компьютерная зависимость. Потудинский А.проект и. Проект Тема Компьютерная зависимость у подростков
Скачать 61.93 Kb.
|
Муниципальное автономное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар СОШ №74 имени Виктора Васильченко Проект Тема: Компьютерная зависимость у подростков Проект подготовил: Потудинский Александр Сергеевич ученик 9 «б» класса Руководитель проекта: Войтехович Татьяна Александровна Учитель информатики г. Краснодар 2022-2023 учебный год Оглавление Введение...........................................................................................................................3 1.История, признаки компьютерной зависимости……………………………4 1.1 История возникновения.................................................................................................4 1.2 Уход в виртуальный мир. Вред или польза....................................................5 1.3 Признаки проявления. компьютерной зависимости........ .....................................7 II. Анализ использования общения в Интернете...............................................9 2.1 Анализ опроса «Компьютерная зависимость у подростков» ...........................9 2.2. Способы побороть зависимость.............................................................................10 Заключение................................................................................................................11 Список литературы..................................................................................................12 Приложение 1...................................................................................................14 Приложение 2 15 Введение Часто ли вы встречаете людей страдающих компьютерной зависимость? Наличие компьютера и доступа в Интернет еще совсем не означает формирование зависимости в скором времени. Так почему одни дети привязываются к «игрушке», а другие способны контролировать время нахождения в сети? В действительности только одна большая причина заставляет подростка проводить большее количество времени за компьютером. Актуальность проекта: в настоящее время трудно представить нашу жизнь без мобильного телефона, компьютера и конечно сети интернет, а вместе с этим и социальных сетей. И как же молодому, растущему, развивающемуся человеку не запутаться и не попасть в зависимость от такого разнообразия? Какое место в нашей жизни занимают социальные сети? Проблема: влияние интернета на зависимость среди подростков в современном информационном мире. Объект исследования: зависимость подрастающего поколения от компьютеров и их влияние. Предмет исследования: предпочтения взглядов на общение в современном мире. Цель проекта: изучить уровень влияние компьютерной зависимости в современном мире. Задачи проекта: 1. Изучить материалы из интернет-источников, книг, журналов по выбранной теме. 2. Изучить мнения специалистов (психологов, ученых). 3. Выявить основные социальные сети, с помощью статистических данных и других исследований. 4. Провести опрос среди учащихся школы №74 на тему «Социальные сети». 5. Определить, как избежать зависимости от социальных сетей и создать памятку. Методы исследования: анализ литературы и интернет-источников, исследование и изучение способов общения людей, опрос, беседа. Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что она позволила расширить, уточнить и обосновать знания о компьютерной зависимости подростков. Практическая значимость: Рекомендации, разработанные в результате исследования, можно применять педагогам, классным руководителям, родителям при воспитании детей. Продукт: Памятка «Как избежать компьютерной зависимости». I. История, признаки компьютерной зависимости 1.1 История возникновения. Виртуальный мир в 21 веке являются неотъемлемой частью жизни миллиардов людей. Мы общаемся в нем с друзьями, родственниками, узнаём новости, заводим новые знакомства, делимся своими мыслями и событиями из жизни. явление компьютерной зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с конца 80-х годов. Первыми с ним столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, которые используют в своей деятельности Интернет и несут потери в случаях, когда у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в сети. У рабочих уменьшается работоспособность, рассеивается внимание, и хотя физический вред здоровью при компьютерной зависимости не настолько очевиден, как, например, цирроз печени при алкоголизме, риск для здоровья все-таки существует. Появляется усталость, иммунная система человека становится ослабленной, после чего повышается вероятность заболевания. К тому же, сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение - к различным заболеваниям глаз. Спустя 20 лет проблема зависимости не куда не исчезла, а только набрала обороты, но в нынешней реальности у нее есть и плюсы что без условно ставит перед нами вопрос. Это вред или польза? 