ТЕМА 4.Ооржак Уран-Сай,ЗР300 2курс. Проблемы антропосоциогенеза. Периодизация его основных этапов
Скачать 49.53 Kb.
|
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» Исторический факультет Реферат по Этнологии и социальной антропологии на тему: «Проблемы антропосоциогенеза.Периодизация его основных этапов.» Выполнила студентка Ооржак Уран-Сай Георгиевна Курс 2 группа ЗРЗОО Проверила: Елена Айыжы В. Дата сдачи на проверку «13»декабря 2021 г. Оценка _____________________________ Подпись преподавателя________________ Кызыл 2021 г. Содержание Введение 3 Проблема антропосоциогенеза 35 Происхождение сознания 37 Современное состояние проблемы антропосоциогенеза 44 Выводы 47 Литература 48 ВведениеАнтропосоциогенез – это процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности, часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens. Фундаментальным отличием стада животных от человеческого общества является наличие в человеческом обществе формируемых сознанием людей социальных законов. В 19 веке после создания Чарльзом Дарвином эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Сторонники этой теории, что именно труд создает человека. В ходе трудовой деятельности рука становится весьма более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается полное сплочение людей, возникает потребность что-то сказать друг другу. Но почему наши предки начали трудиться? В популярной литературе можно встретить ответ: чтобы поддержать свое существование, люди должны есть, защищаться и т.д. Однако в природе животные не производят, не испытывают такой потребности но способные поддерживать свое существование. Даже если животные осуществляют орудийную деятельность – это не способствует преодолению ими животных границ мира. Антропосоциогенез – это процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности, часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens. Фундаментальным отличием стада животных от человеческого общества является наличие в человеческом обществе формируемых сознанием людей социальных законов. В 19 веке после создания Чарльзом Дарвином эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Сторонники этой теории, что именно труд создает человека. В ходе трудовой деятельности рука становится весьма более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается полное сплочение людей, возникает потребность что-то сказать друг другу. Но почему наши предки начали трудиться? В популярной литературе можно встретить ответ: чтобы поддержать свое существование, люди должны есть, защищаться и т.д. Однако в природе животные не производят, не испытывают такой потребности но способные поддерживать свое существование. Даже если животные осуществляют орудийную деятельность – это не способствует преодолению ими животных границ мира. Антропосоциогенез – это процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности, часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens. Фундаментальным отличием стада животных от человеческого общества является наличие в человеческом обществе формируемых сознанием людей социальных законов. В 19 веке после создания Чарльзом Дарвином эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Сторонники этой теории, что именно труд создает человека. В ходе трудовой деятельности рука становится весьма более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается полное сплочение людей, возникает потребность что-то сказать друг другу. Но почему наши предки начали трудиться? В популярной литературе можно встретить ответ: чтобы поддержать свое существование, люди должны есть, защищаться и т.д. Однако в природе животные не производят, не испытывают такой потребности но способные поддерживать свое существование. Даже если животные осуществляют орудийную деятельность – это не способствует преодолению ими животных границ мира. Антропосоциогенез – это процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности, часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens. Фундаментальным отличием стада животных от человеческого общества является наличие в человеческом обществе формируемых сознанием людей социальных законов. В 19 веке после создания Чарльзом Дарвином эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Сторонники этой теории, что именно труд создает человека. В ходе трудовой деятельности рука становится весьма более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается полное сплочение людей, возникает потребность что-то сказать друг другу. Но почему наши предки начали трудиться? В популярной литературе можно встретить ответ: чтобы поддержать свое существование, люди должны есть, защищаться и т.