Главная страница

Ответы по ВИД. Проблематика


Скачать 204.79 Kb.
НазваниеПроблематика
АнкорОтветы по ВИД.docx
Дата24.05.2018
Размер204.79 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы по ВИД.docx
ТипДокументы
#19601
страница7 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Вечный календарь-таблица. Придумано множество вечных календарей такого вида, однако почти все они сводятся к одному: имеется 14 календарных сеток (7 возможных дней недели, с которых начинается год × 2 варианта — високосный и невисокосный год) и таблица, помогающая выбрать календарную сетку для нужного года либо определить сдвиг, помогающий правильно преобразовать одну сетку.


Календари этого вида различаются по степени удобства и быстроте использования. Такие календари иногда публиковались в газетах и журналах для вырезания и использования читателями.

Для того, чтобы узнать день недели конкретного дня, требуется:

  1. Найти в первой таблице цифру, соответствующую указанному году и месяцу;

  2. Сложить эту цифру с номером дня;

  3. Найти во второй таблице получившееся число и посмотреть, какому дню недели оно соответствует.

До начала XX века календари не применялись в целях планирования времени. Основное значение таких приспособлений было религиозным — они использовались для вычисления праздников и знаменательных дат.

Во времена СССР вечные календари можно было найти почти во всех учреждениях и во многих квартирах — календарь не занимал много места и мог использоваться несколько десятков лет. Однако лишь немногие календари прослужили весь свой срок.

Сейчас многие из календарей используются детьми в качестве игрушек. Иногда вечные календари до сих пор используют для получения дней недели (хотя экземпляры, сохраняющие работоспособность после 2000 года, очень редки). Иногда они являются предметом коллекционирования.

Несмотря на то, что с появлением компьютеров необходимость в вечных календарях отпала, подобные устройство до сих пор встречаются в механических наручных часах.

Вопрос 19. Индикты

Счёт индиктами, или пятнадцатилетними периодами, заимствован в древней Руси из Византии. Индиктом называется порядковое место данного года в пределах текущего пятнадцатилетнего цикла, при чём исходной точкой этого циклического счёта является византийская эра -- "сотворение мира", а смена индиктов в каждом цикле совершается в день византийского новогодия -- 1 сентября.

Этимология слова "индикт", так же, как и происхождение самой системы, выяснены недостаточно. По-видимому, счёт индиктами ведет свое начало от тех переписей населения, которые раз в 15 лет производились в Римской империи и в Византии. В Византии индикты введены в 313 г. н. э.

Каким образом найти индикт какого-либо интересующего нас года? Предположим, нам дан 6973 год по византийской эре. Прежде всего, мы узнаем, сколько прошло от "сотворения мира" до указанной даты законченных пятнадцатилетних циклов. Для этого делим число 6973 на 15. Полученное частное (464) даёт ответ на этот предварительный вопрос. Но основной интерес для нас представляет не частное, а остаток (13). Он указывает, что 6973 год занимает 13-е место в незавершившемся 465-м пятнадцатилетнем периоде от "сотворения мира". Это цифровое указание на порядковое место, или, как говорят, порядковый номер данного года, и является его индиктом. Таким образом, индикт 6973 г.=13.

Отсюда общее правило определения индикта любой даты сводится к нахождению остатка от деления цифрового обозначения данного года от "сотворения мира" на 15. Если в результате деления остатка не получается, то индикт приравнивается делителю, т. е. цифре 15.

Далее следует иметь в виду, как было уже указано выше, что индиктный счёт ведется от 1 сентября до 1 сентября следующего года. Поэтому, одна и та же дата, приведенная по двум календарным стилям (мартовскому и сентябрьскому), будет иметь общий индикт только для месяцев, совпадающих в обоих календарях, именно, с марта по август включительно. Для периода с января по февраль и с сентября по декабрь включительно индикт мартовского года будет на единицу больше сентябрьского, т. к. мартовский календарный счёт, как мы видели .выше, расходится с сентябрьским.

При определении индиктов для дат от "рождества христова" предварительно следует произвести перевод этих дат на летосчисление от "сотворения мира", а затем уже приступить к вычислению остатка от деления их на 15.

Табличный индикт, найденный для дат современной эры, следует увеличить на единицу в том случае, если событие произошло в один из месяцев с сентября то декабрь включительно. Для периода с января по август включительно табличный индикт остается в силе, т. к. эти месяцы январского года совпадают с соответственными месяцами сентябрьского календарного стиля, по которому ведется счёт индиктов. Аналогичное правило следует учитывать для мартовского календарного стиля византийской эры. В пределах совпадающего с сентябрьским календарём периода мартовского года (с марта по август включительно) мартовский индикт равен сентябрьскому, т. е. табличному. Для остальных месяцев (январь -- февраль, сентябрь -- декабрь), к индикту, найденному по таблице, следует прибавить лишнюю единицу.

