Главная страница
Навигация по странице:

  • Навыки сбора информации

  • Навыки запоминания

  • Навыки организации

  • Навыки анализирования

  • Навыки генерирования

  • Развитие представлений о критическом мышлении в истории философии и науки

  • Методология развития навыков критического мышления: использование методов и технологий

  • Учебные Материалы по дисциплине Развитие навыков критичесого мы. Программа дисциплины Развитие навыков критического мышления


    Скачать 198 Kb.
    НазваниеПрограмма дисциплины Развитие навыков критического мышления
    Дата01.12.2020
    Размер198 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебные Материалы по дисциплине Развитие навыков критичесого мы.doc
    ТипПрограмма дисциплины
    #155579
    страница2 из 3
    1   2   3

    Формирующие навыки:

        1. Определение проблем, содержащихся в явном или в скрытом виде новой информации.

        2. Выявление целей: определение направления и целей изучения новоц информации.

    Навыки сбора информации:

        1. Наблюдение: получение информации при помощи одной или более сенсорных систем.

        2. Формулирование вопросов, поиск новой информации через вопросы.

    Навыки запоминания:

        1. Кодирование: хранение информации в долговременной памяти.

        2. Вызов: восстановление информации из долговременной памяти.

    Навыки организации:

        1. Сравнение: выявление черт сходства и различия разных объектов.

        2. Классификация: группировка и обозначение объектов на основе выявленных их признаков.

        3. Представление: презентация новой информации.

    Навыки анализирования:

        1. Идентификация атрибутов и компонентов: определение характеристик или частей основных идей или понятий, содержащихся в новой информации.

        2. Идентификация отношений и понятий: определение причинно-следственных связей.

        3. Идентификация главных идей: идентификация центрального элемента; например, иерархия ключевых идей в сообщении или упорядочивание причин.

        4. Идентификация ошибок: определение логичных заблуждений и других ошибок и , где возможно, выявление вариантов их исправления.

    Навыки генерирования:

        1. Выводы: суммирование, выявление наиболее важной информации или идей.

        2. Предсказывание: предвосхищение событий или следствий на основе имеющейся информации.

    Развитие КМ приводит к следующим результатам:

        • Высокая мотивация обучающихся к образовательному процессу.

        • Возрастание мыслительных возможностей обучающихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

        • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.

        • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.

        • Развитие умения анализировать полученную информацию.

    Человек, пользующийся КМ вырабатывает у себя следующие качества:

    1. Готовность к планированию, т.е. умение предвидеть результат своей деятельности и определять шаги по ее достижению.

    2. Поиск компромиссных решений.

    3. Гибкость мышления, или готовность рассматривать новые варианты, менять свою точку зрения и проявлять настойчивость в достижении цели.

    4. Готовность исправлять свои ошибки.

        1. Развитие представлений о критическом мышлении в истории философии и науки

    Исходя из тезиса «Без истории нет теории», следует отметить, что формирование представлений о критическом мышлении отражается на протяжении всей истории развития философской и научной мысли: от зарождения первых цивилизаций Древнего Востока через такие исторические эпохи, как Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, Новейшее время и до наших дней.

    Каждая историческая эпоха придает своеобразие духовной жизни, менталитету своего времени, формирует тот неповторимый социально-культурный контекст, в котором возникают и взаимодействуют основные исторические типы мировоззрения (системы взглядов человека на мир) – мифология, религия, искусство, философия, наука и другие. В них мы можем проследить возникновение и развитие сначала отдельных фрагментов, элементов критического мышления, что соответствует раннему докритическому этапу человеческой истории, этапу предфилософии и протонауки. В ранних философских научных школах и направлениях Античности эти элементы критического мышления начинают складываться в единое целое, но только в Новое время приобретают системный характер, а затем, начиная с «Критической философии» Иммануила Канта формируются принципы и основания современной концепции критического мышления.

    В истории критического мышления можно выделить пять основных этапов. Первый этап (докритический) относится к цивилизациям Древнего Востока (складывающиеся в V- IV тысячелетиях до н.э.), где в рамках преднаучного мифологического мировоззрения мы находим истоки идей, связанных с проявлением критического мышления.

