Главная страница

Доклад_Проблемы сознания в философии_Р.Бабаджанов. Проблемы сознания в философии


Скачать 28.79 Kb.
НазваниеПроблемы сознания в философии
Дата22.03.2021
Размер28.79 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад_Проблемы сознания в философии_Р.Бабаджанов.docx
ТипРеферат
#187074


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский государственный университет туризма и сервиса»

ФГБОУ ВО «РГУТИС»

ДОКЛАД

Наименование работы, например реферат, самостоятельная работа, доклад
НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Философия»


Выполнил:
Студент (ка) группы _____TP3-20-2дф______________ курса ____1_____

направление подготовки ____код F2BEA973___ ______________________________________

http://rguts.ru/sveden/education/

Фамилия_Бабаджанов__________________________________________________________

Имя_Рафаэль_________________________________________________________________

Отчество_Гавриэльевич_________________________________________________________
Проверил: (…………………..)


Критерии

Знание и понимание теоретического материала

Анализ и оценка информации

Построение суждений

Оформление работы

Итого:

баллы
















2020 г.
Содержание:

Введение

  1. Что такое сознание?

  2. Творческая активность сознания

  3. Три стороны сознания

  4. Общественная природа сознания

  5. Сознательное и бессознательное

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Сознание – один из самых поразительных феноменов нашей вселенной. Например, мы точно знаем, что оно есть, но не можем определить, где оно находится. Сознание – это сила человека, отличающая его от прочих живых и неживых существ, но это же и его слабость (достаточно вспомнить, к примеру, бессознательное Фрейда). Благодаря наличию сознания мы, с одной стороны, осознаём бесконечность вселенной, с другой – понимаем, насколько мы ничтожно малы по сравнению с этой бесконечностью, и насколько многого не можем понять о мире, в котором живём.

Осмысление духовного бытия человека и его способы в разных философских и культурных концепциях неизменно связаны и такими понятиями, как душа, дух, разум, психика, мышление и, конечно же, сознание. В современной философии мы рассматриваем сознание как основную, ключевую категорию духовного бытия человека.

Содержание понятия «сознание» вобрало в себя множество значений. Роль, которую сознание играет в нашей жизни, определяет его этимологию. Сознание – это некая совокупность знаний человека о мире, о самом себе, о других людях и взаимоотношениях с ними. Это способность человека приобретать определенные знания, передавать накопленный социокультурный опыт следующим поколениям, преобразовывать имеющиеся знания в соответствии с изменением внешней ситуации в мире и конкретном обществе, регулировать ценностные и мировоззренческие идеалы людей.

Сознание помогает нам не только адекватно «функционировать» в мире, в котором мы живём, взаимодействовать с другими людьми, развиваться, учиться быть счастливыми, но и творить, ведь именно из природы «идеального» образа, создаваемого нашим сознанием, уникального в своём роде, и получаются великие творения – картины, скульптуры, гениальная архитектура или даже научные открытия, которые также можно считать творчеством, во всяком случае на этапе формирования идеи.

Проблематика сознания заключается еще и в том, что это и божий дар, и проклятие человечества. Сознание даёт нам не только знания об окружающем мире, но и боль мира, боль существования. Ведь не случайно сознание отключается, когда боль, с которой мы сталкиваемся, слишком сильна.
Что такое сознание?
Понятие «сознание» с давних времен привлекало внимание философов. Что есть человек в мире, каковы особенности и способы его взаимоотношений с окружающим миром, с другими людьми – всё это касается природы человеческого сознания. Путь к осмыслению понимания проблемы сознания был тернист и труден. Например, английский философ Томас Гексли считал сознание просто функцией мозга, эпифеноменом, который проявляется на определенном уровне организации материи. Материю же он считал символом, и писал о том, что все физические явления могут быть сведены к различным состояниям сознания. Именно он ввел в философию термин «агностицизм», относя многие вещи, в том числе и сознание, в область так называемого «непознаваемого».

Итак, что же такое сознание? Это свойственная человеку форма регуляции и управления собственным взаимодействием с окружающей действительностью. Эта форма характеризуется тем, что мы выделяем человека как носителя определенных способов взаимодействия с миром, а также управления им (Губин В.Д. Основы философии: Учеб. пособие. — 2-е изд; — М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008). Подобное понимание сознания открывает широкий спектр вопросов для изучения не только философией, но и многими другими естественными гуманитарными науками: психологией, социологией, педагогикой, физиологией высшей нервной деятельности, но так же и науками, в настоящее время занимающимися разработкой так называемого «искусственного интеллекта». Понимание и рассмотрение сознания каждой из этих дисциплин опирается на конкретную философскую позицию. И наоборот, разного рода исследования в рамках сопутствующих философии наук, изучающих сознание, углубляет философскую проблематику сознания. Например, развитие современных компьютерных технологий и разработка искусственного интеллекта, а также связанная с этим компьютеризация всей деятельности человека, заставила по-новому рассмотреть вопрос специфически человеческого сознания и его особенностей. Практически все актуальные вопросы современного развития общества, взаимодействия человека с развивающейся с каждым годом техникой, соотношение современного научного прогресса с воздействием человека на природу, общение людей друг с другом, словом, все проблемы современного общества так или иначе связаны с исследованиями проблематики сознания.