д. Однако в природе животные не производят, не испытывают такой потребности но способные поддерживать свое существование. Даже если животные осуществляют орудийную деятельность – это не способствует преодолению ими животных границ мира Антропосоциогенез – это процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности, часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens. Фундаментальным отличием стада животных от человеческого общества является наличие в человеческом обществе формируемых сознанием людей социальных законов. В 19 веке после создания Чарльзом Дарвином эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Сторонники этой теории, что именно труд создает человека. В ходе трудовой деятельности рука становится весьма более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается полное сплочение людей, возникает потребность что-то сказать друг другу. Но почему наши предки начали трудиться? В популярной литературе можно встретить ответ: чтобы поддержать свое существование, люди должны есть, защищаться и т.д. Однако в природе животные не производят, не испытывают такой потребности но способные поддерживать свое существование. Даже если животные осуществляют орудийную деятельность – это не способствует преодолению ими животных границ мира. Антропосоциогенез – это процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности, часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens. Фундаментальным отличием стада животных от человеческого общества является наличие в человеческом обществе формируемых сознанием людей социальных законов. В 19 веке после создания Чарльзом Дарвином эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Сторонники этой теории, что именно труд создает человека. В ходе трудовой деятельности рука становится весьма более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается полное сплочение людей, возникает потребность что-то сказать друг другу. Но почему наши предки начали трудиться? В популярной литературе можно встретить ответ: чтобы поддержать свое существование, люди должны есть, защищаться и т.д. Однако в природе животные не производят, не испытывают такой потребности но способные поддерживать свое существование. Даже если животные осуществляют орудийную деятельность – это не способствует преодолению ими животных границ мира. Проблема антропосоциогенезаДо сих пор доподлинно неизвестна вся предыстория человечества, каждый день ученые сталкиваются с новыми загадками и тайнами прошлого. О вопросах происхождения человека неустанно спорят антропологи и философы. Причем их мнения и позиции нередко противоречат друг другу. Антропологи заняты поиском "недостающего" звена в эволюции, которое помогло обезьяноподобному предку развиться до современного человека. Философы же заинтересованы в более глубоком вопросе - процессе становления человека и появления общества. В ходе исследований стало совершенно ясно, что животные стали людьми не в процессе какого-то одного существенного события. Это был довольно длительный, постепенный переход от одного физического и социального состояния к другому, современному. Ученые, рассматривая проблему антропосоциогенеза, сошлись во мнении, что этот процесс происходил на протяжении 3 или 4 миллионов лет. То есть значительно дольше, чем вся известная нам на сегодня история эволюции человечества. Антропосоциогенез носит комплексный характер, так как не могло существовать четкой очередности при возникновении труда, общества, языка, сознания и мышления. Именно совокупность этих процессов и помогла становлению человека. Больше всего последователей у теории труда, которая указывает на то, что определяющим фактором в развитии человека был труд, а благодаря ему уже начали развиваться и другие базовые социальные и физиологические навыки. Философские проблемы антропосоциогенеза заключаются в том, что и труд не мог возникнуть без определенного социального взаимодействия между древними людьми. И они должны были уже иметь какие-то полезные навыки, отсутствующие у животных, чтобы намеренно создать орудия труда и воспользоваться ими. Проблема антропосоциогенеза, факторы и принципы развития антропосоциогенеза указывают на то, что одним из важнейших факторов нужно считать появление членораздельной речи и, как следствие, языка, пригодного для общения. Установлено, что в процессе разговора люди достигают максимального единения и взаимопонимания. Вся предметная среда вокруг человека обозначается посредством языкового описания, обретает так называемый знаковый смысл. Только при помощи языка возможно синхронизировать и конкретизировать окружающий мир. Из этого можно сделать вывод, что деятельность с изготовлением и использованием каких-либо орудий труда могла возникнуть никак не раньше появления разговорной речи. Исходя из этого, можно кратко проблему антропосоциогенеза разделить на три посыла: трудовая деятельность (возникновение орудий труда), язык (возникновение и развитие речи), социальная жизнь (объединение людей и установление основных межличностных отношения и запретов). Эти главные посылы антропосоциогенеза выделил Деметрий Фалерский, древнегреческий философ. Происхождение сознания Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто не зависящее от объективного мира и созидающее его. Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нем первооснову всего сущего. Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание индивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы - как совокупность представлений отдельного человека. Материализм понимает сознание как отражение действительности и связывает его с механизмами высшей нервной деятельности. Воззрения домарксовских материалистов были ограниченными: они истолковывали человека как природное, биологическое существо, игнорировали его общественную природу, практическую деятельность, превращали сознание в пассивное созерцание мира (Созерцательность). Специфические особенности марксистского понимания сознания заключаются в следующем: 1) Сознание общественно по своей природе. Оно возникает, функционирует и развивается как компонент практической деятельности общественного человека. 2) Человек мыслит с помощью мозга. Деятельность высокоорганизованной нервной системы мозга является условием возникновения и развития человеческого сознания. 3) Сознание предметно, т.е. направлено на бытие. Познать, освоить предмет, раскрыть его сущность - в этом заключается смысл сознания. 4) Сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человеком своей психической деятельности (Самосознание). 5) Вместе с тем сознание не сводимо ни к мышлению, ни к актам самосознания, а охватывает как абстрагирующую деятельность мышления, так и продуктивное воображение. Кроме того, сознание включает в себя интуицию и человеческие эмоции, волю, совесть и т.д. Итак, сознание есть совокупность, средоточие психических функций человека. 6) Сознание тесно связано с языком. В нем оно находит свое материальное воплощение. Материализуясь в языке, продукты деятельности сознания могут быть переданы последующим поколениям. Язык есть лишь одна из форм материализации сознания, оно воплощается и в предметах культуры - продуктах труда, произведениях искусства и пр. 7) Наряду с теоретическим отражением действительности сознание включает в себя ценностные установки личности, её социальные ориентации и пр. 8) Существуют различия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием, выражающем интересы классов, групп, общества в целом. Формы общественного сознания - наука, искусство, мораль и т.д. - несводимы к индивидуальному сознанию. 9) Функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через отображение способствовать преобразованию реального мира. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточености внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Св-ва сознания: -универсальность - могут быть отражены любые явления; -избирательность; -объктивность - отражает так, как надо; -целеполагание-прежде мыслить, чем думать; -активность; -творчество. В широком смысле понятие бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин "бессознательное" используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели, последствия которого не осознаются. Громадная роль в теории бессознания принадлежит Зигмунду Ф. В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое "может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам" Фрейд, подобно своим великим предшественникам Лейбницу и Канту, строит свою систему анализа - психоанализ в целом - на одном только отрицательном понятии, понятии бессознательного, понимая таковое как психика минус сознание. Само бессознательное Фрейд также подвергает аналитическому расчленению. Здесь Фрейд высказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного. Это - во-первых, скрытое, "латентное" бессознательное, т.е. то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем "всплыть" в сознании; во-вторых, это вытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила. Первый вид бессознательного в дальнейших работах Фрейд называет предсознательным (ПСЗ), а второй - собственно бессознательным Выделяют 5 основных стадий антропогенеза: Стадия проантропа или австралопитековых форм человеческих предков. Это были общие предки антропоморфных обезьян и гоминид. Они обитали на Земле примерно с 5 до 1 млн. лет назад. Стадия умелого человека. Для этих предков был характерен древесный образ жизни. Кроме того, они пользовались, хоть и неосознанно, определенными орудиями труда и прочими предметами. Также они отличались стадным образом жизни. Время их существования — приблизительно 15 млн. лет назад. Стадия архантропов или питекантропов (человек прямоходящий). Отличительная характеристика этих предков заключалась в том, что они могли производить и использовать огонь, а также орудия труда из гальки. А еще эти предки были прямоходящими, активно охотились, защищались от врагов и предпочитали стадный образ жизни. Стадия палеоантропа или неандертальца. У них уже можно обнаружить