Главная страница

Задание - МП - 2013 (1). Программа курса Философские и психологические проблемы творчества Задачи курса


Скачать 96 Kb.
НазваниеПрограмма курса Философские и психологические проблемы творчества Задачи курса
АнкорЗадание - МП - 2013 (1).doc
Дата19.03.2019
Размер96 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЗадание - МП - 2013 (1).doc
ТипПрограмма курса
#26087

Задание (для МП-58,59) – Философские и психологические проблемы творчества
Допуская появление новых участников семинара, даю пять тем, которые требуется группе распределить между собой попарно (два человека на одну тему). Доклады следует готовить так, как это показано в рекомендациях для магистрантов.


  1. Какова природа воображения?

  2. Почему диалектическая форма является творческой?

  3. Как в сознании порождается смысл?

  4. Что такое универсальная способность человека?

  5. В чем заключена субстанция творчества?



Программа курса

«Философские и психологические проблемы творчества»
Задачи курса

- выявить ключевые философские проблемы в объяснении творчества;

- показать субъективно-психологические условия творчества;

- развернуть основания творчества и показать его природу;

- показать генезис творческой способности человека.
По освоению курса студент должен

- понимать всеобщие формы осуществления творческого процесса;

- знать существующие в философии и психологии проблемы в объяснении творческого процесса;

- быть знакомым с формами и методами научного творчества;

- уметь анализировать творческий процесс в единстве его объективного содержания и субъективных способностей;

- овладеть навыком элементарной культуры творческого мышления.
Курс предполагает содержательный анализ следующих проблем: творчество как основа человека, как основание и способ бытия культуры; предметно-практическое преобразование действительности как творение форм культуры; единство предметно-преобразующей деятельности и творческих способностей человека; идеальная форма деятельности; мышление продуктивное и репродуктивное; возможность и действительность самоизменения мысли; свобода и творчество; полагание абсолютной границы бытия (предела) как условие свободного проявления мышления; основания и условия самостоятельности мышления.

Освоение содержательного состава этих проблем дает магистранту возможность сознательно опираться на философские и психологические представления о сущности творчества в различных формах своей деятельности, в первую очередь научной. В контексте этого анализа магистрант должен будет понять природу творчества и генезис творческой способности; получить представление о творческих методах мышления и методических средствах осуществления творческого процесса. Одновременно магистрант входит в элементарную культуру творческого научного мышления и получает возможность анализировать научно-творческий процесс в единстве его объективно-мыслительного и субъективно-психологического содержания.

Целью преподавания курса является развернуть в сознании студента различные представления о творчестве и показать ключевые проблемы этого процесса как они проявляются в философии и психологии. В связи с этим в курсе исследуются два аспекта процесса творчества: творчество как объективный процесс и творчество как субъективная деятельность. Оба эти аспекта раскрываются через различные концепции творческого процесса с последующим синтезом их философских и психологических оснований. Такое вхождение в проблематику курса выступает одновременно и формой освоения (и присвоения) творческой способности.

Программа содержит четыре модуля, каждый из которых представляет совокупность внутренне объединенных проблем как некое тематически целое. Такое расчленение программы создает прозрачность всего содержательного состава курса и тем самым создает для магистранта определенное ориентирующее условие для самостоятельной работы, обеспечивая одновременно возможность контроля и самоконтроля.

Модуль 1. Феномен творчества и его природа
Модуль 2. Личность и творчество
Модуль 3. Психология творчества
Модуль 4. Диалектика творчества