Если говорить о философии применительно к человеческой жизни, то можно не только вспомнить Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую», но и о том, что «во многой мудрости много печали». Например, только человек осознает факт того, что его жизнь конечна и задумывается о смерти. Также, сознание в некоторых ситуациях может нам помешать – если мы подробно задумаемся о том, что происходит с нашим телом во время ходьбы или процесса дыхания, мы можем споткнуться или начать задыхаться. Хотя мистики при этом могут утверждать, что сознание мешает нам делать гораздо более удивительные вещи, например – летать. Мы точно знаем (и наше сознание «помогает» нам в этом), что это невозможно, поэтому не летаем и, подобно Христу, не ходим по воде. В защиту этой странной теории можно привести в пример опыт с двумя котятами, одного из которых с рождения растили в комнате, где присутствуют только вертикальные предметы, а другого – в комнате только с горизонтальными предметами. Затем обоих котят пустили в обычную комнату и первый не воспринимал горизонтальные предметы, а второй – постоянно натыкался на вертикальные. То есть котята не могли «принять» то, что не входило в сферу их осознания реальности. Также и люди, идя знакомым маршрутом или каждый день совершая одни и те же действия могут, как бы не «приходить в сознание», но, столкнувшись с чем-то, чего никогда не видели и о чём в силу различных причин не знали, будут обескуражены, и понадобится время, чтобы «принять» это новое.

Творческая активность сознания
Наше сознание – велика движущая сила, она дает нам второй мир – идеальный. Ведь, прежде чем совершить что-то, мы мысленно представляем себе образ того, что получится в итоге, а также последствия этого свершения. Внутри каждого человека множество таких «идеальных» образов, моделей, ощущений, которые помогают ориентироваться в окружающем мире, но также и самореализовываться, воплощая собственные идеальные модели в жизнь. Даже обычный человек может хорошо себе представить запах осенней листвы после дождя, или свежей выпечки, или, сочувствуя другому, вспомнить и представить себе зубную боль. А, к примеру, гениальные актеры могут не только представить себе все это, но и воплотить на сцене так, что зритель будет искренне сопереживать, чувствуя то же, что и актер. Общеизвестны психофизические эксперименты Ежи Гротовского и его актерской труппы, когда актеры в ходе тренинга настолько вживались в предлагаемые обстоятельства, что у них оставались следы от ударов невидимым хлыстом.

Гениальные творения архитектора Антонио Гауди в Барселоне считались невозможными по своей сути, пока не возникли в качестве «идеального образа» и не были воплощены.
Три стороны сознания
Существует три стороны сознания: предметное, то есть, направленное на окружающие нас предметы и события; самосознание, то есть, сознание, направленное на самого себя, осознающее себя отличным от всего окружающего мира; и сознание как поток непосредственных переживаний. Предметное сознание и самосознание относятся к духу, а вот третья сторона сознания называется душой. Дух возвышает человека над природой, создает уже упомянутый идеальный мир, пытается познать законы вселенной и на этом основании совершать гениальные открытия, создавать новые изобретения. Душа – это нечто более значительное. Душа – это как бы основа для духа, его корни. Все, что происходит с нами в жизни – впечатления, переживания, эмоции, опыт откладываются в душе, изменяя ее «строй», как у музыкального инструмента.

