ВАРИАНТ 13. Прочитайте текст и выполните задания 1 Спрашивать писателя о тайнах его творчества
Скачать 30.6 Kb.
|
ВАРИАНТ 13 1. Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите эту частицу. Прочитайте текст и выполните задания 1−3. Спрашивать писателя о «тайнах его творчества», мне кажется, всё равно что спрашивать от козла молока. Давать молоко — это дело козы. Так и о творчестве надо спрашивать жизнь, нужно жить, а не спрашивать художника, в неё влюбленного, «каким способом тоже влюбиться». Они спрашивают меня, как я жизнь полюбил! Это <…> чисто личное дело каждого, и подражать этому, без риска стать обезьяной, невозможно. А между тем большинство запросов, полученных мною за этот литературный сезон, сводились к вопросу: «Раскройте нам тайну своего творчества». Третий вопрос анкеты был: «Почему и как вы написали последний рассказ, где черпали для него материалы?» Признаюсь, что этот вопрос мне очень неприятен. Я ворчу: «И что они ко мне лезут! Мною дана вещь — берите её, разбирайте, из чего и как она сделана, обратитесь, наконец, к учителям и критикам: они должны знать, научить не по мне одному, а по всем…» Я с отвращением отшвырнул анкету, но через неделю подумал: «Как-то всё-таки неловко, ведь если спрашивают, значит, тобой интересуются. Придёт время, забудут, и рад бы был, вот как обрадовался бы, да никто не спросит…» — Ладно, — говорю, — расскажу, так и быть, расскажу о своём последнем, ещё нигде не напечатанном маленьком детском рассказе. (По М. М. Пришвину) 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ДЕ́ЛО. Работа, занятие, деятельность. Занят важным делом. Привычное д. Текущие дела. Быть без дела. По делам службы. 2) ВОПРОС. То или иное положение, обстоятельство как предмет изучения или суждения, задача, требующая решения, проблема. Национальный вопрос. Крестьянский вопрос. 3) ТВОРЧЕСТВО. Создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Творчество Пушкина. Заняться творчеством. 4) ВЕЩЬ. Предмет одежды. Купили новые вещи. 5) РАЗБИРАТЬ. Разборчиво, подробно рассматривать. Разбирать музыкальное произведение. 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Восклицательные предложения, используемые в тексте (Они спрашивают меня, как я жизнь полюбил! И что они ко мне лезут!), выражают авторское негодование по поводу вопросов анкеты. 2) Мысль, выраженная в первом (1) абзаце (Спрашивать писателя о «тайнах его творчества», мне кажется, всё равно что спрашивать от козла молока. Давать молоко — это дело козы. Так и о творчестве надо спрашивать жизнь, нужно жить, а не спрашивать художника, в неё влюбленного, «каким способом тоже влюбиться»), отвечает на вопрос, сформулированный в третьем (3) абзаце текста. 3) Внутренний монолог в предпоследнем абзаце текста помогает понять, почему автор в результате изменил своё решение и согласился ответить на вопрос анкеты. 4) В тексте встречаются как простые (осложнённые и неосложнённые) предложения, так и сложные (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзное). 5) Автор использует слова и выражения, придающие тексту характер непринуждённого общения; часто встречаются слова, которые в толковых словарях сопровождаются пометкой «разговорное» (например: «раскройте тайну», «черпали материалы», «тобой интересуются»). 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. портфЕль назвалАсь слИвовый звАла цЕпочка 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Мне вспомнился город моего детства и те самые знаменитые ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах. Долгое время держалось у Анюты то самое ПРАЗДНИЧНОЕ настроение, которое помогало ей с лёгкостью решать даже самые трудные проблемы. В его обязанности входила ОПЛАТА гонорара сотрудникам-совместителям. После разговора с Натали Андрея охватило одновременно чувство любви и ненависти, и это ДВОЙСТВЕННОЕ чувство не покидало его до вечера. Система отслеживала только ИСХОДЯЩИЕ звонки. 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по-видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное. 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. товары ДЕШЕВЛЕ об АЭРОПОРТЕ по ИХ указанию ЕДЬ побыстрее уважаемые ДИРЕКТОРА 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) ошибка в построении сложного предложения Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Природные условия Аляски заставляют людей, кто желал бы обживать трудный холодный край, расселяться компактно. 2) В начале ХХ века центром дирижаблестроения стала Германия — страна, в которой строили гигантские для того времени аппараты на жестком каркасе. 3) Как только прозвучал третий звонок, но вдруг у меня тоже зазвенел телефон. 4) Невежественный в медицине целитель не просто занимается профанацией, он совершает преступление. 5) Император поддерживал проводившуюся политику индустриализации страны министром С. Ю.Витте. 6) Аудитория, особенно выступавшие с докладами, одобрили проект резолюции конференции. 7) Говорить о путешествии в горы и не упомянуть о безопасности маршрута более чем легкомысленно — это преступно. 8) Совещание по изменению плана работы менеджер проекта назначил на пол-одиннадцатого и предупреждал, чтобы не опаздывали. 9) Новый фильм будет демонстрироваться в кинотеатрах «Салюте» и «Севере». Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) упр..вляющий, к..нсервированный, разд..вать (указания) 2) напр..жённый, волеизъ..вление, неув..дающая (красота) 3) расст..лить, заж..гать, сомн..ваться 4) вопл..тить, обр..мление, нагром..ждение 5) покл..ниться, ог..рчение, оф..рмлять 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..способь (для работы), пр..крыл, непр..хотливый 2) в..езд (во двор), б..ют (по щеке), помест..е 3) сверх..нтеллигентный, по..скать, вз..мать 4) опр..кинуть, пр..родина, под..брать 5) ра..шифруй, бе..человечно, не..жатый 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) повел..вая, сирен..вый 2) сит..чко, заботл..вый 3) вкрадч..во, оскуд..вать 4) реч..нка, еж..вый 5) скольз..кий, абонент..кий 12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) стро..тся (дом), подозрева..мый 2) труд..тся (электрики), броса..