Главная страница
Навигация по странице:

  • Порфирий Петрович ) отношений матери и сына Раскольников

  • Раскольников

  • Родион Романович Раскольников

  • Мармеладов

  • Документ Microsoft Office Word (4). Проблема Пример


    Скачать 26.97 Kb.
    НазваниеПроблема Пример
    Дата15.03.2018
    Размер26.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Office Word (4).docx
    ТипДокументы
    #38586

    Проблема

    Пример

    Положительные

    совести

    Родион Романович Раскольников терзает себя мыслями о том, что задуманное им дело “грязно, пакостно, гадко”, но, тем не менее, он решается на убийство, оправдывая свои действия «высшей целью».

    После совершения преступления Раскольников неоднократно борется со своей совестью, которая усиливается в нем под влиянием любви Сони.

    ценности человеческой жизни

    Алена Ивановна описывается автором в негативных тонах, но таким образом утверждается мысль, что, каким бы жалким и ничтожным ни был человек, это все равно человек и никто не вправе распоряжаться его жизнью.

    сострадания

    Раскольников, видя ужасную нищету, в которой живет семья Мармеладовых, оставляет, уходя, немного денег «на окошке», чтобы хоть как-то помочь. Раскольников проявляет сострадание, хотя деньги ему самому нужны, он сам очень беден.

    восстановления справедливости

    Марфа Петровна, подозревая любовную связь между Свидригайловым (своим мужем) и Дуней, которая работала у них гувернанткой, распространила про неё сплетню по всему уезду. Но позже Свидригайлов сознался своей жене в том, что виноват во всем только он один и предъявил письмо, в котором Дуня всячески отвергает все его ухаживания.

    Тогда Марфа Петровна извинилась перед Дуней и с этим письмом стала обходить всех знакомых, чтобы восстановить ее репутацию. Потом она нашла богатого жениха Дуне (Петр Петрович Лужин) и завещала ей 3тыс. руб. после своей смерти.

    Лебезятников раскрывает подлость Лужина, восстанавливая репутацию Сони.

    жертвенности

    Дуня и Соня жертвуют собой ради материального обеспечения близких людей. Соня стала заниматься проституцией, а Дуня хотела выйти замуж не по любви (ради денег).

    ответственности

    (социальной, моральной, перед совестью, перед самим собой)

    Раскольников увидел на улице пьяную девушку «лет шестнадцати», за которой следил какой-то мужчина. Он вступился за неё и дал денег городовому, чтобы тот отвез её домой.

    трудолюбия

    Разумихин много работал, никогда не унывал, всегда был весел и общителен. Благодаря своему трудолюбию он «решительно сам, один, содержал себя».

    преодоления жизненных трудностей

    Разумихин, благодаря своему веселому нраву и жизнелюбию, не придавал значения жизненным трудностям и легко с ними справлялся. «Никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его».

    «Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод».

    «Однажды он целую зиму совсем не топил своей комнаты и утверждал, что это даже приятнее, потому что в холоде лучше спится»

    сострадания, жалости к животным

    Раскольникову снится сон, в котором он, будучи маленьким, «бросается с своими кулачонками на Миколку», когда видит, что тот забил до смерти «бедную лошаденку».

    Маленький мальчик подбегает к савраске, «обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы».

    влияния детских впечатлений на действия человека

    Под влиянием своего сна Раскольников готов отказаться от своего намерения убить старуху-процентщицу.

    Но потом обстоятельства складываются так, что у него появляется редкая возможность осуществить свой план. И, посчитав это «предопределением судьбы», он все же решается на убийство.

    честности

    Лизавета, сестра Алены Ивановны, занималась перепродажей вещей и «была очень честна», не торговалась, а «всегда говорила крайнюю цену».

    дружбы / дружеской помощи / участия в судьбе друга

    Разумихин отыскал Раскольникова и помогает ему во всем. Он пригласил знакомого доктора, чтобы тот следил за состоянием больного, уладил дела Раскольникова, связанные с долгом квартирной хозяйки. После того как Раскольников получает деньги от матери (35 рублей) Разумихин покупает ему одежду. Видно, что ему небезразлична судьба друга.

