Главная страница
Навигация по странице:

  • Создание и история партии « Алаш »

  • Всеказахские сьезды.

  • Программа «Алаш».

  • аа. Программа Алаш 5 Цели 6 Репрессии 7 Роль Алихана Букейханова


    Скачать 23.56 Kb.
    НазваниеПрограмма Алаш 5 Цели 6 Репрессии 7 Роль Алихана Букейханова
    Дата30.01.2022
    Размер23.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаReferat.docx
    ТипПрограмма
    #346584

    План реферата

    1)Введение

    2)Создание и история партии Алаш

    3)Всеказахские сьезды

    4)Программа «Алаш»

    5)Цели

    6)Репрессии

    7)Роль Алихана Букейханова

    8)Алаш Орда и белые

    9)Устройство и армия

    10)Итог

    Введение.

    Возникновение национально-патриотического движения казахского народа в начале ХХ века было исторически закономерным и справедливым событием. Основной причиной возникновения движения являлись возникновение и рост национального самосознания и понимания национальных интересов у самой передовой части казахского народа того времени – казахской демократической интеллигенции и поступательное развитие казахского общества в условиях колониальной политики царизма. Самодержавие насильно разобщало исторически сложившийся единый народ, разделив управление им на самостоятельные административные органы, изъяв древние земли казахов, насаждая такую систему образования, которая привела бы к исчезновению родного языка и культуры казахского народа. Все это вело к конфликту между царизмом и народом во главе с передовыми представителями казахской демократической интеллигенции Букейхановым, Байтурсыновым и др. К началу XX века стало ясно, что самодержавие изживает себя. Первая русская революция 1905-1907 годов докатилась и до казахской степи. Именно к этому времени относится формирование движения «Алаш». Профессор Дина Аманжолова в своей статье «Партия Алаш. Истоки национальной демократии» пишет: «Немногочисленная казахская интеллигенция начала XX века, трудившаяся на ниве народного образования и просвещения, науки и литературы, социально-правовой сферы, закономерно стала тем критически мыслящим центром сосредоточения вековых надежд, устремлений и ценностных ориентиров, которые составляли существо духовной жизни казахского общества, выражали самые острые проблемы его жизнедеятельности. Просветительские инициативы будущих алашординцев (лидерами движения были Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мухамеджан Тынышпаев, Миржакып Дулатов), создание периодической печати, решительное включение в политическую борьбу в составе социалистических, либеральных, мусульманских организаций, партий и движений, уникальный по богатству и разнообразию опыт сотрудничества с многочисленными общественными деятелями, учеными и политиками дали замечательные плоды. Через попытку создать самостоятельную партию, через бурные дебаты в первой национальной газете «Казах», через короткий опыт парламентаризма и многотрудную практику защиты народных интересов в страшном 1916 году сформировался замысел и развернулась масштабная деятельность по созданию общенациональной партии как наиболее подходящего инструмента этнополитической консолидации общества». Алашское движение впервые в истории казахского народа озаботилось вопросом модернизации своей страны. Движение Алаш – национально-освободительное движение против колониальной политики Российской империи в первой четверти ХХ в. В начале прошлого столетия большая часть территории казахов стала собственностью российского государства, резко увеличилось количество переселенцев, коренное население насильственно вытеснялось с обжитых земель. Борьбу против политики царизма возглавила национальная интеллигенция. В этих условиях лидеры казахского либерально-демократического движения, учитывая быстро меняющуюся революционную ситуацию и прямо противоположные друг другу цели политических сил, приняли решение ускорить проведение общеказахского съезда.

    Создание и история партии « Алаш »

