Ответы по ВИД. Проблематика
Скачать 204.79 Kb.
|
Щит - главная часть герба. Формы и конфигурация были различные, а ныне в основном французские: высота такого щита соотносится к ширине как 9:8. Шлем обычно помещался в гербе над щитом. По форме они были разные. Форма зависела от титула и достоинства владельца герба, от времени и места исполнения герба, а также от социального положения владельца. Например, в Европе с XVI в. для личного (нового) дворянства употреблялся закрытый шлем, повернутый в правую геральдическую сторону, а для потомственного дворянстна - турнирный с решеткой. Во многих странах существовали различные виды шлемов. В российском гербе с середины XIX в. у лиц, принадлежащих к древнему русскому дворянству, герб венчался древним славянским шлемом, а у лиц восточного происхождения - шишаком. В гербах незаконнорожденных побочных детей шлем закрыт и повернут влево (во всех остальных случаях — прямо или вправо). Помещение нескольких шлемов в одном гербе характерно для немецкой геральдики, в российской геральдике - это исключение. Нашлемник - фигура, помещенная над шлемом. Это разнообразные украшения шлема. До середины XIX в. нашлемником в обязательном порядке являлись три страусиновых пера. Нашлемник мог быть расположен прямо, вправо или влево, туда же должен быть повернут и шлем. Намёт — матерчатая накидка на шлем для защиты от солнечных лучей, во время боя разрывавшаяся на узкие ленты. Как правило, намёт исполнялся в цветах герба. Мантия - стилизованное изображение палатки, нисподающей щ-под короны, поднятой над гербом. В российских гербах употребление мантии допускалось только в гербах князей и родов, ведущих свое происхождение от древнерусских князей. Щитодержатели - фигуры, поддерживающие щит по бокам (люди, животные, птицы или мифические существа). Появление их относится к XVI-XVII вв. В России право на помещение в гербе щитодержателей имело лишь титулованное и древнее дворянство. Щитодержатели всегда изображались в природном (натуральном) цвете (грифы и драконы могли быть золотыми). Как правило, щитодержателей всегда два (в российской геральдике исключение составлял герб графов Каменских - один щитодержатель). Девиз - краткое изречение, помещенное, как правило, на ленте, расположенной под щитом. Девиз мог быть написан на любом языке - чаще употреблялся либо национальный, либо латинский. В российской геральдике около 1000 гербов с девизами. В редких случаях один и тот же девиз мог быть избран разными гербовладельцами. Девиз выражал главную мысль действия и поступков владельца герба. Он мог выражать религиозные, рыцарские чувства (например: "С нами бог", "С боя за братьев во Христу"), а также верное государю ("Без лести предан" - девиз Аракчеева). Девизы могли иметь, связь с фигурами в щите ("Не остановлюсь" - девиз Майковых и связан со скачущим конем, изображенном в гербе). Клейноды - личные, не наследственные внешние украшения. Это были знаки отличия и различия, вносимые в герб. Это могли быть изображения орденов, кавалером которых был гербовладелец, регалии его должностей (булава, бунчук, знамя, маршальский жезл и т.п.). В России законодательство особо предусматривало разрешение вносить в герб изображения орденов и даже знака отличия беспорочной службы. Обычно ордена подвешивались под щитом, при этом его окружали орденская цепь или лента. Орденский крест или звезда могли быть помещены и за щитом с выглядывающими концами. Знамена и регалии помещались за щитом или их держали щитодержатели. Сен - шатер, помещенный над мантией только государственного герба. (Слово "сен" означает: "то, что покрывает, укрывает кого-нибудь или по-другому - покров". Например: "Под сенью деревьев". "Под сенью закона" (переносное значение).) Корона надевалась либо на шлем (или поднималась над ним), либо непосредственно на щит (последнее более позднего происхождения). Известно до 150 разновидностей корон в мировой геральдике, употребление которых зависело от титула (ранга) гербовладельца и страны, в которой он получил герб. Основные виды короны: императорская и королевская (соответствуют подлинным коронам монархии); графская (с 9 жемчужинами); баронская (в российской геральдике - золотой обруч, перевитый три раза жемчужной нитью; для богатейших иностранных баронов - с 7 жемчужинами); дворянская (употреблялась только в российской геральдике - с 3 листками и 2 жемчужинами между ними); городская, или башенная (для земельных гербов) и т. п. ФИГУРЫ НА ГЕРБАХ. Фигуры, помещенные на гербах, подразделялись на геральдические и негеральдические. а) Геральдические фигуры б) Негеральдические фигуры Негеральдические фигуры делились на три группы: естественные, искусственные и фантастические. К естественным фигурам относились предметы (вещи), созданные природой: солнце, луна, звезды, деревья, реки, трава и т.