    прощения

    Перед смертью Мармеладов просит прощения у своей дочери. Соня искренне прощает его.

    материнской любви

    Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, очень любила его. Она старается устроить его счастье, хочет помочь ему, жертвует для него даже счастьем Дуни. Она сходит с ума от равнодушия и черствости сына

    ответственности за свое обещание, за свое слово

    Раскольников, несмотря на долгую разлуку со своей семьей, выгоняет мать и Дуню, говорит, что не хочет их видеть.

    Разумихин отводит их домой, дет им слово, что присмотрит за Родионом, приведет к ним врача, чтобы они от специалиста узнали о том, как чувствует себя Родион. Все эти обещания от выполняет в короткий срок.

    уважения человеческого достоинства

    Когда Соня Мармеладова приходит к Раскольникову, чтобы поблагодарить за деньги и пригласить на поминки, то, несмотря на ее «занятия», несмотря на то, что про нее Лужин наговорил много нехороших вещей, Дуня обращается с ней очень вежливо, проявляет уважение к ней.

    самопожертвования / жертвенной любви

    Соня жертвует собой ради своих близких. Дуня хочет выйти замуж не по любви, жертвуя своим счастьем ради матери и брата.

    Соня идет за Раскольниковым в Сибирь, чтобы морально поддержать его.

    сохранения духовной чистоты / нравственной прочности, стойкости человека

    Соня Мармеладова сохраняет нравственную чистоту, несмотря на то, что она «по желтому билету пошла». Эта хрупкая девушка сильна духовно. Сила ее любви воскрешает Раскольникова к новой жизни.

    нравственного очищения через страдание

    Красильщик Николай «признается» в убийстве Алены Ивановны и Лизаветы, чтобы «принять страдание». Он был «из раскольников» и хотел нравственно очиститься через страдание на каторге.

    активной помощи человеку

    Раскольников объясняет мотивы подлого поступка Лужина, когда тот обвиняет Соню в воровстве. Раскольников сообщает, что Лужин хотел выставить Соню перед его семьей воровкой, чтобы поссорить его с матерью и сестрой. Это объяснение помогло восстановить честную репутацию Сони.

    сочувствия, сопереживания другому человеку

    Раскольников во время второго визита к Соне пытается сознаться в убийстве. Он понимает, что «та минута пришла», но слова даются ему с большим трудом. Соня понимает его состояние, она сочувствует ему и произносит со страданием: «Как вы мучаетесь!»

    морального права судить других людей

    Соня убеждена, что ни у кого нет морального права распоряжаться чужой жизнью. Она с негодованием восклицает: «Убивать? Убивать-то право имеете?»

    публичного покаяния и очищения

    Соня советует Раскольникову публично, перед всем народом, перед землей, покаяться в совершенном преступлении. Такое покаяние очистит душу и у Раскольникова будет шанс вернуться к нормальной жизни.

    «Тогда бог опять тебе жизни пошлет»

    смысла жизни

    «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем». (Порфирий Петрович)

    отношений матери и сына

    Раскольников перед явкой с повинною идет к матери, чтобы проститься. Он признается ей в сыновней любви, говорит, что должен уехать. Мать понимает его и они вместе, обнявшись, плачут.

    нравственного воскрешения человека / любви как воскрешающей силы

    На каторге, в Омском остроге, Раскольников понимает, что его теория была ошибочна. Любовь и моральная поддержка Сони воскрешают его к новой жизни.

    Отрицательные

    влияния «среды» на действия человека

    Родион Романович Раскольников объясняет свое преступление отчасти социальной средой, теми условиями, в которых он находился.

    Семен Захарович Мармеладов пристрастился к пьянству тоже во многом из-за неспособности противостоять среде, бороться с трудностями.

    бедности

    Раскольников живет в очень бедной комнате, которую нанимает «от жильцов». Она очень маленькая, поэтому персонажи и автор называют ее каморкой, клетушкой, гробом, каютой и т.п. Он «был должен кругом хозяйке», ходил в «лохмотьях», был «задавлен бедностью».

