курсовая Проблема воли в психологии. Проблема воли в психологии. Проблема воли в психологии Курсовая работа
Скачать 0.7 Mb.
|
Проблема воли в психологии Курсовая работа Введение В связи с вновь появившимся интересом к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, ещё в XVII - XIX вв., эта проблема была одной из главных в психологических исследованиях. В начале XXв. в связи с общим сложным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые нужно было ставить и решать на новой методологической основе. Но не замечать ее полностью было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), которые играют жизненно важную роль в становлении личности. Неурядица в понятиях, связанная с определением воли, отчётливо видна у ряда авторов: с одной стороны, воля не относится только к волевому усилию, а с другой стороны, она не совпадает и с произвольным действием. Тем не менее, исследование волевых процессов личности представляется одной из самых актуальных задач в психологии. Ведь человек с сильной волей умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на его пути к достижению поставленной цели, обнаруживая при этом такие волевые свойства, как решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самостоятельность, целеустремленность, дисциплинированность, мужество и смелость. Степень разработанности проблемы. При анализе исследований проблемы воли возникают специфические трудности, связанные с выделением психологического содержания представлений о данном феномене, которые сложились в рамках психологических и философских концепций. Они усугубляются тем, что специальных работ по проблеме воли очень мало. Наиболее полный обзор и анализ работ по данной проблематике имеется в работах В. И. Селиванова, М. Г. Ярошевского, в учебниках С. Л. Рубинштейна, А.Г. Маклакова, В.В. Никандрова; в учебном пособии Е.П. Ильина, посвященном психологии воли. В зарубежной психологии обзоры и анализ теоретических и экспериментальных исследований по проблеме воли, по истории исследований воли в психологии представлены в очень небольшом числе работ. Некоторые из этих работ посвящены только одному автору, остальные охватывают очень небольшой исторический период. В.А. Иванников отмечает, что положение о неудовлетворительном состоянии проблемы воли в современной психологии является общепризнанным. Место понятия, занимавшего длительное время центральное место в психологических концепциях, в настоящее время весьма неопределенно, впрочем, как и само содержание этого понятия. Среди исследователей нет единства в определении воли и связанных с ней понятий волевого действия, волевой регуляции, волевого усилия; отсутствует единство в выделении реальности, которая обозначается термином «воля»; практически не отрефлексирована та ситуация, в рамках которой ставится проблема воли. Ранее выдвигаемые и разрабатываемые в рамках исследования проблем воли в психологии не затрагивали проблему формирования волевых качеств у иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Но они послужили фундаментальной теоретической основой для постановки и начала разработки данной проблемы в моих исследованиях. Цель исследования - осуществить анализ теоретических подходов к исследованию воли и выявить специфику волевых действий. Объект исследования - волевые процессы личности человека Предмет исследования: психологические основы формирования волевых процессов личности и волевая регуляция сознания. Задачи исследования: Проанализировать подходы ученых к понятию воли в историческом аспекте. Рассмотреть различные теоретические подходы к исследованию воли; выявить в них общее и особенное. Дать характеристику волевого действия, структурировать его отличия от произвольного действия. Систематизировать нарушения волевого контроля. Методологической и общенаучной основой исследования являются теории системно-структурного анализа, целостности образовательного процесса, дифференциально-интегрального подхода к анализу психологических явлений; целостности личности и ее развития в обучении, современные теории психологии социального познания, социальной педагогики, психологии профессионализма, а также психолого-статистическая методология как система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей в структуре, динамике и взаимосвязи исследуемого психолого-педагогического процесса. В решении поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс научно-исследовательских методов: теоретические - междисциплинарный логико-семантический анализ и синтез методологической, педагогической, психологической, философской и социологической информации; обобщение передового психологического опыта; анкетирование, наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, тестирование, динамический мониторинг. Информационная база исследования. В качестве информационных источников для написания курсовой работы использованы: а) научные публикации, материалы конференций, симпозиумов, б) статистические материалы, информация ЮНЕСКО по образованию; в) официальные нормативные документы Российской Федерации; г) информационные ресурсы Internet. Глава 1. Общая характеристика воли .1 Воля как процесс сознательного регулирования поведения Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели, то есть представляют собой определенный процесс. Психические процессы, условно названные процессами активной регуляции человека, включают в себя «волю и психомоторику». Мы будем опираться в работе на определение воли, данное В.В.Никандровым: «Воля - это способность человека к саморегуляции, заключающаяся в умении выбрать значимые цели и направлять физические и психические усилия на их достижение». Мы согласны с В.В. Никандровым, что значимость целей определяется с обязательным учетом социальных факторов, а интенсивность усилий зависят от степени трудности осуществления цели. В.В. Никандров представил систематизацию волевого процесса и определил, что полный волевой процесс состоит из следующих звеньев: ) Исходный этап (доволевой). Первичное побуждение (неосознанное влечение). ) Подготовительный этап (до действия). . Осознание элементов волевого акта: а) осознание и опредмечивание мотивов (осознанное влечение); б) представление целей (желание); в) представление средств (хотение); г) представление возможных последствий ( долженствование). . Преодоление внутренних препятствий: а) борьба мотивов (обсуждения и оценка целей, средств, последствий); б) принятие решения (выбор целей и средств). ) Исполнительный этап (действие). . Активное действие (преодоление внешних препятствий). . Задержка действия (преодоление внутренних препятствий). ) Заключительный этап (после действия). . Осознание и оценка полученного результата (соотнесение с целью, затратами и последствиями). . Вынесение самооценки. . Подготовка новых целей как побудителей к новым действиям. Реальное протекание волевого процесса происходит сложнее, чем представленная последовательность его звеньев. Так, фазы борьбы мотивов и принятия решения наступают, не обязательно дождавшись окончания фазы представления последствий. Звенья исполнительной части представлены не по признаку следования друг за другом, а по принципиальной возможности формы осуществления действия. Задержка может присутствовать и на этапах борьбы мотивов или принятия решений. Часто в действительности волевой процесс редуцирован, т.