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. Феномен творчества и его природа
Тема 1. Философская рефлексия творчества
Философия как наука о познающем мышлении. Рефлексия творчества в философии. Объективные противоречия в творческом процессе. Природа субъективной творческой способности. Вульгарно-материалистические и религиозно-мистические представления творчества. Субстанция творчества.
Тема 2. Творчество и свобода
Творчество как основа человека, как основание и способ бытия культуры. Предметно-практическое преобразование действительности как творение форм культуры. Свобода и творчество. Полагание абсолютной границы бытия (предела) как условие свободного проявления мышления. Основания и условия самостоятельности мышления. Тождество свободы и творчества.
Модуль 2. Личность и творчество
Тема 3. Субъективно-личностные определения творчества
Личность как единичное бытие общественно-исторической культуры. Тождество всеобще-универсальных и творческих определений в личностном бытии. Единство и различие рассудка и разума.
Тема 4. Идеальное преобразование действительности
Единство предметно-преобразующей деятельности и творческих способностей человека. Идеальная форма деятельности. Мышление продуктивное и репродуктивное. Самодетерминация мышления. Возможность и действительность самоизменения мысли.
Модуль 3. Психология творчества
Тема 5. Психологическое содержание творческого процесса
Психологическое содержание в предметно-преобразовательной деятельности. Смыслообразование и формообразование как основание творческого процесса. Различие и единство психологического и логического содержания в творчестве.
Тема 6. Психологические формы творческой деятельности
Фундаментальный характер творческого воображения в содержании творчества. Роль эстетической формы в творчестве. Объективная роль фантазии в субъективном творческом процессе. Интуиция. Инсайт как разрешение ситуативного противоречия.
Модуль 4. Диалектика творчества
Тема 7. Диалектическая форма как форма саморазвития
Опредмечивание и распредмечивание как два момента предметно-деятельностного процесса. Теоретическая наука как движение чистых форм действительности. Чистая форма в эмпирическом бытии. Природа активности логических форм. Предельные (граничные) формы как категориальные определения мышления. Диалектическая форма и выход знания за границы знания. Объективно-практический творческий процесс. Разрешение противоречия как момент развития теории. Анализ диалектической формы как формы мышления.
Тема 8. Проблема метода в творчестве
Понятие метода. Метод как всеобщая форма развития знания. Формальные методы. Аподиктический характер выводного знания. Диалектика всеобщего, особенного и единичного в методе как логическая форма выражения творческого процесса.
Тема 9. Метод как творческая способность
Операциональные структуры мышления и их роль в творческом процессе. Объективное противоречие как источник активности операциональных структур. Операциональная структура как частная методика. Метод мышления как форма снятия технологических форм в решении научных проблем. Метод как способность.


Литература


  • Аристотель. О душе // Соч. в 4-х томах. Т. 1. М., 1976.

  • Буш Г.Я. Методы технического творчества. – Рига: Лиесма, 1972.

  • Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей. – Рига: Лиесма, 1976.

  • Бэкон Ф. Новый органон // Соч., т. 2. М., 1972.

  • Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4, М., 1984; Т. 6, М., 1984.

  • Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Москва-Воронеж, 1998.

  • Гегель. Наука логики. Т. 1-3. – (Любое издание).

  • Гегель. Философия духа. – (Любое издание).

  • Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982.

  • Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: «Педагогика», 1972.

  • Декарт Р. Правила для руководства ума // Соч. в 2-х томах. Т. 1. М., 1989.

  • Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1986.

  • Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. Изд. 2-ое. Киев, 2006.

  • Ильенков Э.В. Философия и культура. Москва-Воронеж, 2010.

  • Кант. Критика чистого разума. – (Любое издание).

  • Кравцова Е.Е. Педагогика и психология. М., 2009.

  • Лобастов Г.В. Диалектика как деятельная способность // Ильенковские чтения. Ильенков и диалектическая традиция в философии. М., 2008.

  • Лобастов Г.В. Логика. М., Народное образование, 2010.

  • Лобастов Г.В. Диалектика разумной формы и феноменология безумия. М., 2012.

  • Мареев С.Н. Диалектика и формальная логика. М.: Академический Проект, 2005.

  • Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 2010.

  • Научное творчество. М., 1979.

  • Очерки по истории и теории развития науки. - М., 1969.

  • Пиаже Ж. Логика и психология // Избранные психологические труды. М., 1969.

  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. Т. 1. М., 1989.

  • Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1982.

  • Философия, психология и педагогика Ф.Т.Михайлова. М., 2009.

  • Шабельников В.К. История психологии. Психология души. М., 2011.

  • Эвристика и диалогика решения конструктивно-изобретательских задач. – Рига: Знание, 1983.


Ссылки (INTERNET) на РЕСУРСЫ ПО ФИЛОСОФИИ
http://www.edu.ru/

Российское образование. Федеральный образовательный портал.

http://www.philosophy.ru/

Философский портал (включает библиотеку, энциклопедии, словари, периодику).

http://www.philos.msu.ru/library.php

Библиотека философского факультета МГУ

http://lib.ru/FILOSOF/

Философский раздел в библиотеке М. Мошкова

http://psylib.org.ua/books/index.htm

Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры (включает библиотеку по философии).

http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx

Русский Гуманитарный Интернет-Университет (библиотека философской литературы).

http://ru.wikipedia.org/

Сетевая энциклопедия (включает философский раздел).

http://www.krugosvet.ru/humanit.htm

Сетевая энциклопедия (включает статьи по философии).