черты современных людей и архантропов. Для этих предков было характерно изготовление усовершенствованных орудий труда. Кроме того, на этой стадии предки имели определенные речевые задатки. Временные рамки стадии — 300-40 тысяч лет. Стадия неоантропа или человека разумного. На этой стадии возникает социальный образ жизни. Отличительная характеристика предков — одомашнивание животных и культивирование растений, а также освоение и преобразование окружающей среды. Содержательная характеристика антропогенеза Остановимся на этапах антропогенеза человека подробнее. Австралопитеки представляли собой высокоразвитых двуногих приматов, орудиями труда которых были предметы естественного происхождения. Головной мозг в объемах достигал 500 см3. Австралопитеки употребляли растительную и животную пищу. Прямоходящего человека отличало наличие зубов, челюсти и довольно объемных надбровных дуг. Их орудия труда были хорошо выделаны. Также они использовали огонь, принимали социальные и технические решения — именно это по мнению многих исследователей помогало им выживать зимой. Австралопитеки представляли собой высокоразвитых двуногих приматов, орудиями труда которых были предметы естественного происхождения. Головной мозг в объемах достигал 500 см3. Австралопитеки употребляли растительную и животную пищу. Прямоходящего человека отличало наличие зубов, челюсти и довольно объемных надбровных дуг. Их орудия труда были хорошо выделаны. Также они использовали огонь, принимали социальные и технические решения — именно это по мнению многих исследователей помогало им выживать зимой. Если говорить об объеме черепной коробки питекантропа, то он достигал 900 см3. Позже на смену питекантропу пришел синантроп. Их орудия труда уже были из камня. Эта группа предков, среди прочих, включает гейдельбергского человека. Что касается человека умелого, то в этом случае нельзя говорить об узкой специализации строения. Из отличительных особенностей — наличие зубов человеческого типа и уплощенных фалангов пальцев, умение ловить животных и бросать камни. Кроме того, для человека умелого не составляло труда выделывать галечные орудия труда и каменные приспособления для быта. На основании найденных ископаемых можно сделать вывод о том, что орудия труда этих предков были достаточно совершенны. Строение руки — отличительный эволюционный признак человека умелого. Можно отметить прогрессивное развитие большого пальца (в сравнении с указательным). Это позволило человеку умелому разнообразить и расширить сферу своей трудовой деятельности. При этом достоверное неизвестно, способен ли был этот предок управлять сильно развитой рукой. Строение челюсти указывает на то, что у неандертальцев были зачатки речи. Также они создавали различные каменные орудия труда, такие как скребла, ручные рубила. А еще использовали огонь для различных целей и носили грубую одежду. На смену неандертальцам пришли кроманьонцы или современные люди, у которых практически полностью отсутствовали обезьяньи черты. Также для них было характерно: своеобразный выступ подбородка, по которому можно судить о способности выдавать членораздельную речь; создание разнообразных орудий труда из подручных материалов (камней, костей и рогов); сплоченный коллектив, взаимоподдержка; высокий уровень мышления. Что касается мест стоянки неандертальцев, то это была как открытая местность, так и различные пещеры, гроты. Это жилье вполне можно назвать долговременным. Также были найдены очаги и охотничьи привалы. Есть и такие находки жилищ, где видно, что неандертальцы сооружали для стоянок под открытым небом укрытия над головой из жердей, поверх которых клали шкуры животных. Кроманьонцы — это последний этап на пути формирования человека современного типа. Основные стадии антропогенеза сопровождались влиянием различных групп движущих сил эволюции: происходило формирование и улучшение общественных законов; осуществлялось развитие речевого аппарата и абстрактного мышления. Помимо этого, были и другие биологические факторы, влияющие на идентификацию антропосоциогенеза: мутации; наследственная изменчивость; борьба за существование; естественный отбор. Достаточно долго у человека формировалось умение ходить прямо. Это позволило нашим предкам освободить руки, благодаря чему они получили возможность активно их использоваться в труде. К слову, труд непосредственно повлиял на возможности речевого развития древнего человека. Замечание 4 Современные представления об эволюции сходятся во мнении, что на человека в его развитии большое влияние оказали социальные факторы: труд, коммуникация, социальные взаимоотношения. Стадии антропогенеза непосредственно связаны с изменениями взаимоотношений природы и человека. Первоначально эти два мира были едины. После стали появляться охотники, собиратели, земледельцы и скотоводы. Им на смену пришло сначала индустриальное общество, а затем — постиндустриальное. Большинство ученых сходятся во мнении, что происхождение человека не связано с современными человекообразными обезьянами с узкой специализацией (имеется в виду приспособленность к конкретному образу жизни в тропиках). Скорее, оно связано с древними дриопитеками, которые вымерли несколько миллионов лет назад. Современное состояние проблемы антропосоциогенезаПервыми существами, о которых достоверно известно, что они передвигались на задних конечностях, являются австралопитеки (от лат. australis – южный и греч. pithēkos – обезьяна), жившие в раннем плейстоцене, т.