1.2. Уход в виртуальный мир. Вред или польза. Психологи выделяют различные причины ухода в виртуальный мир: • Любопытство. Очень часто люди проводят свое время компьютере ради того, чтобы наблюдать за жизнью конкретных людей, будь то знаменитость или, например, понравившаяся девушка. Постепенно круг «наблюдения» начинает расширяться и вы уже следите за жизнью десятков незнакомых людей. Другой вопрос – почему людей это так интересует? Это может быть как из за любопытства так и из за глубокого чувства одиночества. • Всегда на связи. Благодаря телефонам можно с лёгкостью оставаться на связи практически всегда. В нет тех официальностей и сложностей, как, например, в почтовой переписке. Можно написать в чат и получить быстрый ответ, позвонить не только по аудио, но и по видеосвязи, отправить фотографию и т.д. • Человеческое эго. В разной степени, но всё же каждый человек хочет быть признанным, значительным, любит внимание и желает, чтобы его успехи и достижения кто-нибудь, да заметил. Люди делятся в своих аккаунтах новыми машинами, дорогими подарками, путешествиями, а то и просто хвалятся вкусным обедом или видом из окна. Лайки, 5 просмотры создают иллюзию признания, дарят желаемое внимание и ощущение значимости. • Личный архив. Интернет позволяет сохранять огромное количество личной информации: фотографии, музыка, контакты, переписки. Очень удобно, что всё доступно в одном месте. Фактически социальные сети не редко становятся архивом нашей жизни и хранилищем воспоминаний и другой информации, поэтому потеря аккаунта способна обернуться трагедией. • Работа и реклама. В 21 веке появилось большое количество профессий, связанных с социальными сетями, люди ведут чужие аккаунты, решают вопросы в технических аспектах, занимаются маркетингом и продвижением страниц и т.д. Многие фирмы и компании создают страницы в социальных сетях, как способ рекламы и привлечения клиентов, даже есть небольшие магазины, которые продают свой товар только на платформах соцсетей. Так же люди зарабатывают на блоггерстве или продаже, например, рукодельных изделий. • Новые знакомства. Социальные сети - это простой способ обзавестись новыми знакомыми с общими интересами. Многие познакомившиеся в интернете люди становятся хорошими друзьями и партнёрами. Чаще всего в сети познакомиться намного проще, чем в жизни, но, разумеется, стоит соблюдать осторожность. • Вход в другие сервисы. Крупные соцсети часто предоставляют такую удобную возможность, как синхронизация с другими сервисами, сайтами и приложениями. Не обязательно заново регистрироваться и 6 каждый раз вводить пароль, достаточно привязать свой аккаунт в соцсети. Таким образом сейчас большинству сложно представить свою жизнь без социальных сетей, будь то общение, заработок или обычная психологическая потребность, но так сложилось что все это удобство со временем начало перерастать в тяжкую зависимость. Интернет расширяет рамки общения. Люди из разных уголков Земли переписываются в чатах, создают группы по интересам, наблюдают за жизнью блогеров. Человек, которому трудно завести друзей в реальной жизни, который боится отвержения и критики, увлекается виртуальным общением. Анонимность, возможность создать любой образ себя раскрепощают, снимают неуверенность в себе. Онлайн-общение компенсирует или заменяет реальное. Интернет-зависимый человек избегает встреч с друзьями, разговоров с родственниками. старается свести социальные контакты к минимуму – работать удаленно, заказывать еду и одежду в интернет-магазинах с доставкой. Доклинический – на этом этапе перемены в поведении носят стертый, неявный характер. На этой стадии можно Избавиться от нарастающей потребности на этой стадии можно с помощью правильной расстановки приоритетов, профилактических бесед и логических суждений. Период клинических изменений личности – стадия развития психической зависимости, появление навязчивых мыслей об игре и формирование поискового поведения (стремления найти возможность сыграть в любой ситуации). Клиническая зависимость – данный период характеризуется изменениями в психоэмоционально-волевой сфере, происходит обеднение эмоций, проявляются такие черты характера, как черствость, жесткость, безразличие по отношению к родным. Этап структурных изменений личности – на этой стадии еще больше уплощаются эмоции, утрачивается рациональное мышление в угоду магическим, символическим представлениям. Игроман подмечает «символы», «знаки», помогающие прогнозировать исход игры. Зависимый человек становится безразличным к происходящему вокруг него. Эмоции яркой окраски возникают только в процессе игры. 1.3 Признаки проявления компьютерной зависимости Проявления зависимости: Нежелание подростка, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью) отвлечься от работы на компьютере. Раздражение подростка, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью) при вынужденном отвлечении. Неспособность школьника, страдающего компьютерной зависимостью, спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером. Расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера. Забывание