1) индикт заменяет собою обозначение года, который вовсе не указан в источнике; Например, если мы встретим в источнике 14-й индикт и если нам известно, что этот источник относится, скажем, ко времени великого московского князя Ивана III (пусть это будет хотя бы жалованная грамота, выданная Иваном III), то зная начальную и конечную даты княжения последнего (6970--7013 или 1462--1505), мы легко установим по таблице, что 14-й индикт соответствует или 1466, или 1481, или 1496 гг. Конечно, вряд, ли исследователь в поисках даты источника удовлетворится подобным итогом, далеким от абсолютной точности. Но все же индикт помог нам в пределах сорока с лишним возможных лет остановить свой выбор только на трех и исключить все остальные, как явно непригодные для датировки: А привлечение каких-либо дополнительных косвенных признаков, быть может, укажет, какая же из этих трех дат является наиболее вероятной или даже единственно возможной. Если в документе отсутствует год, к которому относится его возникновение, но помечен индикт, то сам по себе последний, конечно, не достаточен для точной датировки. Но при наличии некоторых косвенных признаков индикт помогает исследователю уточнить дату даже при отсутствии в источнике непосредственного цифрового обозначения интересующего нас года.

2) индикт дополняет указание на год и полная дата приводится в следующих выражениях: "лета такого-то, индикта такого-то". В источнике приведены одновременно и год и индикт. В этом случае последний помогает установить тот стиль (мартовский или сентябрьский), по которому приведена дата. А это важно, чтобы знать какое число следует вычесть для перевода даты на нашу эру. Например, если нам, указано, что событие произошло в 6905 г. в феврале месяце индикта 5-го, то для нас очевидно, что мы имеем дело с.сентябрьским стилем, т. к. по таблице можно установить, что 6905-му году соответствует 5-й индикт. Если для февраля 6905 г. в источнике указан 6-ой индикт, то это свидетельствует о датировке по мартовскому стилю, т. к. в таблице находим для 6905 г. цифру индикта 5, которую в случае датировки мартовским стилем (в пределах января -- февраля и сентября -- декабря) следует увеличить на единицу. Если мы придем, на основании индикта, к выводу, что перед нами сентябрьский стиль, то поскольку событие относится к февралю, мы при переводе даты на наше летосчисление, должны будем вычесть цифру 5508. В случае мартовского стиля вычитаемым явится 5507.

Вопрос 20. Стили древнерусской хронологии и способы их перевода на современное летоисчисление. Перевод дат с юлианского календаря на григорианский (со старого стиля на новый).

В древней Руси до конца XVII в. новый год начинался не с января, как в настоящее время, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). Только при Петре I, с 1700 г., одновременно с переходом на эру от "рождества христова" было решено началом года считать 1 января. До Петровской же реформы существовало два основных календарных стиля, отличных от современного: мартовский, согласно которому новогодие (подобно римскому обычаю) приходилось на 1 марта, и сентябрьский (заимствованный из Византии) с новогодием, падающим на 1 сентября. Самые термины "мартовский, сентябрьский год", "мартовский, сентябрьский стиль" не встречаются в источниках, а принадлежат позднейшим исследователям. До 1492 (7000) года, как полагают исследователи, оба стиля существовали параллельно. С 1492 г. завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский.

    Надо иметь также в виду, что мартовский календарный стиль представлял в свою очередь несколько вариантов (ультра-мартовский, цирка-мартовский).

Предположим, нам дана дата какого-то исторического события - 6758 г. При этом нам известно, что это цифровое обозначение года приведено по календарному стилю, согласно которому год начинался с 1 марта и заканчивался 28 февраля. А соответствующий 6758 году, 1250 год нашей эры (6758 - 5508 = 1250) начинается, как мы знаем, с 1 января, т. е. на два месяца раньше и кончается 31 декабря. Отсюда совершенно очевидно, что первые два месяца (январь и февраль) 1250-го года приходятся не на 6758-й, а на более ранний, 6757 год от "сотворения мира". Январь же и февраль 6758 года, заканчивающие по старинному календарю этот год, придутся уже на 1251 год эры от "рождества христова".

Таким образом, вытекает следующее правило перевода дат с византийской эры и мартовского календарного стиля на современное летосчисление и январский календарный стиль. Цифра 5508 вычитается только для тех исторических событий, которые произошли в один из месяцев с марта по декабрь включительно. Если же, событие случилось в январе или феврале, то вычитаемым при переводе служит число 5507.

Теперь остановимся на тех датах, которые приводятся в источниках по сентябрьскому календарному стилю. Выше, в качестве примера, мы брали 7148 год от "сотворения мира". Он начинается с 1 сентября и заканчивается 31 августа. А соответствующий ему 1640 (7148-5508) январский год нашей эры наступит только 1 января, следовательно, на четыре месяца позднее. Поэтому первые четыре месяца 7148 года (сентябрь-декабрь) придутся не на 1640 год от "рождества христова", а на 1639-й. С другой стороны, сентябрь-декабрь месяцы 1640 года январского календарного стиля нашей эры падают на 7149 год сентябрьского календарного стиля византийского летосчисления.

   Выводим следующее правило: если событие, датированное по византийской эре и по сентябрьскому календарному стилю, произошло в период с января по август включительно, то для перевода даты этого события на нашу эру следует из цифрового обозначения года вычесть 5508. Для событий, падающих на период с сентября по декабрь включительно, вычитаемым является цифра 5509.