т (игроки) 3) леле..щая, пар..т (облака) 4) кат..тся (шар), вид..мый 5) лет..щий, постав..т (архитекторы) 13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Он бежал (не)быстро, а медленно. (Не)занятый делом человек никогда не может наслаждаться полным счастьем. Ещё видны остатки (не)растаявшего на полях снега. Через два дня состоялся далеко (не)лёгкий разговор. Мотивы его поступков так и остались (не)понятыми. 14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. ЧТО (БЫ) ни говорили про Пяста его недоброжелатели, он человек ответственный и справедливый, (ОТ) ТОГО генерал всегда на него полагается. (НЕ) СМОТРЯ на пургу и снежные заносы, поезда ВСЁ (ЖЕ) ходили по расписанию. Я пытался идти (ТАК) ЖЕ быстро, как это делал наш проводник, но (В) СКОРЕ понял, что выбился из сил. (В) ПОСЛЕДСТВИИ отец стыдился своих охотничьих трофеев и всегда повторял, что НЕ (ЗА) ЧЕМ убивать беззащитных животных. Поезд (С)НОВА ГДЕ(ТО) остановился. 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны. 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба плотва. 2) Только обилие раненых да траурные платья женщин напоминали о войне. 3) Он был артистом и тонким ценителем живописи и известным хлебосолом. 4) Варвара Петровна стояла около иконы быстро и часто крестилась и шептала молитвы. 5) Сердце то задрожит и забьётся то утонет в приятных воспоминаниях. 17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пространство напротив (1) находившегося между крыльцом и глухой стеной окна (2) было забрано высокими досками (3) позволявшими видеть (4) только небольшой клочок неба. 18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Cейчас (1) возможно (2) внедрение новых разработок в технологический процесс не принесет выгоды. Но (3) очевидно (4) что завтра эти технологии всё равно придут и те руководители, которые сумели вовремя перестроить производство, окажутся «на коне». 19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания. 20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я не знал (1) сколько времени бродил по лесам (2) и (3) когда вернулся в дом лесника (4) оказалось (5) что меня там уже давно ждут. 21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) «Почему, — спрашивал директор школы Сухомлинский, — дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонёк постепенно угасает?» 2) Сухомлинский начинает титанический труд — он ищет ответ на поставленный вопрос. 3) Секрет интереса к учёбе оказался прост: должен быть успех, достижение, ощущение роста. 4) Вчера не понимал — сегодня понял, вчера не умел — сегодня научился. 5) Ученик не станок. 6) Ученик вечно в развитии, он растёт и развивается, и надо прежде всего заботиться о его развитии. 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Чтобы стать кремнем, необходимо было попасть в пучину и пережить её трудности. 2) Кремень не зазнался, а на самом деле привык жить в бурной стихии, полюбил её. 3) Старый Камень тоже мечтал вновь стать сильным, как Кремень. 4) Комья глины не отпустили Растрескавшийся Камень в море. 5) Рассказывать о геройстве, превращаясь в труху, и быть героем, преодолевая сложности—разные вещи. Два камня (1)У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. (2)Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта. (3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. (6)Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури. (8)И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем. (9)Шли годы. (10)Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей − комьев глины. (11)Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях. (12)− Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню. (13)Старый Камень был удивлён. (14)− Извините, я вас впервые вижу. (15)− Эх, ты! (16)Впервые вижу! (17)Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море? (18)И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно. (19)− Пошли со мной! − предложил Кремень. (20)− Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури. (21)Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал: (22)− Нет, это не по мне. (23)Я и здесь прекрасно устроен. (24)−Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море. (25)Долго молчали все оставшиеся на берегу. (26)Наконец Растрескавшийся Камень сказал: (27)− Повезло ему, вот и зазнался. (28)Разве стоило ради него рисковать жизнью? (29)Где же правда? (30)Где справедливость? (31)И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет. (По Ф. Д. Кривину*) *Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г. в городе Мариуполе) – русский, советский писатель, поэт, прозаик. Феликс Кривин – автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии. В 1998 г. выехал на постоянное место жительства в Израиль. 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Содержание предложений 2 и 3 противопоставлено. 2) Предложение 6 поясняет, дополняет содержание предложения 5. 3) Предложения 25–31 содержат описание. 4) Предложения 1–5 содержат повествование. 5) Предложение 31 содержит вывод из 30. 24. Из предложения 4 выпишите фразеологизм. 25. Среди предложений 3–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Перед нами своеобразная басня-сказка в прозе. Естественно, что ведущим приёмом текста является (А)_____ : под пером автора предметы оживают, вступают в общение друг с другом, что передано с помощью (Б)_____ (предложения 12–17, 22–24). Обыгрывая присущие своим персонажам свойства и качества, Кривин заставляет читателя задуматься над «человеческим» смыслом этой истории. Так, авторская оценка персонажей выражена с помощью (В)_____ («Кремень» — «Растрескавшийся Камень»). Для характеристики героев использовано и такое лексическое средство выразительности, как (Г)_____ («старые, высохшие и потрескавшиеся комья глины»). Прочитав философскую сказку Феликса Кривина, каждый должен задуматься о своём отношении к жизни. Список терминов: 1) ряд однородных членов 2) олицетворение 3) метонимия 4) эпитеты 5) звукопись 6) вопросно-ответная форма изложения 7) диалог 8) антитеза 9) восклицательные предложения 27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |