Главная страница
Навигация по странице:

  • Русский театр. Откуда он

  • АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДРАМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА. Программа драматического кружка для учащихся 5го класса пояснительная записка


    Скачать 101 Kb.
    НазваниеПрограмма драматического кружка для учащихся 5го класса пояснительная записка
    Дата08.06.2022
    Размер101 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДРАМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА.doc
    ТипПрограмма
    #577780

    АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДРАМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА
    ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-ГО КЛАССА

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    Данная программа направлена на развитие творческого потенциала учащихся. Известно, что занятия по знакомству с театральным творчеством особенно благотворно сказывается на детях среднего школьного возраста, поэтому программа рассчитана на учащихся 5 класса. Выступление перед зрительской аудиторией помогает ребёнку преодолеть страх, научиться держать себя в обществе, красиво и правильно говорить, развивает память, внимание, воображение, умение анализировать, осмыслять воспринятое, затрагивает вопросы этики и художественного вкуса.
    Цель данной программы: привитие любви к прекрасному, развитие творческих способностей детей.
    Задачи: дать общие понятия об элементах актёрского мастерства, научить детей держать себя перед зрителями, подготовить с учащимися различные представления и выступить с ними перед учениками школы и воспитанниками детского сада № 39.
    Данная программа рассчитана на один год, так как этот срок позволяет получить элементарные сведения по теме и закрепить их на практике.
    Программа рассчитана на один час в неделю. Всего 40 часов.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
    Данная программа в основном предусматривает практические занятия, поэтому теоретических сведений даётся немного, все они направлены только на беглое знакомство с театральным искусством. В связи с этим содержание курса предусматривает следующие темы:
    1-я тема. Особенности актёрского мастерства.
    Развитие качеств у детей, склонных к эмоционально-эстетическому «театрализованному» осмыслению действительности. Практические занятия.
    2-я тема. Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение.
    Упражнения, развивающие отдельные элементы психофизики человека; ситуации, приближающие человека к реальным жизненным ситуациям, упражнения на память физических действий; выбор действий в предлагаемых обстоятельствах. Практика.
    3-я тема. Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации.
    Понятие о дикции. Тренировка в произношении стечения согласных. Скороговорки. Практические занятия.
    4-я тема. Сценическое движение.
    Победа над страхом. Воспитание волевых качеств. Уверенность в правильности своих действий. Практические занятия.
    5-я тема. Основные правила поведения на сцене.
    Когда ты перед зрителем, ты забываешь о своих бедах и проблемах. Старайся «прожить» жизнь своих героев. Старайся говорить чётко и ясно, умей перевоплощаться.
    Не стой спиной к зрителю. Победи свой страх. Практические занятия.

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

    №п/п

    Тема

    Кол-во часов
    1.

    Особенности актёрского мастерства. Практические занятия.

    4
    2.

    Актёрское мастерство: внимание, воображение, наблюдательность. Практические занятия.

    7
    3.

    Сценическое мастерство. Практические занятия.

    4
    4.

    Сценическое движение. Практические занятия.

    5
    5.

    Основные правила поведения на сцене. Практические занятия.

    20

    Календарно-тематическое планирование
    драматического кружка


    Дата

    № занят.

    Содержание программы

    Кол-во занятий

    Примечание
    Особенности театрального искусства

    4
    1.

    Особенности театрального искусства. Обсуждение плана работы

    1
    2.

    Знакомство со сказкой «Царевна – лягушка», распределение ролей.

    1
    3.

    Репетиция. Обсуждение костюмов и декораций.

    1
    4.

    Выступление перед 5-тиклассниками на уроке внеклассного чтения.

    1


    Актёрское мастерство

    7
    5.

    Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение. Распределение ролей для инсценировки сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».

    1
    6.

    Репетиция, обсуждение костюмов и декораций.

    1
    7.

    Выступление на уроке внеклассного чтения перед 5-тиклассниками.

    1
    8.

    Выступление перед учениками начальной школы.

    1
    9.

    Подготовка к утреннику, посвящённому юбилею А.Линдгрен.

    1
    10.

    Репетиция эпизодов из произведений А.Линдгрен.

    1
    11.

    Участие в утреннике, посвящённом А.Линдгрен.

    1


    Сценическая речь

    4
    12.

    Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации. Знакомство со сценарием театрализованного представления «Аптека для души». Распределение ролей.

    1
    13.

    Репетиция. Обсуждение костюмов, декораций.

    1
    14.

    Генеральная репетиция, изготовление декораций.

    1
    15.

    Театральное представление «Аптека для души» для 5 – 6 классов.

    1


    Сценическое движение

    5
    16.

    Сценическое движение. Победа над страхом. Распределение ролей к игре – путешествию по сказочному царству

    1
    17.

    Репетиция.

    1
    18.

    Генеральная репетиция.

    1
    19.

    Игра – путешествие по сказочному царству для учащихся начальных классов.

    1
    20.

    Выступление перед воспитанниками детского сада № 39.

    1


    Основные правила поведения на сцене.

    20
    21.

    Основные правила поведения на сцене. Обсуждение сценария весёлой игры «Путешествие в сказку».

    1
    22

    Репетиция. Обсуждение костюмов, ролей.

    1
    23.

    Генеральная репетиция.

    1
    24.

    Выступление перед учащимися 5 – 6 классов

    1
    25.

    Выступление перед учащимися начальной школы

    1
    26.

    Подготовка инсценировки по сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

    1
    27.

    Репетиция.

    1
    28.

    Выступление на уроке литературы в 5 классе.

    1
    29.

    Распределение ролей к инсценировке назидательной сказки «Коварные феи».

    1
    30.

    Репетиция. Изготовление костюмов и декораций.

    1
    31.

    Генеральная репетиция.

    1
    32.

    Выступление перед учащимися 5 – 6 классов.

    1
    33.

    Выступление перед учащимися начальной школы

    1
    34.

    Подбор эпизодов для инсценирования сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Распределение ролей.

    1
    35.

    Репетиция.

    1
    36.

    Генеральная репетиция.

    1
    37.

    Выступление на уроке в 5 классе.

    1
    38.

    Подбор сказок для выступлений на оздоровительной площадке. Распределение ролей. Репетиция.

    1
    39.

    Выступление на оздоровительной площадке. Репетиция.

    1
    40.

    Выступление на оздоровительной площадке. Итоги занятий в драматическом кружке.

    1

    Список использованной литературы

    1.Вербовая Н.П. Искусство речи. – М.:1977
    2.Корогородский З.Я. Первый год. Начало. – М.:1975
    3. Кох И.Э. Основы сценического мастерства. – Л.:1977
    4. Журнал «Читаем, учимся, играем». – 2006 (№3), 2003 (№7), 20004 (№8)
    5. Сборник инсценировок «Когда кончаются уроки» - Кр.:1996
    6. Сборник «Путешествие по книжной вселенной». – К..:2006
    7. Сборник программ элективных курсов по выбору. – Кр.:2004


    Экспертная группа:

    Н.П. Шматкова

    Т.И.Глебова

    Р.А.Слесаренко

    Рассмотрена на заседании ШМО педагогов дополнительного образования
    протокол № 1 от 31 августа 2007 года
    Руководитель ШМО заместитель директора по ВР Р.А.Слесаренко

    Утверждена на педагогическом совете школы
    протокол № 1 от 31 августа 2007 года


    Пояснительная записка
    Потребность в удовлетворении духовных запросов каждого человека определяется духовными запросами общества. Однако в наш век, в век дефицита общения и приоритета во времяпрепровождении детей и подростков компьютерных игр, у ребенка сдерживается развитие эмоций, и его психоэмоциональные качества загоняются в глубину сознания. Если не обращать внимания на духовный компонент в развитии личности, то невостребованными окажутся и духовные ценности, так как для их восприятия необходима активность эмоциональной сферы человека.
    Параллельно с развитием у учащихся этих качества необходимо учить их эффективному общению, владению всеми видами речевой деятельности, грамотному использованию техники речи, умению выражать свое внутреннее состояние.
    И самый эффективный путь эмоционального раскрепощения учащегося, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это могут дать занятия в театральном кружке.
    Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир человека любого возраста, на развитие его личности.
    Кружок «Мир сказок» рассчитан на учащихся 5-6 классов и предполагает 23 занятия.
    Кружковая работа представляет возможность расширить представление учащихся о писателях, понятии и передачи разных способов художественного образа, дает возможность глубже изучить литературные интересы каждого обучаемого, понять его наклонности, увлечения, характер, которые влияют на формирование мировоззрения.
    Планируется совместная разработка сценария литературной сказки.
    Для учащихся «Мир сказок» — это возможность проявить себя как личность, утвердиться в коллективе сверстников, развивать свои творческие способности.
    Эта цель решается через ряд задач:
    Развитие литературного интереса.
    Формирование сценических и риторических навыков.
    Воспитание эстетического и художественного вкуса.
    Воспитание любви к театру.
    В кружковой работе используются следующие методы:
    Словесный (объяснение, беседа).
    Наглядный.
    Метод наблюдения.
    Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учета их индивидуальных особенностей, культурных запросов. Это позволит даже из закомплексованного и не слишком эмоционального ребенка создать творческую личность с художественным воображением и грамотной литературной речью.

    Краткое описание разделов
    1 раздел. «Основы театральной культуры».
    Раздел призван помочь учащимся в овладении профессиональной терминологией театрального искусства.
    В раздел включены темы:
    Что такое театр.
    Виды театрального искусства.
    Рождение спектакля.
    Театр снаружи и внутри.
    В этом разделе необходимо познакомить школьников с некоторыми понятиями и терминологией театрального искусства. В ходе театральных игр словарный запас учащихся постепенно пополняется. На занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания школьников о театре в соответствии с их опытом.
    Темы разделов раскрываются при помощи основных понятий.
    Виды театрального искусства:
    драматический театр;
    музыкальный театр;
    кукольный театр.
    Рождение спектакля:
    творцы сценического чуда;
    спектакль и актер;
    спектакль и зритель.
    Театр снаружи и внутри:
    театральное здание;
    зрительный зал;
    мир кукол.
    Культура поведения в театре:
    «театр начинается с вешалки…»
    зрительская культура.
    2 раздел. «Театры на все времена».
    В этом разделе школьники знакомятся с самыми известными театрами мира, выдающимися драматургами и их пьесами. Учащиеся смотрят отрывки из известных фильмов, видеозаписи спектаклей и обсуждают соотношение режиссерского замысла и игры актеров.
    3 раздел. «Гимнастика чувств и пантомима».
    Этот раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, сопереживать и творчески относиться к любому делу, учит общаться со сверстниками и взрослыми, владеть своим телом, развивает свободу и выразительность движений.
    Игры этого раздела:
    -общеразвивающие игры;
    -театральные игры;
    -импровизация;
    -действия с воображаемым предметом;
    -пластические, ритмические, музыкальные игры.
    Для активизации творческих способностей школьников необходимо развивать у них внимание, наблюдательность, воображение, фантазию. Важно также научить ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с действиями партнера.
    Решая эти задачи, общеразвивающие игры не только готовят школьников к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой их адаптации в школьных условиях. Эти игры создают веселую и непринужденную обстановку, подбадривают зажатых и скованных детей. У них появляется возможность оценить действия других и сравнить со своими собственными.
    Театральные игры готовят учащихся к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. К.С.Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию. Для этого нужно опираться на личный опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения, пробуждать и воспитывать интеллект
    4 раздел. «Культура и техника речи».
    Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Уделяется внимание играм со словом, развивающим связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы; происходит работа над тембром, темпом речи.
    Упражнения и игры раздела:
    Дыхательные и артикуляционные упражнения.
    Дикционные и интонационные упражнения.
    Творческие игры со словом.
    Упражнения и игры со словом должны помочь школьникам сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научиться точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представлять то, о чем говорится, расширять словарный запас.
    Учащиеся должны понимать, что театральная речь должна быть четкой, звучной и выразительной. Речевые упражнения входят в каждое занятие по театральной деятельности. Школьники тренируются на скороговорках, стихотворениях, без применения специальных актерских тренингов. Стихотворный текст используется как ритмически организованный отрезок.