http://filosof.historic.ru/

Философская библиотека.

http://humanities.edu.ru/

Социально-гуманитарное и политологическое образование (включает раздел Философия).

http://anthropology.ru/ru/texts/index.html

Web-кафедра философской антропологии (материалы по антропологической проблематике).

http://elibrary.ru/defaultx.asp

Научная электронная библиотека.

http://www.countries.ru/library.htm

Уровень изучения дисциплины связан с усвоением сущности понятий: абсолютное, абстракция, агностицизм, апостериори, априори, бессознательное, возможность, воображение, герменевтика, действительность, детерминизм, диалектика, дуализм, идеализм, имманентное, интуиция, интенциональность, иррационализм, категория, креативность, логика, материализм, метафизика, метод, методология, монизм, модус, наука, начало, необходимость, объект, онтология, отчуждение, опредмечивание, относительное, парадигма, плюрализм, позитивизм, подсознательное, понятие, прагматизм, принцип, причинность, проблема, противоречие, развитие, распредмечивание, рационализм, научная революция, релятивизм, сенсуализм, случайность, солипсизм, софистика, субстанция, субстрат, субъект, субъективность, суждение, теория, умозаключение, феномен, эклектика, эмпиризм.
Текущий контроль освоенных знаний осуществляется через оценку:


  • регулярного посещения занятий;

  • тестирования;

  • контрольных работ;

  • проблемных докладов;

  • активности работы на семинарах;

  • участия в дискуссиях по проблемным вопросам;


Вопросы для промежуточной аттестации



  1. Исторические подходы к изучению творчества

  2. Религиозно-мистические и вульгарные концепции творчества

  3. Развитие и творчество

  4. Как возникает проблема творчества?

  5. Почему творчество становится предметом изучения?

  6. В чем заключена субстанция творчества?

  7. Человеческая деятельность и творчество

  8. Свобода и творчество

  9. Культура как продукт и основание творчества

  10. Почему творчество является атрибутивной характеристикой человека?

  11. Как связаны между собой преобразование объекта и творчество человеческих форм бытия?

  12. Что такое мышление репродуктивное?

  13. В чем заключена продуктивность человеческой деятельности?

  14. Личность как субъект творчества

  15. Личность и ее универсальные способности

  16. Тождество всеобще-универсальных и творческих определений в личностном бытии

  17. Репродуктивность и безликость

  18. Что такое универсальная способность человека?

  19. Чем личность отличается от безликости?

  20. Почему свобода требует творения?

  21. Свобода как субъективная способность и как объективная форма

  22. Идеальное преобразование действительности

  23. Что такое разум?

  24. Каково место идеала в творческом процессе?

  25. Как понимать продуктивность мышления?

  26. Логика и психология научного творчества

  27. Чем отличается психологическая способность от способности логической?

  28. Что такое фантазия в науке?

  29. Противоречит ли интуиция логике?

  30. Может ли красота ориентировать творческий процесс?

  31. От чего свободно воображение?

  32. Как в сознании порождается смысл?

  33. Что такое бессознательное в творческом процессе?

  34. Может ли мышление детерминировать себя?

  35. Какова природа воображения?

  36. Как фантазия связана с красотой?

  37. Как дедукция используется в творческом процессе?

  38. Может ли индуктивное заключение выступать формой творчества?

  39. Можно ли противоречие всеобщего и особенного трактовать как источник творчества?

  40. Ведет ли объективное противоречие к противоречиям в мышлении?

  41. Как связаны формальные методы с содержанием творческого процесса?

  42. Отличается ли метод мышления от метода практической деятельности?

  43. В чем суть диалектической формы?

  44. Почему диалектическая форма является творческой?

  45. Может ли метод быть творческим?

  46. Что такое метод?

  47. Почему метод есть выражение творческой способности?

  48. Почему творческая способность есть субъективное воплощение метода?

  49. Логическая форма в творчестве

  50. Диалектическая форма как форма творчества

  51. Метод как всеобщая форма развития знания

  52. Анализ диалектической формы как формы мышления

  53. Разрешение противоречия как момент развития теории

  54. Что такое логический предел?

  55. Как объяснить тождество метода и творческой способности?


Методические рекомендации магистрантам по изучению дисциплины

«Философские и психологические проблемы творчества»
Курс «Философские и психологические проблемы творчества» для магистрантов предусматривает лекции, семинары и самостоятельную работу. По дисциплине предполагается модульное построение курса и вариативность изложения содержания дисциплины с возможностями выбора магистрантом индивидуальной траектории обучения. В рамках этого выбора магистрант получает от преподавателя дополнительные задания, учитывающие индивидуальный уровень подготовки.

