|
Теоретические и методические основы организации продуктивных вид. Программа Цветные ладошки, Лыкова И. А. Программа От рождения до школы
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Будникова Анна Максимовна
Преподаватель:
Харланова Юлия Викторовна
Задание 1
1. Проанализируйте основные положения парциальной и комплексной программ воспитания и развития продуктивной деятельности дошкольников:
1) «От рождения до школы»;
2) «Цветные ладошки».
Результаты анализа отразите в таблице:
Основные положения
| Программа
«Цветные ладошки», Лыкова И.А.
| Программа
«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
| Концепция программы (основные цели)
| Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Она создана как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей в процессе приобщения к культуре, формирования опыта художественной деятельности и общения, развития уникальной личности каждого ребенка. В основу программы заложена педагогическая модель художественно-творческого развития детей в изобразительной деятельности.
| Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.
| Принципы построения программы
| Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ:
►принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
► принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
►принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
► принцип развивающего характера художественного образования;
►принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
►принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
► принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
► принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
► принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
► принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
► принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
► принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
► принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
► принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
| Программа «От рождения до школы»: • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования); • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; 10 • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
| Структура
| I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА -Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации программы - Объем учебного времени - Срок освоения программы - Форма проведения учебных занятий -Цель и задачи программы - Обоснование структуры программы -Методы обучения
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА - требования к уровню подготовки обучающихся - формы и методы контроля IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
| Пояснительная записка. Организация жизни и воспитания детей. Содержательная часть по возрастным группам. Итоговые результаты освоения Программы. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Работа с родителями. Коррекционная работа. Рекомендации по составлению перечня пособий.
| Разделы
| Оглавление
Целевой раздел:
Цель и задачи Программы; Значимые характеристики для разработки и реализации Программы.
Планируемые результаты освоения Программы
Оценивание качества образования.
Содержательный раздел:
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Вариативные формы, способы, методы реализации Программы в образовательной деятельности.
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Календарно-тематическое планирование НОД (рисование)
Работа с семьями воспитанников.
Организационный раздел:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Обеспеченность учебно-методическими материалами.
Организация образовательной деятельности.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Приложение
| Введение
Целевой раздел: Цели и задачи реализации Программы, Принципы и подходы к формированию Программы, Отличительные особенности Программы, Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы, Планируемые результаты освоения Программы, Целевые ориентиры, Система оценки результатов освоения Программы Содержательный раздел: Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа), Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1-2 лет (первая группа раннего возраста), Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей от 2 лет до школы, Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы, Коррекционная и инклюзивная педагогика. Организационный раздел: Примерный распорядок дня детей от рождения до 1 года (младенческая группа), Примерный распорядок дня детей 1-2 лет (первая группа раннего возраста), Примерный распорядок дня детей от 2 лет до школы, Культурно-досуговая деятельность (особенности традиционных событий, праздников, мероприятий), Условия реализации, Рекомендации по написанию основной программы ДО Программы Приложения
Глоссарий
Список нормативных документов и научно-методической литературы
|
Задание 2
Вы являетесь руководителем методического объединения молодых коллег. Как опытному воспитателю вам, предстоит грамотно сформулировать цель занятия и задачи, учитывая специфику продуктивных видов деятельности.
Определите и составьте цель и программные задачи (образовательные: изобразительные умения, технические навыки; развивающие; воспитательные) к занятию по рисованию во II младшей группе по теме «Леденцы на палочке». Цель:
учить детей отображать в своих рисунках мир игрушек, который их окружает; совершенствовать навыки рисования предмета «Леденцы на палочке», которые состоят из нескольких частей круглой формы, но разных по размеру; учить рисовать в определенной последовательности изображение леденца и размещать рисунок посередине листа; рисовать крупно -продолжать закреплять навыки рисования гуашевыми красками , промывать кисточку; расширение опыта тактильных ощущений, наблюдательности; тренировка глазомера, мелкой моторики; развитие творческих способностей и навыков передачи окружающих реалий в самостоятельно выполненных работах.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами и техниками доступными в этом возрасте; Учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, характеристикой изображаемого предмета, объекта, явления; Показать выразительные возможности цвета; Учить экспериментировать при работе с цветом: смешивать цвета разными способами. Учить работать от пятна, добиваясь получения какого-нибудь изображения, имеющего общее сходство с реальными предметами, объектами; Учить выделять при восприятии и рисовании знакомые геометрические формы в предметах; научить приёмам изображения прямолинейных и кругообразных форм простых объектов, передавая их цвет и форму;
Развивающие:
Отрабатывать навык правильного захвата карандаша (тремя пальцами) и основных действий кистью (набирать краску, убирать её излишки о край стакана, промывать кисть, следить за направлением кисти по листу — делать мазки в одном направлении, вести кисточку по ворсу); Развивать пространственное мышление и тренировать навык размещения композиции рисунка в центре листа; Формировать умение пользоваться изобразительными материалами; Формировать умение смешивать цвета разными способами: наложение, вливание, смещение;
Развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение простых линий; Формировать чувство цвета, формы, элементарных композиционных умений; Развивать: наглядно образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания абстрактных композиций; наглядно-действенное мышление в процессе изобразительных поисков для получения образа; Расширять словарь ребёнка специальными понятиями: цвет, светлый оттенок, тёмный оттенок, смешение цвета, композиции, линия горизонта, блик, далеко, близко; Развивать память, воображение.
Воспитательные:
Пробуждать интерес к рисованию, воспитывать эстетический вкус; Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами; Воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога; Воспитывать чувство гармоничной передачи оттенков (дети оценивают сочетания цветов на свой вкус, давая оценки «красиво»/«не красиво»).
