Главная страница

Ответы по ВИД. Проблематика


Скачать 204.79 Kb.
НазваниеПроблематика
АнкорОтветы по ВИД.docx
Дата24.05.2018
Размер204.79 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы по ВИД.docx
ТипДокументы
#19601
страница5 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Почерк – это индивидуальная особенность письма. Кроме того, следует иметь в виду, что в скорописи графика одних и тех же текстов приобретает большую зависимость т назначения документов. Чистовики писались с большим старанием и тщательностью и поэтому были более четкими и понятными, чем черновики этих же документов. Документы центральных учреждений (приказов) в своей основе отличались более современными начерками букв и грамотностью, чем документы местных воеводских изб. Из числа подьячих московских приказов были наиболее грамотными и имеющими особенно хороший почерк подьячие Посольского приказа. Не случайно именно им поручалась переписка книг по заказу царя и обучение грамоте царских детей.

В качестве орудия письма продолжали использоваться гусиные перья. Вероятно, в конце 17 в. появился карандаш. Для раскраски инициалов, орнамента, язи, миниатюр использовались кисти. В качестве краски, широко вошедшей в обиход со второй половины 17 в., стал употребляться сурик – краска розово-оранжевого цвета свинцового происхождения. В 16 – 17 вв. все шире употребляется в письменности твореное золото и серебро.

Книжное письмо Сменившая полуустав скоропись стала деловым письмом. Но поскольку скоропись была трудночитаемой, в книжном письме продолжал сохраняться полуустав. В середине 16 в. полуустав лег в основу первопечатного шрифта Ивана Федорова. Во второй половине 16 – первой половине 17 вв. в России, наряду с рукописными произведениями, получили распространение московские печатные книги. Многие из них стали служить для переписчиков такими оригиналами, как и рукописи. Переписывая книги с печатных изданий, мастера невольно брали за образец графику печатных букв и старопечатный орнамент. Так в рукописных книгах появился полуустав, подражающий старопечатному шрифту, или полуустав "со старопечатной основой". Он лег в основу т. н. "поморского" полуустава, долгое время удерживавшегося среди писцов-старообрядцев. После воссоединения Украины с Россией усилились культурные русско-украинские связи. На почерки некоторых книжных переписчиков оказала влияние украинская графика. Она отличалась угловатостью буквенных начертаний, их наклоном и заменой некоторых славянских букв греческими или латинскими.

Спрос на рукописную книгу привел к ускорению письма и к появлению в последней четверти 17 в. беглого или, "круглящегося", полуустава. Для него были характерны красивые, округлые начертания букв, манерные изгибы петель и хвостов, применение отдельных скорописных приемов. Писцы 16 – 17 вв. прекрасно знали функциональное размежевание между полууставом и скорописью. Скоропись – письмо деловых бумаг, полуустав – письмо, которым писались книги. Однако писцами из этого правила делались исключения. Четкой скорописью в 17 в. могли быть написаны книги внецерковного круга. В 16 – 17 вв. имели место случаи, когда при переписке богослужебных книг один и тот же писец мог использовать полуустав и скоропись. Тогда полууставом писался основной, читаемый при богослужении текст, а скорописью – небольшой по объему и второстепенный по значимости справочный материал.

Украшения рукописей Появившийся в книгах одновременно с балканским нововизантийский, или растительный, орнамент вытеснил балканский в 16 веке. В нововизантийском орнаменте была восстановлена византийская заставка в виде рамы геометрической формы. Ее снова заполнили цветочные мотивы с обязательным цветком "крин". Цветовая гамма нововизантийского орнамента включала синий (преобладающий), вишневый, зеленый цвета, которые нередко давались на золотом фоне. Так же как и балканский, нововизантийский орнамент по времени совпал с распространением бумаги. Большинство книг, украшенных нововизантийским орнаментом, написано полууставом. С 16 в. в украшениях рукописных книг стал использоваться старопечатный орнамент. Главные элементы этого стиля: изображения трав, ветвей, листьев, цветов, плодов, ягод, шишек. Для раскраски использовались главным образом черный и белый цвета. Первоначально считалось, что старопечатный орнамент появился впервые в печатных книга, а затем перешел в орнаментику рукописей. Этим и объяснялось его название. В настоящее время доказано, что старопечатный орнамент использовался для украшения рукописных книг еще в первой половине 16 в. и именно из них перешел в книги, изданные типографским способом.

