Главная страница

Проблемы творчества в истории философии. Проблемы творчества в истории философии


Скачать 16.08 Kb.
НазваниеПроблемы творчества в истории философии
Дата03.06.2022
Размер16.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПроблемы творчества в истории философии.docx
ТипДокументы
#566875

Проблемы творчества в истории философии

Философия является особой связующей нитью между человеком и миром, которая позволяет систематизировать базовые знания о реальности и за счет них сформировать свое отношение к миру и общее мировоззрение. Можно утверждать, что насколько бы человек не был убежден в том, что философия – понятие для него далекое и почти его не касающееся, это будет ошибочным суждением. Из любых определений понятия «философия», в том числе, из того, которое мы с вами привели чуть выше, вытекает, что философия каким-то образом «затрагивает» каждого человека, так как он обладает определенным мировоззрением и определенными взглядами на мир, какими бы радикальными эти взгляды не были.

Творчество по своей сути необъятная, широкомасштабная тема. В творчестве отражается развитие человечества и окружающего мира. В творчестве, как и в любом процессе, имеется источник, а именно причина – внешний возбудитель. Во все времена творчество было достаточно волнующей темой для философов. Настоящее творчество доступно человеку именно тогда, когда тот находится под влиянием каких-либо переживаний. Как писал И. В. Гете: «Подобные мгновения, могут вызывать, особого рода возвышенные, иногда даже пугающие переживания».

Платон – древнегреческий философ – в античной философии трактовал творчество как плод божественного волеизъявления. Он утверждал, что человек способен творить исключительно в условиях «умного» созерцания, которое снисходило как «небесная манна» и приравнивал творчество к безумию. В античной философии красота была неотрывно связана с гармонией, симметрией, ритмом. Платон был приверженцем идеи о том, что прекрасное имеет свою иерархию, которая начинается в материальном и заканчивается в духовном. Каждый этап развития человека имеет свое место в этой последовательности. Все это отражается в искусстве. Сократ подметил, что произведения искусства создавались на основе наблюдений. Сам же Сократ в молодости был скульптором. Он часто беседовал с мастерами: художниками, скульпторами, ремесленниками, поэтому эстетические проблемы и тонкости искусства были ему подвластны. В свою очередь, Аристотель вошел в историю как основоположник теории искусств. Для характеристики искусства Аристотель использовал термин «энтелехия», что трактуется как переход материи от бесформенности в нечто целостное и упорядоченное.

В христианской философии средних веков творчество выступает в качестве творчества истории. Отталкиваясь от «О граде Божием» Августина, можно проследить, что философия истории возникает на христианской почве. Согласно средневековому представлению, история и есть та сфера, в которой люди принимают участие в осуществлении Божьего замысла. Поскольку воля и волевой акт веры связывают человека с Богом, а не разум. На фоне этого, художественное и научное творчество выступают как нечто второстепенное.

В эпоху Возрождения творчество понимается по-другому, а именно как художественное творчество, как большое искусство. На протяжении всей истории цивилизации проблема человека не теряла своей актуальности. Особенно значимой она стала в эпоху Возрождения. Гуманизм Возрождения проявлялся как выдвижение разума в качестве основного орудия познания. Марсилио Фичино ярко показал главную идею гуманистического движения в своем творчестве. Он считал, что познание собственной души – главное занятие всякого человека. Трактат «Платоновское богословие о бессмертии души» - главное произведение Фичино, в котором он показывает связь между философией и религией. Утверждает, что человек занимает особое место в мире и его душа – центр природы.

Кант продолжает протестантскую идею о творчестве как предметно-преобразовательной деятельности. Он считает, что творчество изменяет облик мира и создает новый, раннее не существовавший. По мнению Канта, творческая способность объединяет понятия и наглядно показывает впечатления. «Трансцендентальное воображение, таким образом, есть как бы тождество созерцания и деятельности, общий корень того и другого. Творчество поэтому лежит в самой основе познания» - писал Кант. Его учение продолжил Шеллинг. Он придерживался мысли, что творческая способность – это единство сознательной и бессознательной деятельности. Аргументировал он это тем, что гений творит в состоянии бессознательности, как и природа, однако отличается только тем, что человек действует субъективно, нежели природа. Согласно его трактовке, творчество – высшая форма человеческой жизнедеятельности.

Философия Бердяева основана на вере в творческие силы человека, призвание творчески продолжать дело Божье на земле. Он неустанно отстаивал идею, что назначение человека и его творческой личности должно оцениваться высоко. Помимо этого, Бердяев настаивал на том, что творчество – это обязанность человека. Вопрос творчества был одним из значимых для Николая Бердяева. В своих работах он часто обращался к этой теме. Творчество, по мнению Бердяева, тесно связано со свободой. «Творчество для меня… раскрытие бесконечного, полет в бесконечность… Творческий экстаз… есть прорыв в бесконечность» - такова позиция Николая Бердяева.

В разное время и в разные эпохи философы обращались к проблеме творчества щепетильно и по-своему, но, по моему мнению, придерживались более-менее схожих идей. Проблема творчества волновала человечество с античных времен. Тем не менее, вопрос о том, в чем состоит этот процесс и как он протекает, до сих пор остается дискуссионным. Это естественно, поскольку суть явления выяснена далеко не до конца и сам термин «творчество» употребляется в разных смыслах. По той же причине четкое и общепринятое определение феномена творчества сейчас отсутствует. Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам, прежде всего потому, что творчество – это широкомасштабная тема. От ее изучения зависит понимание механизмов развития как человека, так и общества. В свете этой значимости становится все более очевидным, что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена.


написать администратору сайта