Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа на тему: «Проблематика драмы Максима Горького “Васса Железнова”»Выполнил:Студент 4 курса, группы 02.ПОЗБ.16.РЯИЛ.1

  • «Русский язык и литература» Каширин Дмитрий Андреевич

  • С (в страхе). Ну – что тебе надо, что

  • В. А – дети А – позор Не жалеешь детей-то

  • Контрольная работа по литературе Васса Железнова. КР Васса Железнова. Проблематика драмы Максима Горького "Васса Железнова"


    Скачать 37.37 Kb.
    НазваниеПроблематика драмы Максима Горького "Васса Железнова"
    АнкорКонтрольная работа по литературе Васса Железнова
    Дата23.11.2022
    Размер37.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКР Васса Железнова.docx
    ТипКонтрольная работа
    #807774

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

    (МГОУ)

    Историко-филологический институт

    Кафедра русской литературы ХХ века


    Контрольная работа на тему:

    «Проблематика драмы Максима Горького “Васса Железнова”»

    Выполнил:

    Студент 4 курса,

    группы 02.ПОЗБ.16.РЯИЛ.1

    заочной формы обучения

    направления подготовки 44.03.05

    «Педагогическое образование»,

    профиля подготовки «Русский язык и литература»
    Каширин Дмитрий Андреевич


    Проверила:

    доктор филологических наук, профессор

    Климчукова В.Н. _______________

    Оценка: __________________
    «____» ________________ 2020 г.
    Мытищи

    2020

    Содержание





    Введение



    «Васса Железнова» – пьеса Максима Горького, повествующая о героине сложной судьбы – владелице пароходной компании, о распаде большой семьи.

    Жанровая направленность произведения представляет собой драматическую прозу, основная тема которой – изображение семейного конфликта, выразившегося в пагубном воздействии огромных денег в отношении человеческой души в сочетании с капиталистическими нравами.

    Композиционная структура пьесы состоит из трёх актов, при этом события сюжетной линии разворачиваются на территории частного дома семейства Железновых, расположенном на берегу реки Волги.

    Главной героиней пьесы является Васса Борисовна Железнова, представленная в образе сорокадвухлетней женщины, владелицы пароходства, очень богатой и влиятельной особы, проживающей в собственном поместье совместно с супругом Сергеем Петровичем, шестидесятилетним спившимся мужчиной, в прошлом – капитана парохода. Помимо них в доме проживает брат Вассы, Прохор Борисович Храпов, беспечный, пьющий человек, увлекающийся коллекционированием всевозможных замков.

    Васса Железнова представляется в пьесе как бессердечная, хладнокровная женщина, ставящая свой успех превыше всего, при этом героиня отличается хваткостью, преданностью своему делу, не делая денежную прибыль центром своей работы.

    Главной героине противопоставляется второстепенный персонаж в образе её идейного противника – Рашель, являющаяся революционеркой и по совместительству невесткой Вассы Борисовны.

    Отличительной особенностью пьесы является раскрытие писателем образа матери в произведении, который представляется с двух сторон. В качестве матери главная героиня изображается сложным человеком, одновременно рациональным, лишённым способности испытывать положительные эмоции, заботящимся исключительно о земном благополучии, при этом не забывая создать детям нормальные условия существования и внутри себя испытывая глубокие страдания за дочерей и сына, являющихся неудачниками.

    Своеобразием пьесы является описание возрастающей популярности социалистической идеи в общественных кругах того периода, а также предстоящей борьбы враждующих сословий.

    Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении нравственного падения капиталистического класса, выраженного в несовместимости богатства и моральных качеств.

    В 1910 году Горький написал пьесу «Васса Железнова», дав ей и второе название – «Мать». В 1935 году он переработал эту пьесу для постановки на сцене МХАТ, причём фактически написал новую, оставив нетронутым разве что образ главной героини. Даже список действующих лиц и суть конфликта в редакциях разная. Пьеса 1935 года противопоставляет «фабрикантку» Вассу и революционерку Рашель, в пьесе 1910 года Рашель нет вообще, как и политической линии.

