Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблематика

  • Творчества Л.Андреева: проблематика и художественные особенности (оригинальность 0%)

  • Проблематика и поэтика повести Поединок А. Куприна (оригинальность 0%) Поэтика в ту памятную эпоху, когда расцвет русского искусства, известный ныне как серебряный век


    Скачать 56.55 Kb.
    НазваниеПроблематика и поэтика повести Поединок А. Куприна (оригинальность 0%) Поэтика в ту памятную эпоху, когда расцвет русского искусства, известный ныне как серебряный век
    Дата22.12.2021
    Размер56.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла11.docx
    ТипЗакон
    #313730
    страница1 из 3
      1   2   3

    11.Проблематика и поэтика повести «Поединок» А.Куприна (оригинальность 0%)

    Поэтика

    В ту памятную эпоху, когда расцвет русского искусства, известный ныне как «серебряный век», подарил миру много славных имён и художественных открытий, во многом ставших отправной точкой для эстетических исканий всего ХХ века – именно Александр Иванович Куприн стал властителем дум и законодателем литературной моды. Даже сейчас, на пороге нового века его произведения продолжают покорять жизненной достоверностью, вкусом к жизни и поразительным знанием действительности в самых её мельчайших подробностях, представляя образец честного и добротного реалистического письма.

    Блестящий изобразитель нравов самых разных слоёв общества, А.Куприн рельефно, с особой пристальностью описывал среду, быт. По его произведениям детальнейшим образом можно представить стиль жизни того времени. Не случайно Л.Толстой, следивший за «новой» русской литературой, выделял именно автора «Поединка». «А.Куприн – настоящий художник, громадный талант, – говорил он. – Поднимает вопросы жизни, более глубокие, чем у его собратьев…»

    Самым значительным произведением в творчестве А.И. Куприна, его «главным девятым валом» стала, несомненно, повесть «Поединок».

             «Поединок» был опубликован в 1905 г., в дни тяжелых поражений, понесенных русской армией в войне с Японией. Многие современники видели в купринской повести правдивое изображение тех пороков армейской жизни, которые привели к трагедии Цусимы и Порт-Артура. Официальная же и консервативная печать обвинили писателя в клевете на армию. Однако позднейшие неудачи русских войск в первой мировой войне, революционная катастрофа 1917г. подтвердили, что Куприн нисколько не сгустил краски. Глубокий разрыв между офицерами и солдатской массой, необразованность и душевная черствость офицеров предопределили последующий развал русской армии, не выдержавшей тяжелых испытаний мировой войны.
             Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства – неприкосновенность военной касты.

    Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми, однако проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа.

    Никогда ни до, ни после «Поединка» Куприн не давал в своих произведениях столь широкой картины жизни определенной среды (в данном случае офицерства), никогда не поднимал таких острых, требующих своего разрешения социальных проблем, никогда мастерство писателя в изображении внутреннего мира человека, его сложной, часто противоречивой психологии не достигало такой выразительности, как в «Поединке».
             Но самое главное заключалось в общей, объединяющей концепции, которой не хватало более ранним произведениям Куприна о царской армии и которая в период мощного революционного подъема была подсказана писателю жизнью и легла в основу его «Поединка». Эта концепция, позволившая в частных явлениях открыть их общий смысл, заключается в том, что в «Поединке» «пороки военного быта» даны писателем  как выражение «общего неизлечимого недуга» всего монархического строя.

    В «Поединке» раскрывается процесс становления характе­ра в важный пе­риод жизни героя. Мировоззрение главного героя только еще складывается, он по сути дела «стоит на пороге жизни». Молодостью Ромашова многое объ­яснено: непоследовательность пове­дения, романтическая влюбленность, подчинение обстоятельствам и отсутствие твер­дой воли. Но сила этого характера в том, что он постепенно просыпается для значительной, наполненной жизни, которая мыслится им как служение обществу.

    Унаследовав от Толстого и Чехова глубину раскрытия человеческого харак­тера и жизненных отношений, обстоятельность изображения быта, среды, гума­нистический подход к человеку, Куприн остался верен лучшим заветам русской реалистической литературы.

    Обобщая явления современности, писатель выбрал демократического героя, человека среднего достатка, средних способностей, подчеркивая, что процесс пробуждения личности широко захватил общество. Ромашов помещен в ха­рактерные обстоятельства – в атмосферу пошлости, тупости, жестокости и равно­душия царской армии. И при всей своей внешней заурядности и незаметности Ромашов возвышается над средой.