подростком, страдающего компьютерной зависимостью, о домашних делах, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере. Пренебрежение подростком, страдающим компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером. Злоупотребление подростком, страдающим компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), кофе и другими подобными психостимуляторами. Готовность школьника, страдающего компьютерной зависимостью забыть про реальный мир Причины: Нехватка поддержки и одобрения. Неудовлетворенная потребность в общении и поддержке провоцирует постоянную проверку мессенджеров, электронной почты, соцсетей. Человек, получая очередное сообщение, чувствует личную значимость. И боится, что, если не ответит вовремя, его перестанут принимать и «любить». Иллюзия достижения целей. В компьютерных играх появляется возможность строить замки, создавать семью, накачивать мышцы, не прилагая усилий, которых требует реальность. Если не получается сразу, пройди уровень еще раз. Создается иллюзия достижений: виртуальный герой совершенствуется, получает блага, предусмотренные игрой. А зависимый игрок чахнет перед монитором, в настоящей жизни ничего не меняется. Недостаток эмоций, Нехватку собственных впечатлений компенсируют игры, фильмы, чужие фотографии, видео. Такие эмоции похожи на фастфуд, когда человек вместо сбалансированного обеда утоляет голод бургером. Изо дня в день. Для ярких событий в собственной жизни нужна активность. Куда проще подсматривать за чужими приключениями, кликая мышкой, подпитываться эмоциями других людей. Безопасность. В компьютерных играх нет рисков для здоровья и материального благополучия. Создания фейковых страниц в соцсетях позволяет оставлять откровенные комментарии, спорить, доказывать свою точку зрения. В виртуальной реальности люди смелее предпринимают попытки завести дружеские или романтические отношения. Если что-то пойдет не так, можно забанить (удалить из друзей) занести оппонента в черный список. Выхода из зоны комфорта Виртуальная реальность совсем иная. Здесь не надо ничего решать. А если и требуется сменить героя в игре или ответить на форуме, то это не оказывает непосредственного влияния не выходя из зоны комфорта Не хватает внимания от родителей. Трудности в общении со сверстниками, «травля» ребенка в школе. Неуверенность в себе, комплексы, стеснение в реальном общении. Тяга к новому. Желание не отставать от модных тенденций Довольно часто непринятие себя сопровождается разными аватарками помогающими так или иначе скрыть свою настоящую личность существует целая теория аватарок. Согласно ей, картинка, которую мы выбираем как иллюстрацию своего аккаунта, может о нас многое рассказать. Например, если на аватарке животное, то человек скорее всего ассоциирует себя с каким-то качеством, которое по его мнению присуще этому зверю, и имеется у него. Кошка, например, может обозначать ласку, игривость или независимость. Собака — преданность, лев — силу и смелость. «Злые» и агрессивные аватарки размещают ранимые люди, избегающие суеты и чрезмерного общения. Субъект, который не принимает себя, не может принять и других людей. А также он не способен полюбить. Он не умеет принимать и говорить комплименты, заботиться о ком-то. Только приняв себя, человек может стать открытым и доброжелательным по отношению к другим. Непринятие себя вызвано внутренним конфликтом – противоречием Я-реального (то, какой человек в настоящий момент) и Я-идеального (каким человек хотел бы быть). Проблема в том, что у травмированных людей эти образы искажены. Они не могут составить объективный образ Я-реального и создают недостижимый конкретно для них образ Я-идеального. . II. Анализ использования общения в Интернете 2.1. Анализ опроса Наиболее предпочитаемые виды деятельности девочек в возрасте от 12 до 17 лет резко отличается от видов деятельности, которые предпочитают мальчики этого же возраста. Процент девочек в возрасте 12-13 лет, увлекающихся компьютерными играми также высок, как и у мальчиков в этом же возрасте. Девочки всех представленных категорий возрастов в основном отдают предпочтение общению с друзьями, чтению, как источнику полезной информации, прослушиванию музыки. Входе анализа опроса небольшая зависимость 2 полное отсутствие 3 высокая зависимость 4 средний уровень Диаграмма прямо говорит о том что в современном мире зависимость все же имеется и причем растет не стоит забывать что из небольшой зависимости можно плавно перейти высокую и тогда средний уровень значительно опуститься так как нить довольно тонка а людей с полным отсутствием не так уж и много Способы побороть зависимость Лечение компьютерной зависимости у взрослых и лечение компьютерной зависимости у подростков может отличаться кардинально, хотя будет иметь очень много схожих причин и симптомов. Психологи учат не только перебарывать психологические проблемы, но и принимать себя. Чаще люди бегут от самих себя, чем от других проблем