Пробелы бездуховности. Проблемы бездуховности и нравственной деградации в обществе
Скачать 35.24 Kb.
|
Министерство здравоохранения Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Читинский медицинский колледж» Сообщение Учебная дисциплина – Философия Тема: Проблемы бездуховности и нравственной деградации в обществе. Выполнил студент гр. ЛД-2022-02 Подгруппы02 Московская.М.Т Проверил преподаватель Философии Макарова А.В. Чита, 2022 г. Содержание Введение…………………………………………………………………………..1 Бездуховность…………………………………………………………………….2 Причины потери духовности…………………………………………………….3 Проблемы нравственной деградации в обществе………………………………4 Деградация нравственности в современном мире- История проблемы………7 Проблемы нравственной деградации в произведениях………………………..9 Начало нравственного кризиса………………………………………………….11 Современный мир………………………………………………………………..14 Возможные пути решения……………………………………………………….15 Заключение……………………………………………………………………….16 Список литературы………………………………………………………………17 Введение В последние десятилетия многие из нас с болью в душе отмечают – человечество деградирует. Деградирует системно – духовно, нравственно, физически, социально. Пышным цветом расцветает лженаука, мистика и оккультизм, потребительство и эгоизм, гейкультура и порнография, увеличивается количество алкоголиков и наркоманов, людей с психическими расстройствами и венерическими заболеваниями, растет число неформальных социальных объединений (готов, скинхэдов, эмо и т.д.) Не каждый из нас, в условиях современного цейтнота задумывается над этими проблемами и даже не каждый из нас полагает, что они есть симптомы нездоровья, вырождения человечества. Слепо веря в технический прогресс, многие рассматривают подобные явления и тенденции как отражение позитивной, в целом, динамики – возрастанием духовно-нравственной свободы человечества, развитием его индивидуальности К большому сожалению, нравственная деградация людей стала основной отличительной особенностью человечества XX века и начала XXI-го и занимает первое место среди 10-ти главных проблем жизни на Земле, так как она является одной из первопричин возникновения негативных последствий многих других жизненно важных проблем на нашей планете. Бездуховность Бездуховность - это настоящая беда современности. Она выражается в приземленности, безнравственности, меркантильности, низкой культуре. Зачастую в погоне за всевозможными материальными благами человек забывает о высших человеческих ценностях и идеалах. Именно за счет нахождения грамотного баланса между развитием духовного и материального мира люди самосовершенствуются, становятся цельными, высокоразвитыми личностями. Человеку для собственного прогресса нельзя погрязать в материализме в ущерб духовности. Справедливо и обратное: занимаясь своим духовным развитием, не стоит забывать о материальных, физических потребностях своего организма. В людях все взаимосвязано, поэтому саморазвитие должно быть всесторонним и максимально полным. Какие минусы таит в себе бездуховность? Без духовности человек становится черствым, циничным, неспособным к сочувствию и состраданию. Его собственные интересы становятся превыше всего на свете, таким образом, отсутствие духовного начала подкармливает человеческий эгоизм. Возрастает и агрессивность, жестокость личности. Ради личной выгоды бездуховные люди готовы пойти на многие тяжелые преступления, даже на убийство. Бездуховная личность совершенно не готова к жертвенности и подвигам. Потеря духовности - это потеря духа, души. Отказываясь от духовных ценностей, люди перестают глубоко чувствовать себя и окружающий мир. Они нередко утрачивают способности к созиданию, сотворению чего-то нового. Потребительство становится основной их прерогативой. Бездуховный человек не способен на истинную любовь, веру. Кроме того, ему практически невозможно отыскать свой путь в этом мире и ощущать счастье от каждого мгновения жизни. Именно поэтому отсутствие духовности зачастую приводит к болезням, депрессиям. Нередко и к самоубийствам. Вот почему любому человеку важно совершенствовать духовное начало внутри себя. Причины потери духовности В век, когда произошло появление и массовое распространение новых носителей информации, воздействовать на людей стало легче. Телевидение, радио, модные журналы и по большей части интернет формируют массовое сознание. Людям предоставляется определенный шаблон и сценарий их жизни. Диктуются представления о том, что нужно для того, чтобы быть счастливым и успешным: какая должна быть работа, одежду какой марки необходимо носить, какая внешняя атрибутика обязательна для успешного в обществе человека, сколько этажей должно быть в доме и хлопья какой марки нужно есть на завтрак. Проблемы нравственной деградации в обществе. Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность это также – определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Нравственные принципы не существуют в чистом виде, сами по себе, они всегда – результат истории, политических, хозяйственных и прочих отношений в обществе, и поэтому говорить о такой тонкой материи, как нравственность любой нации, достаточно сложно. Тем более что любой факт можно рассматривать двояко: все зависит от точки зрения. Современный мир, достигший невиданного ранее технического и информационного прогресса, столкнулся с кризисом нравственности. Но материальный прогресс не сопровождается соответствующим духовным развитием. Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, диктующие нормы жизни, упали в глазах людей. Так понятие добра и зла для них стало относительным. Соответственно падает уважение к традициям, к семейным ценностям, происходит деградация семьи как важнейшего социального института, что отрицательно отражается на демографических показателях. Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности – признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации. Раньше люди еще как-то отличали добро от зла. Сейчас же можно делать все, что заблагорассудится. Сейчас основной ценностью в нашем обществе, на наш взгляд, являются деньги, которые выполняют не просто чисто экономическую функцию посредника в обмене благ и ресурсов, но и функцию социальную. Деньги выступают в качестве социального знака, символа, определяющего социальный статус индивида и одновременно с этим главную цель его повседневной жизни. К сожалению, деньги – это тот «золотой телец», за которым «гонится» абсолютное большинство. Причина подобной ситуации заключается в том, что само общество ставит индивидам подобные условия социального функционирования. Ныне благополучие, психологическое состояние и здоровье современного человека зависят от уровня заработка. Ценности, пропагандирующиеся в современном мире, это возведение в культ своих прихотей, потакание им, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого как нечто нормального. Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы. Кризис нравственности в обществе проявляет себя так, как об этом писал уже упомянутый нами Э. Дюркгейм в теории социальной аномии. Нравственный кризис, духовный вакуум общества означает разрушение его основ, нарушение сплоченности членов социума, потерю жизненных ориентиров. Это, в свою очередь, ведет к кризису социальных институтов и всплеску девиантного поведения, насилия и преступлений. Так, в статье Андрея Юревича и Дмитрия Ушакова «Нравственность в современной России» приводится ужасающая статистика: – ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения; – каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн детей, а 50 тыс. – убегают из дома; – ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесенных мужьями; – насилие над женами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвертой семье; – 12 % подростков употребляют наркотики; – более 20 % детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России; – около 1,5 млн российских детей школьного возраста вообще не посещают школу; – детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн человек; – темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности; – в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключенных, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов Деградация нравственности в современном мире- История проблемы Источником же нравственности для человечества являются Божественные заповеди, переданные через пророков и посланников. Все пророки призывали к Единобожию, чистоте помыслов и деяний. За это их убивали, подвергали гонениям и мучениям. Всегда были те, кто боролись против истины, но также были и те, кто принимали ее, и таких, конечно, было большинство. В разные эпохи и духовные ориентиры были разными. Иногда люди, руководствуясь ими, творили такие вещи, от которых современный человек ужаснулся бы. Например, египетский фараон убивал всех новорожденных мальчиков, боясь потерять свое царство. Вспомнить те же Помпеи, Содом и Гоморру, уничтоженные Всевышним за их неверие, за переход границ дозволенного. Если заглянуть в историю и обратиться к памяти человечества, мы четко увидим, что нравственные нормы поведения, вера, честь, достоинство, верность, любовь к Родине, чувство долга и данного слова всегда были превыше всего для тех, до которых дошла хоть малая часть Законов Всевышнего. Отголоски пророческих наставлений и то, что осталось от Священных писаний, за прошедшие века трансформировалось в сознании людей в моральный кодекс, который они чтили. И за эти ценности люди умирали. На Руси "честное слово купеческое" было нерушимым и символизирующим искренность и прямоту. История до недавнего времени помнит женщин всегда "с покрытой головой". Сбрасывали покрывала блудницы, вакханки, простолюдинки или те, кого хотели опозорить. Чем благороднее женщина, тем более она была закрытой - одеждой и оградой - от посторонних взглядов. В Европе и Азии в старину девушки всегда одевались скромно и прикрывали тело - такую одежду сегодня называют хиджабом и относят только к мусульманам. На Руси о женщине, снявшей публично головной убор, говорили "опростоволосилась", и это считалось крайне неприличным. "Мона Лиза" - портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи примерно в 1503 году. Это одно из самых известных произведений живописи эпохи Возрождения, которое по современным критериям считается образом скромной женщины. Нет, наверное, человека, не видевшего эту картину. Однако, изучая историю ее написания, историки пришли к выводу, что этот образ символизировал девушку легкого поведения, поскольку женщины в те времена не позволяли себе открывать грудь и волосы. Проблема "алкоголизма и потомства" во все времена волновала продвинутые умы человечества. Еще два тысячелетия назад Плутарх вывел знаменитую формулу "Эбрии эброис гигнунт" ("Пьяница рождает пьяниц"). А Платон добился принятия закона, запрещающего распивать спиртное. Мудрец хорошо знал, что от спиртного особенно страдает неокрепший еще организм и что хроническими алкоголиками становятся в первую очередь те, кто пристрастился к вину с раннего возраста. В Древнем Риме казнили тех, кто пил до тридцати лет. Это объяснялось тем, что именно в эти годы человек обзаводится семьей, детьми. А в Карфагене действовал закон, запрещающий пить вино в те дни, когда исполнялись супружеские обязанности. Так что, как видим, человечество еще на заре цивилизации боролось за здоровое поколение. Процент искренности в те времена был высок. Любовь была чистой и неподдельной. Проблемы нравственной деградации в произведениях Л.М. Леонова интересует следующая проблема: нравственная деградация человечества. В повествовании подчеркивается мысль о том, что общество, в то время как «прогресс находится в добром здравии и рвется вперед на всем скаку», нравственно деградирует. Автор делится следующим впечатлением: «Человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности». В то время как магазины «сверкают товарами», воздушные лайнеры преодолевают расстояние за короткое время, увеличивается количество средств, чтобы «скоротать скуку жизни», развиваются компьютерные технологии, позволяющие людям из всех уголков мира общаться друг с другом, «стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире», находятся в нестабильном положении. Автор сравнивает современное состояние человечества с «отдаленными прежними временами» и говорит о том, что оно, вероятно, скоро упадет в бездну. В написанном М.А. Булгаковым романе «Мастер и Маргарита» рисуются образы москвичей, которые особое внимание уделяют своей внешности, одежде. В главе «Последние похождения Коровьева и Бегемота» демонстрируется отношение людей к еде. М.А. Булгаков показывает, что для людей материальные блага важнее всего. Но с улучшением качества жизни ухудшается нравственный аспект. В написанной В.Г. Распутиным повести «Прощание с Матерой» говорится о том, что для строительства гидроэлектростанции нужно затопить остров Матеру. Автор, рисуя страшные и жестокие картины, показывает, что прогресс влечет за собой нравственную деградацию. Люди приходят на кладбище и вытаскивают все кресты, ограды и надгробия. Оставшиеся в Матере жители с негодованием относятся к тому, что приезжие надругались над могилами их родных и близких. В повествовании показывается, как молодое поколение, которое было за затопление Матеры, фактически становится против пожилых людей. Начало нравственного кризиса Чем больше люди отдалялись от Божественных заповедей, тем сильнее приходили в упадок мораль и нравы. В объемном труде «Очерки истории цивилизации» английский писатель и историк Герберт Уэллс отмечает, что именно после признания эволюционной теории «началось настоящее разрушение морали». Почему? Эволюционисты утверждали, что человек есть лишь высшая форма животной жизни. Уэллс, сам эволюционист, в 1920 году писал: «Они решили, что человек — это такое же социальное животное, как и индийская охотничья собака. Они считали, что и в человеческой стае крупные собаки должны запугивать и подчинять». На вопрос, c чего же началось в XX веке резкое падение нравов, аналитики и историки отмечают, что в прошлом столетии огромный вклад в падение нравственных ценностей внесли мировые войны. Первая мировая война, знаменовала собой эпоху небывалого падения нравов. В кровавой бойне Первой и Второй мировых войн человеческая жизнь обесценилась. Экстремальные условия стерли моральные ограничения, и жизнь «на личном фронте» во многом столь же обесценилась, как и на полях сражений. Эти войны нанесли сокрушительный удар по нравственной интуиции человека. Мир был вовлечен в чудовищное кровопролитие, миллионы людей были замучены. А для России ситуация разворачивалась по еще более драматичному сценарию: революция, Гражданская война, в результате чего к власти пришли коммунисты, которые решили уничтожить истинную религию, веру во Всевышнего, назвав ее «опиумом для народа» и привнесли взамен «новую религию», веру «в светлое будущее». Все источники духовного и нравственного были заменены. Вместо Священных Писаний появились труды Ленина и Маркса, мечети и храмы превратились в клубы, святыми местами для паломничества стали памятники и мавзолеи. Как известно, истинная нравственность берет начало только от истинной религии. А по замыслу коммунизм должен был укрепить устои нравственности и базироваться на вере «в светлое будущее». И поэтому, хотя в Советском Союзе нравственность была намного выше, чем на Западе, она долго не смогла удержать свои позиции и начала стремительно разрушаться, как и сама страна Советов. Некоторое время люди еще пытались сохранять внешние приличия. Например, материалы для радио, телевидения и кинематографа проверялись на предмет нравственности — но недолго. В СССР это было поставлено