Первые старопечатные мотивы в рукописных книгах появились в виде черно-белых клейм, которые стали вписывать в нововизантийские заставки, концовки, инициалы. Сюжеты этих клейм черпались из "Большого прописного алфавита", созданного в 80-х гг. 15 в. гравером из Вестфалии Израэлем ван Мекенемом, хорошо известным в России. Русские книжники не просто копировали буквы и украшения алфавита Мекенема, а весьма остроумно использовали их детали, создав оригинальные композиции нового стиля. Этому стилю были свойственны растительные мотивы (сочетания листьев, трава, плодов), заполнявшие все поле заставки, концовки и каркаса инициалов. Оригинальным в этом стиле было использование контрастной штриховки, придававшей черно-белому орнаменту объемность формы. В основу старопечатного шрифта лег полуустав с его четкой графикой букв. Рукописный старопечатный орнамент перешел в художественные украшения печатной книги, поучив на ее страницах дальнейшее развитие и завершение в черно-белом варианте. С середины 16 в. наблюдается обратный процесс влияния печатной книги на рукописную, который выразился в появлении в рукописях первых печатных заставок, скопированных из "Апостола" Ивана Федорова.

Со второй половины 17 в. рукописи стали украшаться орнаментом барокко. Появление нового стиля связано с развитием в 17 в. тенденции к обмирщению культуры, одним из выражений которой явилось стремление к узорочному оформлению декора культовых архитектурных сооружений, предметов прикладного искусства, книг. Книжный орнамент барокко строился на сочетании растительных мотивов и геометрических форм (эллипсов, спиралей). Этот стиль как бы соединился со старопечатным стилем, вобрав в себя его растительные мотивы (пышные листья, цветы, плоды), которые получили реалистическое и рельефное изображение. Орнамент барокко отличается пышностью раскраски с использованием киновари, белой, черной и золотой красок. В конце века из орнамента барокко развивается более упрощенный т. н. поморский стиль, получивший распространение в рукописной книге старообрядцев. Этот стиль характеризовался наличием золотого фона, на котором давались изображения белых или разноцветных трав вычурной изогнутой формы.

Миниатюра Миниатюра 16 – 17 вв. испытала на себе тенденции развиваемые в живописи А. Рублевым, Дионисием, Симоном Ушаковым. Источников, украшенных миниатюрами, в рассматриваемый период сохранилось достаточно много. Среди них необходимо выделить Лицевой летописный свод 16 в., содержащий более 16 тыс. миниатюр. Для датировки миниатюр важны наблюдения над их композицией, наполнением деталями, особенностями красок. В миниатюрах 15 – первой половины 16 вв. изображение природных и архитектурных деталей давалось более стилизованно и абстрактно, чем в последующий период. Раскраска миниатюр этого периода отличалась многообразием оттенков. Золото использовалось преимущественно для покрытия фона и нимбов святых. Со второй половины 16 в. изображение архитектурных форм стало более реальным и направленным на отражение конкретных сооружений. Миниатюра 17 в. часто бывает перегруженной множеством фигур и деталей. В ее цветовой гамме доминируют красный, зеленый, желтый цвета. Золото используется в роскошных рукописях. Наполнение миниатюр бытовыми деталями (изображением одежды, орудий труда) облегчает их датировку путем установления соответствия изображаемых на них предметов с предметами, употребляемыми в быту в момент написания миниатюр. Одновременно миниатюры являются ценным историческим источником, позволяющим уточнить представление об оружии, архитектуре, бытовых предметах того или иного периода. Возможность опознания на некоторых миниатюрах архитектурных построек, а также элементов географической среды расширяет информацию о месте написания книг, а также об их писцах и художниках.