    1. Творческий путь Максима Горького



    Творческий дебют известного русского писателя Максима Горького начался в 1892 году с публикации рассказа «Макар Чудра». Произведение было напечатано в газете «Кавказ». В это же время появился и литературный псевдоним А. М. Пешкова – Максим Горький.

    В 1895 году был напечатан следующий рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Это произведение было опубликовано в трёх апрельских номерах издания «Самарская газета».

    Успех к Горькому пришел с самого начала литературной деятельности. Дебютные произведения понравились и читателям, и критикам. Рассказы получили множество восторженных отзывов. Так в литературе появилось новое имя.

    В 1899 году в журнале «Жизнь» был опубликован роман Максима Горького «Фома Гордеев». Это произведение принесло писателю мировую славу и признание. Через год Горький создаёт следующий роман «Трое», а затем пишет свои первые пьесы:

    - в 1901 году была написана пьеса «Мещане»;

    - в 1902 году – «На дне»;

    - в 1904 году – «Дачники»;

    - в 1905 году - «Варвары» и «Дети солнца».

    В 1905 году Максим Горький знакомится с В. И. Лениным. В 1906 году Горький, во избежание репрессий за поддержку революционного движения, был вынужден эмигрировать за границу. Сначала писатель уезжает в США, а затем переезжает в Италию, на Капри. В период своего пребывания на Капри Горький сблизился с видным революционером и философом А. А. Богдановым1.

    В 1909 году Максим Горький вместе с Богдановым и Луначарским создают на Капри партийную школу, где писатель читает лекции по истории российской литературы.

    Главная задача партийной школы заключалась в совмещении русского богостроительства и революционных идей2.

    Эти идеи отражаются в почести М. Горького «Исповедь», написанной в 1908 году. Идея нового мира, социализм, становилась новой религией, которая основывалась на вере в их торжество.

    В соответствии с наивно-идеалистическими взглядами русской интеллигенции, сформировавшимися ещё в последние годы 19 века, народ в этой новой концепции выступает одновременно и в роли богостроителя, и в роли божества.

    То есть Богданов и Горький собрались представить народ в качестве божества уже после того, как свершилась революция 1905 года, которая показала истинное лицо народа. В это же время появляется сборник «Вехи», в котором авторы, ужасаясь пугачёвщины и разинщины, предлагали иначе взглянуть на идею служения народу-богоносцу.

    Идея Богданова и Горького не понравилась Ленину, который считал, что совмещение социалистических идей и божественной веры в эти идеи невозможно.

    Период жизни на Капри стал очень плодотворным для творчества Максима Горького. В этот период были написаны следующие произведения:

    - пьеса «Последние»;

    - первая редакция «Вассы Железновой»;

    - повесть «Городок Окуров»;

    - повесть «Лето»;

    - роман «Жизнь Матвея Кожемякина».

    После амнистии 1913 года Горький возвращается в Петербург, где пишет цикл «Сказки об Италии», первые две части автобиографической трилогии «Детство» и «В людях»3.

    Революцию 1917 года писатель воспринял неоднозначно. Горький верил в необходимость революции, в необходимость социальных реформ, но при этом опасался, что эти идеалы будут искажены и считал, что крестьянство не способно к развитию и движению, и не может быть революционным.

    Свои сомнения Горький отразил в цикле статей «Несвоевременные мысли», которую опубликовал в газете «Новая жизнь» в 1917-1918 гг. Максим Горький был поражен устраиваемыми самосудами, разграблениями культурных ценностей людьми, которые презирают культуру, пьяными погромами. Писатель пришел к пессимистическому выводу о том, что революция – это тотальное разрушение культуры, жизни и государства4.

    Газета «Новая жизнь» была закрыта в 1918 году, а отношения Горького с большевиками еще сильнее обострились. Дружба с Лениным переросла в конфликт, и Горький, по настоянию Ленина, был вынужден вновь эмигрировать.

