программа доп. образования мультимания. Программа художественной направленности Мультимания Возрастной диапазон учеников 12 13 лет 20222023 учебный год
Скачать 49.96 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Карталы» Филиал МОУ «СОШ №1 г. Карталы» - «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мультимания» Возрастной диапазон учеников: 12 -13 лет 2022-2023 учебный год Срок реализации: 1 год Разработчик программы: Карпова А.А. г. Карталы ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность: художественная. Новизна программы. Настоящая программа составлена на основе методического пособия для педагогов ведущих мультстудий «Секреты детской мультипликации» О. Дунаевской и Н. Пунько. Суть программы в том, что мультипликация совмещает в себе несколько видов искусств: рисование, конструирование, лепка, музыкальное и литературно-художественное сопровождение, историю, фольклор, позволяющие развивать художественные навыки, актерское мастерство, режиссерские способности и др. творческие данные учащихся. Применение системно-деятельностного подхода при подаче как теоретического, так и практического материала с обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов, а также практической деятельности по созданию мультипликационных фильмов. Актуальность программы. Актуальность программы предполагает: раскрытие индивидуальных способностей учащегося, развитие определенных способностей для адаптации в окружающем мире; расширение кругозора учащихся, повышение эмоциональной культуры, культуры мышления. Актуальность программы также обусловлена ее технической значимостью. Учащиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Получение базовых знаний и навыков в области создания мультипликации научит планировать процесс съемки, креативно мыслить, работать в коллективе. Дополнительная образовательная программа студии мультипликации стала результатом педагогического поиска эффективной формы детского творческого коллектива и организации его жизнедеятельности через широкую палитру видов творческой деятельности. Педагогическая целесообразность образовательной программы. При реализации программы, одной из основных педагогических технологий является игровая технология. Игра используется не только как средство развития каждого ребенка, но и как основа игровой технологии при организации всего образовательного процесса. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через игру он знакомится с поведением и взаимоотношениями сверстников, а также взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, в игре ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажами. В нее включаются последовательно игры и упражнения, 4 формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у учащихся развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет помогает активизировать образовательный процесс и является необходимым условием эмоционально-чувственного развития учащихся, что необходимо при создании мультфильмов. В ходе освоения образовательной программы сделан упор на приоритет развития в обучении и воспитании. Применяется технология развивающего обучения, которая предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения образовательных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. На занятиях осуществляется стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Проектная технология при реализации программы Мультипликация позволяет осуществлять активное формирование детского мышления и восприятия, основ продуктивной деятельности. Дети приобретают опыт целеполагания, поиска необходимых ресурсов, планирования собственной деятельности и ее осуществления, достижения результата, анализа соответствия цели и результата. Применение данной технологии способствует (в большей или меньшей мере) развитию у детей таких способностей как: исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); социальное взаимодействие (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло); оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает); презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на запланированные и незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности); рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»); менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела). Особое внимание уделяется применению личностно-ориентированной технологии, когда главной ценностью образовательного процесса определяется сам ребенок, культура, творчество. В этом случае образование - это деятельность, которая охраняет и поддерживает детство ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческую среду развития ребенка, подготавливает его к жизни в современном обществе, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество. Особенно актуальным в данном случае является соблюдение принципа природосообразности. Цель и задачи программы. Цель: Развитие интеллектуальных способностей, формирование у дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению, развитие творческой личности учащегося, способной к самоопределению и самореализации, через эстетическую, нравственную и духовную силу изобразительного искусства посредством анимационной и мультипликационной деятельности . Задачи обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков; формирование определенных навыков и умений в деятельности мультипликатора; закрепить их в анимационной деятельности; обучение различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов. познакомить учащихся с основными видами мультипликации; освоить перекладную рисованную, пластилиновую и кукольную анимации; создать в этих техниках и озвучить мультфильмы; научить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов; познакомить учащихся с основными технологиями создания