Вязь В 16 – 17 вв. продолжается распространение вязи, которая в 17 в. используется даже в документах делового характера: писцовых, переписных книгах. В 15 – 16 вв. в связи с созданием местных "школ" вязи в ряде городов (Новгороде, Пскове, Москве) наблюдается ее стилевое разнообразие, которое служит показателем места написания источника. Вязь получила распространение и в т. н. книжных знаках – экслибрисах, показывающих имя владельца книг. Наиболее ранние находки экслибрисов относятся к концу 15 – началу 16 вв. Они обнаружены в знаменитой библиотеке Соловецкого монастыря. Основателем книжного знака там стал игумен Досифей. Он нашел остроумный вид экслибриса: из первой буквы слова, обозначающей его звание "священноинок", он сделал круг – "оправу", куда вязью вписал свое звание и имя в родительном падеже: "Священноинока Досифея". Наблюдения за книжными знаками могут оказать помощь в определении места написания книги, установлении ее заказчика или владельца, а также и возможного автора. Датирующий показатель вязи в 16 в. составил 4 и 8. В 17 в. датирующий показатель вязи вырос до 10 и 12. Буквы вязи стали высокими, вязь читается с трудом.

Тайнопись Использование тайнописи в условиях единого Русского государства диктовалась нуждами зашифровки документов, носящих политический и дипломатический характер. В 16 – 17 вв. происходило совершенствование и дальнейшее развитие ранее существовавших систем тайнописи: системы "чуждых письмен", системы замены знаков кирилловского алфавита, "литореи", а также счетной (цифровой) системы. Рядом с "простой литореей" в 16 – 17 вв. получила распространение "литорея мудрая". В этой системе при сохранении алфавитного порядка согласных букв верхнего ярда (как и в "простой литорее") согласные нижнего ряда ставились не в алфавитной, а в условно принятой шифровальщиком последовательности. Иногда замене подлежали и гласные буквы. Видом тайнописи стал акростих, т. е. стихотворение, начальные буквы каждой строки скрывали зашифрованные надписи. Своеобразной тайнописью 17 в. становится вязь, высокие показатели которой делают ее практически трудночитаемой. В источниках 17 в. можно встретить тайнопись с нарочито усложненным шифром, ключ к которому можно подобрать, используя не одну, а несколько систем тайнописи. Примером может служить тайнопись князей Барятинских.

Чернила Чернила имели оттенки от темно-коричневого до светло-бурого. Чернила черного цвета (с примесью сажи) придавали документам неряшливый вид и в практике встречались реже. От 17 в. сохранилось много рецептов приготовления чернил. В основе этих рецептов лежала реакция между железистыми и дубильными веществами. В 17 в. для убыстрения приготовления чернил вместо железных предметов (ломаных ржавых гвоздей, подков и т. д.) стали использовать медный купорос. Для просушки чернил пользовались чистым речным песком, которым присыпались написанные тексты.

Переплет Книги состояли из сшитых между собой тетрадей. Доски и переплет книг обтягивались кожей, бархатом, атласом и камкой (дешевым видом ткани, привозимой с Востока, преимущественно из Китая, с конца 17 в.). С конца 17 в. стали употреблять и более дешевый бумажный переплет. В 17 в. кожаный переплет стал украшаться золотым тиснением. В 16 – 17 вв. корешок книг имел поперечные выпуклые валики, внутри которых прятались нитяные узлы переплета. Срез листов книг раскрашивался красками или золотился. До середины 17 в. обрез рукописных книг совпадал с досками переплета, затем в целях сохранения краев страниц переплет стал выдвигаться над обрезом. Роскошные книги имели позолоченные оклады, украшенные драгоценными камнями и жемчугом. Переплеты делопроизводственных книг были проще. Они делались из досок, обтягивались грубым холстом или кожей. Иногда в 17 в. приказные книги вкладывались в сумки-футляры. Внешне сумка напоминала портфель. Сумку связывали посредством тесемки или ремешка-завязки.