    До весны 1924 года писатель жил в Германии и Чехословакии, а затем переехал в Италию. Во время пребывания в Италии Горький завершил работу над своей автобиографической трилогией, написав третью часть - «Мои университеты». В этот же период он написал роман «Дело Артамоновых» и начал работать над произведением «Жизнь Клима Самгина». Эта книга так и не была дописана5.

    Примечательно, что Горький ни одного произведения не написал о зарубежье и о послереволюционной жизни в России.

    В 1931 году писатель вернулся в Россию. Горький стал первым официальным советским писателем, который был лично знаком со Сталиным, а в квартире писателя Сталин проводил свои встречи с литераторами.

    Основной темой, беспокоившей Горького в 30-е годы, была судьба личности в страшной реальности 20 века, действительности, которая лишает человека творческой, социальной и личной свободы. Одно из его последних произведений, пьеса «Сомов и другие», которая заканчивается тем, что всех главных персонажей произведения арестовывают чекисты, была закончена в 1931 году6.

    Однако это произведение нигде не было опубликовано писателем. Книга была издана лишь в 1941 году, уже после смерти автора.

    Максим Горький – далеко не такой однозначный писатель, каким долгое время его представляли исследователи7.

    На всём творческом пути писателя одновременно в нём совмещались человеколюбие и идеологичность. А преобладание взгляда, ориентированного на пролетариат, после 1905 года распространилось на всё творчество писателя.

    Горький вошел в русскую литературу как основатель нового направления – социалистического реализма.

    2. Проблематика драмы Максима Горького «Васса Железнова»



    Обе редакции пьесы Максима Горького «Васса Железнова» широко изучены в советском литературоведении. Многие исследователи занимались их сопоставлением. Было показано, что автор изменил конфликт пьесы и ввёл в неё ряд новых фигур. В итоге не только облик героини – Вассы Железновой стал иным, но и сама пьеса приобрела новую идейную концепцию и новую художественную структуру. По существу, в 1935 г. Горький создал не новую редакцию пьесы, а новое произведение 1.

    При работе над «Вассой Железновой» в 1935 г. Горький настойчиво стремился возвести характеры на более высокую ступень социального обобщения, добивался более глубокого психологического и социального обоснования поведения Вассы, более яркого раскрытия как индивидуальных, так и социальных черт в характере героини пьесы8.

    В начале работы Горькому было трудно отойти от замысла конфликта и облика действующих лиц, сложившихся еще в дореволюционный период. Об этом свидетельствует авторская правка первой пьесы «Васса Железнова» по тексту десятого тома собрания сочинений издания 1933 г. (ХПГ, 46-22-1) и один из ранних черновых набросков новой редакции пьесы. Правка настолько незначительна, что не даёт основания для каких-либо выводов об изменении замысла автора.

    Только в список действующих лиц вносятся важные дополнения и изменения, показывающие, что автор уже сначала имел намерение не ограничиваться простой её правкой. Здесь в числе действующих лиц обозначено имя мужа Вассы – Захар Иванович Железнов. Имя дочери Анны зачёркивается, против имени Павла указано – «зять», а против имени Семёна – «сын». Людмила, жена Павла, таким образом, превращается из снохи Вассы в дочь. Против имени Прохора Железнова указано: брат Захара.

    В конце списка действующих лиц указан Коршунов Степан Акимович – новое лицо, ранее не участвовавшее в пьесе. Судя по черновой редакции первого акта новой пьесы, где дважды указывалось, что девичья фамилия Вассы – Коршунова, а не Храпова, – это, видимо, родственник Вассы9.

    Таким образом, намечается некоторая, правда, сравнительно отдаленная, перекличка в составе действующих лиц первой пьесы с новой её редакцией. Во всяком случае, ясно, что столкновение Вассы с мужем, Захаром Ивановичем, нуждалось в углублении и непосредственном показе. В связи с тем, что Людмила превращалась из снохи Вассы в её дочь, облик её тоже должен был измениться. Трудно себе представить, чтобы дочь Вассы оказалась в той ситуации, в какой оказывается Людмила в первой пьесе.