п. К искусственным фигурам относились все предметы (вещи), сделанные руками человека: лук, стрела, меч, топор и т.п. К фантастическим (мифическим) фигурам относилось все то, чего не существовало в природе, а было придумано человеческим воображением: грифон, двуглавый орел, единорог, феникс и т.п. Все вышеперечисленные фигуры имели свое символическое значение: рука, поднятая для присяги, означает верность, а две (и более) руки, соединенные в рукопожатии, - дружбу, союз; лев - символ силы, мужества, великодушия; леопард - храбрость, отвага; конь - сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы; собака -преданность и повиновение; кошка - независимость; волк - злость, жадность; медведь - предусмотрительность; кабан или вепрь - бесстрашие, неукротимость; бык - плодородие земли; овца — кротость; лань - робость; олень - символ воина, перед которым бежит неприятель; орел - власть, великодушие; ворон - долголетие; петух — символ боя, борьбы; цапля -пугливость; павлин - тщеславие; пеликан - чадолюбие; журавль - бдительность; дельфин - символ силы; пчелы и муравьи - трудолюбие; бабочки - непостоянство; змея ползущая - зависть, раздор, мятеж, неблагодарность; змея, свернувшаяся в кольцо с хвостом во рту, - вечность; змея, обвившаяся вокруг чаши, - символ медицины; дуб - сила, крепость. МЕТАЛЛЫ, ФИНИФТИ И МЕХА. Все изображения на щите делались с помощью геральдических финифтей (эмалей), металлов и мехов, которые имели свое специфическое графическое изображение и символическое значение. Финифтей в русской геральдике имелось пять. Червленъ - смесь сурика и киновари; графическое изображение - вертикальные линии; символическое значение- храбрость, кровопро Лазурь - смесь кобальта и ультрамарина; графическое изображение – гориз онтальные линии; символическое значение - величие, красота, ясность. Зелень - смесь хрома и растительной зелени; графическое изображение - диагональные линии справа; символическое значение - надежда, свобода, изобилие. Пурпур - смесь кармина и розовой краски; графическое изображение — диагональные линии слева; символическое значение - достоинство, могущество, мужество, сила. Чернь — слоновая кость; графическое изображение - взаимопересекающиеся параллельные линии; символическое значение - скромность, образованность, смирение, печаль. В российской геральдике употреблялись (применялись) два металла -золото и серебро. Золото изображалось точками; символическое значение – справедли вость, милосердие, сила, богатство. Серебро графически не изображалось, т.е. поле было чистым; символическое значение – правдивость, невинность, чистота. В российской геральдике употреблялось (применялось) два вида меха — горностаевый и беличий. Горностаевый графически изображался черными "головастиками" по серебряному (чистому) полю; символическое значение - власть, чистота. Изображался горностаевый мех и в стилизованном (условном, упрощенном) стиле в виде черных крестиков по белому (чистому) полю. Существовало и противогорностаевое изображение горностаевого меха, когда цвета "головастиков" и поля менялись: поле становилось черным, а "головастики" - белыми. Беличий графически изображался чередующимися серебряными и лазурными шлемками; символическое значение -простота, кротость, движение. Существовало и противобеличье изображение беличьего меха, когда поле становилось белым, а шлемки - черными. Блазонирование (франц. blason - родовой герб и нем. blasen - трубить, объявлять через герольда) - толкование гербов, изъяснение символов, эмблем, девизов и других геральдических знаков, то есть, с одной стороны, их прочтение, расшифровка их значения, а с другой - их правильное описание, выдержанное в определенной строгой последовательности и с применением международно признанной геральдической терминологии. При блазонировании вначале называют цвет, затем фигуру как на флаге, так и на гербе. О флаге и гербовом щите вначале говорят, каков он по форме (прямоугольный, треугольный, квадратный, круглый и т.д.), а затем каков он по членению - рассеченный (полосы идут вертикально), пересеченный (полосы расположены горизонтально) или скошенный справа или слева (когда поле рассечено по диагонали). При многоцветном флаге и при вертикальном расположении полос вначале называют цвет полосы у древка, а при горизонтальном их расположении перечисление начинают сверху вниз. После этого следует указание на. изображения, помещенные на флаге: вначале называется их местоположение (в центре, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.), затем то, что они собой представляют (герб, эмблема, символический знак, фигура), и их описание согласно правилам блазонирования гербов. Порядок блазонирования гербов принят следующий. Для гербов республиканских государств, гербов провинций, областей, городов в немонархических государствах: 1. Щит. 2. Венок или заменяющее его обрамление щита. 3. Навершие щита (или герба). 