е. около 2-х и более млн. лет назад, и представляющие собой следующую после рамапитеков ступень в эволюции гоминид. Как пишет Дж.Д. Кларк: «Было высказано предположение, что предок человека, живший в позднем миоцене – плиоцене (т.е. порядка 4 – 10 млн. лет назад. – И.Х.) (рамапитек), мог уже спуститься с дерева и передвигаться при помощи опоры на руки. В настоящее время накоплен большой археологический и палеоантропологический материал, характеризующий морфологическую структуру и образ жизни австралопитеков. Останки австралопитеков и следы их деятельности были обнаружены в 30-е годы в результате исследований известковых пещер в Южной Африке (отсюда название австралопитеков – «южные обезьяны»). Позднее стоянки австралопитеков были найдены и в Восточной Африке. Первооткрывателями австралопитеков, внесшими большой вклад в их изучение, явились Раймон Дарт и Луис Лики. Благодаря неутомимой деятельности этих исследователей, отмечает Дж.Кларк, «мы обладаем столь значительным материалом; собственно говоря, никакой другой ископаемый гоминид не изучен так хорошо, как австралопитеки». Согласно современным представлениям, уже для живших порядка 2 – 3,5 млн. лет тому назад австралопитеков африканских была характерна не только достаточно развитая орудийная деятельность, но и определенное, пусть пока еще и не систематическое, приспособление естественных природных предметов (например, костей) к использованию в качестве орудий. Здесь остро встал вопрос о том, какую роль в возникновении сознания играет становление человеческого общества, поскольку стало достаточно очевидным, что изготовление орудий само по себе еще не ведет к возникновению сознания: изготовление орудий может протекать как инстинктивная жизнедеятельность животных. Поэтому особую актуальность приобрело формирование единой теории антропосоциогенеза, способной раскрыть механизмы формирования индивидуального сознания и структурной организации человеческого общества. Попытку создать такую теорию предпринял Ю.И. Семенов (см.: /Семенов Ю.И., 1966/). Автор собрал и проанализировал огромный фактический материал, накопленный в палеоантропологии, этнографии, зоопсихологии, истории и других гуманитарных науках, и рассмотрел разные аспекты формирования человеческого общества и становления человеческого сознания. Теория Ю.И. Семенова – это, несомненно, важный рубеж в истории разработки теории происхождения человека и человеческого общества и дает, по крайней мере, в первом приближении ответы на многие вопросы антропосоциогенеза. Мы не будем детально анализировать теорию антропосоциогенеза Ю.И. Семенова. Нас интересует ключевая гипотеза Ю.И. Семенова, интегрирующая процессы антропогенеза и социогенеза в единый процесс антропосоциогенеза, согласно которой на определенном этапе развития наших животных предков серьезным тормозом на пути дальнейшего прогресса стала господствовавшая в их сообществах система доминирования наиболее сильных и агрессивных особей и возникла необходимость ликвидации такой системы, что 20 потребовало возникновения у наших предков индивидуального сознания. Такой вывод о необходимости упразднения системы доминирования основан на представлении, что система доминирования (лидерства) в сообществах животных предков человека, уже изготовлявших и использовавших каменные орудия, опиралась на грубую физическую силу и агрессивность доминирующих особей, причем зоологический индивидуализм доминирующих животных вел к тому, что они безраздельно захватывали самок и добытое на охоте мясо и таким образом имели преимущества перед остальными членами сообщества в продолжении рода и удовлетворении потребностей в пище. В результате способные производить орудия интеллектуально более развитые особи, не отличавшиеся, как правило, силой и агрессивностью, оказывались в худших условиях, что вело к деградации сообщества. Обуздать зоологический индивидуализм сильных и агрессивных доминирующих особей сообщество могло, согласно Ю.И. Семенову, только совместными усилиями, а для этого оно должно было осознать пагубность создавшейся ситуации, понять необходимость установления коллективной собственности на мясо, совместными волевыми действиями ликвидировать власть доминирующих особей и, по-видимому, установить демократические формы организации сообщества, ибо ведущее достаточно сложный образ жизни и вынужденное охотиться на крупных и опасных животных сообщество не может существовать без организации управления. Такая реорганизация сообщества животных предков человека, считает Ю.