В соответствии с современными научно-педагогическими требованиями преподавание строится с максимальной опорой на самостоятельную работу студента. В этой работе, если вы внимательны к своим способностям, никогда не следует спешить: «многознание уму не научает» (Гераклит). А одной из задач изучения философии и психологии творчества является научить отличать истину от заблуждения. Это есть абсолютно необходимая способность для каждого человека. Поэтому требуется пройти путь теоретического анализа становления и развития философской проблематики и сквозь него увидеть творчество как атрибутивный момент человеческой деятельности, всегда актуализирующий проблемность человеческого бытия. Освоение этого пути, в конечном счете, должно обернуться навыком теоретического движения в любом научном материале.

Целью изучения любого учебного курса является понятие (понимание)соответствующего предмета. Понятие есть свернутая теория, теория же, наоборот, есть развернутое понятие (В.Библер). Чтобы развернуть понятие, т.е. выстроить во внутренней необходимой последовательности содержание предмета, необходима способность умно ставить вопросы.

Всякое высказываемое положение разворачивается умом в бесконечную цепочку причин и в столь же бесконечную цепь следствий. Но причины и следствия разворачиваются в такую бесконечность только потому, что содержат в себе вопросы, т.е. неразрешенные противоречия – и их-то мыслящий ум и должен увидеть. Увидеть не глазами – умом! Опыт ума отрабатывается здесь – в способности обнаруживать в тождестве противоречия (если хотите, это можно назвать анализом). И максимально заострять их – чтобы отчетливее увидеть способ их разрешения. То есть способ синтеза противоположных сторон противоречия. Как в решении математического уравнения, где должны быть выяснены условия равенства неравных величин.

Проблемы и выражающие их вопросы всегда и ведут мысль. И глубина этой мысли, и доказательность ее зависят от глубины самой проблемы. Вопрос есть как бы незавершенная форма суждения. А суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо в предмете, который мыслится. Человек, задающий вопрос, не обладает достаточным знанием, чтобы полностью определиться с предметом мышления. Поэтому любому суждению предшествует вопрос, любое суждение есть ответ на некоторый вопрос.

Всякий вопрос включает в себя некоторое знание, которое называется предпосылкой вопроса, и, во-вторых, - указание на недостаточность этого знания и необходимость его уточнения, дополнения или углубления.

Но есть вопросы, на которые истинные ответы получить принципиально нельзя. Это случается тогда, когда предпосылки вопроса сами не являются истинными. К такого рода вопросам относятся вопросы софистические и провокационные. Поэтому вопросы делят на логически корректные, т.е. правильно поставленные, иначе говоря, предпосылки которых являются истинными суждениями, и логически некорректные (или неправильно поставленные), предпосылки которых суть ложные или неопределенные суждения.

Корректность в постановке вопроса связана с удержанием полноты смыслового содержания всех входящих в вопрос понятий. Этой же определенностью и полнотой смыслового содержания определяется краткость и ясность формулировки вопроса. Если тот, к кому обращен вопрос, этой полнотой не обладает, ему при любой корректности постановки вопроса вопрос будет непонятен. Разъяснение вопроса идет по линии углубления в предпосылки вопроса, с одной стороны, а с другой – по линии прояснения каждого из входящих в вопрос понятий. Это движение должно осуществляться тоже в форме вопросов, так что возникает погружение все в более и более глубокие основания, пока процесс не выйдет на основания предельные, то бишь философские, они же логические.

«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмысленен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето» (Кант. Критика чистого разума. М., 1994. С. 74).

Вот почему умное вхождение в предмет должно начинаться с начала, с основного вопроса.

Но к этому вопросу, к этому началу, еще надо прийти. С тем, чтобы из этого начала, из этого основного вопроса, из этого исходного противоречия строго – в рамках необходимости и всеобщности – вывести все определения постигаемого предмета в их внутренней связанности.