    «Поединок» – наиболее зрелое и сложное произведение, к которому Куприн пришел после долгого раздумья, обогащен­ный житейским и писательским опы­том. Сюжет был подсказан Куприну фактами собственной биографии. Но организация ху­дожественного сюжета   требовала   долгих поисков.   Очень важно было найти начало, которое и заинтересовало бы чита­теля, и ввело бы его непосредственно в самую гущу событий, в самые глав­ные мысли произведения.

    Именно   будничные   занятия   солдат и офицеров, повсе­дневная жизнь ар­мии выдвигалась на первый план, а не ро­мантическая интрига повести. Не слу­чайно говорил Куприн, что этой повестью он вызывает на поединок общество, цар­скую армию, т. е. подчеркивал социальную значимость произведения.

    «Поединок» – это социально-психологическая повесть. Сюжет ее охватывает события, происходящие в течение нескольких месяцев, но внутренняя насыщенность и напря­женность сюжета создают впечатление о более длительном периоде вре­мени.

    Создавая свое произведение, Куприн не утопает в мелочах, он выделяет главное: отно­шения между офи­церами и солдатами, сущность «воспита­ния» в армии, нравственный облик воен­ной касты и ее соци­альная опасность.

    До тонкости изучив военную касту, ее идеалы, быт, речь, Куприн показы­вает ее членов как жрецов царского самодер­жавия, что звучало особенно акту­ально в условиях позорной войны с Японией. Судьба героя на фоне общей деградации и деморализации трагична. Но не менее трагичны судьбы и других людей, обезличенных армейской машиной. Множество офицеров, действующих в повести, составляют коллективный образ, мастерски нарисованный Куприным при помощи групповых характеристик.

    Благодаря мастерским порт­ретным характеристикам писателю удалось показать свое­образную общность всех действующих лиц и в то же время наделить их живыми, индивидуальными, разнообразными чертами. Куприн отдельными штрихами сумел показать живых уз­наваемых людей и наметить глубокие социальные обобщения, так как все простые, достоверные детали-характеристики выстроились у него в продуманную систему, оказались единственно возмож­ными и совершенно необходимыми.

    Огромная работа была проделана Куприным в области словесного пейзажа. Здесь он многому научился у И.С.Тургенева, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого. В «Поединке» природа непосредственно свя­зана с переживаниями людей, главным образом, Ромашова: чуткая, по-матерински заботливая, она сопровождает героя в самые важные моменты его жизни (разговоры с Назанским, свидание с Шурочкой в роще, мучительные мысли после провала на полковом смотре и т.д.). Внутренний мир человека сливается с «тайной творческой жизнью природы».

    От природы – друга, участника событий и творца пережива­ний человека Куприн приводит читателя к природе – фону, а от него – к миру холодных и бесчувственных вещей. Вот тогда-то и говорит мысленно Ромашов: «Я приговорен. Я один». Да, сначала Ромашов стал чужим «живой и чуткой природе», а затем природа и сама как бы умирает – ее заменяют бесчувственные вещи, потому и герой обречен – он неминуемо должен погибнуть. Таким образом, пейзажи в «Поединке» очень важны композиционно, вот почему так тщательно продуманы Куприным все детали, так мастерски ото­браны для их воплощения лексические средства.

    Языковая ткань произведения свидетельствует о возрос­шем мастерстве Ку­прина. Удивительная гибкость, с которой Куприн использовал бо­гатство русского литературного и разговорного языка, приго­дилась писателю для углубленного воспроизведения отдельных характеров и коллективных характеристик в «По­единке».

    К своей работе над повестью Куприн подходил ответст­венно, как большой писатель-реалист. Реалистическая фор­ма произведения соответствовала тому со­циальному накалу, который таил в себе «Поединок», написанный уверенной ру­кой мастера. В этом сочетании большой общественной идеи и ее художественного решения и заключается непреходящая ценность выдающегося произведения рус­ской литературы XX века.

    Проблематика

    В повести А.И. Куприна «Поединок» поднимаются общественно-политические, социальные и нравственные проблемы.

    В центре внимания находится армейская среда. Демонстрируется распущенность и вседозволенность офицеров, бесправие и безропотность солдат. В «Поединке» показано, как офицеры, стремясь заполучить, удержать и увеличить свою власть, прибегают к насильственным методам. Для них ударить солдата – в порядке вещей. Солдаты же не могут противиться существующей системе, они безропотно переносят все тяготы военной службы. Некоторые солдаты не выдерживают постоянного давления, поэтому кончают жизнь самоубийством.