    К таким идеям можно отнести:

    1) в древнекитайской философской традиции попытку Лао Цзы и его учеников структурировать Космос (окружающий человека мир), выявляя не только стихийные силы природы, влияющие на человека, но и выводя всеобщий универсальный закон развития – Дао. Критическая направленность даосизма выражается в поисках человеком своего жизненного пути через раскрытие в себе Дао, в стремлении к гармонизации как мира во вне себя, так и мира в себе (принцип «недеяния» у-вэй).

    2) диалектический принцип оппозиции, применяемый великим китайским мыслителем Конфуцием в его учении о человеке, государстве и общественном долге (социальная интерпретация Дао). В своей жизни человек вынужден находить оптимальное решение, выбирая между крайностями (учение о золотой середине). Как участник общественного и государственного процесса человек воспитывает свои лучшие качества, преодолевая в себе черты, неугодные обществу и тормозящие развитие личности (учение о благородном муже). Как учит Конфуций, человек должен соответствовать своей жизненной миссии, выполнять взятый на себя общественный долг, тем самым реализовывать в своей деятельности всеобщий закон Дао. Он говорит: «Сын должен быть сыном, отец должен быть отцом, государь должен быть государем» (учение о смене или соответствии имен).

    3) в древнеиндийской философской традиции учение Будды о свободе воли человека, о преодолении им страданий и неизбежной кармы, поиск собственного пути через просвещение и самоусовершенствование.Второй этап в развитии критического мышления связан с появлением философских и научных систем Античности (эпохи Древней Греции и Древнего Рима. (c VI в. до н.э.- до V в. н.э.), которые, заложили основы будущей европейской философии. В античных учениях мы можем найти многие ключевые элементы критического мышления, хотя сам термин появляется гораздо позднее. В школах античной философии перманентная борьба двух основных течений: материализма, признающего первичным в мироустройстве телесное вещественное физическое начало, и идеализма, напротив, признающего приоритет духовного, идеального начала – отражает важнейшую философскую проблему. Это проблема взаимоотношения души и тела, духовного и телесного, которая требует применения критического мышления, так как отражает отношение человека к окружающему миру (природному и социальному), а, следовательно, отношение человека к себе, как самопознание (будущее понятие «рефлексия»). Ключевыми для формирования критического мышления в Античности представляются:

    1) элейская школа, где впервые в философии Парменид использует понятие «мышление» как внутреннюю способность человека отличать «бытие» и «ничто». Другой представитель элейской школы Зенон в своих знаменитых апориях или парадоксах («Летящая стрела», «Ахиллес и черепаха») отразил противоречивость явлений, которые фиксируются нашим мышлением, например, противоречие движения и покоя.

    2) философский метод Сократа, известный как метод майевтики или диалога («В споре рождается истина»), основанный на логике вопросно-ответных процедур, который стал сегодня широко используемым способом рассуждения и аргументации.

    3) диалектика как учение о всеобщей связи и развитии явлений, как один из основных принципов критического мышления. Диалектические идеи в наивной стихийной форме можно обнаружить у Гераклита Эфесского («Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку»), затем они приобретают системный вид в учении о материи и форме у Аристотеля, а также в его классификации научного знания.

    Отмеченные элементы критического мышления проходили дальнейшее совершенствование в эпоху Средневековья ( с V в. н.э. ) и Возрождения (c XIV в.). Отметим систему логических доказательств (знаменитые пять доказательств бытия Бога) одного из главных представителей средневековой схоластики и теологии Фомы Аквинского. В эпоху Возрождения, провозгласившей идеалы гуманизма, формированию критического мышления способствовали философские идеи Николая Кузанского, который в трактате «Об уме», развивая взгляды античных мыслителей Платона и Аристотеля, рассматривал человеческое познание как структурированный процесс, «как движение мышления в языке и речи».

    Третий этап – поворотный в истории критического мышления. Возникновение философских систем Нового времени (XVII-XIX вв.) напрямую связано с появлением конкретных наук. В трудах Ф. Бэкона, Р. Декарта и их последователей Д. Локка, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Г. Лейбница, мыслителей Просвещения была рассмотрена взаимосвязь философии и естествознания, и на основе разработанных эмпирического и рационального методов познания была построена единая система знаний.

    Отправным пунктом как эмпиризма Фрэнсиса Бэкона, основанного на чувственном опыте, так и рационализма Рене Декарта, где доминантой познания объявлялся разум, логика ума («Мыслю, следовательно, существую»), становится критическое отношение человека к получаемым знаниям, опыту. У Ф. Бэкона гносеологическая процедура «очищение опыта» означает анализ получаемой информации, освобождение нашего сознания от заблуждений, суеверий и авторитарных мнений (учение о «призраках»).

    У Декарта принцип cogito (принцип сомнения) является исходным в познавательной деятельности, т.е. критическое отношение нашего мышления является главной движущей силой познавательного процесса и, соответственно, требует применения логических доказательств и аргументации.

    Представитель немецкого Просвещения Иммануил Кант в своем главном философском труде «Критика чистого разума» (1781), развивая критическую направленность философского рационализма Р. Декарта, провозгласил критику главным принципом философского и научного мировоззрения. Его идеи были систематизированы в работах признанного классика мировой философии Георга Гегеля.

    Четвертый период – постклассический, начиная с 30-х годов до конца XIX века, когда под влиянием социально-экономических факторов (развитие капитализма), научных факторов (три великих открытия в естествознании: открытие клетки, закон сохранения и превращения энергии, теория происхождения видов Дарвина), бурного научно-технического прогресса возникают новые течения в философии, переосмысливающие все наследие философской классики (от Античности до Гегеля). Основные направления философской мысли XIX века: позитивизм, марксизм, иррационализм - активно используют методологию критического мышления в построении своих систем и необходимой аргументации.

    Но если иррационализм использует критический метод для поисков нерациональных стихийных основ бытия («Мировая Воля» у А. Шопенгауэра, «Жизненный порыв» у Ф. Ницше), то позитивизм и марксизм можно отнести к новому рационализму.

    Огюст Конт рассматривал позитивизм как третью положительную стадию развития общества, преодолевающую существенные недостатки (оторванность от жизни, догматизм, абстрактность) двух предыдущих стадий – мифологической и метафизической. Задача, которую ставит позитивизм перед философией – решение конкретных жизненных и социальных вопросов, обобщение научных фактов. В конце 30-начале 40-х годов XIX века представитель левого гегельянства Бруно Бауэр предложил понятие «критически мыслящая личность» для обозначения субъекта социально-исторического развития применительно к сфере духовной деятельности.

    В противоположность этому Карл Маркс рассматривает человека как отражение всех социальных, прежде всего, материальных и производственных отношений. Марксизм создает основанную на критике предшествующей философии и политической экономии, материалистическую теорию общественного развития – теорию общественно-экономических формаций.

    В русской философии критические настроения были ярко отражены в «Философических письмах» (1829) П. Я. Чаадаева, который в споре западников и славянофилов поставил вопрос о формировании исторического самосознания России. Представитель русского народничества П. Л. Лавров считал, что критически мыслящие личности это образованное и нравственное меньшинство, которое стоит во главе исторического процесса, по своей воле делает Историю. Эти идеи в дальнейшем были подхвачены и развиты В.И. Лениным, идеологом революционного преобразования существующего в России строя. Таким образом, в XIX в веке критическая философия реализует себя в сферах конкретно-научного и социально-экономического знания.

    Пятый этап – постпостклассический (современный) – с начала ХХ века и до наших дней. Он связан с глобализацией всех мировых социальных и культурных процессов. Целый ряд открытий в начале ХХ века, (так называемый «кризис в физике»: открытие явления радиоактивности, открытие электрона, создание А. Эйнштейном теории относительности), привел к формированию новой релятивистской вероятностной картины мира и роли в нем человека. В целом постпостклассическая философия модернизировала критическую философию Нового времени применительно к социально-экономическим и научно-техническим изменениями современного общества.

