). Мы можем воспринимать инструменты, которыми пользуемся как часть нашего тела, а больное место внутри организма ощущается нами как нечто внешнее, т.е. граница тела может смещаться.

Наше Я бесконечно и во времени: когда есть Я нет смерти и наоборот. И также невозможно определить момент зарождения нашего Я. Чтобы это легче понять, можно сравнить жизнь нашего Я со сном – мы не можем точно установить момент, когда засыпает, но так же – и момент, когда пробуждаемся.

2.2.3. Философские объекты метафизичны (гр. physis (фюзис) – природа, естество), т.е. эти объекты сверхъестественны в том смысле, что они не доступны для чувственного восприятия в отличие от природных объектов, изучаемых естествознанием. Например, «мир как целое» – реально с ним можно работать только гипотетически, и схватить его, обозреть его, даже умственным взором, нельзя. У человека как макроскопического и конечного существа нет и не может быть образа соответствующей размерности. Поэтому нередко философию называют еще метафизикой.

Метафизический объект – объект, «потусторонний» относительно естественного, т.е. природного мира и мира повседневного человеческого существования, который основан на природном мире. Природный и повседневный человеческий мир можно назвать «посюсторонним» миром. Потусторонний» мир – это мир сверхъестественных объектов. Но возможно шесть вариантов направлений «по ту сторону» - право, лево, вперед, назад, верх, низ.

Сверхъестественное не обязательно связано с сакральными силами (к этим силам относят не только богов, но и дьявола, злых духов и т.п.), но эти силы в любой религии (миф этим отличается от религии) обязательно являются сверхъестественными. Сверхъестественным является также любой искусственно созданный предмет, так как смысл (назначение) этого предмета органами чувств не воспринимается.

2.3. Наука – система знания, и для науки знания о любом изучаемом объекте имеют одинаковую ценность. А философия – не только система знания, но и система ценностей. Всякий предмет, любое событие, явление имеют для индивида или общества свою ценность – свой смысл (религиозный, этический, эстетический, практический), свою значимость, положительную или отрицательную. При этом ценности неравнозначны: они имеют для нас разную меру значимости. Мы оцениваем вещи, события, явления с эмоциональной точки зрения: например, вещи, как и люди, могут быть просто приятны, а могут быть и возвышенными, священными. Система ценностей – система материальных или духовных благ, которую человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Нет и не было людей, у которых не было бы определенной системы иерархически выстроенных ценностей. И философ, определяет иерархию ценностей не только лично для себя, но и как профессионал для общества в целом: например, в гуманистической философии высшей ценностью является человек. Философ не просто объясняет, как устроен мир, но еще объясняет, что в нем важно, что нет, что такое добро и зло и т.п.. Философия – это не только знание об истине, но и представление о добре и красоте, а эти представления в принципе не могут быть оценены как истинные или ложные, ибо они субъективны, и у каждого человека – своя точка зрения на добро и красоту. Пример: «хорошо, что пара скоро закончится» - это не информация, т.е. это не знание, , нельзя установить истинность или ложность этого высказывания, поскольку он содержит в себе субъективную оценку, выраженную словом «хорошо». А научное знание безразлично к ценностям человека, поэтому науку называют системой объективного знания. Это означает, что ученый стремится изучать объект сам по себе, стремится избавиться от своего субъективного отношения к объекту, который он изучает.

2.4. Ценности теснейшим образом связаны с верой, идеалами и убеждениями. Вера – феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Акт веры – это сверхсознательное чувство, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку. И у человека существует нравственно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без доказательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно. Но нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой человек верит – в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир есть, но истинность того, во что человек верит, никто никогда окончательно доказать не сможет.