    В «Поединке» четко прослеживается проблема неравенства. Отношения офицеров и солдат можно сравнить с отношениями властителей и рабов, которые не имели никаких прав и свобод.

    На протяжении всего повествования подчеркивается та жестокость, с которой офицеры обращаются по отношению к своим подчиненным. Именно власть и положение в обществе интересует и волнует офицеров. Они даже не обращают внимание на службу, на то, для чего она вообще необходима. Требуя от солдат постоянного подчинения, сами офицеры распутно проводят свою жизнь, веселятся и пьют. Когда же приходит время смотра полка, то большинство офицеров позорятся, генерал отказывается смотреть роты, делает командирам замечания и выговоры.

    Описывая такую ситуацию в армии, А.И. Куприн показывает, что царская армия совершенно бесполезна, что в случае опасности она не сможет защитить страну от врага. Поднимая общественно-политические проблемы, писатель вызывает царскую власть на своеобразный поединок.

    А.И. Куприн показывает, что среди павших и порочных людей есть еще те, кто противится насилию и жестокости. Главный герой Ромашов уверен в том, что солдаты – такие же люди, как и офицеры. Они имеют свои права, особенности, у них есть свои личные жизни и судьбы. В повести подчеркиваются гуманистические идеи и принципы равенства.

    Однако такие люди, как Ромашов, обречены на трагичный финал. Вступая в конфликт с окружающими, главный герой не способен одержать победу. Все его действия и поступки приводят к его полному непониманию окружающими людьми. А.И. Куприн показывает, что такие мечтательные и чистые душой люди погибают под влиянием общества. Так, в «Поединке» звучит проблема личности и общества.

    Кроме того, в купринском произведении поднимаются и нравственные проблемы. Особое звучание принимает тема любви. Истинное чувство испытывает лишь Ромашов, который делает все ради Шурочки. Остальные же герои думают только о себе и своих целях, они готовы обманывать своих супругов, не ценить их и изменять им. Брак изображен так, что в нем отсутствует настоящая любовь. Это притворные отношения, где каждый человек ищет собственную выгоду.

    Таким образом, А.И. Куприн поднимает проблемы неравенства между офицерами и солдатами, бесполезности и несостоятельности армейской системы, которая только губит личности, а также вечные нравственные проблемы.

    12.Творчества Л.Андреева: проблематика и художественные особенности (оригинальность 0%)

    Сам Андреев началом своего творческого пути считал 1898 г., когда в «Курьере» был напечатан его «пасхальный» рассказ «Баргамот и Гараська». В 1898—1900 гг. в «Курьере», «Журнале для всех», ежемесячнике «Жизнь» он публикует рассказы «Петька на даче», «Из жизни штабс-капитана Каблукова», «Рассказ о Сергее Петровиче» и др. Осенью 1901 г. в издательстве «Знание» выходит книга его «Рассказов».

    В первых рассказах Андреева ощутимо влияние не только Помяловского и Г. Успенского, но и Толстого, Достоевского, Чехова, Салтыкова-Щедрина. Андреев пишет об «униженных и оскорбленных», о засасывающей пошлости и отупляющем воздействии на человека мещанской среды, о детях, задавленных нуждой, лишенных радостей, о тех, кто брошен судьбой на самое «дно» жизни, о мелком чиновном люде, о стандартизации человеческой личности в условиях буржуазного общества. В центре внимания Андреева «маленький», «обыкновенный» человек.

    Обычно рассказы Андреева предреволюционного периода как традиционно-реалистические, так и философско-обобщенного плана строились на бытовом материале. Социальная критика, содержавшаяся в них, опиралась на абстрактно-гуманистические, утопические иллюзии автора о возможности морального совершенствования общества, на веру в преобразующую силу совести каждого человека, независимо от его общественной принадлежности. Гуманизм Андреева приобретал зачастую окраску сентиментальную, особенно в произведениях, написанных под влиянием классика английской литературы XIX в. Диккенса, которым писатель в то время увлекался. «Первый мой рассказ, — писал Андреев в автобиографической справке, — „Баргамот и Гараська” — написан исключительно под влиянием Диккенса и носит на себе заметные следы подражания».