е. в нем отсутствуют какие-либо фазы, а то и целые этапы. Тогда речь идет либо о незавершенном волевом акте (например, неисполненное желание), либо о простом. В простом волевом действии обычно не представлен, а точнее, свернут, подготовительный этап. Побуждение непосредственно переходит в действие. Здесь ясно осознанная цель не выходит за рамки обычной ситуации и достигается привычными действиями , почти автоматически. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие - активизирующую и тормозящую. Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. Однако волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер. Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами. Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями. Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единственным источником наших действий, служат патологические случаи потери способности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы. Прежде чем приступить к их рассмотрению, нам необходимо познакомиться с основными и наиболее известными теориями воли и с тем, как они раскрывают причины возникновения волевых действий у человека. Глава 2. Основные психологические теории воли Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетаются и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом. .1 Проблема воли в работах античности и средневековья Проблема воли появилась уже в античности как проблема объяснения действий людей, выполняемых без желания или вопреки желанию, на основе осознания их необходимости. В этом усматривались проявления особой силы, сопряженной с разумом; Аристотель, однако, отделил волю как от аффектов, так и от разума, видя в ней особую форму причинности, и очертил круг проблем, относящихся к воле (цель, решение, выбор и др.), который в основном сохранился и до наших дней. Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения. Например, в его «Никомаховой этике» посылка «все сладкое надо есть» и условие «это яблоки сладкое» влекут за собой не предписание «это яблоко надо съесть», а именно умозаключение о необходимости конкретного действия - съедения яблока. Следовательно, источник наших сознательных действий кроется в разуме человека. Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы. Более того, очень часто в средневековье воля наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ. Однако и в этой трактовке воля выступала как проявление некоего разума, ставящего себе определенные цели. Познание этих сил - добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека. Следовательно, понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами. Такое понимание воли в средние века было обусловлено тем, что общество отрицало возможность самостоятельного, т. е. независимого от традиций и установленного порядка, поведения конкретного члена общества. Человек рассматривался как простейший элемент общества, а набор характеристик, которые современные ученые вкладывают в понятие «личность», выступал в качестве программы, по которой жили предки и по которой должен жить человек. Право на отклонение от этих норм признавалось лишь за некоторыми членами общины, например, за кузнецом - человеком, которому подвластна сила огня и металла, или за разбойником - человеком-преступником, противопоставившим себя данному обществу, и т. д. Вполне вероятно, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало господствовать мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли. Оперируя историческими фактами, мы должны отметить, что появление проблемы свободы воли было не случайным. Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т. е. может поступать в соответствии со своей совестью, может делать выбор в том, как ему жить, поступать и каким нормам следовать. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта. В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма - «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции - абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, и тем более он не может быть связан никакими нравственными обязательствами или ответственностью. Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли. Согласно Ж. П. Сартру, подлинно человеческим может быть лишь спонтанный немотивируемый протест против всякой «социальности», причем никак не упорядоченный, не связанный никакими рамками организаций, программ, партий и т. д. . Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, - писал он, - всякое малейшее препятствие, которое бы встречало животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни» . Для человеческого же поступка такой преградой может быть не только внешнее препятствие, ограничивающее двигательную активность, но и содержание его собственного сознания, его интересы и т. д. Таким образом, воля в трактовке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Поэтому не случайно данная трактовка нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма и получила поддержку в реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев). Между тем если принять данную трактовку воли за истинную, то мы должны сделать вывод о том, что воля человека зависит от внешних условий, а следовательно, волевой акт не в полной мере зависит от человека. .2 Анализ современных концепций воли Согласно Д.А. Леонтьеву воля есть философское и психологическое понятие, обозначающее осознанную саморегуляцию и управление человеком своими действиями. К конкретным проблемам, связанным с волей, относятся конфликт между непосредственными побуждениями и сознательными решениями и оценками (борьба мотивов), переход от принятого решения к началу его реализации (инициация действия), усиление недостаточного побуждения к действиям, оцениваемым как необходимые (мобилизация), преодоление препятствий по ходу действия (настойчивость), сдерживание непосредственных импульсов и побуждений (самоконтроль). Исторически проблема воли долгое время представляла собой отдельную область философии и психологии человека; в настоящее время она входит в сферу психологии мотивации и саморегуляции. Иногда слово «воля» употребляется для обозначения любого мощного и направленного на что-то стремления (воля к жизни, воля к власти). По мнению Вундта, все процессы переработки информации управляются волевыми действиями. В первую очередь это относится к вниманию и апперцепции, а также к восприятиям, мыслям и воспоминаниям. По Вундту, волевой процесс является самостоятельным синтезом предшествующих ему аффектов, которые в ходе онтогенетического развития первоначально проявляются в форме внешних пантомимических выразительных движений. Кроме того, существуют еще и сочетания представлений и чувств, называемых Вундтом «мотивами». Входящие в их состав представления он назвал «основаниями действия», а чувства - «движущей силой». Таким образом, Вундт уже по существу различал мотивационные и волевые процессы и пытался вывести волевой процесс из его онтогенетических источников. Если теория воли Вундта |