    Такие условия (крайняя черта бедности) могут толкнуть человека на преступление с целью обогатиться, получить «сразу весь капитал».

    пьянства

    У Мармеладова от постоянного пьянства “желтоватое, даже зеленоватое лицо с припухлыми веками”. Он говорит, что у него жизнь пошла под откос, но на самом деле у него слабый характер. Он пропивает последние деньги семьи, украденные у жены, а потом берет «на похмелье» 30 копеек у своей дочери Сони, прекрасно зная, каким трудом она их заработала.

    Пьянство может порождать нечеловеческую жестокость. Сон Раскольникова передает нам его детские впечатления от поступка пьяного Миколки, который забивает насмерть бедную «клячонку».

    слабости характера / стремления уйти от реальности

    Слабость характера может привести человека к различным видам зависимости: от компьютерных игр, от социальных сетей, от алкоголя (Мармеладов) и т.п.

    нравственного падения

    Мармеладов осознает низость своего падения, но ничего не может с собой поделать. Он крадет последние деньги семьи из сундука Катерины Ивановны, а потом приходит к Соне «на похмелье просить». С его молчаливого согласия она и «по желтому билету пошла».

    брака по расчету

    Дуня хотела выйти замуж за Петра Петровича Лужина, чтобы его деньги использовать потом для помощи матери и своему брату. Раскольников считает, что в этом браке она была бы несчастна и не принимает этой жертвы.

    социальной несправедливости

    Раскольников считает несправедливым, что такие, как Лужин и Свидригайлов, творят подлости, гадости и при этом живут в комфорте и чувствуют свою безнаказанность, а «чистые» и искренние сердца (например, Соня, Дуня) вынуждены страдать.

    Раскольников хочет исправить эту ситуацию, решившись на преступление.

    человеческой жестокости / жестокого отношения к животным

    Раскольникову приснился сон, в котором Миколка и другие пьяные мужики избивали «маленькую, тощую, саврасую крестьянскую клячонку» за то, что она не могла сдвинуть с места перегруженную телегу. Под конец Миколка стал бить ее оглоблей и ломом, пока не забил до смерти.

    страха перед разоблачением

    Раскольникова вызвали в участок из-за неуплаты долга по квартире. Но он терзает себя мыслями, что его разоблачили в убийстве.

    Из-за своего страха, услышав рассказ об убитой старухе-процентщице, он теряет сознание прямо в участке.

    ненависти к миру, ожесточения / отрыва от «почвы», от людей

    После совершения преступления Раскольников чувствует себя одиноким и ожесточается на весь мир.

    «Он как будто ножницами отрезал себя от всех и всего».

    равнодушия ко всему, апатии

    После того как Раскольников избавился от улик, он ощущает внутри себя полное равнодушие к миру и апатию. Он идет, не разбирая дороги, его принимают за нищего, без всякой цели он заходит к Разумихину и ничего не отвечает на его расспросы.

    эгоизма / равнодушия к чужой беде / душевной черствости

    Петр Петрович Лужин. Теория «целых кафтанов» или теория разумногоэгоизма. Необходимо думать только о себе, не нужно сочувствовать чужому горю, делиться с кем-нибудь своим «кафтаном».

    «Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел».

    стремления к острым ощущениям

    Раскольников после выздоровления зашел в трактир, где встречает Заметова. Наведя разговор на убийство старухи-процентщицы, Раскольников чуть не признается ему в преступлении. «Страшное слово… так и прыгало на его губах: вот-вот сорвется; вот-вот только спустить его, вот-вот только выговорить!»

    Потом он возвращается на место преступления, звонит в колокольчик, чтобы еще раз услышать этот звук.

    неблагодарности

    Раскольников после разговора с Заметовым, выходя из трактира, сталкивается в дверях с Разумихиным. Вместо слов благодарности за помощь он отталкивает его от себя, прогоняет, кричит на него.

    оправдания преступления

    Разумихин, критикуя терпимое отношение социалистов к преступлениям, не соглашается с их мнением о том, что «преступление есть протест против ненормальности социального устройства» и что большинство преступлений совершается лишь потому, что «среда заела».