на широкую ногу, и идеологическая пропаганда воспитала поколения на моральных ценностях коммунизма, но, к сожалению, все это было лишено истинной морали - религиозной. К 1960-м годам в мире начался резкий и неуклонный упадок цивилизации. Эта тенденция нашла свое отражение во многих странах. В те годы падение нравов носило глобальный характер. В то же десятилетии наряду развивалось движение за права женщин, а социальная революция провозглашала так называемую «новую мораль». Появились противозачаточные таблетки. Когда страх перед беременностью перестал сдерживать людей, «свободная любовь» без каких-либо обязательств со стороны партнеров» обрела большую популярность. В то же время пресса, кино и телевидение уже не выступали за строгие моральные устои. Уже к 1970-м годам появились видеомагнитофоны, и люди могли смотреть фильмы безнравственного содержания, которые постыдились бы смотреть в кинотеатре на виду у всех. Позже с распространением Интернета в любой стране у любого обладателя компьютера появился доступ к самой грязной, низкой порнографии. Последствия такого падения нравов ужасают. «Двадцать лет назад,— вспоминает один охранник детской колонии,— когда к нам с улицы попадали дети, я мог поговорить с ними о добре и зле. Сегодня же они не имеют и малейшего представления, о чем я говорю». Прежние ценности и нормы морали сменились духом легкомыслия и вседозволенности. Мир, в котором мы сегодня живем, можно смело назвать временем дурных манер. Вместе со старым порядком ушли ценности, придававшие жизни значимость и смысл, новые же ценности было не так легко найти. Опыт старших поколений — их политические взгляды, стиль одежды, половая мораль поставили под сомнение. Поведенческую мораль постиг полный крах. Забыв о вековых традициях приличия и чести, люди установили собственные нормы морали. Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, диктующие нормы жизни, упали в глазах людей. Так понятие добра и зла для них стало относительным. Современный мир В настоящее время тревогу вызывает тенденция ослабления главных функций семьи – воспроизводства и социализации детей. Ухудшение демографической ситуации, рост количества детей, рожденных вне брака, количества разводов, а также существенные изменения во взглядах на брак, на роль матери и отца в духовном благополучии ребенка – все эти факторы носят устойчиво-регрессирующий характер. Помимо этого всюду царит обман, культура надувательства, коррупция проникла во все аспекты жизни, контрафактная продукция заполонила рынок, даже лекарства подделывают, не говоря о некачественных продуктах питания. В современном мире покупается и продается почти все, даже честь и жизнь человека. Можно купить экзамены, дипломы, спортивные победы.… Всего и не перечислить. Добавить сюда можно нарушение этики и правовые махинации, и перед нами — беспрецедентный по своим масштабам нравственный кризис. Конечно, мир не без добрых людей. Однако можно часто услышать: «А что мне это даст? Что я с этого буду иметь?». Дух эгоизма стал принципом жизни. Падению Римской империи и других цивилизаций способствовали повсеместный эгоизм и безнравственность. Учитывая сегодняшнее положение дел, человечество должно задуматься над тем, каких последствий можно ожидать. Возможные пути решения Первоочередной задачей является развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. На формирование моральных ценностей ребенка влияют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Исследователи выявили, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и есть главные средства воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, вузы должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы. Если же нравственные идеалы человеком не будут усвоены или усвоены плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным «безнравственные» (в данном контексте под безнравственным понимается и социально пассивное поведение). Преступная этика – наиболее социально негативное проявление безнравственности. Таким образом, потеря обществом нравственных и духовных ориентиров ведет к его разложению, которое проявляется в кризисных явлениях во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и тем более культурной. Заключение Исходя из всего выше описанного, можно понять, что эта проблема берет свое начало с давних времен. В ходе нравственной деградации личности процесс ослабевания духовного развития быстро ведёт к падению интеллекта, таким образом, вызывая процесс регрессии общества. Поэтому осознанность и усовершенствование духовности остается единственной надеждой будущего поколения. Список литературы статья Андрея Юревича и Дмитрия Ушакова «Нравственность в современной России» М.А. Булгаковым романе «Мастер и Маргарита» https://studexpo.net/171082/filosofiya/degradatsiya_nravstvennosti_sovremennom_mire https://religion.wikireading.ru/90620 http://sociosphera.com/publication/journal/2012/166/nravstvennaya_degradaciya_kak_aktualnaya_problema_sovremennogo_obwestva/ https://www.sochinyashka.ru/egeoge/problema-nravstvennoy-degradatsii-chelovechestva.html https://student.snauka.ru/2015/03/2397 https://fb.ru/article/426210/bezduhovnost---eto-chto-takoe-problema-bezduhovnosti-nashego-obschestva |