   В качестве разновидности мартовского года мы встречаемся ещё в источниках с датировкой на основе календарного стиля, называемого исследователями ультра-мартовским. Его сходство с мартовским включается в том, что новогодие в обоих стилях приходится на 1 марта. Но ультра-мартовский календарный год, в противоположность мартовскому, не запаздывает на два месяца по сравнению с январским, а наоборот, начинается на десять месяцев ранее последнего. Сравнивая между собою мартовскую и ультра-мартовскую системы, не трудно убедиться, что последняя ровно на год (двенадцать месяцев) предваряет первую.

Перевод дат ультра-мартовского стиля с византийской эры на современное летосчисление подчиняется правилам, установленным для мартовского календаря, но с учётом этой разницы на один год. Другими словами, ультра-мартовский стиль византийской системы летосчисления предполагает, что от "сотворения мира" до "рождества христова" прошло не 5508, а 5509 лет. Поэтому в тех случаях, когда при переводе дат с мартовского стиля от "сотворения мира" на современное летосчисление мы вычитаем 5507 (для событий, случившихся в январе или феврале), при ультра-мартовской системе вычитаемым является число, большее на единицу, т. е 5508. Для событий, имевших место в период времени с марта по декабрь включительно, число 5508, подлежащее вычитанию при переводе дат с мартовского календаря византийской эры на эру от "рождества христова", точно так же увеличивается на единицу, и при ультра-мартовском счёте вычитается, следовательно, цифра 5509.


Месяцы, на которые падает датируемое событие

Число, подлежащее вычитанию при

Мартовском стиле

Ультра-мартовском стиле

Сентябрьском стиле

Январь

-5507

-5508

-5508

Февраль

-5507

-5508

-5508

Март

-5508

-5509

-5508

Апрель

-5508

-5509

-5508

Май

-5508

-5509

-5508

Июнь

-5508

-5509

-5508

Июль

-5508

-5509

-5508

Август

-5508

-5509

-5508

Сентябрь

-5508

-5509

-5509

Октябрь

-5508

-5509

-5509

Ноябрь

-5508

-5509

-5509

Декабрь

-5508

-5509

-5509

в источниках мы можем (встретиться с дальнейшими разновидностями как мартовского, так и ультра-мартовского стилей. Их своеобразие заключается в том, что они не предполагают в качестве начала нового года постоянного числа, падающего обязательно на 1 марта. Новогодие не является твердо установленным. Оно из года в год колеблется около 1 марта, иногда предваряя это число, но большею частью следуя за ним. Как думают исследователи, указанные колебания объясняются тем, что новогодие стремились приурочить к первому весеннему полнолунию. А таковым считалось полнолуние, приходящееся или на конец февраля, или на март.

       Исследователи называют мартовский календарный год, подобного типа, (с переменным началом), цирка-мартовским или цирка-ультра-мартовским, в зависимости от того, следует ли он за январским, или предшествует ему. Латинское слово "цирка" (circa) --вокруг указывает на то, что новогодие колеблется в пределах ("вокруг") 1 марта.

       Само собою разумеется, что при переводе на современное летосчисление с византийской эры дат цирка-мартовского стиля остается в силе правило, что для событий, имевших место в январе и феврале, вычитается число 5507, а для периода с марта по декабрь -- 5508. Но эта общая формула требует одной поправки. Цифра 5508 вступает в силу в качестве вычитаемого для перевода дат событий, случившихся начиная не с 1 марта, а с того числа, которое в данном случае является начальным днём года.

Аналогичное правило применяем и для цирка-ультрамартовского года, учитывая разницу между мартовским и ультра-мартовским стилями на 12 месяцев. Для событий, датируемых согласно цирка-ультра-мартовскому стилю, январем, февралем или мартом, но в пределах чисел до начала нового года, при переводе на современное летосчисление вычитается 5508, для остальных месяцев (после новогодия) по декабрь включительно -- 5509. Вернемся к вышеприведенному примеру с 6646 годом, предполагая, что дата дана по цирка-ультра-мартовскому стилю. Если событие произошло в течение января, февраля или первых 26 чисел марта, вычитаемым является число 5508. Для последних дней марта (с 27-го числа), и следующих месяцев (апреля -- декабря), вычитаемое -- 5509.

Перевод дат с юлианского календаря на григорианский В практике работы историка часто встречается необходимость в переводе дат с Юлианского календаря на Григорианский. Для правильного решения этой задачи необходимо уяснить суть различия между этими календарями, между т. н. старым и новым стилями.

Прежде всего следует иметь в виду, что разница между ними не является величиной неизменной, а постоянно увеличивается. В 16 в., когда была проведена реформа 1582 г., она составляла 10 суток, а в 20 в. она была уже равна 13 суткам. Каким образом произошло это "накопление"? В Григорианском календаре високосных лет меньше, чем в Юлианском, поэтому должен был наступить год, который являлся високосным по Юлианскому календарю, но был простым по Григорианскому. Речь здесь может идти о годах, завершающих столетия, так как все другие годы, последние две цифры обозначения которых делятся без остатка на 4, являются високосными в обоих календарях. Например, високосными в обоих календарях были 1588, 1592, 1596 гг. Но и 1600 был в них високосным: и в Юлианском, так как его обозначение оканчивается двумя нулями, и в Григорианском, так как две первые цифры его обозначения делятся на 4 без остатка. Следовательно, в 17 в. разница между ними оставалась прежней – 10 суток. 1700 г. был високосным по Юлианскому календарю, но простым по Григорианскому, так как 17 на 4 без остатка не делится. Таким образом, разница между календарями увеличилась до 11 суток. Аналогичным образом следующее увеличение расхождения между ними произошло в 1800 г. (до 12 суток), а затем в 1900 г. (до 13 суток). В 2000 г. разница останется прежней, так как этот период будет високосным в обоих календарях, и достигнет 14 суток только в 2100 г., который будет високосным по Юлианскому календарю, но простым по григорианскому.