Формат рукописей Листы бумаги не имели стандартных размеров. Их величина зависела от размеров форм – противней, в которые выливалась бумажная масса. Поэтому в источниках формат рукописей не выражался в каких-либо конкретных единицах измерения, а определялся в зависимости от того, сколько раз целый лист бумаги перегибался и разрезался перед употреблением. Термину "дестный лист", или лист "в десть", соответствовал целый лист бумаги, перегнутый пополам и переплетенный в месте сгиба. При формате "в полдесть" лист дважды перегибался и один раз разрезался на две части и т. д. Формат рукописей можно определить по расположению филиграни. Поскольку филигрань находилась в правой стороне целого листа, при перегибе листа пополам она оказывалась посредине одной из его половинок. Такое положение филиграни свидетельствует о том, что рукопись написана в формат "десть". При вторичном перегибе листа и его разрезе на четыре части два половинки части филиграни оказывались у корешка книги и показывали на формат "в полдесть", или в четверку. Для рукописей, имеющих формат "в восьмушку", листы разрезались на восемь частей. Четверть водяного знака находилась у корешка книги, вверху или внизу страницы.

Формат книги определялся ее назначением. Книги, предназначавшиеся для чтения в полутемной церкви, писались на листах "в десть". Размер в восьмую долю листа мог применяться для т. н. "путных" рукописей, предназначенных для чтения в дороге. По числу листов книги также были разными – от нескольких десятков до тысячи. В приказном делопроизводстве в центре и на местах были распространены две формы фиксации документов – книга и столбец. Система записи документов в книге отвечала потребностям в постоянных справках. В делопроизводстве известны книги: писцовые, переписные, дозорные, таможенные. Делопроизводственные книги светского и духовного содержания, имели поля, нумерацию страниц. Их формат соответствовал перегибу и разрезу листов бумаги. Для формата., называемого столбцом, бумагу нарезали полосами, ширина которых была намного меньше их длины. На столбцах писались документы т. н. "столбцового" делопроизводства: грамоты, указы, отписки, памяти, наказы, росписи, расспросные и пыточные речи. По мере заполнения бумажные полосы склеивались между собой, образуя длинные свитки. Место склейки полос называлось "сставом". Столбцовое и книжное приказное делопроизводство имеет ряд особенностей, на которые следует обратить внимание. Например, на оборотной стороне столбцов имелись "пометы" – дополнительные записи, содержащие сведения об адресе лиц и учреждений, которым предназначался документ, имя человека, доставившего этот документ, дату его отправки и получения. Особенно важны пометы на документах, рассматриваемых Боярской думой или самим царем, содержащих информацию о вершении дел.

Для предохранения документов от хищения и подлогов на них ставились "скрепы" (подписи) дьяков или подьячих "с приписью", т. е. подьячих, имеющих право подписи документов. Подпись разбивалась на слоги. В столбцах она ставилась в месте "сстава", на оборотной стороне листов с таким расчетом, чтобы верхняя и нижняя части каждого слога подписи были на обоих склеенных листах. В делопроизводственных книгах подпись дьяка или же подьячего "с приписью", разбитая на слоги, помещалась на поле лицевой стороны каждого листа. Незаполненные листы книг отмечались словами "лист порозжей", т. е. пустой, и также имели дьячью подпись. Наблюдения за "сставами", "скрепами", "пометами" документов чрезвычайно важны для выводов о месте, времени, авторстве. Наличие подписи дьяка на обороте или на полях, а также подписей свидетелей, упомянутых в тексте, разные почерки свидетелей говорят о подлинности документов.

Вопрос 10. Внешние признаки рукописных источников 18 – 19 вв.