    Преступление (убийство) нельзя оправдать ничем, в том числе и влиянием «среды», «ненормальным социальным устройством» или «высшей справедливостью».

    вседозволенности / безнаказанности

    Свидригайлов чувствует себя безнаказанно и поэтому совершает много неблаговидных поступков, которые заканчиваются смертью других.

    поклонения деньгам

    Петр Петрович Лужин больше всего на свете ценил свои деньги, добытые «всякими средствами». Для того чтобы сохранить свои капиталы, он сближается с не вызывающим у него симпатии Лебезятниковым, представителем «прогрессистов», боясь обличения.

    подлости и клеветы

    Лужин подбрасывает 100 руб. Соне в карман и обвиняет ее в воровстве. Это нужно ему было для того, чтобы выставить Соню воровкой и поссорить Раскольникова с его семьей.

    отчаяния, обреченности, безвыходности

    Катерина Ивановна от безысходности идет на улицу с детьми просить милостыню.

     Основой сюжета романа "Преступление и наказание" является убийство, совершенное главным героем. Родион Раскольников – «молодой человек, исключенный из студентов университета» и «живущий в крайней бедности», – за полгода до совершения преступления написал статью, в которой высказал свой принцип разделения людей. Он был убежден в том, что «люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Своей теорией Раскольников пытался решить вопрос, кто из людей должен жить, а кто умереть. 
        Замышляя убийство старухи-процентщицы, Раскольников оправдывал себя тем, что на ее деньги он мог бы совершить тысячи добрых дел, а главное избавить от нищеты свою мать и сестру. Одновременно с этим Раскольников стремился проверить, к какому разряду людей, согласно его теории, принадлежит он сам: «Тварь я дрожащая или право имею?» Преодолев все сомнения и переступив через себя, он совершил убийство, но никакие «добрые дела», совершенные им после этого, не оправдали его поступка и не принесли ему ожидаемого удовлетворения. 
        На протяжении всего повествования не прекращается внутренняя борьба героя с самим собой – в сознании, в подсознании, во сне и наяву. Это борьба проявилась прежде всего в его поступках (оставляет деньги у Мармеладовых, но потом жалеет об этом; на бульваре – пытается спасти девочку, но потом отрекается от нее и т. д.). 
        В критический момент жизни судьба свела Раскольникова с Соней Мармеладовой. К моменту их встречи он уже был преступником, совершившим убийство, а она продажной женщиной, зарабатывающей на жизнь «желтым билетиком». Каждый из них по-своему переживает свое падение и размышляет над тем, к какому исходу оно может привести в будущем. Но их души еще не очерствели и готовы понять и принять чужую боль. Раскольников сразу понял, что судьба не случайно свела его с Соней, но им вдвоем предстоит пройти тяжелый путь. 
        Раскольников рассказал Соне о том, что это он убил старуху-процентщицу и Лизавету. Он надеялся, что Соня его морально поддержит, взяв его тяжкий грех на себя. Но «тихая» девушка, живущая по христианским заповедям, разрушила его теорию простой логикой жизни и помогла Раскольникову вернуться к нормальной жизни. Герой нашел в себе силы признаться в совершенном преступлении, за что был осужден и отправлен на каторгу. 
        Ссыльные презирали и ненавидели Раскольникова, чувствуя, что он считает себя выше и лучше их, хотя в оказавшемся положении все должны быть равны. Но благодаря Соне пришел момент, когда его душа очистилась и возродилась к жизни. Он понял, что искупить все страдания можно только бесконечной любовью. Одновременно с этим поменялось его поведение и отношение к нему окружающих. 
        За свои убеждения Раскольников заплатил дорогой ценой. Свою теорию он проверил на себе. Фактически он убил других, а духовно – себя. Но под влиянием любви и прощения, воплощенных в образе Сони Мармеладовой, он убедился в ложности своего пути. Любовь Сони спасла его, и благодаря этому он смог переродиться и начать новую жизнь.


    написать администратору сайта