К примеру, задумайтесь над тем, что видя объекты и предметы окружающего мира, мы как бы «достраиваем» их в своем сознании. Наше зрение ограничего и мы не можем видеть весь лес. Но, видя несколько деревьев, которыми он начинается, мы представляем себе огромный лес. То же самое и со зданиями – мы видим часть дома, но представляем себе целый дом. К тому же, наше сознание заботливо предоставляет нам в этот момент целую гамму чувств и переживаний, основанных как на предыдущем опыте, так и на грезах, мечтах, воспоминаниях и чувствах. Именно поэтому так сложно порой избавиться от старых вещей, напоминающих нам об ушедших годах, людях, нашей молодости – эмоциях и переживаниях, с ними связанных.
Общественная природа сознания
Движущим фактором возникновения, развития и регуляции поведения является определенный тип взаимодействия живого организма с окружающей его средой. Каков тип бытия в мире, таковы и формы регуляции поведения живых существ, которые обитают в этом мире. Ведь это необходимое условие их комфортного существования в этом сообществе. Этим объясняется то, что сознание конкретного человека неразрывно связано с обществом, в котором человек рос и развивался. Возникновение сознания неразрывно связано с формированием культуры на основании практической деятельности людей, с необходимостью закрепления и передачи этих знаний. Именно в этом заключается общественная природа сознания. Поскольку эти знания носят общественный характер, они были названы «коллективными представлениями» (Э. Дюркгейм) и по факту должны быть освоены каждым членом данного общества. Таким образом, сознание как свойственная человеку форма регуляции взаимоотношений с окружающим миром, существует в двух аспектах – «коллективные представления» (накопленный опыт культуры, идеология, мораль, мировоззрение и прочие системы общественного сознания) и усвоенные индивидом части коллективного представления, ставшие частью его личного мировоззрения и отношения к миру. То есть, внешние нормы, определяющие поведение человека в обществе могут быть, и должны быть осмыслены им как индивидом, приняты и развиты в соответствии с собственным, личным бытием. С. Л. Рубинштейн писал: «Вселенная с появлением человека — это осознанная, осмысленная Вселенная, которая изменяется действиями в ней человека... Осознанность и деятельность выступают как новые способы существования в самой Вселенной, а не как чуждая ей субъективность моего сознания» (Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии М., 1976. С. 327.).
Сознательное и бессознательное
О сознательном мы немного поговорили, бессознательное же было впервые открыто австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом в начале XX века. Фрейд считал бессознательное огромным пластом психики, значительно большим, чем осознанное и вообще вся сознательная жизнь. В центре этого фрейдовского открытия лежит эдипов комплекс, то есть, тот факт, что каждый ребенок (сын) бессознательно в раннем возрасте ревнует отца к матери. По мере того, как человек взрослеет, этот комплекс проходит, но не у всех.

Фрейд предложил трехуровневую картину человеческой психики: верхний этаж – сверх-Я, сверхсознание; средний этаж – сознание, Я; нижний этаж – бессознательное, Оно.

Верхний этаж – это то, что человеку дает общество – правила поведения в обществе, мораль, запреты и прочее. А вот нижний этаж – бессознательное – это бездонная пропасть «теневых» сторон личности: страхов, комплексов, неврозов, инстинктов (главенствующее место занимает половой инстинкт и его патологии). Сознание в этой схеме занимает промежуточную часть, на которую сверху давит мораль общества, а снизу подпирают инстинкты. Фрейд стал основоположником психоанализа – системы, помогающей человеку разобраться с теневой стороной личности, а не подавлять свои инстинкты.

Бессознательное, открытое и описанное Зигмундом Фрейдом, является источником мощной биологической энергии. Выбор каждого человека заключается в том, на что тратить эту энергию – на получение удовольствий, или на воплощение своих идеальных моделей, то есть сублимацию этой энергии в произведения искусства и культуры. Ведь доказано, что люди искусства, истинные гении, черпают свое вдохновение именно в бессознательном.

Еще по мнению Фрейда в человеке постоянно борется инстинктивный позыв к агрессии (Тананос) с не менее инстинктивным позывом к любви (Эрос) и именно их соотношение определяет ход истории в тот или иной момент времени.


Заключение
Многие размышляли о том, где же находится столь очевидное в своем существовании сознание? Ведь оно, находясь внутри каждого из нас, всегда оказывается «между» - человеком и обществом, в котором он живет, в котором протекает его бытие; человеком и другими людьми; человеком и нормами поведения, которые определены обществом.

Как уже говорилось выше, человек даже не всегда находится в сознании, опираясь на условные и безусловные рефлексы. Мы находимся в сознании, решая определенную, конкретную проблему, пытаясь найти выход и предсказать результат наших действий. Именно взаимодействие с миром, с людьми вокруг пробуждает сознание. Одна из теорий гласит, что есть такое понятие как «сфера сознания», «ноосфера», куда можно пробиться и получить уникальные знания, интуитивные, необходимые в данный момент конкретному человеку для решения конкретной проблемы или дающие конкретному человеку возможность решить глобальную проблему, стоящую перед человечеством.

Природа и суть человеческого сознания до сих пор представляет собой тайну, и нас ждут великие и удивительные открытия на пути к расшифровке этой тайны.

Список использованной литературы:

  1. Губин В.Д. Основы философии: Учеб. пособие. — 2-е изд; — М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. — 288 с.

  2. Huxley L. Life and Letters of Thomas Henry Huxley, v. 1-2. L., 1900

  3. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 673 с.

  4. Зеланд В. Трансерфинг реальности. — Издательство «Весь», 2018. — 224 с.

  5. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. .Санкт-Петербург, 2002., 720 с.

  6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. — М., 1990.


написать администратору сайта