4. Щитодержатели. 5. Девиз. 6. Особые украшения. Для государственных гербов монархических государств, для личных и родовых дворянских гербов и территориальных гербов в монархиях: 1. Щит. 2. Корона. 3. Шлем. Нашлемник. Намет. Бурелет. 4. Щитодержатели. 5. Мантия или сень. 6. Девиз. 7. Особые украшения. Если гербовый щит имеет два поля и более, то описание его идет так, что преимущество отдается правой стороне и верхней части щита, блазонирование начинается с них и идет последовательно - рядами, подобно тому как мы читаем строчки в книге. Если из четырех частей щита две тождественны, то называются порядковые номера каждой части, а описание их дается один раз, чтобы избежать повторений. Если в центре герба поверх трех-четырех или большего числа полей помещен средний щиток, то описание всего щита начинается с него при условии, что в среднем щитке помещены главные эмблемы (герб Панамы и герб Филиппин). Следует иметь в виду, что правую и левую стороны в геральдике принято определять от лица, несущего щит, то есть обратно зрителю. Благодаря точной терминологии и строгому порядку очередности описания блазонирование всегда кратко, лаконично, свободно от разных повторов и постоянных словесных указаний (после, затем, вначале, вверху, внизу и т.п.) и не может содержать никакой двусмысленной трактовки, как это бывает при описании обычными словами, хотя бы и самыми подробными, но не у всех одинаковыми. Все правила блазонирования следует учитывать не только при чтении и расшифровке гербов, но и при их составлении, а потому надо избегать всяких «экстравагантностей» и «оригинальностей», а придерживаться их общепринятой структуры. Это, однако, не всегда выполняется и главным образом по причине геральдической неграмотности составителей гербов. Чаще всего это проявляется в городских гербах, создаваемых и утверждаемых на местах, в провинции. Иногда же существенные отклонения от правил герботворчества наблюдаются и в государственных гербах, особенно у стран Азии, где существовал и существует свой мир символов и эмблем, зачастую весьма далекий от европейского, и, главное, где сложились свои представления о гербовой структуре. Так, например, государственный герб Непала не имеет щита, обладает смешанным радугоподобным цветом, состоит из таких элементов, которые не поддаются определению как геральдические фигуры, ибо фактически являют собой некие «картинки» (горы, текущая река, сельский храм-часовня под сенью дерева), выдержанные в естественном, а не в условном стиле. Да и сами эмблемы - вроде отпечатков ступней и диковинной птицы с хохолком - не совсем обычны и не имеют эквивалентного европейского геральдического термина. И все же, следуя правилам европейского блазонирования, можно прочитать даже такой необычный герб, выделив в нем главные эмблемы и отнеся остальные к категории «особых украшений», предусмотренной при блазонировании. Вопрос 30. Эмблематика советской эпохи В 1918 г. стали разрабатывать новый государственный герб. Проект государственной печати предполагал помещение на ней и герба, который должен был представлять собой фигурный щит, обрамленный колосьями, на котором помещались серп, молот и меч. При обсуждении решено было убрать из герба изображение меча. Проект был утвержден 19 июня 1918 г. В июле 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов был принят государственный герб РСФСР. Первый герб СССР, созданный художником И. И. Дубасовым на основе проекта В. П. Корзухина, был утвержден 6 июля 1923 г. Дальнейшие частичные изменения в рисунке герба были связаны с изменением числа республик, входящих в СССР, и выражались в изменении числа перехватов ленты с надписями "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Гербы союзных республик кроме изображения серпа и молота включали различные изображения, отражающие специфику экономики. Гербами автономных республик являлись гербы союзных республик, в состав которых они входят. Их отличием от последних служила надпись о принадлежности герба на языке как союзной, так и автономной республики. Когда СССР прекратил свое существование, вопросы герботворчества вновь приобрели актуальное значение. Практически все республики бывшего СССР создали новую государственную символику. В 1993 г. указом президента был введен герб РФ, повторяющий в общих чертах дореволюционный герб Российской империи. Однако закон о государственном гербе России до сих пор не принят. Вопрос 32. Предмет и задачи исторической ономастики. Методы ономастического