    К традиции Диккенса восходил и излюбленный Андреевым жанр «пасхального» рассказа с благополучно-сентиментальной развязкой. Так, рассказ «Баргамот и Гараська» заканчивался примирением двух людей, «человеческим» взаимопониманием городового и нищего босяка. Однако в этом и в других рассказах «гармония» благополучного исхода бралась под сомнение авторской иронией. Для Андреева социальная гармония вне общей нравственной победы добра над злом была весьма отдаленной. И в бытовых, и в философских рассказах Андреева уже отчетливо пробивалась устремленность писателя к решению «общих вопросов», стремление увидеть через бытовое «существенное», то, что движет вообще человеческую жизнь, тяготение к такой подсветке явлений жизни, которая выльется затем в характерную андреевскую символику. Уже в этот период Андреев усматривает дисгармонию и в социальной, и в индивидуальной психологии человека; ему видится непримиримое сочетание в ней светлого и темного, доброго и злого, тиранического и рабского.

    В рассказе «Ангелочек» (1899) Андреев знакомит читателя с раздумьями мальчика Сашки о несправедливости его жизни и жизни вообще: «Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью...» Вечно пьяная, замученная работой мать Сашки и его опустившийся отец также думают лишь «о несправедливости и ужасе человеческой жизни». Для «смятенной души» мальчика символом надежды становится восковой ангелочек — игрушка, которую он выпросил с богатой рождественской елки. В ангелочке сосредоточилось для него «все добро, сияющее над миром». Любуясь игрушкой, и сын, и жалкий отец «по-разному тосковали и радовались, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым». Но фигурка тает у горячей печки, от ангелочка остается лишь «бесформенный восковой слиток». Этому эпизоду и подчинен бытовой материал рассказа. В нем выражена главная мысль автора об иллюзорности человеческих надежд на счастье, на возможность преодоления чувства безграничного одиночества.

    «Василий Фивейский» потряс современников. Короленко писал о теме рассказа, что это «одна из важнейших, к каким обращается человеческая мысль в поисках за общим смыслом человеческого существования». Изображенный Андреевым духовный кризис отца Василия, человека, наивно думающего избавить человечество от зла жизни волею неба, современниками воспринимался как призыв своими силами добиваться правды на земле. Сюжет рассказа построен по типу жития. А ассоциация образа отца Василия с библейским образом Иова задана уже в первых репликах рассказа. Но Андреев переосмысливает библейские сюжеты и образы, полемизируя с их канонической трактовкой. Фивейский обретает ореол «святого», пройдя через все муки жизни, в то время как житийные святые святы изначально, по своей природе. Переосмыслена Андреевым и библейская легенда об Иове — о смысле человеческого бытия, отношений воли человека и воли провидения.

    Новый этап творческого развития Андреева открывается рассказом «Красный смех» (1904). Рассказ написан в разгар русско-японской войны. Он был «дерзостной попыткой», как говорил сам Андреев, воссоздать психологию войны, показать состояние человеческой психики в атмосфере «безумия и ужаса» массового убийства. Протестуя против войны, Андреев нарочито сгущает краски. В его изображении люди на войне настолько теряют человеческий облик, что превращаются в безумцев, которые бессмысленно и жестоко не только истребляют друг друга, но и готовы «как лавина» уничтожить «весь этот мир». «...Мы разрушим все: их здания, их университеты и музеи... мы попляшем на развалинах... мы сдерем кожу с тех, кто слишком бел... Вы не пробовали пить кровь? Она немного липкая... но она красная, у нее такой веселый красный смех!..» В рассказе проявились характерные для манеры позднего Андреева болезненная взвинченность тона, гротескность образов, нагнетение контрастов. Характерно, что Андреева не интересовали социальные причины войны, типические характеры или типические обстоятельства. Самое важное для него в рассказе — выразить себя, свое личное отношение к данной войне, а через это — ко всякой войне и вообще к убийству человека человеком. Реалистическое изображение действительности со всей очевидностью уступает в рассказе место принципиально новому стилю изложения. Позже в мировом искусстве метод, к которому тяготел Андреев в «Красном смехе», заявил о себе как экспрессионизм. С наибольшей полнотой черты этого метода проявились в драматургии Андреева («Жизнь Человека», «Царь-Голод», философские драмы 1910-х годов). Творчество Андреева выражало «неоформленный хаос жизни», отчаяние пессимиста, страстно ненавидевшего современный строй, его мораль, культуру, но не видевшего реальных путей обновления жизни. Это и определило особенности его творческого метода, в котором выразились попытки Андреева «синтезировать» реализм и модернизм.
      1   2   3


    написать администратору сайта