Вопрос 21. Датировка по церковным праздникам. Календарный цикл православной и католической церквей.

В исторических источниках нередко вместо точной даты имеются указания на церковный праздник, приходящийся на событие, о котором идет речь. Русские церковные праздники можно разделить на две группы: подвижные (переходящие) и неподвижные (непереходящие). Подвижные праздники не имеют постоянной фиксированной даты и приходятся из года в год на разные числа календаря. Неподвижные праздники отмечаются в одни и те же числа месяца. Из последних в источниках часто можно встретить следующие: Крещение – 6 января; Сретение – 2 февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта; Юрьев день весенний – 23 апреля; Николин день весенний – 9 мая; Ильин день – 20 июля; Преображение Господне – 6 августа; Успение Пресвятой Богородицы (Госпожин день) – 15 августа; Семенов день "летоначатца", или "летопроводца", – 1 сентября; Рождество Пресвятой Богородицы – 8 сентября; Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября; Юрьев день осенний – 26 ноября; Николин день осенний – 6 декабря; РХ – 25 декабря и другие. Все даты здесь приведены по Юлианскому календарю.

Встречаются в источниках и указания на определенные посты ("говейно", "говение"), например Успенский пост (с 1 по 15 августа); Филиппов, или Рождественский, пост (с 15 ноября по 25 декабря). Что касается подвижных праздников, то все они зависят от Пасхи, отделяясь от нее определенными постоянными сроками (до Пасхи или после нее). Например, Вознесение Господне – четверг, через 39 дней после Пасхи; Вербное воскресенье – за 7 дней до Пасхи; Фомино воскресенье – через 7 дней после Пасхи; вход Господен в Иерусалим - за 7 дней до Пасхи.

Подвижность самой Пасхи объясняется тем, что она рассчитывается по лунному календарю. Все вопросы, связанные с ее определением, называются Пасхалией. Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, каким считается полнолуние в пределах от 21 марта до 18 апреля. Соответственно первые воскресенья после полнолуния могут приходиться на период от 22 марта до 25 апреля по старому стилю, который получил название "Пасхального предела".

Для определения дня Пасхи пользуются специальными таблицами "обращения великого индиктиона". Великим индиктионом называется порядковый номер года в пределах 532-летнего периода. Передвижение дня Пасхи по числам календаря в определенном порядке повторяется каждые 532 года, так как 28 (солнечный цикл) при умножении на 19 (лунный, Метонов цикл) дает 532. счет ведется от сотворения мира. Календарный стиль при вычислении дня Пасхи не играет, так как она бывает только в марте или апреле, т. е. при установлении соответствия даты январскому году от РХ в любом случае из даты сотворения мира следует вычитать 5508.

Для определения дня Пасхи используют формулу немецкого математика К.-Ф. Гаусса. Она была выведена им на рубеже 18 и 19 вв. для определения Пасхи по Григорианскому календарю, так как католическая западная церковь именно по нему празднует Пасху. Но с определенными поправками она пригодна и для определения дня православной Пасхи. Доказана эта формула была только в 1870 г. другим немецким ученым, профессором Базельского университета Германом Кинкелином.

Для определения Пасхи по этой формуле необходимо найти значение нескольких величин, обозначаемых латинскими буквами – a, b, c, d, e:

a равно остатку от деления цифрового обозначения данного года на 19;

b равно остатку от деления той же цифры на 4;

c равно остатку от деления той же цифры на 7;

d равно остатку от деления выражения (19a+15) на 30;

e равно остатку от деления выражения (2a+4c+6d+6) на 7.

В случае, когда (d+e) будет меньше 9, Пасха придется на март, больше 9 – на апрель. В первом случае, прибавив к сумме (d+e) 22, получим искомую дату. 22 прибавляется и тогда, когда (d+e) равно 0. Во втором случае искомую дату получим, вычитая из суммы (d+e) цифру 9.

Формула Гаусса рассчитана для определения дня Пасхи по датам эры от РХ.

Вопрос 22. Методика датировки по указаниям на день недели

   Очень часто в источнике детально обозначается не только год, месяц и число, когда произошло интересующее нас событие, но имеется ссылка также и на день недели. И вот эта дополнительная ссылка в ряде случаев помогает проверить дату. Если, мы сумеем установить, что в данном году приведенный в источнике день недели не мог совпасть с указанным в нем числом месяца, то мы тем самым поставим под сомнение правильность всей даты. Если в дате имеется несоответствие между годом и индиктом, проверка, (произведенная при помощи оказавшегося в источнике названия дня недели, даёт возможность также уточнить год, на который падает событие. Наконец, благодаря указанию на день недели, мы оказываемся а состоянии установить календарный стиль (мартовский или сентябрьский) года от "сотворения мира". Ведь по мартовскому счёту числа ряда месяцев даты византийской эры (придутся не на те дни недели, на которые упадут соответственные числа сентябрьского стиля. А выяснение календарной системы важно, как мы знаем, для перевода дат византийского летосчисления на нашу эру.

    Ниже помещаем специальную таблицу X, служащую для определения того дня недели, на который приходится в указанном году любое число любого месяца. Для пользования таблицей необходимо предварительно найти тем или иным указанным выше способом вруцелето интересующего нас года.

    Кроме таблиц, для определения дня недели существуют также специальные формулы. Они применимы в отношении дат от "рождества христова", причем Юлианского, а не Григорианского календаря. Перевощиковым:

       Х = остатку от деления выражения [(N - 1) + 1/4(N - 1) + (Т - 1)] : 7

       Через X обозначается порядковый номер искомого дня недели, считая первым днём воскресенье, вторым -- понедельник, третьим -- вторник, четвертым -- среду, пятым -- четверг, шестым --пятницу, седьмым -- субботу. Под N подразумевается цифровое обозначение интересующего нас года от "рождества христова", Выражение (N- 1) определяет количество полных лет, закончившихся ранее N-oro года. Выражение 1/4 (N - 1) указывает на то число високосных лет, которое заключает в себе период от начала современной эры до иаступления N-ого года. Т -- количество дней, прошедших с начала N-ого года до указанного в источнике числа месяца включительно. Вычитая из Т одну единицу, мы тем самым из числа дней, прошедших от начала того года, для которого определяется день недели, до искомой даты, исключаем последнее, наступившее число месяца.

   Несколько иной вариант той же самой формулы выработал известный ученый Карский. В силу видоизменений, внесенных последним в формулу Перевощикова, она приобрела следующий вид:

       X=[N + 1/4(N - l) + T + 5] : 7

       Значение букв в данном случае остается таким же, как и в предыдущем. Но, как мы видим, в противоположность Перевощикову, Карский, в качестве первого слагаемого берет цифровое обозначение текущего года, а не число предшествующих ему лет, а в качестве второго слагаемого -- количество дней, прошедших от начала текущего года до искомой даты, включая сюда и день, подлежащий определению. В результате подобных поправок, сумма трех основных слагаемых оказывается большей на 2 единицы, по сравнению с вычислениями Перевощикова. Следовало как-то добиться, чтобы эти лишние единицы не отразились на остатке от последующего деления указанной суммы на 7. Это достигается прибавлением к подлежащему делению числу ещё 5 единиц. 5 + 2 дают и сумме число 7, которое делится на 7 без остатка. Тем самым парализуется возможность увеличения остатка, на две единицы, и вое дальнейшие вычисления Перевощикова остаются в силе.

    Автором третьего способа определения дня недели является исследователь Черухин. Он прежде всего предлагает цифровое обозначение данного года по эре от "рождества христова" умножить на 5, а полученное произведение разделить на 4. Берется частное, а остаток в расчёт не принимается. Далее Черухин приводит последовательный ряд цифр в количестве 12-ти: 400351362402. Каждая из этих цифр соответствует одному из 42 месяцев простого года, расположенных в порядке их чередования. Для месяцев високосного года Черухин предусматривает некоторые изменения в отношении января и февраля. Именно, январю соответствует не 4, а 3, февралю, -- не 0, а 6. Остальные цифры остаются в силе и при действиях с високосными годами. В зависимости от того, какой месяц фигурирует в подлежащей определению дате, соответствующая ему цифра прибавляется к частному, полученному, как говорилось, от деления на 4 цифрового обозначения года, предварительно умноженного на 5. К полученному результату прибавляется ещё число месяца. А затем уже вся сумма делится на 7. Остаток от деления укажет на порядковый номер дня недели, при чём в отличие от Перевощикова и Карского, счёт начинаетя не с воскресенья, а с понедельника: первый день недели -- понедельник, седьмой -- воскресенье. При отсутствии остатка, порядковый номер дня недели равен делителю, т. е. 7, и таким образом, определяемым днём является в этом случае воскресенье.

       Способ Черухина может быть выражен в виде следующей, формулы:

       X = остатку от деления выражения [(5N : 4) + М + Т] : 7.

       X -- порядковый номер дня недели, считая первым понедельник, седьмым -- воскресенье; N -- цифровое обозначение данного года; М -- цифра, соответствующая в приведенном Черухиным ряду данному месяцу; Т -- указанное число месяца.

    Выше было уже отмечено, что все три рассмотренные нами формулы разработаны применительно к датам нашего летосчисления. Если же нам приходится иметь дело с датами от "сотворения мира", то в этом случае, очевидно, предварительно следует перевести их на эру от "рождества христова".