2.5. Философские знания мало понять умом, их нужно выстрадать в своей собственной жизни, чтобы они превратились в убеждения. Убеждения – твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нас, при этом не только в сфере сознания, но и глубже – в подсознании, в сфере интуиции, тесно взаимодействуя с нашими эмоциями. В сфере убеждений невозможна сделка – двух безусловных принципов убеждения, несовместимых друг с другом, в сознании одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может. Поэтому философское учение, подобно религиозному, сложно распространяется в обществе: чтобы принять новое учение нужно отказаться от прежнего, а это сделать не легко, так как люди с трудом расстаются со своими убеждениями. Научное знание распространяется легче, так как оно не касается убеждений. Убеждение занимает промежуточную ступень между верою и знанием. Убеждение есть субъективно наиболее ценная для нас часть наших мнений о чем-либо, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логической бесспорности, а в большей или меньшей степени поддерживается верой. Убеждения – своеобразный «стержень» мировоззрения и духовное «ядро» личности. Человек без глубоких убеждений – это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли.

Итак, философия является знанием, является теорией, как и наука, но, кроме того, она еще является системой ценностей, верований, убеждений. И философское произведение можно рассматривать как своеобразную исповедь автора по поводу того, во что он верит, что считает в жизни важным, ценным для себя. Например, пессимист и оптимист по-разному смотрят на мир, значит, философские учения у них будут разными. И такое знание обязывает к определенным действиям, определенному образу жизни, которые должны будут воплотить в реальности систему ценностей данного человека, то, во что он верит: истинный философ (как и религиозный проповедник) не может учить одному, а жить иначе.
4. Философия как мировоззрение
Познание (знания)
Ч ЕЛОВЕК Эмоции (ценности) МИР




Практика (программа жизни)
Мировоззрение – обобщенная система взглядов человека на мир как целое, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и истории человечества. Мировоззрение имеется у каждого человека и формируется на основе отношения человека к миру. Отношение человека к миру включает в себя не только познание того, что есть в мире, и того, каков мир как целое, но и эмоциональное отношение к миру и его составным элементам, а также определённый образ к жизни, т.е. практическое отношение человека к миру. Результат познавательного отношения – знания, результат эмоционального отношения – ценности (хорошо/плохо, красивое/безобразное, полезное, важное и т.п.), идеалы, верования, а результат практического отношения к миру, т.е. образа жизни – программа жизни. Поэтому мировоззрение включает в себя и систему знаний, и систему ценностных ориентаций, идеалов и верований, и представления об образе жизни человека. Философия – это и знания, и ценности, и программа жизни, значит, философия – тип мировоззрения. Кроме философии историческими типами мировоззрения, характерными для больших групп людей или даже общества в целом, а не только отдельного человека, являются миф и религия.
Особенности мифа, религии и философии как исторических типов мировоззрения

1. В мифах и боги, и природные явления, и продукты человеческого труда уподобляются человеку или отношениям между людьми, т.е. миф антропоморфен (гр. anthrōpos – человек, morfos – форма). Первое, с чем ребенок после своего рождения сталкивается в мире – его собственное тело и его отношения сначала с матерью, а потом и с другими родственниками. Именно тело и родственные связи служат ему средством, с помощью которого он осваивает мир, служат ему эталоном для сравнения всего со всем в этом мире. Поэтому у ребенка и происходит очеловечивание окружающего мира, ибо в качестве эталона берутся именно человеческое тело и отношения между людьми. Причем это характерно не только для ребенка, но и для многих взрослых, которые сознательно или бессознательно переносят свои собственные ощущения, свои отношения с близкими на свои отношения с животными, с техникой. Они их очеловечивают. Еще в большей степени, чем современным взрослым, это характерно для древнего человека: родовая община – первая форма организации людей. В те времена, чтобы начать общение с каким-нибудь чужим человеком именно как с человеком, сначала нужно было с ним породниться каким-либо способом (например, братание). Ибо чужой – не человек, человек – только родственник. Для древнего человека и природа – тоже часть родовой общины, природные явления – родственники разной степени близости (в русской культуре слово «природа» – от выражения «при роде»),
1   2   3


написать администратору сайта