    Но в списке действующих лиц ещё отсутствует упоминание имени Рашели, главного антипода Вассы. Отсутствует упоминание и имени предателя интересов рабочего класса – социалиста Гурия Кротких. Это говорит о том, что на первом этапе работ над пьесой намерения автора не выходили за рамки прежнего конфликта – борьбы за наследство, конфликта, который определял основные принципы характеристики действующих лиц.

    Черновой набросок, относящийся к началу работы Горького над новой пьесой, свидетельствует о том, что автор и в нем исходил из материала пьесы 1910 г.

    Набросок сцены Прохора с Вассой, по всей вероятности, представляет собой самый первоначальный вариант сцены, с которой, по замыслу автора, должна была начаться пьеса. Первые реплики героев в этом наброске зачёркнуты и перечёркнуты автором. Чувствуется, с каким трудом он преодолевал влияние первой пьесы. В самом начале наброска обыгрывался мотив приезда дочери Железнова.

    Мотив ожидания приезда дочери Веры затем дважды встречался в черновых вариантах сцены Вассы с Сергеем Петровичем. Но автор от него отказался. Видимо, почувствовал, что повторяет драматическую ситуацию из первой пьесы.

    Да и главный мотив сцены, лежащий в основе развития действия, – тревога за судьбу семьи в связи с привлечением Железнова к суду – развивался несколько иначе, чем в окончательном тексте. Оказывается, Васса предприняла все меры к тому, чтобы суд не состоялся. Следователь дал мягкое заключение.

    Поэтому в экспозиции пьесы завязка действия строилась менее остро, чем в окончательном тексте пьесы. В сцене ещё не подчеркивалось, что в семье Железновых в связи с преступлением «хозяина» создалось безвыходное положение. Из реплик Вассы явствует, что суд – дело далёкое, то ли будет, то ли нет. Такая драматическая ситуация не предвещала позднейшего острого столкновения Вассы с Сергеем Железновым10.

    Возникающий в сцене мотив позора становится главным, определяющим не только поведение, чувства, мысли действующих лиц, но и тональность всего развития действия. Чтобы спасти семью от позора, Васса решается на крайнее средство – просить мужа добровольно принять порошок. Сцена приобретала сильнейший драматический накал. Васса обнаруживала огромную силу воли и характера в борьбе за благополучие семьи.

    В сцене подчёркивалась безысходность положения Сергея, столкновение окрашивалось в трагические тона. Очевидно, что создалось в семье Железновых безвыходное положение, если такая сильная, имеющая большой вес в городе женщина, как Васса, вынуждена упрашивать мужа пойти на крайнее средство, чтобы спасти семью от позора:

    В. (Подошла к мужу, уперлась ладонью в лоб его, подняла голову, смотрит в лицо.) Прошу тебя, Сергей, не позорь семью, не доводи дело до суда. Мало о чём просила я тебя за всю жизнь с тобой, за тяжелую, постыдную жизнь с распутником. И сейчас прошу не за себя – за детей.


    С (в страхе). Ну – что тебе надо, что?

    В. Прими порошок.

    С (пытаясь встать). Опять про это? [Чтобы отравился я?]


    В. Хочешь, на колени встану? Я! Пред тобой! Хочешь?

    С (хрипит). Не быть этому! Отойди. Не хочу. Пускай судят, Всё равно...


    В. А – дети? А – позор? Не жалеешь детей-то?

    С. В монастырь попрошусь... Пускай постригут. В схимники. Под землей буду жить.

    В. Глупости говоришь. Прими порошок.

    С. Не... не приму! [Отравишь] Ничего от тебя. (Встал.) (ХПГ, 5-1-2, стр. 3.)11

    Горький расширяет характеристику тех обстоятельств, которые определяют весь уклад жизни в семье Железновых и главный конфликт пьесы.