    Век научно-технической революции, мировых войн, глобальных кризисов и глобальных открытий необходимо требовал применения теории и навыков критического мышления, его методологии для решения постоянно возникающих проблемных (критических) ситуаций.

    Так, представители французского экзистенциализма А. Камю и Ж.П. Сартр, исходя из абсурдности и иррациональности человеческого существования, рассматривали «пограничные» или «критические» ситуации, которые заставляют человека сделать свой выбор. Анри Камю в эссе «Бунтующий человек» (1951) называет тремя основными вариантами выбора эскапизм (уход, бегство от решения проблемы), конформизм (согласие с мнением большинства) и бунт (протест против существующего порядка вещей). По мнению экзистенциалистов, ситуационный выбор способствует пониманию человеком собственного Я, укреплению его связей с миром.

    Выбор – это осознанный личностный акт, означающий принятие на себя ответственности. Другим важным направлением в философии, содействовавшим развитию критического мышления в ХХ веке стал постпозитивизм, один из главных представителей которого Карл Поппер создал оригинальную концепцию критического рационализма. В противоположность классическому принципу верифицируемости научных положений Поппер предложил принцип фальсифицируемости, который гласит, что теоретическая система научна постольку, поскольку она опровержима. Неопровержимость (абсолютность базовых истин) представляет собой не достоинство теории, а ее порок. Интерпретация как метод критического мышления стала ключевой проблемой для философской герменевтики, занимающейся проблемами понимания. Так у Дильтея, интерпретация трактуется как постижение смысла текста, связанного с личным опытом Автора как интерпретатора. Такой отход от классической парадигмы мы можем увидеть в философии постмодерна, которая понимает интерпретацию как наполнение текста своими смыслами, по сути, конструирование текста, то, что Ж. Деррида называет «свободной игрой структуры».

    Получившая социальное направление вследствие общественного и культурного подъема середины 60-х гг. XX в., методология критического мышления определилась под несколькими названиями: «критическое мышление», «критическая теория образования», «новая социология образования», «социально-критическая педагогика». Так критическая педагогика проявилась в особом понимании образовательного процесса как процесса социального и культурного, исторически меняющегося, имеющего поливариантность развития. Результатом этого движения стало появление в 70-х гг. XX в. в западной системе образования новой образовательной парадигмы, концентрирующейся вокруг идей критического мышления. Сегодня это движение в нашей стране приобрело значительные масштабы и ориентация на развитие критического мышления личности стала одним из активно развивающихся направлений реформирования системы современного образования. В целом современная концепция критического мышления развивается в рамках междисциплинарного подхода, выступая полем взаимодействия таких наук, как философия, история, психология, педагогика, а также связанных с данной проблематикой точных, экономических и естественных наук. Понятие «критическое мышление» является открытым для интерпретации и научного творчества. В настоящее время, и в этом главная особенность XXI века – эпохи Интернета, концепция критического мышления, унаследовав все достижения философской научной мысли предшествующих эпох, развивается, испытывая влияние современных информационных технологий и процесса цифровизации.


    1. Методология развития навыков критического мышления: использование методов и технологий

    Критическое мышление, применяемое для решения научно-теоретических, социально-прикладных задач, в том числе в областях образования, профессиональной деятельности и творческом процессе, предстает как совокупность технологических приемов (методов, стратегий).
            Методологичекую основу технологий критического мышления составляет модель трех стадий организации мыслительного процесса:  «Вызов – осмысление – размышление».
            На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуация вызова создается умело заданным в обсуждении вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, созданием ситуации «разрыва» в способе решения задачи.
            На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, происходит контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация путем выяснения главных свойств и характеристик изучаемого объекта. При соотнесении старой и новой информации происходит формирование собственной позиции.
          Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что закрепляются новые знания и активно перестраиваются начальные представления об объекте с тем, чтобы включить в них новые сведения. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.
            В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
    1   2   3


    написать администратору сайта