    5 раздел. «Рождение спектакля».
    Создание спектакля – очень увлекательное занятие. Процесс постановки вовлекает в совместную творческую деятельность всех детей, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость.
    Этапы работы над спектаклем:
    1.Выбор пьесы.
    2.Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
    3. Работа над отдельными в форме этюдов с импровизированным текстом.
    4. Переход к тексту пьесу, работа над эпизодами.
    5.Создание декораций, костюмов, постановка танцев (для отдельных эпизодов).
    6.Работа над выразительностью речи, закрепление отдельных мизансцен.
    7.Репетиции отдельных картин и репетиции всего спектакля.
    8.Премьера спектакля и обсуждение его со зрителями

    Формы контроля
    Контролировать выполнение программы театрального кружка можно по практической работе. Проведение праздников, конкурсов, вечеров развлечений – это и есть главный результат работы. Прежде всего обращается внимание на свободное поведение детей на сцене, на четкую дикцию, пластику тела. Если подготовка была тщательной, то видна уверенность игры и достоверность подачи материала.
    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № темы

    тема

    Кол-во часов

    Содержание занятий
    1

    Театр. Перед поднятием занавеса. Правила игры.
    Работа над сценической речью.

    2

    Все о театре. Театр начинается с вешалки. Культура поведения в театре.
    2

    Секреты античного театра.
    Отработка сценического движения.

    2

    Сообщения членов кружка, руководителя.
    Этюды «тумбочка», «вышивание», «грим» и т.д.
    3


    Русский театр. Откуда он?
    Работа над сценической речью.

    2

    Сообщение членов кружка, руководителя .
    Упражнения по развитию речи.
    4

    Театр английского Возрождения. «Ветер в паруса Шекспира».
    Упражнения по сценическому движению

    Просмотр отрывков из х.ф. «Ромео и Джульетта».
    Упражнения «качели», «море волнуется».
    5

    Особенности амплуа. Театральная атрибутика.
    Упражнения по дыханию и речи.

    2

    Упражнения «Шмель», «ужалю медвежонка», «болтушка».
    6

    Работа по сценическому движению.
    Составление сценария по сказке С.Я Маршака «Двенадцать месяцев».

    2

    Упражнения «пляж», «марионетки», «монетки».
    Чтение сказки, выделение самых значительных, ключевых эпизодов.
    7

    Работа по дыханию речи и сценическому движению.
    Работа над сценарием по сказке С.Я.Маршака в жанре «водевиль».

    2

    Упражнения «хитрый Джо», «комический выстрел», «волна», скороговорки.

    8

    Работа по дыханию, речи, сценическому движению.
    Просмотр спектакля «Двенадцать месяцев»

    2

    Упражнения «шарик», «рыбки», «Пушинка».
    Отзыв об игре актеров.
    9

    Работа по движению, речи, дыханию. Работа над сценарием «Двенадцать месяцев»

    2

    Упражнения.
    Подбор музыкального сопровождения.
    10

    Распределение ролей. Утверждение исполнителей.

    2

    Обсуждение костюмов
    11

    Работа над сценарием «Двенадцать месяцев».
    Работа с костюмами и декорациями.

    2

    «Нарезка музыкальных фрагментов», создание музыкальной партитуры спектакля.
    12

    Репетиция литературно-музыкальной композиции.
    Работа над сценарием «Двенадцать месяцев».

    2

    Чтение сценария по ролям, обсуждение.
    13

    Репетиция эпизода «Урок принцессы».
    Занятия с хореографом.

    2

    Работа над интонацией, выразительным жестом, мимикой.
    Постановка танца снежинок
    14

    Речевая, дыхательная разминка.
    Репетиция эпизода «Мачеха, дочка и падчерица».

    2

    Дыхательные упражнения, скороговорки.
    Работа над мимикой, жестами, дикцией.
    15

    Речевая, дыхательная гимнастика.
    Репетиция эпизода «Встреча падчерицы с месяцами»

    2

    Упражнения, скороговорки.
    Отработка текста, мимики.
    16

    Речевая, дыхательная гимнастика.
    Репетиция эпизода «Бал во дворце».

    2

    Работа над выразительностью речи, движением, мимикой
    17

    Примерка костюмов.
    Изготовление реквизита.

    2

    Ширмы, кубы.
    18

    Репетиция эпизода «Падчерица и дочка в лесу»

    2

    Работа над выразительностью речи, движением, мимикой.
    19-20

    Речевая, дыхательная гимнастика.
    Репетиция всего спектакля.

    2

    Упражнения, скороговорки.
    Работа над выразительностью речи, движением, мимикой.
    21

    Репетиция спектакля «Двенадцать месяцев». Эпизод «Принцесса и ее двор в лесу».

    2


    написать администратору сайта