    Васса выступает, прежде всего, как предприниматель, решающий вопросы о борьбе с конкурентами, о прибыли, об оплате труда грузчикам. Здесь особенно отчётливо проявляются те черты, которые отличают её облик в новой редакции. Перед нами не купчиха, торгующая торфом, изразцами, кирпичом, окружённая богомольными приживалками. Теперь это – владелица крупного пароходства.

    По властности, уму Васса Борисовна из второй пьесы близка Вассе Петровне из первой пьесы. Особенно их сближают общие черты, присущие всем собственникам, считающим, что смысл жизни в богатстве, в погоне за наживой. Но, как мы увидим, Васса Борисовна превосходит Вассу Петровну и по силе характера, и по размаху деятельности, и по прозорливости. Разговор её с Гурием Кротких о борьбе с конкурентами, о положении с оплатой грузчиков, о мерах агитации, которые она предлагает использовать для того, чтобы подорвать успех фирмы «Кавказ – Меркурий», всё это дает яркое представление о новом облике Вассы, о новой сфере её деятельности.

    Васса всё время находится под тяжестью неотложных дел, от которых зависит судьба семьи, судьба хозяйства – все её будущее. Когда она начинает рассказывать о своём прошлом, подготавливая семейный суд над Сергеем, Людмила замечает: «Ты никогда не рассказывала... так». Васса отвечает: «Времени не было». (ХПГ, 5-1-1, стр. 13.)12.

    Эти реплики не только отсутствовали в черновой редакции первого акта: вначале их не было и в беловом автографе пьесы, они появились на полях рукописи, видимо, при повторном чтении, когда автор вносил последние уточнения и исправления.

    В основу развития действия положен конфликт Вассы с Рашелью, определяющий особенности произведения и его идейно-эстетическую концепцию в целом. Правы те исследователи, которые заявляют, что ради столкновения Вассы с Рашелью Горький предпринял переработку пьесы, которая касалась всех её сторон.

    В первой пьесе развитие действия основывалось на показе противоречий внутри семьи, занятой борьбой за наследство. Главное внимание в пьесе обращалось на раскрытие противоречий в душе Вассы как матери, вынужденной во имя спасения «дела» жертвовать своими детьми. Недаром первая пьеса «Васса Железнова» имела подзаголовок «Мать». Материнские чувства Вассы приходили в противоречие с расчётом, чистоганом, собственническими чувствами и, таким образом, в острых драматических ситуациях, в развитии действия, обнаруживалась уродующая сила капиталистических отношений.

    Семейный конфликт и психологические переживания (Вассы, Людмилы), мотивы их действия в пьесе соотносились с социальными событиями в стране. В самом развитии действия пьесы звучали мотивы революции 1905 года и показывался страх купчишек захолустного посёлка перед новыми выступлениями народных масс.

    В первой пьесе «Васса Железнова» с горьковской силой показано разложение капитализма, раскрыта его античеловеческая сущность.

    Однако революционные мотивы, вплетённые в драматические ситуации и приобретающие принципиальное значение в характеристике изображаемых противоречий, не играли активной решающей роли в развитии действия пьесы. Эти мотивы возникали по ходу действия и создавали по отношению к главному конфликту социальный фон.

    Таков рассказ Людмилы о судьбе её возлюбленного, рабочего паренька, погибшего во время событий 1905 года. Таковы жалобы Семёна на то, что «народ стал угрюмый... стражники да строгости... пьянство да драка...» (т. 12, стр. 198).

    Во второй пьесе социальные явления, характеризующие эпоху, составляют основу развития действия, определяют характер драматических столкновений.

    Сам конфликт приобретает острейший социальный смысл, ибо главный поток развития действия в пьесе составляет столкновение, борьба представителей двух сил истории – обречённой на гибель силы капитализма и нарастающей силы революции.