Материал для письма В 18 – 19 вв. материалом для письма булла бумага. В начале 18 в. употреблялась преимущественно иностранная бумага. С организацией и развитием в первой четверти 18 в. отечественного бумажного производства потребность в писчем материале все больше встала удовлетворяться за его счет. При этом не исключалась возможность использования и импортной бумаги. В 18 в. это была преимущественно французская и голландская бумага. Среди филиграней голландской бумаги наиболее распространенными были "герб Амстердама", "шут", знак "pro Patria" ("за Родину"), изображающий аллегорическую сценку. Филиграни бумаги отечественно производства часто имели изображения гербов: государственного герба Российской империи в виде двуглавого орла, гербов городов, в которых находились бумажные фабрики. Отличительной чертой русских филиграней 18 – 19 вв. от западных является более частое указание на русских филигранях года отлива бумаги.

Датирующим признаком бумаги стало гербовое клеймо, которое появилось после издания в 1699 г. указа об обязательном написании актов на гербовой бумаге. Клеймо в виде российского герба ставилось в правом верхнем углу листа бумаги. Оно отличалось размером: меньшее, среднее, большое. В соответствии с величиной клейма бумага различалась по стоимости. В основе датировки бумаги с гербовым клеймом лежит принцип соответствия разных форм клейма определенному отрезку времени. Причем показателем датировки являются две крайние даты, связанные с появлением и заменой клейма. Дополнительным датирующим признаком бумаги с клеймом может быть водяной знак. С 1723 г. гербовую бумагу стали делать с филигранью, изображавшей государственный герб. Усложнение этой филиграни добавлением в 60-х гг. указания года изготовления бумаги, а с 70-х гг. стоимости бумаги оказывает помощь в уточнении (сужении) датировки клейменой бумаги в данный период. Гербовой бумагой широко пользовались и в 19 в.

Датировать бумагу помогает и фабричный знак слепого тиснения – штемпель. Самый ранний штемпель на бумаге отечественного производства С. А Клепиков относит к 1828 г. Значение штемпеля как способа датировки бумаги особенно увеличивается в 1840 – 80 гг., когда из-за стремления фабрикантов удешевить производство бумаги филиграни стали встречаться реже. Поскольку штемпель был средством товарной маркировки бумажного производства, в нем указывались название фирмы и стоимость бумаги. Изменение имени владельца предприятия приводило к изменению информативного содержания штемпеля. Основываясь на этом, можно датировать штемпель, а вместе с ним и бумагу. Датировка штемпеля будет более точной, если она сопоставляется с датировкой филиграни. Штемпель и филиграни удерживались на почтовой и писчей бумаге вплоть до первой четверти 20 в.

С конца 18 в. бумагу стали подкрашивать преимущественно в синие тона. Плотные сорта синеватой бумаги датируются концом 18 – началом 19 вв. Бумага более густого синего цвета характерна для второй четверти 19 века. С введения во втором десятилетии машинного способа производства бумага стала более гладкой, плотной, могла иметь штампованные водяные знаки и машинный обрез. Во второй половине 19 в. Россия приступила к производству бумаги из тряпья с примесью механической древесной массы и целлюлозы. Бумага, изготовленная из чистого льняного тряпья, имела высокую прочность, плотность, эластичность, хорошую звучность. Применение хлопчатобумажного тряпья делало бумагу рыхлой и поэтому малозвучной. Включение в состав бумажной массы примеси целлюлозы улучшало внешний вид бумаги, но снижало ее прочность. Механическая древесная масса ускоряла пожелтение бумаги, увеличивала ее шероховатость и ломкость.

Графика письма Графика скорописи 18 в. испытала на себе влияние нескольких факторов. Главнейшим из них было введение гражданского шрифта. До 1708 г. книги печатались церковнославянским шрифтом, изобретенным еще в 16 в. первопечатником Иваном Федоровым. В основе этого шрифта лежал рукописный полуустав с замысловатым начерком букв, с написанными под титлом сокращенными словами, с буквами греческого алфавита типа "кси", "пси", "ижица". Гражданский шрифт был более простым. Некоторые буквы – дубли, обозначавшие цифры, были из него выброшены. Форма литер (букв) гражданского алфавита была упрощена. Существует мнение, что первооснову гражданского шрифта составило скорописное письмо начала 18 в., переработанное на основе латинской антиквы – шрифта.

