ПРОблемы творчества в истории философии. Эссе 1. Проблемы творчества в истории философии
Скачать 34.47 Kb.
|
ПРОблемы творчества в истории философии Философия, как и творчество подразумевает под собой непрерывные процессы создания. Творчество представляет собой свободу мысли. И лишь философское осмысление приводит в итоге к созданию прекрасного, будь то слово, музыка либо картина. Если говорить об античной философии, то необходимо отметить первопроходческий характер философской мысли. Такие ведущие античные философы как: Сократ, Платон, Аристотель, положили начало умственному творчеству. Творчество в античной философии в большинстве своем заключалось в поиске истины. Можно опереться на выражение Сократа: «В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить». И определить отношение к творчеству, веру в умение каждого творить, человеку нужна лишь помощь, в философском осмыслении своих идей. Религиозные ценности в период средневековья приобрели более догматические взгляды. В философии средневековья уже не идет речи о поиске истины, основной идеей того времени можно считать основополагающим выражение: «Истина там, где Бог». В те времена считалось, что творческий подход гарантирован только там и тогда, где затрагивалась тема божественного. Так, например, Фома Аквинский рассматривал мир, существование в котором подчинено лишь воле Божьей. Помимо Фомы Аквинского можно отметить такого философа того времени как Августин Аврелий, и его высказывание «Бог выше всяких определений» характеризующее философию средневековья. Творчество в те времена, как философские, трактаты и идеи существовало лишь посредством Божественного начала. Творчество пропитано мыслями о святости и греховности всего сущего. И именно в этом диапазоне размышляющему человеку предстояло понять, что такое мир и человек в нём, то есть творчески его осмыслить. Под влиянием гуманизма философские идеи были пропитаны свободой и равенством что несомненно отразилось и на творчестве. Творческие идеи во времена гуманизма вырвались из рамок средневековья, и стали носить более раскрепощенный характер. На примере высказывания философа того времени Лоренцо Валла: «Наслаждение – это благо, к которому повсюду стремятся и которое заключается в удовольствии души и тела», можно прочувствовать философию и взгляды того времени. Носившую характер свободы, красоты, чувственности, раскрепощенности и наслаждения. Немецкая классическая философия оказала масштабное влияние на творчество, культуру и развитие западноевропейского общества. Основой немецкой классической философии является проблема познания внешнего мира и взаимодействия в нем объектов и субъектов. Это четко отражено в учениях выдающихся философов того времени, таких как Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Рассмотрим высказывание Фихте: «Граница мира – внутренняя. Она понимается в качестве темной первоосновы или творческой субстанции. В творчестве субъект реализует себя. Сама творческая субстанция – это не объект и ни субъект, а взаимодействие двоих». На мой взгляд, именно в этом суждении выразилось отношение того времени к взаимосвязи творчества и философии. Благодаря немецкой классической философии в поле внимания попали новые категории, связанные с творчеством и воплощающие разные стороны творчества: дух, интуиция, самосознание, совесть. Нельзя не упомянуть и о роли русской философии в развитии связей между философией и творчеством. Русская философия того времени была пропитана религиозным веянием. Нельзя не отметить взгляды выдающегося ученого философа и ученого Н. А. Бердяева на этот счет. Он считал, что человек создан по образу Божиему, и как творил Бог, создавая мир, настолько и обширно поле творчества человека и его самовыражения. По его мнению, многие отчуждения в мире человек может вынести через приобщение к творчеству, и именно творческий подход поможет достичь человеку «первичную свободу». Завершая эссе, хотелось бы подвести итог развития творческого мышления и философских умозаключений по мере времен. Мы прослеживаем изменения отношения выдающихся философов и в общем человечества по мере развития культуры, науки, техники, и нельзя не отметить важный вклад философских течений в это развитие. Так в ранние времена были развито воспевание торжества истины, то по мере прохождения столетий мы видим, как философия и творчество находит истину в Божественных началах, и как далее человечество отходит от божественного к развитию науки и культуры. Говоря о проблемах творчества нашего времени, можно отметить диаметрально противоположные приверженности, от философии потребления до отказа от благ, от грязи, свалок к группам ведущим борьбу с экологической катастрофой. Итоги нашей философии и творчества будут оценивать наши потомки, так же как мы в настоящее время рассуждаем о философии античности и былых времен. |