Главная страница
Навигация по странице:

  • Аннотация Актуальность темы

  • Цель

  • Глава I. Права женщин в законах СССР Правовое положение женщин по трудовому праву

  • Глава II. Национальные особенности положения женщин 2.1. Взаимоотношения женщины с родными в Дагестане

  • 2.2 Права женщин в дагестанских общинах

  • Список использованных источников и литературы: Источники

  • проблема прав женщин. Биясланов. Курсовая работа. Проблема прав женщин в национальных республиках ссср научный


    Скачать 78.5 Kb.
    НазваниеПроблема прав женщин в национальных республиках ссср научный
    Анкорпроблема прав женщин
    Дата17.11.2022
    Размер78.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБиясланов. Курсовая работа.doc
    ТипЗакон
    #795144


    ПРОБЛЕМА ПРАВ ЖЕНЩИН

    В НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИКАХ СССР

    Научный руководитель:





    Махачкала, 2022г

    Содержание
    Аннотация………………………………………………………………………. 3
    Глава I. Права женщин в законах СССР…..........................................................

      1. Правовое положение женщины по трудовому праву ………………..


    Глава II. Национальные особенности положения женщин в СССР………....1
    2.1. Взаимоотношения женщины с родными в Дагестане ……………………1
    2.2. Права женщин в дагестанских общинах .…………………………………
    Заключение ………………………………………………………………………
    Список использованных источников и литературы …………........................

    Приложение

    Аннотация
    Актуальность темы: Ни для кого не является тайной то, что мы живем в гендерном мире, где каждый день можно увидеть подтверждение неравного положения между мужчинами и женщинами в отношении всевозможных вопросов. Именно этот факт и стал исходной точкой в написании данной работы, так как актуальность данной проблемы определяется возрастанием роли женщины в современном обществе. Это касается разнообразных сфер жизни: экономической, социальной, политической.

    Бесспорно, вопрос равенства полов является довольно сложным, и для того, чтобы найти наиболее справедливый путь, который мог бы позволить обходить все актуальные проблемные моменты гендерных отношений, будет правильным обратить внимание на исторический опыт проведения политики советского правительства касательно женщин нашего государства.

    В настоящее время вопросы и проблемы, касающиеся прав и положения женщин в социуме, привлекают к себе внимание ученых, правительства и всего общества в целом. Общеизвестно, что на нынешнем этапе в различных странах принимаются разнообразные программы в отношении женщин. И этому есть свое объяснение. В условиях современности в общественной жизни и экономике невозможно обойтись без труда женщин, образованность которых стабильно повышается. Наряду с этим, положение женщин в обществе остается далеко неравноправным.

    Новизна исследуемой проблемы основывается на том, что Россия имеет богатый опыт работы государства советского периода в отношении женщин, который формировался в непростой среде, усилившейся классовой борьбы и преодоления последствий Гражданской войны, аккумулировался постепенно в рамках еще неустойчивой на тот период экономической политики. Мы видим наглядную динамику государственной деятельности в организации жизни женщин, в формировании подходов развития их активности и вовлечения во все сферы социальной жизни.

    В данной работе акцентируется внимание на эволюции правового положения женщин в рамках двух отраслей права: семейного и трудового.

    Цель– изучить проблему прав женщин в национальных республиках СССР (на примере Дагестана).

    Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

      - проследить статус женщин в национальных республиках СССР и определить роль женщины в  обществе.

    - Показать положение женщин .

    - Провести социологический опрос о социальном положении женщин

    Глава I. Права женщин в законах СССР

    Правовое положение женщин по трудовому праву

    Исследуемая проблема правового положения женщин в Советский период имеет два основных направления: семейное право и трудовое право. В данном разделе моей работы освещается трудовое право женщин.

    Безусловно, вся домашняя работа совершается женщиной в семье. Несмотря на это, по мере того, как возросла роль женщины в обществе и возросло ее положение по отношению к мужчине, законодательные изменения, связанные с трудовой деятельностью, могут выступать в качестве аргументов в пользу эволюции правового статуса женского населения СССР.

    Возникновение советского государства в первую очередь характеризуется становлением трудового права как независимой отрасли новоиспеченной системы права. Старая правовая система не имела такой отдельной отрасли, и все трудовые отношения рассматривались и регулировались весьма кратко в рамках гражданского права. Постановление Советского правительства «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени» от 29 октября 1917 г. стало первым нормативным актом нового государства о труде. В рамках этого постановления Россия стала первым государством, которое установило 8-часовой рабочий день для всех граждан, занятых работой по найму. Время работы в течение недели не должно было превысить 46 часов. Не позднее 6 ч после начала работы должен был быть установлен перерыв для отдыха и принятия пищи продолжительностью не менее 1 ч. Запрещался труд женщин в ночное время суток. При односменной дневной работе наименьшая продолжительность воскресного и праздничного отдыха составляла 42 ч. При работах на особо вредных для здоровья производствах рабочее время сокращалось. К работам под землей женщины не допускались..

    12 января 1918 г. III Всероссийским съездом Советов была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». С целью наиболее эффективной организации хозяйства в условиях гражданской войны она ввела всеобщую трудовую повинность. В дальнейшем данная Декларация вошла в Конституцию РСФСР 1918 г. и, как следствие, Конституция признавала труд обязанностью всех граждан республики, что нашло отражение в принципе «Не трудящийся да не ест» ( Конституция РСФСР 1918 г., ст. 18// Цит. по URL: https://revolution.allbest.ru/law/00432272_0.html)

    Результатом работы по кодификации Трудового кодекса было принятие в декабре 1918 г. Кодекса законов о труде (КЗоТ), который включает в себя важные положения ранее опубликованных трудовых законов. Он содержал различные разделы, посвященные важным вопросам. Таким образом, обратили внимание на работающих матерей, которые кормили ребенка грудью. Для них устанавливаются дополнительные перерывы – каждые три часа не менее получаса. КЗоТ распространялся как для государственных, так и для частных предприятий.

    Трудовой кодекс (КЗоТ) РСФСР 1922 г. не имел сходства со своим «предшественником». Тем более, что в условиях НЭПа и рыночных отношений отпала потребность в общей трудовой повинности. вознаграждение. Такой документ заключался либо на определенный срок (в рамках 1 года), либо на неопределенный срок или по окончанию работы.

    Глава II. Национальные особенности положения женщин

    2.1. Взаимоотношения женщины с родными в Дагестане
    Настоящая женщина в понимании кавказцев – это не вымышленный образ, а вполне осязаемая, реальная женщина, которую не представляли иначе, как настоящую дочь, сестру, жену, мать. В духе настоящей женщины девочку воспитывали с ранних лет. Ее воспитанием занимались бабушка, мать, старшие сестры. С детства ей прививали такие качества, как терпение, скромность, ласковость, сдержанность, доброжелательность, заботливость, нежность, мягкость, уступчивость, но, в то же время, в ней вырабатывали активность, ответственность, уверенность.

    Девочку рано приучали к труду. С 6–7 лет она помогала матери по хозяйству: мыла посуду, принимала участие в уборке дома, нянчила младших братьев и сестер, выполняла мелкие поручения. Постепенно девочку приобщали к более сложным трудовым процессам: стирать, чинить одежду, готовить пищу, выпекать хлеб, ходить за водой и т.д. Кумычки часто говорили своим дочерям: «Эткэнин мэн учун, уйренгенин сенучун» («Делаешь для меня, учишься для себя»). Девочкам внушали, что приобретенные трудовые навыки обязательно пригодятся им в будущем.

