Главная страница

Философия Эссе.. Проблема смысла жизни и её философское осмысление


Скачать 17.17 Kb.
НазваниеПроблема смысла жизни и её философское осмысление
Дата22.04.2022
Размер17.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия Эссе..docx
ТипДокументы
#491036

Проблема смысла жизни и её философское осмысление.

Человеческая жизнь наполнена смыслом. Это означает, что человек доволен ею, рад, счастлив тем, как живёт, чем занимается и испытывает почтение во всех многообразных значениях этого слова. Он сознает свою вовлеченность истине, добру, излучает жизнеутверждающую энергию, волю и т.д. Будучи не ориентированной, хаотичной, не понимая своей цели, не устремлённой вверх, больше, не пронизанной волей к бессмертию, — такая бессмысленная жизнь лишена «паруса» и «руля». В душе, делах так живущего человека бессмыслие. Не имея смысла, он бездеятелен, ничего не желает, становится подобным растению. Утратившего смысл человека ждёт деградация, духовный и физический развал, он теряет пригодность и способность к чему бы то ни было человеческому.

Вряд ли кого из людей устроит подобная доля. Любой нормальный человек хочет жить. Ему нужна жизнь в полном понимании: активная, творческая, целеустремлённая. Вопрос лишь в том, какова она: как нужна, как прожить, какого рода значимостями, устремлениями её пронизать. А озадачиваясь, захваченный данными вопросами, человек непременно осмысливает себя и свою жизнь.

Поскольку, далее, ему не обойтись без, находимых и реализуемых жизненных смыслов, последние имеются у людей, порой, даже без их ведома, само собой. Но обычно же, — особенно это касается личности, человеческого бытия, — смыслы обретаются напряжёнными исканиями, в серьёзных (иной раз до мучительности) трудах. До них доходят борьбой, страдательным опытом человекостроительства...

Итак, жизни, никак не осмысленной, если речь идёт о людях не существует. Вопрос лишь в том, насколько полно она осмыслена: насколько смысл значим, куда влечёт, как организует человека, каковы те последствия, которые возникнут по реализации данного смысла.

Почему о смысле жизни нужно в первую очередь говорить, а не о смысле существования? Что значит «жизнь» тогда? Одно и то же ли жизнь человека и жизнь какого-либо животного, вообще, биологического существа, что бы оно из себя ни представляло?

Ясно, что в каждом конкретном случае понятие данное будет выступать в различных ракурсах. Одно дело, скажем, вести речь о жизни касательно биологической материи. Причём, — и тут нужно видеть дифференциацию в зависимости от уровня, форм организации последней. Другое дело, когда речь идёт о психологическом, социальном проявлении жизни.

Вместе с тем, сам термин «смысл» тоже далеко не однозначен. Часто его используют в плане какого-то значения, нагрузки, направления выказывания, которые осмысливаемый предмет, понятие несёт, существует. Жить осмысленно, воплощать серьёзные смыслы, вообще, жить, руководствуясь высокой созидательной идеей, — не нечто, подобное «манне с небес». Это большое напряжение, захватывающее силы и существо человека сполна. Это предельно сложная участь-задача, повседневный и неустанный труд. Верно, зачастую он оказывается неблагодарным, крайне изнурительным, невыносимым. От человека, живущего так осмысленно, требуется концентрация сил, энергии. Он излучает волю и решимость, собранность. Нужны качества личности и экзистенции. Далеко не каждый из людей этим располагает. Потому, действительно, прежде чем пуститься в осмысление жизни (а оно призвано быть само осмысленным) по большому счёту, прежде чем решать вопрос (выбирать) «быть или не быть», человеку предстоит, весьма основательно подумать: как быть, оставить ли все, как есть (ничего не делать)? Идти ли по линии бытия? Хватит ли тогда сил и способностей, выдержит ли он, готов ли, стоит ли, вообще, начинать выбор?.. В таком ключе постановка вопроса о смысле жизни, несомненно, чрезвычайно значима, и, уж конечно, затмевает многие другие философские вопросы. Правда, отсюда вовсе не следует сказанное авторами приведённой фразы, что смысл жизни заключает в себе «убеждение, что жизнь достойна того, чтобы её прожить». До такого убеждения надо ещё дойти. Убеждение и проблема — вещи, несовместимые. Убеждённый человек — уже определившийся, выбравший (осмысливший) свой путь.

С другой стороны, верно и то, что человек не просто поставлен перед выбором («быть или не быть»). Он призван выбирать, и выбирать бытие (насколько осознанно, решительно, последовательно, глубоко и адекватно, — это другой вопрос). Иначе, не осуществив выбор своего существования, он убегает от самого себя, выбирает небытие. Он становится на путь деградации, самоубийства, причём, — понимает это или нет. Правда, поскольку речь идёт о философской проблеме, о выборе осознанном, человек, все же, должен бы сознавать, что для него значит отказ от осмысления в направлении бытия или же небытия своей жизни.

Возможно лишь осознание на путях осмысления жизни, когда человек беспрестанно возвышает себя, преодолевает достигнутое, живёт всеобъемлющими и высшими мерами. И, как было сказано, — чем выше идеалы, цели, устремления его бытия, чем выше горизонт человеческой самореализации, — тем подлинней и человечней он живёт, служит, тем полней его жизнь вмещает бытие. И — очевидней его бессмертие.

Сказанное, разумеется, не означает, что нет людей, по тем либо иным соображениям, влекущихся к небытию, нежели к бытию, для коих, иной раз, небытие предпочтительней бытия. Во всяком случае, и для данного рода людей жизнь остаётся осмысленной, а не лишённой смысла. Если для них небытие — куда большее «бытие», чем бытие, то об этом многое можно сказать, не отменяя, однако, факта, что их жизнь наполнена смыслом.


написать администратору сайта