    Алашское движение возникло в результате социально-экономических, общественно-политических и духовно-культурных изменений, произошедших в Казахстане в конце XIX — начале XX веков. Центральным элементом движения явилась общенациональная партия «Алаш», организованная в июле 1917 года. С самого начала, участвуя в общественно-политической жизни, партия «Алаш» своими главными задачами считала достижение двух целей: освобождение казахского народа от колониального ига и обеспечение будущего вхождения казахского общества в цивилизованное мировое сообщество. По своей социальной природе партия «Алаш» являлась политической организацией разночинной казахской национально-демократической интеллигенции. Она стремилась приспособить Казахстан начала XX века к буржуазно-капиталистическим отношениям. Этого предполагалось достичь эволюционным путем – посредством реформ. Поэтому она отвергала идеи и лозунги Октябрьской революции 1917 года и в годы гражданской войны стала союзницей антисоветских и антибольшевистcких сил. В этом противостоянии партия «Алаш» и правительство «Алаш-Орды» потерпели поражение. После Октябрьской революции жизнь народа ухудшилась, политические силы были разрознены.В июле 1917 г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на котором рассматривались вопросы государственного управления, автономии, участия в Учредительном собрании, образования политической партии, земельный, о народной милиции, образовании, суде и другие вопросы. Главным решением съезда было: отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе «демократической, парламентской и федеративной Российской республики». Знаменательной вехой на съезде было то, что на съезде был решен вопрос об образовании партии «Алаш».Организаторами партии «Алаш» стали Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Халел Досмухамедов и другие представители казахской интеллигенции либерально-демократического направления, а она представляла из себя общеказахскую национально-демократическую организацию. В партию вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев и др. В партию «Алаш» входили представители различных слоев казахского общества. Правительство Алашской автономии осуществляло свою деятельность в очень сложном положении. Оно начало создавать в степных районах местные органы власти. Центральные районы страны контролировались из города Жана Семей, а западные — из аула Джамбейты, имелось также Тургайское отделение управления. Они создавали новые суды и органы милиции. По сведениям ряда источников, в 1920 году А. Букейханов призывал молодежь, подверженную идеям «Алаш» и не замеченную прежде в открытых выступлениях против советской власти, вступать в партию большевиков, войти в доверие новой власти и посредством этого служить национальным интересам. В условиях советской власти этот призыв лидера казахской интеллигенции был своеобразным выходом из сложившейся ситуации. У партии Алаш был и свой девиз «Оян, қазақ!» , что переводится как «Проснись,Казах!». Девиз имел и свой смысл, лидеры партии призывали казахский народ «очнутся» , чтобы они увидели всю проблему колониального гнета над казахским народом. Также имелась и собственная партийная печать, называлась газета «Казах». Казах (каз. Қазақ) — общественно-политическая и литературная газета, публиковавшаяся в период между 1913 и 1918 гг. В качестве символа газета использовала изображение юрты — один из символов казахского народа. По словам представителей казахской интеллигенции, это означало желание, чтобы «у казахов получило распространение европейская наука и искусство.Всего было выпущено 265 номеров этой газеты. В 1914 году у газеты было 3007 подписчиков. При газете существовал благотворительный фонд помощи казахским студентам. В марте 1918 года типография газеты была ликвидирована по решению Тургайского областного съезда Советов.

    Всеказахские сьезды.

    21-28 июля 1917г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд. В его работе приняли участие представители 6 областей – Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, Семиреченской, Ферганской, а также Букеевской орды. Председателем съезда был Халил Досмухамедов. На нем было рассмотрено 14 вопросов: форма гос. управления; автономия в казахских областях; земельный вопрос; народная милиция; земство; просвещение; суд; религия; женский вопрос; подготовка в учредительное собрание депутатов из казахских областей; Всероссийский мусульманский съезд «Шура-и-Ислами»; казахская политическая партия; о положении в Семиреченской области; о посылке из казахов на съезд федералистов всей России, а также в учебную комиссию. По всем вопросам были приняты конструктивные резолюции национально-демократического содержания. На этом съезде было решено создать казахскую национальную партию «Алаш». Съезд обсудил вопрос о подготовке к Учредительному собранию, в список кандидатов в депутаты был внесен 81 человек — представители всех регионов Казахстана, а также казахских общин Бухары, Ферганы и Хивы. Среди них были руководители газеты «Казах», лидеры казахского национально-либерального движения А. Букейханов, А. Байтурсынов, лидеры регионов: А. Ермеков, X. Габбасов (Семипалатинск), Ж. Досмухамедов, X.

    Программа «Алаш».