Развитие скорописи 18 в. традиционно принято делить на два этапа: скоропись первой половины 18 в., которая характеризовалась многообразием начерков, и скоропись второй половины 18 в., отличающаяся стандартизацией графики. Однако скоропись первой четверти 18 в. значительно отличается от скорописи не только конца столетия, но и второй четверти 18 в. Основываясь на этих наблюдениях, А. Т. Николаева предложила выделить в развитии скорописи 18 в. три этапа: скоропись первой четверти, скоропись второй четверти, скоропись второй половины 18 в.

Скоропись первой четверти 18 в. характеризовалась сочетанием ярко выраженных рукописных традиций 17 в. с элементами графики 18 в. Традиции предшествующего периода, более заметные в провинциальных учреждениях, сказались в использовании старых орфографических приемов, начерках отдельных букв, в манере написания взметов и выносных букв, в беспорядочном использовании заглавных букв и знаков препинания. Скоропись второй четверти 18 в. обнаруживала уже меньшее влияние традиций 17 в. Она характеризовалась уменьшением размашистости начерков, сокращением разновидностей выносных букв, из числа которых в первую очередь стали исчезать "б", "к", "л", "р". Во второй четверти 18 в. продолжала развиваться тенденция к уменьшению вариантных особенностей букв и к упрощению их начерков. Частым стало использование лигатур, в основе написания которых лежала более упрощенная графика двух рядом стоящих букв. Для второй половины 18 в. характерны упрощение графики, стандартизация и приближение к современному написанию подавляющего большинства строчных букв: а, б, д, е, з, к, л, м, р, т, у, ф, х, ы, ъ, ю, я.

Резко сократилось число выносных букв. Их начертания упростились и приблизились к начертанию строчных букв. В конце 18 в. выносные буквы почти вышли из употребления. Разнообразятся варианты скорописных лигатур. Письмо развивается в сторону связного написания букв в слове. Слова в строке пишутся раздельно. Из знаков препинания использовались точка, запятая, двоеточие. Правильность их расстановки зависела от образованности писца.

К концу 18 – началу 19 вв. в скорописи вырабатываются два типа письма: более замедленное, квадратное – академическое письмо и ускоренное, округлое – канцелярское (двунажимность и небольшой наклон). В конце 18 – 19 вв. в круглом канцелярском письме выделились три почерковые особенности, получившие в обиходе свои названия: 1) "немецкий" почерк, характеризовавшийся прямотой, остроконечностью и элементами готической декоративности букв; 2) "английский" почерк, отличающийся ровным, круглым, связным написанием всех букв в слове; 3) "французский" почерк, одной из разновидностей которого был "ронд" – круглый почерк. Его своеобразие выработалось в процессе использования пера "рондо", имеющего закругленный конец.

Анализ почерка требует проведения наблюдения над: 1) степенью автоматизма письма, т. е. над его выработанностью; 2) графикой каждой буквы, манерой написания лигатур, переноса слов; 3) степенью сжатости и размахом написания букв, их высотой и шириной; 4) углом наклона букв, нажимом пера.

Украшения рукописей Распространившийся со второй половины 17 в. орнамент "московское барокко" удерживался в рукописях и в 18 в. На его базе складывается т. н. "поморский стиль", который находит широкое применение в 18 – 19 вв. в книгописании старообрядцев Русского Севера. Этот стиль характеризовался рельефным изображением трав и цветов, даваемых на золотом фоне. В середине 18 в. в рукописях светского характера (например, в модных в высшем свете альбомах стихов), некоторых памятниках церковного характера распространился орнамент
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта