доклад. Проблема плюрализма в философии
Скачать 17.16 Kb.
|
Проблема плюрализма в философии Вечные вопросы философии. Разность взглядов философов. Определение. Суть. Материалисты и идеалисты. Рационалисты, иррационалисты, эмпирики. Догматики и скептики. Субъективисты, объективисты и методологисты. Вывод. Что первично? Как возник мир? Что есть истина? – это одни из «вечных» вопросов философии. Философы задавались (возможно и задаются) вопросом о том, почему мир, будучи единым, имея единое основание, в своем эмпирическом (чувственный опыт – способ познания) существовании представлен в виде бесконечного многообразия форм. Еще Аристотель, древнегреческий философ, подметил, что взгляды философа определяются тем, чем он занимается. О Пифагоре и пифагорейцах он писал: “... так называемые пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили ее и, овладев ею, стали считать ее начала началами всего существующего”. Иоганн Фихте, немецкий философ, отметил другое: «Какую философию ты выбираешь, зависит от того, что ты за человек». Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) – философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Суть плюрализма заключается в признании противоречий как источника социального прогресса, стимулирования многообразия общественной жизни. Противоположностью плюрализма является монизм, признающий единую основу всего сущего. Классиком плюрализма был великий немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646-1716), хотя сам этот термин предложил его ученик Х. Вольф (1679-1754). Самое известное деление философов — на материалистов и идеалистов. Оно же и самое древнее. Материализм и идеализм различны главным образом вследствие различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа, и все остальное она рассматривает через “призму” природы. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Материалисты идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют всё остальное. Другое известное деление философов — на рационалистов, эмпириков и иррационалистов. Одно из основных значений слова “ratio” — разум. Соответственно рационализм часто понимают как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. Иррационализм методом от противного рассматривается как концепция, отвергающая верховенство разума в жизни человека. Эмпиризм же занимает промежуточное положение между рационализмом и иррационализмом. Он выступает в двух формах: сенсуализма и прагматизма. Сенсуалистический эмпиризм акцентирует внимание на чувственном опыте (sensus — чувство, ощущение), познании. Прагматический эмпиризм акцентирует внимание на двигательной активности человека, на физических действиях, приводящих к успеху. Философов делят также на догматиков и скептиков. Философы-догматики вырабатывают свои идеи, либо излагают чужие и отстаивают их, т. е. рассуждают в основном в духе позитивного, конструктивного, утвердительного философствования. Напротив, философы-скептики настроены в основном на волну критического, деструктивного философствования. Сами они не вырабатывают идеи, а лишь критикуют чужие. В зависимости от основного предмета философствования выделяют следующие категории философов – субъективисты, объективисты. Философы-объективисты акцентируют внимание на мировоззренческих проблемах, на осмыслении внешнего мира. Философы-субъективисты акцентируют внимание на проблемах человека и общества. Какой из всего этого можно сделать вывод? Как было сказано ранее, суть плюрализма заключается в признании противоречий, превращение их в движущую силу (Гегель). Однако, различия крайне глубоки, что осложняет поиск ответов на философские вопросы. |