Вопрос 23. Датировка по астрономическим явлениям

В источниках, прежде всего в русских летописях, довольно часто отмечают различные астрономические явления: солнечные и лунные затмения, кометы, падающие звезды и т. д. Известно, что астрономические явления, как правило, строго закономерны, поэтому они дают дополнительные возможности для установления или проверки лет. Астрономами составлены специальные таблицы, по которым можно с точностью до суток установить время солнечных и лунных затмений. Например, именно указание Слова о полку Игореве на солнечное затмение позволило точно установить дату похода князя Игоря на половцев. Дело в том, что этот поход летописями датировался по-разному – 6693 и 6694 гг. Затмение солнца приходилось по летописям на 1 мая, на среду. Перевод летописных дат похода на современное летоисчисление дат три возможные даты: поход мог произойти в 1185 или в 1186 гг., если летопись употребляла мартовский год, или в 1184, 1185 гг., если был употреблен ультрамартовский год. Таблицы солнечных и лунных затмений показывают, что солнечное затмение произошло 1 мая 1185 г.

Важную роль для проверки или уточнения дат играют летописные сведения о различных кометах, например о комете Галлея, которая периодически возвращается в среднем через 76 лет. С точностью до суток установлено время ее прохождения через точку орбиты, ближайшую к Солнцу (перигелий), например 19 июня 912 г., 8 июня 1465 г., 5 сентября 1682 г. и т. д.

Вопрос 24. Предмет, задачи и структура геральдики.

Геральдика является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей гербы. Название "геральдика" происходит от немецкого слова "герольд", что в переводе означает "глашатай". Герольдом в Западной Европе в средние века называлось лицо, управляющее рыцарскими турнирами. Как уже ранее было сказано, на турниры рыцари являлись вооруженными с головы до пят и распознать, кто именно скрывался под тяжелым снаряжением, можно было только по гербу.

Перед началом турнира герольды объявляли перечень лиц, явившихся для участия в состязаниях, описывали их внешние приметы, при этом они не только называли имя рыцаря, но и описывали его герб. Со временем герольды стали заниматься описанием гербов специально и постоянно не только во время состязаний на турнирах, а уже и по поручению государственных и местных органов. В связи с этим с участием герольдов были выработаны правила, при помощи которых стали составляться и изготовляться новые гербы. Так постепенно и появилась геральдика - наука, предметом изучения которой стали гербы.

Геральдика подразделяется на две части:

1) дисциплина, изучающая гербы, историю их возникновения и использования;

2) наука о составлении герба, предусматривающая систему специальных знаний о форме, композиции изображения, цветах и составных частях герба, его художественное воплощение и т.п.

Все существующие ранее гербы делились на следующие роды (типы).

1. Гербы государственные, составляющие эмблемы государства, а также земель, входящих в состав того государства. Эти герои часто служили и гербами коронованных особ, стоявших во главе государства.

2. Гербы губерний, областей, городов.

3. Гербы обществ, корпораций, компаний, союзов и т.п.

4. Фамильные или родовые гербы, переходящие по наследству лицам одного рода.

5. Наследственные гербы. Это такие гербы, которые переходили к лицу того же рода путем наследства (от отца к сыну), при этом к гербу этого лица присоединялся или весь герб, или только некоторые эмблемы (части) из герба наследователя.

6. Пожалованные гербы, жалуемые лицу при возведении его в какое-либо достоинство (например, в княжеское, графское, баронское и т.п.), причем в этом случае мог быть составлен или новый герб, или к существующему гербу придавались некоторые эмблемы: двуглавый орел, венец государя, императорская корона и т.п.

Еще необходимо нам знать, что если эмблемы герба прямо указывают на фамилию владельца, то такой герб называется гласным, а если же существует определенное указание на принадлежность, то такой герб называется полугласным.

Вопрос 26. Возникновение и развитие геральдики как знаковой системы. Понятие герба

С незапамятных времен вошли в употребление символические знаки, которые вырезались на наперстках, рисовались на оружии, знаменах и т.д.

Каковы же были функции этих знаков? Знаки эти являлись, как результат желания выделить себя из массы, придать себе значительное отличие от всех, заметное у воинов, к примеру, иногда даже в разгар боя. Такие знаки известны уже со времен Гомера (XII-VII вв. до н.э.), Виргилия (70-19 гг. до н.э.), Плиния (65 г. до н.э.) и др.

Характерной особенностью этих знаков было то, что они были лишь случайными, они могли меняться по произволу его владельца. И еще. При их изготовлении не было никаких правил. В этом их главное отличие от герба.

Но шло время. Человеческое общество не стояло на месте, оно постоянно и неуклонно разминалось, осуществляя поступательное движение вперед. Изменялись и отличительные знаки и, что главное, изменялись их функции, т.е. назначение, роль, которую они были признаны выполнять.

Наступили средние века и различии человеческого общества. В этот период велись многочисленные войны и усобицы, и которых участвовало огромное количество воинов, главной задачей которых было во что бы то ни стало разгромить, победить своего врага. А это заставило ценить лиц, отличавшихся своей доблестью, храбростью, смелостью, силой и выносливостью. Именно эти лица (воины), как и герои древности, помещали на своей военной одежде и вооружении особые символические изображения (знаки) в память о своих военных делах и успехах.

Во время крестовых походов, когда рыцарство всей Западной Европы двинулось на Восток для освобождения гроба Господня, стремление к таким знакам стало еще более настоятельным. Эти рыцарские знаки - уже знаки храбрости, доблести, геройства.