    Эти силы не просто персонифицированы в образах представителей двух противоположных классов – Вассы и Рашели, но благодаря драматургическому искусству художника воплощены в жизненных картинах, острых драматических ситуациях, обрели осязаемую художественную форму.

    Персонажи, наделённые яркими индивидуальными свойствами, превратились в социальные типы, стали воплощать в себе конкретные приметы и признаки среды и эпохи в более конденсированном и сгущённом виде, чем характеры первой пьесы.

    Изображение социальных процессов, типичных для России 10-х годов XX в., приобрело во второй пьесе более впечатляющую, более заострённую и рельефную драматическую форму. Несомненно, что во второй пьесе «Васса Железнова» Горький поднялся на более высокую ступень социальных обобщений по сравнению с первой пьесой13.

    Горький был горячим поборником остро политической драматургии. В этом проявлялась его открытая партийность. Однако тенденциозность драмы, по Горькому, должна проявляться не в «объясняющих монологах». Идейность драмы должна логически вытекать из драматических ситуаций, из столкновений и действий ярко нарисованных характеров, живых индивидуальностей.

    В беловом автографе «Вассы Железновой» Горький, делая добавления, как бы ставит точки над «и», доводит характеристику действующих лиц до художественного совершенства, кладёт последние мазки в нарисованной картине, чтобы ещё ярче оттенить главный смысл социальных процессов, основную идею произведения.

    Заключение



    Таким образом, вторая редакция пьесы «Васса Железнова» - это история о семейном конфликте, о пагубном влиянии больших денег на душу человека и, конечно, о нравах людей того времени.

    В тексте драмы в первую очередь в глаза бросается вопрос о семейных взаимоотношениях. В первом же акте мы наблюдаем сцену циничного разговора о самоубийстве Сергея Петровича: жена уговаривает мужа принять порошок дабы избежать позора в обществе. Мы сразу понимаем, что перед нами портрет бессердечной, хладнокровной женщины, которая превыше всего ставит свой успех. Образ Вассы, однако, не так однозначен. Горький наделил этот персонаж редкими положительными качествами.

    С первых реплик мы замечаем хваткость Вассы Борисовны. Можно догадаться, что эта женщина полностью руководит делами мужа и ведёт, как она выражается, «хозяйство». Она взаимодействует с госслужащими, решает проблемы пароходства. При этом её цель – не деньги.

    В одном из разговоров с Рашелью она признаётся, что была даже рада, когда муж проиграл своё богатство. Дочерям в наследство она тоже не рассчитывает отдавать большие суммы: «по пятьдесят тысяч много будет». Цель её деятельности – продолжить дело Храповых и Железновых, передать «хозяйство» единственному наследнику мужского пола, своему внуку. Теперь мы видим, что Васса Железнова идейна, преданна своему делу и видит в своей деятельности смысл жизни.

    В пьесе появляется идейный противник Вассы – Рашель. Они вступают в спор из-за судьбы своего внука и сына. Рашель – революционерка, в любой момент она может оказаться в тюрьме. Понимая, что она не сможет самостоятельно воспитывать мальчика, женщина решает отвезти его к родственникам в Европу. Васса – против, так как после его отъезда её дело останется без наследника.

    Тут возникает вопрос, что же более ценно, духовное или материальное наследство? Автор затрагивает и вопрос материнства, образа матери в пьесе.

    В некоторых исследованиях Вассу Железнову сравнивают с главной героиней романа «Мать». Горький создал два совершенно противоположных образа матери.

    На мой взгляд, их трудно сравнивать, так как различия слишком очевидны. Стоит только сказать, что, как мать Васса Железнова довольно сложна. С одной стороны, её волнует вопрос о поиске женихов дочерям, наследство, которое она оставит после себя.

    С другой стороны – она не готова уделять дочерям время, даже когда они об этом просят, не препятствует тому, что дядя учит девушек пить вино и не контролирует, с кем юные девицы общаются.