мультфильмов планированию общей работы, разработке и изготовлению марионеток, фонов и декораций; установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео и звукорядов. обучить компьютерным технологиям как основе научно-технического прогресса в создании мультипликации. расширять представление об окружающем мире; развивать творческие склонности и способности детей; развитие образного мышления, художественно-творческих, способностей личности ребенка; Развивать речь. Формировать навыки творческого мышления. формирование нравственных качеств личности ученика, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира; формирование внимания, аккуратности, целеустремленности; формирование этических норм в межличностном общении. воспитывать умение работать в группе; воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым. Воспитывать интерес к получению новых знаний. Воспитывать культуру общения в группе и за ее пределами. Поставленные цель и задачи реализуются через творческую деятельность с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество, анимационный тайминг, оформительская деятельность, лепка, дизайн. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях анимационной студии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих стремлениях, призвана данная программа. Отличительная особенность данной дополнительной программы заключается в том, что Мультипликация вызывает большой интерес детей и взрослых. Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом, доступным для многих, в том числе и для школьников. Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями рук ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения». Все дети любят смотреть мультики. Мультфильмы помогают им узнавать мир, развивают воображение, пространственное мышление, логику, расширяют кругозор. Сделать мультик самому – это невероятно интересно! Именно для детей, желающих делать мультики, разработана данная программа в рамках технической направленности. Возраст детей: 12-13 лет. Сроки реализации программы: 1 год (2022-2023 учебный год), 36 часов в год, 1 час в неделю. Формы и режим занятий. Занятия проходят не только в традиционной форме, но и в форме игры, что очень привлекает и заинтересовывает детей. Ведь именно игра помогает дошкольникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу Основная форма занятия – комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, при организации которого органически сочетаются индивидуальные и групповые формы работы с учащимися. Теоретическая часть занятий проводится в форме бесед, мультимедийных занятий с просмотром иллюстративного материала и мультипликационных фильмов. Основная форма работы в студии – практические занятия. Практическая часть состоит из следующих разделов: 1. Тематическое рисование (рисунок по заданной теме). Ученики выбирают наиболее выразительные сюжеты тематической композиции, проводят подготовительную работу (эскизы, наброски и зарисовки). Рисование воспитывает организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение. 2. Декоративно-прикладное творчество. Учащиеся знакомятся со спецификой различных материалов (пластилин, бумага, крупа, и т.д.) и самостоятельно учатся работать с ними. 5 3. Анимационный тайминг: раскадровка сюжета, анимационное действие, съемка. Ожидаемые результаты и способы определения результативности. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; уметь удерживать учебную задачу, применять установленные правила, осуществлять рефлексию способов и условий действий, строить рассуждения и т. п; ставить вопросы, обращаться за помощью, вырабатывать умение работать в парах, группах, обучать сотрудничеству, формулировать свои затруднения и т. д; мотивация учебной деятельности (рост интереса к истории, а также углубление знаний), самооценка на основе критериев успешности деятельности. Необходимые материалы и оборудование: пластилин, бумага, картон, краски, фотоаппарат, компьютер. Формы контроля: -самостоятельные работы в различных техниках мультипликации; -творческие задания; -анкетирование; -презентации творческих проектов; -выпуск анимационных фильмов. Формы подведения итогов реализации программы Входная и заключительная диагностика проводятся (в начале и в конце года). Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся. Проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо. Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель его проведения -определение уровня усвоения программы каждым учеником. Формы проведения : опрос учащихся, итоговая выставка детских работ ( в коллективе). Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков. Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта - защита творческого проекта, реализации собственной компетентности. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (36 час.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (36 часа.) Вводное занятие (0,5 ч.) Ознакомление с разделами программы. Инструктаж по технике безопасности, поведению в кабинете, знакомство с мобильным приложением Stop motion, компьютерной программой Movavi Video Editor Plus. Создание мультфильма «Поздравляем учителей!» (3,5 ч.) Теория: Определение плана работы над первым мультфильмом. Продумывание сценария Продумывание персонажей, сценария Практика: Рисование персонажей. Создание декораций из бумаги, ткани и др. материала Съёмка мультфильма, Озвучивание мультфильма Создание мультфильма «Мы едины!» (5 ч.) Теория: Определение плана работы над первым мультфильмом. Продумывание сценария Продумывание персонажей, сценария Практика: Рисование персонажей. Создание декораций из бумаги, ткани и др. материала Съёмка мультфильма, Озвучивание мультфильма Созданием мультфильма «Мы все равны» (4 ч.) Теория: Определение