Знаки на вооружении с этого времени становятся постоянными. Это и есть еще одна особенность этих знаков, в отличие от древних.

Но истинные гербы, в полном смысле их понимания, как наследственные знаки появились в Западной Европе в XI-XII вв. в эпоху турниров и крестовых походов. Непосредственные же причины появления гербов кроются (заключены) в особенностях вооружения воинов (участников турниров и крестовых походов, в первую очередь) - все скрыто железом. Так как тогда огнестрельного оружия еще не было, то сражались мечами, саблями, копьями, стрелами, топорами и т.д., от них можно было защищаться только снаряжением из железа, из которого изготавливали стрелы, шлемы, кольчуги, латы, нашлемники, сапоги, щиты. Шлемы и забрала целиком закрывали голову рыцаря, как бы доканчивая скрытие воинов в этой массе металла. А поэтому узнать, кто именно скрывается под грозным и массивным вооружением (снаряжением) было невозможно. Именно необходимостью отличить рыцарей друг от друга (особенно в бою или во время состязания на турнирах) объясняется появление на рыцарских щитах отличительных знаков, особых для каждого рыцаря. Впоследствии рыцарские знаки стали постоянными, о чем мы уже говорили выше. Но главное это то, что знаки сделались родовыми, стали передаваться по наследству от отца к сыну, из поколения в поколение, и только после этого они стали называться ГЕРБАМИ! Перефразируя известное выражение в связи с вышесказанным, можно сказать следующее: "Каждый герб - отличительный знак, но не каждый отличительный знак - герб".

Таким образом, характерной особенностью и отличительной чертой герба (прежде всего от всех предшествующих ему знаков) является наследственность. Да и само слово "герб" в переводе с польского означает "наследник", "наследство". После всего сказанного о гербе ему можно дать такое условное определение с учетом времени и условий его появления и использования, затрагивая и вопрос (хотя бы косвенно) о его функциях: "Гербами называются особые фигуры или символические изображения -эмблемы, составленные на основании точно определенных правил и служащие постоянным отличительным знаком отдельного лица, рода, общества, учреждения (а также корпорации, союза и т.д.), города, области и целого государства".

Впервые гербы стали использоваться на флагах, монетах, печатях...

Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Создателями геральдики были герольды. Ранние сочинения по геральдике - стихи и поэмы поэтов-герольдов - появились во 2-й половине XIII в. К 1-й половине XIV в. относятся древнейший гербовник "Цюрихский" и первое изложение правил геральдики итальянского юриста Бартоло. С образованием сословных монархий практическая геральдика принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота (впервые в Германии в XV в.) - официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нём герба, за утверждение герба устанавливается определённая такса - "розыск прав на герб", за пользование неутверждённым гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером (Франция, 1696, Пруссия,1706). Теорию геральдики в XVI-XVIII вв. разрабатывали и систематизировали учёные геральдисты.

Первые века существования геральдики полны загадок и неразрешенных вопросов, которые ждут своих исследователей. До сих пор нет окончательной ясности по множеству проблем, касающихся генезиса герба. Это относится и к критериям того, что считать гербом, и ко времени его появления, и к механизму складывания особых эмблем в форме гербового щита. Существуют совершенно различные миения о причинах возникновения гербов. Наконец, лишь недавно поставлена и пока еще далека от разрешения проблема формирования из многочисленных отдельных гербов функционирующей в обществе геральдической системы.

Говоря о времени появления геральдики, обязательно нужно иметь в виду, что, во-первых, использование щита с каким-либо изображением как средства идентификации имело свою традицию еще в античности, и во-вторых, в гербы вошла значительная часть эмблем родовой, дофеодальной символики. Оба этих обстоятельства не могут служить основанием для чрезмерного удревления геральдики, потому что никакой связи, кроме внешнего сходства между этими явлениями, не прослеживается. Попытки такую связь отыскать являются плодом оценки герба по формальным признакам. Однако, по нашему мнению, само по себе изображение щита с рисунком — это еще не герб в полном смысле слова. Оно становится таковым только в результате того, что в сознании современника за ним стоит определенная социальная, правовая система отношений, им выражаемая. Если же этого нет, то герб остается просто эмблемой.

Средневековые гералъдисты искали истоки гербов в глубокой древности. В гербовниках можно встретить созданные ими гербы Адама и Гераклау Александра Македонского и короля Артура, Иисуса Наиина и волхвов и др. Изобретение этих гербов связано с двумя известными особенностями средневекового мышления: первая — неисторичность восприятия времени и вторая, вытекающая из первой, — распространение системы отношений и понятий данной эпохи на предшествующие. В то же время существование подобных гербов свидетельствует об огромной, роли геральдики в средневековом сознании, о бытовании представлений, согласнокоторым ни один достойный человек не мог не обладать гербом.