И. Семенов, не могла бы произойти, если бы члены сообщества не обладали логическим мышлением, а следовательно, 21 языком, членораздельной речью и свободой воли. Опираясь на данные археологии, палеоантропологии и других наук, Ю.И. Семенов полагает, что переход от хабилисов, еще не обладавших сознанием, к эоархантропам – первым людям, уже наделенным языком, логическим мышлением, свободой воли и в целом сознанием, произошел порядка 1,7 – 1 млн. лет тому назад. ВыводыВ истории формирования Человека и человеческого общества имелся весьма длительный период становления сознания, представлявший собой единый процесс антропосоциогенеза, в котором биогенетический аспект сводился в основном к формированию человеческого мозга и к закреплению в его структурах и процессах социально детерминированных программ поведения и жизнедеятельности. Изначально «сознательная» жизнедеятельность формировалась на уровне сообщества не имевших индивидуального сознания животных предков человека и лишь значительно позже, не у всех сразу и не с одинаковой быстротой начало формироваться индивидуальное сознание. Такое представление об очередности формирования «осознанного» поведения сообщества и индивидуального сознания в ходе антропосоциогенеза требует серьезного пересмотра традиционного подхода к решению проблемы возникновения сознания. Высокий уровень интеграции индивидов в сообществе и развитие на основе рефлекторно-инстинктивых механизмов поведения и деятельности регулирующей эту деятельность надиндивидуальной информационной системы является, на наш взгляд, необходимой ступенью на пути к возникновению сознания и осознанного образа жизни. Индивидуальное сознание впервые возникает у лидеров сообществ первобытных предков человека, способных подчинить своей воле членов племени и организовать их на выполнение совместной деятельности. В период формирования сознания существовало развитое информационно насыщенное языковое общение между индивидами и взаимное понимание ими друг друга, которые предполагали наличие в надиндивидуальной, еще не контролируемой сознанием индивида информационной системе единой информационной модели окружающей действительности. Важным критерием возникновения полноценного человеческого общества является способность его членов осознавать в значительных интервалах времени события прошедшего, настоящего и будущего времени, понимать взаимосвязи этих событий и осознанно учитывать их при организации жизнедеятельности общества.В становлении человеческого сознания, как при онтогенетическом развитии индивида, так и при филогенетическом формировании Человека и человечества, можно выделить два основных этапа. На первом этапе возникает осознанное пространственно-образное восприятие окружающей среды и появляется субъективное пространство как атрибутивное свойство индивидуального сознания. Второй этап связан с возникновением у индивидов способности осознавать прошедшие, настоящие и будущие события, выявлять существующие между ними причинно-следственные связи и учитывать их в своей жизнедеятельности, что предполагает появление в сознании человека субъективного времени. ЛитератураАлексеев В.А., Першиц А.И. История первобытного общества. - М.: "Высшая школа", 1990.– 351 с. Алексеев В.П. Становление человечества. – М.: Политиздат, 1984. – 462 с. Арнхейм Р. Визуальное мышление. Главы 1, 2, 3, 7 // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент: (Сб. переводов). Часть I. - Душанбе, 1971, с. 9-36; Часть II. - Душанбе, 1972, с. 8-98. Бауэр Т. Психическое развитие младенца /Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1979. – 320 с. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974. - 446 с. Антропосоциогенез – это процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности, часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens. Фундаментальным отличием стада животных от человеческого общества является наличие в человеческом обществе формируемых сознанием людей социальных законов. В 19 веке после создания Чарльзом Дарвином эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Сторонники этой теории, что именно труд создает человека. В ходе трудовой деятельности рука становится весьма более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается полное сплочение людей, возникает потребность что-то сказать друг другу. Но почему наши предки начали трудиться? В популярной литературе можно встретить ответ: чтобы поддержать свое существование, люди должны есть, защищаться и т.д. Однако в природе животные не производят, не испытывают такой потребности но способные поддерживать свое существование. Даже если животные осуществляют орудийную деятельность – это не способствует преодолению ими животных границ мира. |