    Уже к 13 годам девочка могла полностью заменить мать в хозяйстве. От того, насколько девочка была трудолюбива и чистоплотна, зависела ее дальнейшая семейная жизнь. По этому поводу у кумыков и ногайцев существует такое выражение: «Уясида не корсе, ушканда соны этэр» («Что увидел в семье, то и в полете совершит, т.е. повторит в жизни

    Девочки воспитывались в духе уважения к мужчине, особенно это проявлялось по отношению к отцу. Дочери слушались отца и не смели перечить ему. С таким же пиететом девушка относилась и к брату. Она должна была во всем его слушаться, даже если он был младше. «Пусть брат младше тебя, но шапка, которую он носит, все равно выше тебя», – объясняли ногайки своим дочерям. «Шапка выше платка» («къяша хумаср»), – говорили лакцы. Брат мог запретить ей делать то, что, по его мнению, не положено делать девушке. «У девочки язык высохнет, если она станет бранить своего брата», – говорили азербайджанки.

    В свою очередь брат старался не обижать сестру, о чем свидетельствуют многочисленные пословицы, поговорки, притчи, отражающие взаимоотношения брата и сестры. «Карындасын йлаткан – омирбойы иылар» («Обидевший сестру век плакать будет»), – предупреждали ногайцы (Гимбатова М., Мужчина и женщина в традиционной культуре тюркоязычных народов Дагестана. XIX – начало ХХ в. Махачкала: ИД «Эпоха», 2014. С. 105.). «Чем совсем не иметь сестры, лучше иметь слепую», – говорили горцы Дагестана. Жители с. Утамыш Каякентского района рассказывали, что в их селении женщина по имени Райганат, потерявшая брата, несколько лет не выходила на люди и в знак траура не носила обуви. Женщины вспоминают, что зимой ее потрескавшиеся ноги оставляли окровавленные следы на снегу, когда она с рассветом выходила за водой. У дагестанских азербайджанок самой прочной клятвой считалась клятва братом. «Клянусь головою моего брата», – говорили они, а у кумыков существовала даже клятва для девочек: «Кардашымны башы булан ант этемен» («Клянусь головой брата») ( Гаджиева С.Ш. Мужчина и женщина в традиционной культуре тюркоязычных народов Дагестана. XIX – начало ХХ в. Махачкала: ИД «Эпоха», 1985. С. 139–140.)

    2.2 Права женщин в дагестанских общинах
    Определенное место женщина занимала и в обществе. Несмотря на то, что женщина не принимала участия в общественных собраниях, она являлась полноправным членом сельской общины. В некоторых горных обществах Дагестана уважаемым женщинам все же дозволялось посетить общинное собрание. Подобное уважение к женщине в горах, видимо, в первую очередь следует объяснить ее хозяйственной ролью, как в семье, так и в обществе, значением в воспитании детей – членов общины. Правом посетить мужское собрание, в виде исключения, могли воспользоваться и ногайки преклонного возраста, известные в округе своим умом(. В отсутствии мужчин они полностью управляли домашним хозяйством и даже руководили аулами. Влияние женщин на мужчин подчеркивает и Табари, в частности, он писал: «У тюрков всего можно добиться через женщину».

    Адаты Кайтаго-Табасаранского округа гласят: «Жалобу имеет право предъявить только потерпевший, а также муж за жену, отец за несовершеннолетних детей своих, опекун за опекаемых». «Женщины допускались по шариату в свидетели за одного мужчину, т.е. из двух женщин составляется один свидетель, а другой должен быть непременно мужчина», при этом необходимо было получить согласие мужа или отца. Лишь по делам о браке и разводе жены могли давать присягу, не спрашивая мужа.

    Более всего народные обычаи защищали имущественные права женщин. Еще до вступления в брак «все подарки, сделанные невесте женихом, переходили в ее собственность» (Оразаев Г., Шихалиев Ш.Ш. Письмо Фатимы, дочери шейха Хаджи Арслан’ Али из Нижнего Казанища // Вестник ИИА). Если же невеста или ее родственники отказывали жениху после сватовства, то они обязаны были вернуть все подарки обратно в двойном количестве. Если от заключения брака отказывался жених, то подарки, присланные невесте, жениху не возвращались. Своим собственным имуществом женщина обзаводилась, лишь выйдя замуж.( Калмыков И., Керейтов Р., Сикалиев А. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставропольского кн. изд-ва, 1988. С. 151.)