исследования. Ономастика – наука, изучающая собственные имена. Историческая ономастика изучает их историю. Поскольку собственные имена – это часть языка, ономастика, в том числе и историческая, входит в науку о языке – лингвистику. Но закономерности развития имен собственных (онома) отличаются от закономерностей развития имен нарицательных, апеллятивов. Их возникновение и изменения подчинены не только законам фонетики или морфологии, но и обусловлены развитием общества. Собственные имена являются сами фактами истории, и их изучение с этой точки зрения – задача историка. Вместе с тем собственные имена являются и историческим источником, дающим историку при умелом анализе ценный дополнительный материал. Функция каждого имени собственного двояка: оно должно отличить один географический объект, одного человека и т. д. от другого, выделить из ряда. Но вместе с тем оно и ставит в ряд этих лиц или эти объекты. Если мы встретим в тексте имена абсолютно неизвестных нам людей – Дмитрия Павловича Карцева, Пьера Матье, Генриха Шлоссера, мы сразу поймем,ч то речь идет о людях, мужчинах, о русском, французе и немце. Точно так же мы поймем, что Ивановск – город, Ивановское – село или поселок, Ивановка – деревня. Сделать эти выводы нам помогают, помимо знания имен, еще и форманты. Под формантами в ономастике принято понимать те повторяющиеся части имен собственных, которые его формируют как имя собственное. Они могут быть суффиксами, окончаниями, сочетанием суффикса и окончания, наконец, даже именем существительным. Так формантами являются и суффиксы -ов-, -ев-, -ин- в русских фамилиях и географических названиях (с окончаниями -а-, -о- в именах женского и среднего рода), суффикс -ск-, существительные "град", "город" (Новгород), "бург" (Гамбург) и т. п. в названиях городов. Порою происхождение форманта неясно, но он тем не менее будет играть свою роль при указании на характер имени собственного и при изучении его происхождения. Для ономастических исследований анализ формантов имеет первостепенное значение: он позволяет устанавливать существование определенных систем имен собственных, рассматривать имена не изолированно, а выясняя их внутренне родство. Виды ономастики:
Вопрос 34. Историческая антропонимика. Историческая антропонимика – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая личные имена и их системы в историческом развитии как факты истории общества и разрабатывающая методы использования антропонимических данных как исторического источника. Не имея точного представления о характере системы личных имен того или иного периода, историк рискует допустить фактические ошибки, он зачастую может даже спутать тезок или разделить надвое одно и то же лицо, выступающее под разными именами. Особое значение имеют не отдельные личные имена, а именно системы личных имен. Так, современная русская антропонимическая система включает в наименование лица три элемента: имя, отчество и фамилию, при этом двойные имена не приняты, а двойные фамилии встречаются редко. Исландская же антропонимическая система состоит лишь из имени и отчества (в форме имени отца с прибавлением слова "сон" – сын) без фамилии, т. е. сын Свейна Бьернсона будет уже Свенсоном. В большинстве же западноевропейских стран система именования состоит из имени и фамилии, но без отчества; вместе с тем там широко распространены двойные, тройные и т. л. имена. Своеобразна испанская система, где двойная фамилия обязательна и образуется из первых фамилий отца и матери. В антропонимическую систему входят и набор имен (именник), и большая или меньшая их распространенность, и мотивы наречения имени, и способы именования челвоека вне официального круга общения и т. п. Древнейшая русская антропонимия известна лишь фрагментарно. На страницы летописи попадали прежде всего князья и другие представители господствующего класса. Анализ имен послов в договорах Руси с Византией в 10 в. показывает, что среди них преобладают неславянские названия, происхождение большинства из которых не вполне ясно. Древнейшие славянские имена, общие для многих славянских народов, состояли, как правило, из двух корней, или основ. Отсюда и их научное название – двуосновные имена. Такие имена (Святослав, Всеволод, Ростислав, Мирослав, Ярополк, Святополк, Ярослав, Брячислав, Вячеслав) были характерны прежде всего для верхушки тогдашнего общества, главным образом для князей; их поэтому часто называют княжескими. Дохристианские имена дружинников и рядовых общинников также происходили от славянских корней, но имели одну основу: Добрыня, Гордята, Вышата и т. п. Иногда они носили (по крайней мере внешне) прозвищный характер: так, одного из воевод князя Владимира, упоминающегося в летописи под 984 г., звали Волчий Хвост. Превращение в конце 10 в. христианства в официальную религию стало переломом в русской антропонимической системе. Обряд крещения включал и наречение имени из строго определенного перечня святых, помещенного в святцах – церковном календаре. Эти имена принято называть календарными. На Руси был принят календарь восточнохристианской (византийской) церкви (впоследствии она стала называться православной). Календарные имена поэтому называли на Руси греческими, хотя значительная часть, пришедшая на Русь через Византию, была иного происхождения: римского, древнееврейского и т. д. Многие из календарных имен прошли на Руси процесс адаптации, приспособления к русскому произношению: так, из Иоанна возник Иван, из Георгия (через Гюрга) – Юрий и Егор, из Иакова – Яков и т. д. Некоторые другие имена также были адаптированы, но в 18 – 19 вв. победила официальная церковная реформа, следы же адаптации сохранились в уменьшительных именах (Костя – от Костянтин, а не от Константин; Митя – от Митрий и т. п.) и в фамилиях (Ивонин из Ивона – от Иона). Вопрос 38. Историческая метрология как вспомогательная историческая дисциплина. Предмет, задачи, источники. Метрология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая различные меры – длины, площади, объема и веса – в их историческом развитии и взаимной связи. Задачей метрологии является изучение названий мер, истории сложения и развития различных систем измерений, приведение мер измерений, существовавших в прошлом у разных народов, в соответствие с современными метрическими мерами. С другой стороны, задача метрологии заключается в создании конкретных единиц измерений и их точнейших образцов – эталонов, но ее решение не входит в компетенцию историков. Метрология, как и любая другая научная дисциплина, имеет свои источники и разрабатывает собственную методику их исследования. Источники метрологии очень разнообразны – письменные памятники, сохранившие различные сведения о мерах или упоминающие их, а также вещественные памятники: монеты, гирьки, линейки, архитектурные сооружения с определенными "стандартными" размерами, иконы, сосуды стандартной емкости и др. Источники метрологии. Метрологические сведения древнерусских письменных источников, к сожалению, скудны и обычно фрагментарны. Тем не менее они дают определенные сведения о различных мерах, употреблявшихся на Руси. Привлечение памятников археологии позволяет постоянно расширять круг источников метрологических исследований, дает возможность проверить, а ряде случаев и уточнить сведения письменных источников. Для изучения метрологии очень важны Русская Правда и летописи, а также описания путешествий и сочинения иностранцев. Очень перспективными для метрологических исследований представляются берестяные грамоты, фонд которых ежегодно пополняется. Нельзя обойти вниманием и некоторые переводные произведения, так как обычно при переводе на древнерусский язык иноземные меры, чаще всего греческие, если они были известны на Руси, назывались соответствующими древнерусскими терминами. В 14 – 17 вв. число источников русской метрологии значительно увеличивается. Кроме летописей, грамот и описаний путешествий, появляются качественно новые источники – таможенные книги, таможенные уставные грамоты, писцовые книги. Таможенные книги 16 – первой половины 17 вв. составлялись на местах. В них отражались оценка товаров, взимаемые пошлины, сведения о количестве различных товаров. К этому же времени относится появление специальных руководств для купцов и правительственных писцов. Для истории мер первой половины 18 в. сохраняют свое значение таможенные книги, увеличивается число различных "дорожников". В распоряжении исследователей появляются подлинные образцы измерительных единиц, а также материалы ряда комиссий, создававшихся в 18 – 20 вв. для организации поверочного дела, определения и утверждения образцов мер, для подготовки введения метрической системы измерений. Вопрос 39. Меры Древней Руси Русская система мер — система мер, традиционно применявшихся на Руси и в Российской империи. На смену русской системе пришла метрическая система мер, которая была допущена к применению в России (в необязательном порядке) по закону от 4 июня 1899 года. Ниже приведены меры и их значения согласно «Положению о мерах и весах» (1899), если не указано иное. Более ранние значения этих единиц могли отличаться от приведённых; так, например, уложением 1649 года была установлена верста в 1 тыс. сажен, тогда как в XIX веке верста составляла 500 сажен; применялись и вёрсты длиной 656 и 875 сажен. — Меры длины — Меры площади — Меры объёма — Меры сыпучих тел («хлебные меры») — Меры жидких тел («винные меры») — Меры веса — Меры веса (массы) аптекарские и тройские |