    Программа "Алаш" была составлена А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, Т. Жаждибаевым, А. Бирмекановым. Она состояла из десяти параграфов и была опубликована в газете "Казах" 21 ноября 1917 года. В программе партии говорилось о том, что Россия должна стать демократической, федеративной республикой. Субъекты федерации "автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах". Государственное устройство России должно включать Учредительное собрание, Государственную думу, Президента, Совет министров. Выборы органов государственной власти должны быть прямыми, равными, тайными. Автономия казахов на принципах равенства с другими народами федерации.

    Как пишет далее профессор Д. Аманжолова в своей статье: «Среди наиболее значимых задач модернизации, которые составили программу «Алаш», трансформация экономических основ жизнедеятельности казахов, их традиционного хозяйства: определить масштабы, темпы, условия адаптации к рыночным условиям, баланс между кочевым скотоводческим, оседлым скотоводческим и земледельческим типами организации. Кроме того, лидеры движения стремились создать политико-правовую базу для реализации особо чувствительных нужд и запросов в сфере свободы вероисповедания, прав личности и гражданина, национального равноправия в полном объеме. В числе задач было и радикальное повышение грамотности, развитие национальной школы, формирование современной общей и особенно политико-правовой культуры; включение элиты и широких масс в реальный политический процесс через представительные органы, политические партии и общественные организации, органы управления и самоуправления. Важно отметить, что широко образованные лидеры зарождавшейся партии сумели предложить наиболее адекватную в тех условиях систему мер, творчески используя лучшие теоретические и идейные наработки, имевшиеся тогда в арсенале общественно-политической мысли». В программу «Алаш» входили следующие 10 параграфов.

    1.Государственное устройство. Россия должна быть демократической федеративной республикой. Каждое государство, входящее в федеративную республику, являясь самостоятельным, действует в единении с другими государствами — членами федерации…

    2.Местная свобода. Автономия казахов слагается из областей, населенных ими, и составляет часть Российской федеративной республики.

    3.Основное право. В Российской республике все являются равноправными без различия вероисповедания, происхождения, пола.

    4.Религия. Религия отделяется от государства… Все религии равноправны.

    5.Власть и суд. Власть и суд должны строиться в соответствии с особенностями каждого народа. В районах, где казахи составляют большинство, языком суда является казахский.

    6.Защита народа. Для защиты народа должно быть войско…

    7.Налог. Взимание налогов производится по степени богатства и имущественного состояния.

    8.Рабочие. Рабочие должны защищаться законом… Партия Алаш поддерживает в этом вопросе программу меньшевистской группы социал-демократов.

    9.Развитие науки и просвещения. Образование должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях бесплатно.

    10.Земельный вопрос. В основу должно ложиться владение землей в первую очередь коренного населения…

    По вопросу о времени объявления автономии съезд разбился на два течения. Представители Уральской, отчасти Сыр-Дарьинской области и Букеевской орды доказывали необходимость немедленного объявления автономии. Делегаты других областей полагали объявление предоставить центральному народному совету, по организации милиции и по окончании переговоров с киргизских населением Туркестанского края и с другими народностями, живущими в киргизских областях. Вопрос этот был поставлен на поименное голосование. За немедленное объявление автономии проголосовали 33 делегата. Против немедленного объявления автономии проголосовало 40 делегатов, среди них: Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Магжан Жумабаев, Миржакып Дулатов. Воздержались три делегата: Мустафа Чокай, Азимхан Кенесарин и Ахмед Чегиров. Таким образом объявление автономии Алаш было отложено на неопределенный срок до проведения съезда народного совета Алаш.

    В период установления Советской власти взаимоотношения партии «Алаш» с новыми властями по существу не перешли от контактов к компромиссам. В ряде городов – Петропавловске, Перовске, Аулие-Ате, где в местных Советах главенствовали радикальные элементы РСДРП, активисты «Алаш» подверглись репрессиям. Лишь в Семипалатинске, Верном и в некоторых других местах между ними наладилось хрупкое и недолговременное сотрудничество. С середины 1919 года начинается переход отдельных представителей, в том числе и лидеров «Алаш-Орды», на сторону Советской власти, к концу года он принимает массовый характер, чему способствовала широкая амнистия участников алашского движения, сыгравшая большую роль в его окончательном организационном распаде. Алашское движение возникло в результате социально-экономических, общественно-политических и духовно-культурных изменений, произошедших в Казахстане в конце XIX — начале XX веков.


    написать администратору сайта