    Таким образом, я считаю несостоятельными те суждения, что представляли дагестанскую женщину бесправным и забитым домашним бытом существом. Можно утверждать, что у дагестанской женщины была и есть своя, ничем незаменимая специфическая роль в семье и обществе. Она характеризуется дуалистичностью. И если при одних жизненных обстоятельствах ее положение было вторичным и подчиненным, то при других – она играла весьма значительную социальную роль как в своем доме, так и в рамках всего общества.. Несмотря на все многообразие культурных традиций, женщина в традиционных социумах народов Дагестана занимала почетное положение.

    Заключение
    Итак, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: – во-первых, женщина – это мать, как ее главное предназначение. Материнство считалось важной социальной и государственной функцией женщин и поддерживалось государством морально и материально, поэтому матери, имея значительную законодательную поддержку, несли ответственность за образование, воспитание, здравоохранение детей и их успешную социализацию;

    – во-вторых, это роль трудящихся женщин, которые сыграли важную роль в успешном экономическом развитии страны. Именно поэтому государство направило свою деятельность на обеспечение женщинам комфортных условий труда с учетом всех физических особенностей и с целью привлечения как можно большего количества людей, желающих работать.

    Анализируя положение женщин в СССР, и в частности, в его национальных республиках, необходимо отметить четкую государственную политику, которая отвечала требованиям, возникшим в обществе в ходе исторического развития страны. Она была направлена на поддержание законодательно установленного правового равенства мужского и женского населения, которое, возможно, не всегда было де-факто, но формально осуществлялось законодательно, а также через государственное влияние.

    Список использованных источников и литературы:


    1. Источники:

    1. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов гражданского состояния».

    2. Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве от 16 сентября 1918 г.

    3. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР от 19 ноября 1926 г. (КЗоБСО).

    4. Уголовный кодекс РСФСР от 22 ноября 1926 г.

    5. Конституция СССР 1936 г.

    6. Адаты Дагестанской области и Закатальского округа / Сост. И.Я. Сандрыгайло. Тифлис: Тип. канцелярии глав. нач. гражд. части на Кавказе, 1899. – 626 с.

    7. Адаты ханств под российским протекторатом: Кодексы Тарковского шамхальства и Мехтулинского ханства (введение и комментарии Г.М.-Р. Оразаева) // Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V – начала ХХ в. Т.II / Сост., отв. ред. В.О. Бобровников. М.: Изд. дом Марджани, 2009. С. 118–201.

    8. URL: https://revolution.allbest.ru/law/00432272_0.html

    1. Литература:

    1. Абрамова Л. А. Правовое регулирование труда женщин в СССР. Москва, 1950.

    2. Алибеков М. Адаты кумыков. Махачкала, 1927. – 22 с.

    3. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – начале ХХ в. М.: Наука, 1985. – 358 с.

    4. Гимбатова М.Б. Мужчина и женщина в традиционной культуре тюркоязычных народов Дагестана. XIX – начало ХХ в. Махачкала: ИД «Эпоха», 2014. – 392 с.

    5. Гимбатова М.Б. Понятие <<Настоящая женщина>> в дагестанском сознании. Махачкала: Изд-во Вестник института ИАЭ. 2015. №2. С. 139-148

    6. Ислам Магомедов А.И. Аварцы. Историко-этнографическое исследование. (XVIII – нач. XXв.). Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2002. – 442 с.

    7. Калмыков И.Х, Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И.-М. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставропольского кн. изд-ва, 1988. – 232 с.

    8. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. – 416 с.


    написать администратору сайта