Вот этот поиск и должен осуществиться при чтении той литературы, которая предлагается для изучения. Изучение – это соразмышление с автором о тех предметах, которые в этих текстах обсуждаются. Обсуждаются, т.е. автор в той или иной форме высказывает о них суждения, связывает эти суждения в единое целое, т.е. выстраивает теорию этого предмета, иначе говоря, строит его понятие. Которое и есть понимание. А способ такого движения в предмете и есть понимающая способность.
Тестовые вопросы по курсу, которые будут предложены вам, не предполагают готовых ответов, тем более они не содержат выбора из предложенных. Ибо за тестом, предполагающим выбор из набора предложенных ответов, лежит весьма неопределенная способность, имеющая очень сомнительное отношение к способности знать и к способности теоретически мыслить. Эта неопределенность находится в диапазоне от случайности (типа игры в кости) через интуитивное угадывание до отчетливо знающего выбора. Поэтому столь же неопределенными оказываются и результаты тестирования.

В противоположность этому вам предлагаются формирующие тесты, результаты которых позволяют и вам, и преподавателю увидеть приращение в развитии теоретической способности как таковой. Чтобы выстроить свой ответ на предложенный вопрос, вам необходимо войти во внутреннее содержание входящих в вопрос понятий. И дело здесь не сводится к формальному определению их. Задача заключается в необходимости развернуть внутреннюю логику каждого понятия и – насколько хватает знаний и способностей – на их основе понять ту проблемность, которая лежит за вопросом, иначе говоря, представляет предпосылку этого вопроса.

Дальнейшее ваше действие должно заключаться в выстраивании логики (метода, способа), которая могла бы привести к разрешению вопроса.

Могла бы – это значит, что она не обязательно приведет к нему. Наоборот, может породить целый спектр других вопросов – как связанных с содержанием исходных понятий вопроса, так и сугубо логико-методологических.
Рекомендации

к выполнению заданий по типу формирующего «теста»


  1. Сначала выявляются предпосылки поставленного вопроса.

  2. Потом анализируется необходимость самой постановки вопроса.

  3. Далее определяются возможные способы его разрешения.

  4. Дается краткий (только в необходимых моментах) анализ позиций, известных в истории науки и философии по решению предложенного вопроса.

  5. Предлагается собственный резюмирующий комментарий по всем позициям своей работы (рефлексия).


При подготовке к занятию вы должны продумать все вопросы, предложенные для обсуждения. Требуется найти не только ответы, но и усомниться в них, более того, в них увидеть проблему. Естественно, что такая ситуация мотивирует поиск, а значит объективно вынуждает искать тех собеседников, у которых можно и нужно учиться уму. Преподаватель тут должен помочь вам с такими людьми познакомиться. Они представлены (самым минимальным образом) как авторы указанных в Программе литературных источников. С кем познакомитесь, с тем и выйдете на «индивидуальную траекторию обучения». Она выстраивается объективно (по логике проблем) и потому мало зависит от календарного плана.

Чтобы посмотреть на себя глазами других, выберите какой-либо вопрос и его собственную проработку представьте в форме доклада-рассуждения на семинаре. Такая работа предполагается Программой как обязательная. Вам для этого ничего не потребуется, кроме вашего ума, который сумеет увидеть проблему и найти средство и способ, какими лучше всего донести себя другим: речь, жест, бумага, доска, мел, умные совершенства современной техники – все пойдет в дело, если вам окажется, что сказать. Когда исчерпывается ваша способность дать анализ проблемы и ее разрешить, - тогда ищите знаний этих способов в исторической культуре, которая минимально вам представлена в списке литературы. Ваша проблема даст вам мотив и направление поиска. Этот поиск как раз и есть научное исследование – движение по следу того предмета (проблемы), который оказался в зоне вашего учебного внимания. Только так можно превратиться в ученого.

Самое интересное – это ваша мысль, ее движение. И пусть другие скажут, насколько хорошо вы это делаете. Все те баллы, в которых вас оценит образовательная система, скажут вам о ваших достоинствах гораздо меньше, чем то, что вы почувствуете в нелживых глазах ваших коллег.

Указанный в Программе список литературы представляет собой тот минимум источников, который может дать достаточно полное представление о содержании философских и психологических проблем творчества. Она указана для того, чтобы дать вам возможность свободного поиска необходимого материала и осмысления теоретических проблем курса. Под рукой всегда полезно иметь учебные пособия и словари - для уточнения значений тех или иных терминов и их смыслов. Справочная литература может очень помочь, если вы отнесетесь к ней с точки зрения фундаментальных проблем читаемого курса. Из учебников и словарей можно много извлечь, если читать их критически-размышляюще. В этом случае никакого значения не имеет ни год издания, ни автор, ни эпоха, определившая позицию пособия.
Одной из форм вашей работы является консультация с преподавателем. Обращаться к помощи преподавателя следует в любом случае, когда вам не ясен какой-либо вопрос.


написать администратору сайта