или реальности. Любить себя очень важно. Также очень важно прорабатывать ответственность и решительность. Если вы не умеете противостоять жизненным трудностям и отрицаете собственную значимость, то нужно начать бороться с этим. Обязательно необходимо добиться изменений в настроении. Нужно найти интересные занятия и хобби в реальной жизни. А также важным этапом будет и формирование позитивного мышления. С опытным специалистом вы сможете добиться только положительного результата. Поэтому, пожалуйста, если не уверены в своих силах, обратитесь к специалисту, чтобы сократить время не реальной жизни. Для начала необходимо устранить дискомфортное состояние. Повысить стрессоустойчивость и устойчивость к фрустрации. Способы: На время можете установить ограничение, установив таймер. Когда он погаснет, закройте и выключите компьютер. Уходите и займитесь чем-нибудь другим. Вы можете попросить семью, друзей или соседей по комнате помочь вам ввести ограничение. Они могут отобрать у вас компьютер на определенное время или убедиться, что вы держитесь подальше от него в определенные часы. Попробуйте делать больше занятий для себя. Чем больше вы заняты, тем меньше времени вам приходится проводить за компьютером. Спросите друзей или родственников, сколько времени, по их мнению, вам разумно проводить за компьютером каждый день. Постарайтесь ограничить время работы за компьютером двумя часами или меньше Заключение Исходя из опроса я пришел к выводу что небольшая часть подростков все же имеет склонность к зависимости я могу предположить, что это связано с высоким уровнем повседневности, потому постоянное время при провождение в соц сетях и различного вида играх заметно увеличивается у некоторых она полностью отсутствует возможно люди ведут более активный образ жизни и не так сильно привязаны к виртуальному миру. Другая часть признает факт того что, зависимы довольно долго, и уже н могут жить без этого. Однако факт того что они признают свою зависимость уже говорит о их пути к нормальному время при провождению в интернете и средний уровень является нормой. Человек проводит нормальное количество времени как в реальном мире, так и на различных сайтах. Список литературы Леонтович, О.А. Проблемы виртуального общения / О.А. Леонтович // Полемика. 2000. № 7.Режиим доступа. h1. http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo Климкович, Е.А. Компьютерная зависимость: реальная и виртуальная жизнь современных подростков / Е.А. Климкович. – М., 2011. Приложение 1 Памятка «Как избежать компьютерной зависимости» Вы можете установить ограничение, установив таймер. Когда он погаснет, закройте и выключите компьютер. Уходите и займитесь чем-нибудь другим. Вы можете попросить семью, друзей или соседей по комнате помочь вам ввести ограничение. Они могут отобрать у вас компьютер на определенное время или убедиться, что вы держитесь подальше от него в определенные часы. Попробуйте делать больше занятий для себя. Чем больше вы заняты, тем меньше времени вам приходится проводить за компьютером. Спросите друзей или родственников, сколько времени, по их мнению, вам разумно проводить за компьютером каждый день. Постарайтесь ограничить время работы за компьютером двумя часами или меньше. Физические упражнения могут стать отличным способом отвлечься от компьютера. Это сохраняет ваше тело здоровым и выделяет эндорфины, гормоны, которые заставляют вас чувствовать себя хорошо. Попробуйте что-нибудь, что может сравниться с тем, что вам нравится на компьютере. Например, если вам нравятся компьютерные игры, связанные с исследованием новых мест, попробуйте отправиться в поход в лес. Если вам нравятся компьютерные игры, в которые вы играете с другими людьми, попробуйте заняться командным видом спорта. Займитесь творчеством, например, музыкой или искусством. Если вы не уверены, с чего начать, вы можете записаться на занятия. Вы также можете попросить друзей выполнить это упражнение вместе с вами, если вы не хотите делать это в одиночку. Если вам нравится заниматься дизайном на компьютере, вам может понравиться урок рисования. Если вы используете компьютер для чтения и изучения мира, попробуйте сходить в музей или на лекцию. Если вы часто совершаете покупки в Интернете, отправляйтесь в центр города или в местный торговый центр. Вы можете взять на себя обязательство использовать компьютер только на кухне, в библиотеке, в кафе или в доме друга. Выбирайте друзей, у которых здоровые отношения с компьютером. Планируйте проводить время вместе вне дома, занимаясь делами, которые не связаны с компьютерами или не требуют их. Если вы хотите играть в игры вместе, играйте в настольные игры или игры на свежем воздухе. Если вы хотите посмотреть фильм, сходите в местный кинотеатр. Вы также можете вместе готовить еду или ходить в ресторан, гулять или даже слушать музыку на компакт-диске или проигрывателе. Приложение 2 Опрос . 1 небольшая зависимость 2 полное отсутствие 3 высокая зависимость 4 средний уровень |