Задание 3
Вы являетесь воспитателем средней группы и во время на занятия по рисованию на тему «Волшебный цветочек» один из ваших воспитанников отказался выполнить работу, объяснив это так: «Это мне не интересно, не буду рисовать цветочки!»
Вопросы:
Каким образом вы можете заинтересовать мальчика этой темой занятия? Предложите интересные и нестандартные методы мотивации. Свой ответ обоснуйте.
В данном случае можно предложить ребенку порисовать другим способом: например «Ладошками» или порисовать вместе с воспитателем.
Усилить мотивацию ребенка может поощрение. Таким поощрением для некоторых детей может быть сам рисунок или поделка (подарим маме, смотри, как ты смог, как красиво) или - обещание чего-либо приятного по окончании работы (закончим и пойдем пить чай или закончим и пойдем на физкультуру).
Нельзя детей заставлять, поэтому можно предложить ребенку нарисовать цветок таким, каким он его видит, т.е. подключить воображение и придумать свой собственный цветок, отличный от других.
2. Объясните, какой принцип нужно учитывать при планировании работы с детьми? Подтвердите ваш ответ примерами и пояснениями.
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить.
Задание 4.
В тихий час в методическом кабинете детского сада шёл практикум по перспективному планированию занятий. Коллеги вытягивали задания, их решали и обсуждали в ходе практикума. Вы вытянули тему для обсуждения «Планирование занятий по аппликации».
1. Расположите темы занятий по аппликации в порядке усложнения от простого к сложному.
Возрастная группа
| Темы занятий
| Приёмы обучения вырезания
| Средняя группа
| «Бусы на елку»
«Угостим ежика яблоками и ягодами»
«Неваляшка»
«Грибок»
«Матрёшка»
Машина «Скорая помощь»
«Лодка с парусом»
Детский сад»
| В течение учебного года дети должны овладеть различными элементарными приемами вырезания: правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой, делать косые срезы и вырезать предметы округлых форм. Технические приемы работы ножницами дети осваивают постепенно. Процесс этот длительный, требующий неоднократных повторений, упражнений, но упражнения должны быть доступными и интересными. При обучении воспитатель использует информационно-рецептивный метод (обучающий).
| Старшая группа
| «Ваза с цветами»
«Бокал»
«Девочка в нарядном платье»
«Снегурочка»
«Петрушка на елке»
«Кувшин» (коллективная)
«Полет на луну»
«Весенний хоровод»
| В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по обучению детей технике вырезания. Вводится симметричное вырезание, силуэтное вырезание, вырезание из бумаги, сложенной гармошкой. Обучая вырезания предметов симметричной формы, воспитатель использует информационно-рецептивный метод, т.е. полный показ и объяснение способов вырезания.
| Подготовительная группа
| «Рыбки в аквариуме»,
«Фрукты, овощи, грибы» (с натуры),
«Пингвины на льдине»,
«Уточки плавают в пруду»,
«Праздничный хоровод»,
«Золотой петушок»,
«Вазы с фруктами, ветками, цветами» (с натуры),
«Корабли на рейде» (коллективная аппликация).
| В целом в 6–7 лет воспитанники детского сада систематизируют все те навыки, которыми они овладели ранее. Но всё же акцент в работе делается на:умение пользоваться ножницами для вырезания элементов на глаз, соблюдая пропорции (к примеру, овощи и фрукты), силуэтной и ленточной аппликации (сложность вырезания таких деталей заключается в том, что ребёнок, вырезая отдельные детали, например, очертания лап и хвоста у животного, держит в голове целостный образ изображения, согласуя движение руки с воображаемой формой);составление сюжетных картинок (например, по мотивам сказок), а также композиции, максимально приближенных к реалистичным (натюрморты, пейзажи);выработку навыка делать разметки на бумаге, используя трафарет, шаблон, копировальную бумагу, делая набросок на просвет, на глаз или путём сгибания листа;развитие умения составлять композицию из нескольких элементов, равномерно располагая их на подложке и продумывая декорации каждого (так, к примеру, при выполнении поделки «Дачный домик» дети не только передают все детали реальной картинки — забор, огород, тропинки и пр., но и придумывают украшения самого домика — изразцы на окнах, резьбу на перилах у входа и пр.);отработка обрывного вида аппликации для создания облаков, морской пены и пр.;усложнение комбинаций цветов (ребята практикуются сочетать элементы более 4–5 оттенков в рамках одного сюжета).
При обучении используется репродуктивный метод: упражнения в том или ином способе. Словесные: пояснения, указания, образные сравнения, советы
|
Задание 7
Вы являетесь экспертом конкурса детских рисунков «Мир вокруг нас». На конкурсе вам запомнилась одна из работ.
Проанализируйте работу участника этого конкурса, опираясь на следующие критерии (по Т.С. Комаровой):
√ передача цвета, общего колорита, настроения маленького рисовальщика.
Картина изображена яркими красками. Настроение художника – веселое. Передается ощущение полной гармонии, счастья и радости в семье, а в доме- тепло и уютно;
√ изображение формы, её характерных признаков, деталей.
Деталей в картине не много. Форма соответствует общему эмоциональному состоянию;
√ передача пропорций предмета, его размеров;
Фигуры изображенных людей довольно пропорциональны. Предметы соразмерны друг другу.
√ наличие выразительных образов;
Образы выразительны.
√ композиция (связь главного образа с другими деталями или предметами);
Для рисунка характерна общая композиция. На рисунке изображена семья, которая тесно связана с окружающим ее пейзажем и создает общую эмоциональную связь;
√ ритм, симметрия;
Картина симметрична. Ощущается свой ритм в прописывании каждого элемента картины
√ умение передать динамику, движения.
Художник сумел передать общую динамику. На рисунке фигуры статичны, но показаны движения рук «Приветствие».
Пермь - 2023
|
|
|