    Новость о скорой смерти единственного сына Васса принимает спокойно, мы не замечаем никакого волнения на этот счёт. Васса Железнова – герой абсолютно рациональный, лишенный способности испытывать чувства, заботящаяся только о «земном».

    Главная тема пьесы – конфликт материального и духовного, несовместимость большого богатства и высоких нравственных качеств. Этот вопрос в драме раскрывается через тему материнства, где также забота о нравственном и материальном наследии противопоставляются друг другу. Вторая важная тема – возрастающая популярность социалистических идей в обществе того времени, предстоящая борьба враждующих классов. Для раскрытия этой проблемы автор включает в пьесу Рашель, которая здесь противопоставляется всей семье капиталистов Железновых и Храповых.

    Список литературы



    1. Бялик Б.М. Горький-драматург. – М., «Советский писатель», 1962, стр. 560– 561.

    2. Горький М. Васса Железнова: Второй вариант/Полн. собр. соч.: В 25 т. Худож. произв. – М.: Наука, 1973. -Т. 19. - С. 127-170.

    3. Вальков П.В. Некоторые синтаксические особенности диалогической речи по пьесе Горького «Васса Железнова» (вариант 1910 года): автореф. дис. канд. филол. наук. – М., 1954. – 21 с.

    4. Зайцева Г.С. М. Горький: итоги и перспективы изучения//Русская литература ХХ века. Материалы международной научной конференции. – М.: Макс-Пресс, 2000.

    5. Кускова Е.Д. Трагедия Максима Горького//Новый журнал. - 1954. -№ 38. – С. 224-245.

    6. Нефедова И. М. Максим Горький. Биография писателя: Пособие для учащихся. – Л.: Просвещение, 1971.

    7. Пашенная В. Н. «Васса Железнова» М. Горького, – Сб. «Васса Железнова М. Горького»: Изд. ВТО, М., 1960, стр. 206.

    8. Ревякина И.А. «МАКСИМ ГОРЬКИЙ страницы творчества» - Москва: «Русский язык», 1991. – 349 с.



    1 Нефедова И. М. Максим Горький. Биография писателя: Пособие для учащихся. — Л.: Просвещение, 1971.

    2 Нефедова И. М. Максим Горький. Биография писателя: Пособие для учащихся. — Л.: Просвещение, 1971.

    3 Ревякина И.А. «МАКСИМ ГОРЬКИЙ страницы творчества» Москва «Русский язык» 1991 г.

    4 Ревякина И.А. «МАКСИМ ГОРЬКИЙ страницы творчества» Москва «Русский язык» 1991 г.

    5 Нефедова И. М. Максим Горький. Биография писателя: Пособие для учащихся. — Л.: Просвещение, 1971.

    6 Зайцева Г.С. М. Горький: итоги и перспективы изучения//Русская литература ХХ века. Материалы международной научной конференции. - М.: Макс-Пресс, 2000.

    7 Ревякина И.А. «МАКСИМ ГОРЬКИЙ страницы творчества» Москва «Русский язык» 1991 г.

    8 Кускова Е.Д. Трагедия Максима Горького//Новый журнал. -1954. -№ 38. -С. 224-245.

    9 Вальков П.В. Некоторые синтаксические особенности диалогической речи по пьесе Горького «Васса Железнова» (вариант 1910 года): автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1954.

    10 Пашенная В. «Васса Железнова» М. Горького, — Сб. «„Васса Железнова" М. Горького». Изд. ВТО. М., 1960, стр. 206.

    11 Горький М. Васса Железнова: Второй вариант/Полн. собр. соч.: В 25 т. Худож. произв. -М.: Наука, 1973. -Т. 19. -С. 127-170.

    12 Горький М. Васса Железнова: Второй вариант/Полн. собр. соч.: В 25 т. Худож. произв. -М.: Наука, 1973. -Т. 19. -С. 127-170.

    13 Бялик Б. М. Горький-драматург. М., «Советский писатель», 1962, стр. 560— 561.


    написать администратору сайта