плана работы над первым мультфильмом. Продумывание сценария Продумывание персонажей, сценария Практика: Рисование персонажей. Создание декораций из бумаги, ткани и др. материала Съёмка мультфильма, Озвучивание мультфильма Создание мультфильма «Новогодняя история» (4 ч.) Теория: Определение плана работы над первым мультфильмом. Продумывание сценария Продумывание персонажей, сценария Практика: Рисование персонажей. Создание декораций из бумаги, ткани и др. материала Съёмка мультфильма, Озвучивание мультфильма Создание мультфильма «Храбрые воины» (4 ч.) Теория: Определение плана работы над первым мультфильмом. Продумывание сценария Продумывание персонажей, сценария Практика: Рисование персонажей. Создание декораций из бумаги, ткани и др. материала Съёмка мультфильма, Озвучивание мультфильма Создание мультфильма «Люди как люди» (6 ч.) Теория: Определение плана работы над первым мультфильмом. Продумывание сценария Продумывание персонажей, сценария. Практика: Рисование персонажей. Создание декораций из бумаги, ткани и др. материала Съёмка мультфильма, Озвучивание мультфильма Создание мультфильма «День Победы» (5 ч.) Теория: Определение плана работы над первым мультфильмом. Продумывание сценария Продумывание персонажей, сценария. Практика: Рисование персонажей. Создание декораций из бумаги, ткани и др. материала Съёмка мультфильма, Озвучивание мультфильма Создание мультфильма «До свидания, школа!» (4 ч.) Теория: Определение плана работы над первым мультфильмом. Продумывание сценария Продумывание персонажей, сценария. Практика: Рисование персонажей. Создание декораций из бумаги, ткани и др. материала Съёмка мультфильма, Озвучивание мультфильма Содержательная часть программы подробно отражена в Календарно-тематическом планировании (Приложение 1). МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Обеспечение программы методическими видами продукции В основе программы – методы и приемы, способствующие развитию художественно-эстетического вкуса учащихся, навыков межличностного общения, реализации творческого потенциала. Образовательный процесс включает в себя следующие методы обучения: - репродуктивный (воспроизводящий); - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); - эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения). Рекомендации по проведению практических работ Практическая работа проводится с использованием следующих ресурсов: мобильное приложение Stop motion, компьютерная программа Movavi Video Editor Plus. Дидактический и лекционный материалы Учебно–методическая литература для педагога 1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. - Новосибирск, 2008 г. 2. Бэдли Х. Как монтировать любительский фильм. Искусство / Х. Бэдли. - Москва – 1971г. 3. Велинский Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. 4. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/ Велинский Д.В.. - Новосибирск, 2004 г. 5. Гейн А.Г. Информационная культура. – Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2003г. 6. Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 1998г. 7. Иткин В. Карманная книга мульт-жюриста. Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин. – Новосибирск, 2006 год. 8. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. –Москва.,1990 г. 9. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М.1980г. 10. Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика. – Волгоград, ИТД «Корифей», 2006г. 11. Михайшина М. Уроки рисования. – Минск, 1999г. 12. Михайшина М. Уроки живописи. – Минск, 1999г. 13. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Предметы. – Минск, 2000г. 14.Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Растения. – Минск, 2000г. 15. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Пейзаж. – Минск, 2000г. 16.Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996г. 17.Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996г. 18.Упковский А.А. Цвет в живописи. – М., 1983г. 19. Хоаким Чаварра, Ручная лепка. – М., 2003г. 20.Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983г. 21. Игры из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000. -160 с. – («Легко и просто»). 22. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – Москва.,1990 г. Ресурсы Интернета: http://www.lbz.ru/ – сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний; http://www.college.ru/ – Открытый колледж; http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики; http://www.rusedu.info – архив учебных программ. Литература для родителей и обучающихся 1. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И.Курдюкова. – М, 2007. 2. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М., 2008. 3. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/Велинский Д.В.. - Новосибирск, 2004 г. 4. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. –Москва.1990 г. 5. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М.1980г. 6. Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика. – Волгоград, ИТД «Корифей», 2006г. 7. Михайшина М. Уроки рисования. – Минск, 1999г. 8. Михайшина М. Уроки живописи. – Минск, 1999г. 9. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Предметы. – Минск, 2000г. 10. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Растения. – Минск, 2000г. 11. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Пейзаж. – Минск, 2000г 12. Смыковская Т.К., Карякина И.И. Microsoft Power Point: серия «Первые шаги по информатике», учебно-методическое пособие – Волгоград, 2002г. 13. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996г. 14. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996г. 15. Упковский А.А. Цвет в живописи. – М., 1983г. 16. Хоаким Чаварна, Ручная лепка. – М., 2003г. Приложение 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|