Вопрос о более или менее точной датировке появления герба тесно связан с определением существа его и с выявлением причин его возникновения. Если идти от изобразительной стороны, брать в качестве критерия определения герба наличие в нем (или эмблеме) щита, то можно увидеть герб уже в ранних печатях с рисунком, напоминающим щит. Безусловно, сфрагистичеокие памятники ближайшим образом связаны с геральдикой не только в более позднее время, когда на печати вырезался герб, уже утвердившийся за. ее владельцем, но и в эпоху возникновения геральдики. Однако на основании единичных и достаточно разрозненных памятников не представляется возможным говорить о. том, что время появления щита на личной печати может быть расценено как время появления или складывания герба, хотя в отдельных случаях это и могло происходить одновременно. Более того, пути их складывания не всегда совпадают. Иногда. ,мы можем проследить, как печати впоследствии перерастают в гербы, иногда этот процесс наблюдать не удается. При наличии определенного изображения на печати ее обладатель мог пользоваться гербом совершенно иного вида. Так, сфрагистике хорошо известен скачущий рыцарь на печатях европейских королей и сеньоров, в то время как на их гербах он отсутствует.

Традиционно считается, что геральдика возникает в конце XI в., хотя говорить об этом лучше с определенной долей осторожности, так как свидетельства этого немногочисленны и небесспорны. Существовавшая в английском гербоведении легенда о привнесении в Англию гербов Вильгельмом Завоевателем опровергалась уже в первой четверни XX в. В битве при Гастингсе в 1066 г. гербов, судя по всему, не было ни у одного из противников. Известны напоминающие гербы изображения на щитах на знаменитом ковре из Байе 1080 г. Однако ни один из них не идентифицируется в гербах потомков нормандских рыцарей после завоевания Англии; к тому же, по мнению исследователей, один и тот же воин фигурирует на ковре с разными рисунками на щите. И позже, уже в XII в., Анна Комнина, описывая при.бывших в Константинополь французских рыцарей, говорила, что они имели гладкие, одноцветные щиты2. Та/ким образом, XI в. можно расценивать как скрытый период развития геральдики, так как в это время гербовые памятники, если встречаются, представлены в основном печатями. Говорить же о распространении геральдики и складывании ее как системы можно, видимо, толькос XII в. Это подтверждается и сфрагистичеоким материалом, и наличием гербов на гробницах; преемственность гербов тоже (прослеживается .именно с этого времени. Так, во время бракосочетания Жоффруа дАнжу и дочери английского короля Генриха I последний вешает на шею своему зятю щит с золотыми львятами. Этот же щит мы видим и на эмали 1151 г. с гробницы Жоффруа. Его старший бастард, Вильям Длинный Меч, также носил этот герб, изображение которого сохранилось на его гробнице в Солсбери. К середине XII в. относится и печать Джилберта, графа Хертфорда с тремя шевронами, которые впоследствии можно видеть в качестве герба его потомков.

С начала XIII в. число известных нам гербов значительно возрастает. Они начинают употребляться всеми крупными владельческими домами. Изображения гербов, первоначально, видимо, имевшиеся действительно только на щитах, стали появляться и на верхней одежде рыцарей, попонах коней и т. д,

Долгое время бытовало мнение о непосредственной связи распространения геральдики с повсеместным введением рыцарского шлема с закрытым забралом, что должно было затруднять узнавание противников и соратников в бою. Именно этим, как полагали, была вызвана необходимость вынести нечто, обозначающее личность воина, на щит. Как вариант этой теории существует предположение о широком использовании гербов в связи с развитием в Европе рыцарских турниров. Есть также мнение о заимствовании гербов у арабов во время крестовых походов. Плодотворной представляется попытка связать происхождение гербов с общим характером развития европейской цивилизации в XII в.

Действительно, геральдика могла удовлетворить реальную потребность в опознании воина как в бою, так и на турнире. Она могла служить подспорьем при управлении войсками, так как рисунки на знаменах чаще всего были аналогичны гербам, использована для получения сведений о войсках противника. Однако вряд ли лишь эти, узкие и частные, задачи породили бы такую сложную систему, как геральдика, тем более что и при более ранних норманнских шлемах было трудно узнать лицо воина. С этим скорее были связаны личные эмблемы рыцарей, к которым ни в коем случае не может быть сведен герб.

Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе» — наследство. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города.

В старину гербы имели также дворянские роды и отдельные лица. Гербы появились очень давно. Они найдены на монетах, медалях и печатях древних государств и городов. Так, гербом шумерских государств, существовавших более четырех тысяч лет назад, был орел с львиной головой, гербом Древнего Египта — змея, Персии — орел, Армении — лев, увенчанный короной, Афин — сова, Коринфа — крылатый конь, острова Родос — роза. На шлеме Александра Македонского был изображен морской конек.

В средние века возникли гербы многих городов Европы: красная лилия Флоренции, ладья Парижа, крест и меч Лондона и много других. Старинные гербы русских городов рассказывают потомкам о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона.

Вопрос 27. Герб как предмет формальной геральдики. основные элементы герба. Правила описания герба.

Правила составления гербов - предмет практической геральдики. Знание этих правил, применявшихся в XVIII - начале XX в., помогает определить принадлежность гербов, их составные части и т.п.

По правилам геральдики составными частями герба являются: щит, шлем, нашлемник, корона, намёт, клейноды, мантия, щитодержатели, девиз и особые украшения вокруг щита. Одни из них считались главными и обязательными, другие"- второстепенными и необязательными.

Главной частью герба, но тем правилам составления гербов, какие были выработаны геральдикой, являлся щит.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта