Пр-09-00-11ф. Программаминимум кандидатского экзамена по специальности 09. 00. 11 Социальная философия по философским наукам
Скачать 84 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ПРОГРАММА-МИНИМУМ кандидатского экзамена по специальности 09.00.11- «Социальная философия» по философским наукам Программа-минимумсодержит 19 стр. 2007 Введение Целью научных исследований по специальности "Социальная философия" выступает разработка современного понимания общественного бытия как такового, его всеобщих сущностных сторон и свойств. Социальная философия рассматривает общественное бытие как целостную и вместе с тем развивающуюся систему. Принято выделять основные аспекты изучения социально-философской проблематики и соответственно социально-философского знания: социальная онтология (философия общества) и философия истории. Дискуссионным является вопрос о выделении социально-философской антропологии в качестве самостоятельного аспекта изучения и составной части социальной философии. Целью научных исследований по специальности «Социальная философия» выступает разработка современного понимания общественного бытия как такового, его всеобщих сущностных сторон и свойств. Социальная философия рассматривает общественное бытие как целостную и вместе с тем развивающуюся систему. Принято выделять основные аспекты изучения социально-философской проблематики и соответственно социально-философского знания: социальная онтология ( философия общества) и философия истории. Дискуссионным является вопрос о выделении социально-философской антропологии в качестве самостоятельного аспекта изучения и составной части социальной философии. В области социальной онтологии в программу включены такие вопросы, как системный характер общества, философия собственности и труда, проблема человека в социальной философии и философии культуры. Подробно рассмотрены вопросы, освещающие суть философии истории как философской дисциплины, специфику исторического знания и познания, движущие силы и смысл истории, периодизацию всемирной истории. 1.Предмет социальной философии Общетеоретическая философия и социальная философия о сущности общества: связь и различия. Общество как нерасчлененное целое и как дифференцированная целостная система. Основные этапы развития социально-философской мысли. Становление социальной философии как самостоятельной отрасли философского знания в Новое время. Социальная философия как онтология развивающегося общественного бытия. Основные черты социальной философии: 1) учение о всеобщих чертах общества как такового; 2) учение о должном, совершенном, идеальном устройстве общества. Соотношение сущего и должного как существования и сущности в социально-философском знании. Европейская мысль Нового времени в поисках общественного идеала. Идея общего блага. Либеральная концепция идеального устройства общества. Утопический социализм о будущем общества. Социально-философские взгляды К.Маркса. Поворот а западной мысли в первой половине XIX в. от социальной философии к разработке конкретной социальной науки - социологии. Современное состояние западной социально-философской мысли. Либеральная концепция открытого общества К.Поппера. Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе). Постмодернистская социальная философия (Ж.-Ф. Лиотар, М.Фуко). Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. К дискуссиям в западной мысли о соотношении социальной философии и теоретической социологии. Основные этапы развития отечественной социально-философской мысли. Трактовка исторического материализма в советский период. Философская мысль в XIX-XX вв. в поисках общественного идеала. Причины особого внимания в отечественной мысли к философии истории и философии российской истории. Структура современного социально-философского знания: социальная онтология (учение об общественном бытии в его статике); философия история (учение об общественном бытии в его динамике). Общество и социальная реальность: к разграничению понятий. Дискуссионный характер выделения социально-философской антропологии: за и против. 2. Методы изучения общества в социальной философии Проблема метода в социальной философии. Особенности применения всеобщих методов в анализе общественной жизни: диалектики, системного подхода, синергетики. Диалектика как метод познания общественных явлений и процессов. Особенности функционирования и развития общества с позиций диалектики. Исторический опыт применения диалектики к анализу общества. Общество с точки зрения системного метода. Общество как иерархическая система. Целое, часть, элемент. Основные аспекты системного метода в анализе общественной жизни: функционально-структурный и исторический (генетико-прогностический). Синергетика как наука о самоорганизации сложных развивающихся систем. Порядок и хаос - ключевые понятия синергетики. Эвристические возможности и границы применения синергетики к анализу динамики развития общества. Исторический процесс с позиций синергетики. К дискуссиям о взаимосвязи диалектики, системного подхода и синергетики 3. Философское и конкретно-научное познание социальной реальности Специфика социального познания. Многообразие форм социального познания. Вненаучное и научное социальное познание. Субъект и объект научного социального познания. Основные типы социального научного знания: социологическое знание, гуманитарное знание, историческое знание, их специфика и взаимосвязь. Объяснение и понимание в социальном познании. Эмпирический и теоретический уровни социального познания. Основные этапы развития социального знания: классический и неклссический этапы. Роль различных идеалов естественнонаучного знания для развития социального знания (физический, биологический, синергетический идеалы). Проблема истины в социальном познании. Множественность возможных форм описания социальной реальности и проблема их сопоставимости. Социальная философия и конкретные социальные науки. Взаимосвязь социальной философии и теоретической социологии, политологии, культурологи, экономики. Причины социологизации социальной философии. 4. Социальная философия в современном обществе Социальная философия, социальная практика и политика: сложный опосредствованный характер их связи и взаимодействия. Мировоззренческая, критико-преобразующая, методологическая и просветительская функции современной социальной философии. Многообразие школ, направлений и концепций и поиск общего в их содержании - две стороны единого процесса развития современного социально-философского знания. Возможно ли создание универсальной социально-философской концепции современного общества? Возрастание роли социальной философии в определении перспектив развития человечества в условиях глобализации. Философское предвидение, научный прогноз и утопия. 5. Природа и общество Природа как предпосылка и условие человеческого общества и его истории. Понятие географической среды. Роль общества в преобразовании и воспроизводстве природы. Создание человеком предметного мира или "второй" очеловеченной природы. Законы ее существования как единого социального и природного образования. Увеличение масштабов взаимодействия общества с природной средой по мере развития человеческой цивилизации. Исторические этапы взаимодействия общества с природной средой. Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Становление ноосферы - разумно организованного преобразования природной среды в интересах всего человечества. Религиозная интерпретация ноосферы в трудах Т.де Шардена. Социально-философская экология как мировоззренческая и методологическая основа современной стратегии природопользования. Экологическое сознание. Идея коэволюционного развития в работах отечественного ученого Н.Н.Моисеева. Общественное и биологическое в человеке. Антропосоциогенез: закончился ли процесс становления человека? К дискуссиям вокруг предмета и содержания социобиологии. Редукционизм и социологизаторство. Природные ограничения и универсальная сущность человека. 6. Общество как целостная система Общество как надприродная реальность. Различные способы ее интерпретации. Общество как органическое целое и как механическая связь отдельных индивидов. Всеобщие черты общества: самодостаточная общность индивидов, способная к воспроизводству; совместная деятельность индивидов, направленная на удовлетворение их интересов и потребностей, как необходимое условие существования общности; общественные отношения между индивидами как форма их совместной деятельности. Понятие социального института. Институциональный характер общественных отношений. Социальное пространство и социальное время. Основные функции, необходимые для воспроизводства общества, как основание выделения всеобщих сфер общественной жизни: материально-производственная, социальная, политическая, духовная сферы. К дискуссии относительно количества всеобщих сфер общества. Проблема детерминационных связей между сферами общества. Обмен деятельностью как способ бытия, существования общества и человека. Общественные отношения как форма взаимного обмена деятельностью. Понятие общественного богатства. Присвоение индивидами общественного богатства как условие воспроизводства непосредственной жизни общества. 7. Философия труда и собственности Труд как природный процесс и как общественное явление. Основные элементы труда. Субъект труда. Исторические этапы развития субъекта труда. Общественный способ производства материальных благ, Производительные силы и производственные отношения, их структура и взаимосвязь. Производственные отношения как общественная форма трудовой деятельности человека и основа мотивации к труду. Кооперация и труд. Непосредственная и конечная цель в различных исторических формах способа производства, их взаимосвязь. Общественное разделение труда. Основные этапы, современное состояние и перспективы. Проблема отчуждения. Понятие собственности: экономический и правовой аспекты. Частная собственность и коллективная собственность, различные их виды. Философская мысль об их роли в развитии экономики и общества в целом: Аристотель, Платон, Ж.-Ж. Руссо, Гегель, Маркс, западная мысль ХХ в. Взаимоотношения наемного труда и капитала в истории и современном западном обществе. Изменения отношений собственности в России в 90-е г. ХХ в.: цели и результат. 8. Философия политики Философия политики и политология (политическая наука): связь и различия. Специфика философского подхода к анализу политической сферы жизни общества. Основные этапы становления философии политики. Политика, власть, государство - основополагающие категории философии политики. К современным дискуссиям о сущности этих категорий. Высшие цели политики и способы их формулирования. Общее благо, его внешние и внутренние аспекты. Политический идеал как проблема совершенного устройства политической сферы общества Политический реализм и политическая утопия, цели и средства, рациональное и иррациональное, скрытое и явное в политике. Политическая воля как внутренняя форма власти. Политический язык как инструмент власти и показатель уровня развития политической культуры общества. Проблема интерпретации политического текста. Многообразие цивилизаций и проблема универсальности категорий политологии. Геополитика и хронополитика - цивилизационные характеристики политики. Отечественная философия о природе российского государства. Конкретно-исторические формы российского государства и проблема их преемственности и связи. 9. Духовная сфера жизни общества Духовная сфера как всеобщая сфера жизни общества. Понятие духа, духовности: религиозное и светское их понимание. Духовность как способность сознания к выходу за границы эмпирически достоверного опыта и к созданию абсолютных ценностей бытия человека и общества. Связь духовного и социального. Понятие духовного производства. Наука как сфера духовно-теоретического освоения действительность, как вид деятельности по производству достоверного (истинного) знания. Причины выделения науки в новое время в самостоятельный вид человеческой деятельности и превращения в ведущую сферу деятельности к концу ХХ в. Культ разума, науки и образования в эпоху Просвещения: надежды и результаты, полученные в ХХ в. Сциентизм и антисциентизм. Философия, религия, искусство, идеология как различные способы ценностного освоения действительности. Ценность как значение, смысл объекта для субъекта. К дискуссиям о природе и системе ценностей. Философия - учение о всеобщих принципах и свойствах бытия и познания, рациональная форма обоснования и выражения ценностного отношения человека к миру. К современным дискуссиям о том, можно ли считать философию, в том числе социальную философию, наукой. Религия как способ духовного отношения человека к действительности. Исходное начало религиозного мировоззрения - вера в сверхъестественное. Религия как особая форма проявления универсальной способности человека к трансцендированию. Религия как мировоззрение и как явление культуры. Современное состояние отношений между религией и наукой: примирение, конфронтация, диалог? Формы атеизма в прошлом и настоящем. Понятие светского государства и светской школы. Эстетическое отношение человека к действительности. Эстетика как философское учение о красоте, совершенстве. Эстетическое и художественное, эстетика и искусство. Искусство как художественная деятельность и как чувственно-наглядное отражение действительности в художественных образах и символах. Искусство и философия. Искусство и религия. Идеология - совокупность идеалов, целей и ценностей, которая выражает и защищает интересы больших групп людей в обществе - социальных групп, сословий, классов, общества в целом. Социально-практическая функция идеологии как ее основная функция в обществе. Идеология и наука, идеология и утопия. 10.Социальная сфера жизни общества Социальная сфера жизни в широком и узком смысле слова Дискуссии о сущности и границах социальной сферы. Различие подходов в ее понимании в социальной философии и социологии. Понятие социетальной системы в социологии. Социальная общность индивидов - субъект социальной деятельности. Социальная деятельность - деятельность социальных субъектов, направленная на сохранение или изменение существующих общественных отношений в обществе. Цель - достижение социальной справедливости в отношении доступа различных социальных общностей к общественному богатству. Комплексный характер понятия социальной справедливости: история и современное понимание. Понятие социальной структуры общества и иерархического уровня ее организации Институализированный и спонтанный характер деятельности социальных субъектов Принципиальная несводимость социальных отношений к другим видам общественных отношений. Социальные отношения как особый вид общественных - "синтетических" - отношений между субъектами социальной деятельности. Класс как элемент социальной структуры и субъект социальной деятельности. Особенности классовой структуры и положения классов современном мире. Понятие социальной группы. Социологические теории социальной стратификации и социальной мобильности. Их философский смысл. К проблеме интеллигенции как субъекта социальной деятельности. Социально-этнические общности людей - род, племя, община, народность. Этнос и нация. Этнические, межнациональные отношения как форма проявления социальных различий. Исторические типы и тенденции развития семьи. Влияние половозрастного (гендерного) деления общества на социальную структуру общества. Феминизм как социальное движение. Социальная сфера жизни современного российского общества. Государственное управление социальной сферой с целью согласования деятельности различных социальных субъектов и достижения согласия в обществе. Социальная структура современного мирового сообщества. Увеличение разрыва между бедными и богатыми странами в условиях глобализации и его последствия. 11. Проблема человека в социальной философии Человек как сложная многоуровневая система. Единство природного, социального и духовного в человеке. Понятия индивида, личности и индивидуальности. Исторические типы личности. Основные этапы социализации личности. Личность и общество. Личность и культура. Соотношение воспитания и самовоспитания, факторов макро- и микросреды в развитии личности. Деятельностная сущность общественного человека. Деятельность как единство процесса опредмечивания и распредмечивания. Идея развития общества как практическая реализация человеком своих жизненных сил и способностей - основа новоевропейской культуры и цивилизации. Отчужденные формы жизни. Проблема социального предназначения человека в других культурах и цивилизациях. Смысл жизни как основа внутренней самодетерминации человека, выбора решения и линии поведения. Смысл жизни и ценности жизни. Ценность человеческой жизни в истории общества. Жизненный цикл человека. Смерть как неизбежность. Отношение к смерти в различных типах общества. Проблема эвтаназии - добровольного ухода из жизни. Гуманизм как мера общественного прогресса, как признание ответственности человека за бытие человеческого рода и свою собственную судьбу, критерий оценки деятельности людей, социальных институтов и организаций. Причины кризиса гуманизма. Угроза антропологической катастрофы: сущность, возможные пути ее преодоления. 12. Философия культуры Место философии культуры в системе современного философского знания. Возникновение и развитие философии культуры как самостоятельной области философского знания. Эволюция понятия культуры. Многозначность и полифункциональность понятия "культура". Культура и природа. Культура как особая сфера реальности по отношению к природе, способ выделения человеческого общества из природы. Этническая культура и культура нации: различия в типе коммуникации. Культура и общество, их взаимосвязь. Две формы бытия культуры в обществе: объектно-предметная и субъектно-личностная. Социальная детерминация и социальные функции культуры. Многообразие культур в истории общества, различные типы их взаимодействия. Закономерности развития культуры. Проблема диалога культур в прошлом и настоящем. Глобализация и судьбы культур народов мира. Культура и развитие человека. Человек как творец и как творение культуры, как создание человеком самого себя в процессе деятельности. Культура как мера развития человека и общества. 13. Философия истории 13.1. Предмет философия истории. Проблематика философии истории - логика развития общественного бытия, человеческого общества как целостной развивающейся системы, единство и многообразие исторического процесса, исторический детерминизм и общественный прогресс. Философская идея история - как "историческое самосознание эпохи", выдвижение адекватного эпохе проекта (идеала) совершенного общества, обоснование единства и целостности исторического процесса - прошлого, настоящего и будущего. Проблема субстанции истории в философии Нового времени, в философии Гегеля, Маркса, в философской мысли ХХ в. Идея будущего как желаемый идеал общественного устройства. Отношение между должным и сущим в философии истории. Утопическое и достоверное знание в философском видении будущего. Роль утопий в развитии общества. Понятие исторической реальности. Историческое пространство и историческое время. К.Ясперс об "осевом времени". Воздействие развития общества и человеческих знаний на расширение границ исторического пространства и исторического времени. Современный мир и становление единого исторического пространства и времени. Философия истории - онтологический и гносеологический аспекты анализа исторического процесса. Философия истории - мировоззренческая и методологическая основа исторической науки. 13.2. Специфика исторического познания и знания. Историческое познание - вид социального познания. Цель исторического познания - реконструкция исторического прошлого. Исторический источник и исторический факт. Проблема теоретической содержательности и объективности исторического факта. Различные типы исторического знания. Объяснение и понимание в историческом познании. Проблема истины. Историческое знание - вид социального знания. Различные точки зрения на природу исторического знания Понятие исторического сознания и самосознания общества, народа, класса, индивида. Уровни исторического сознания и самосознания. Понятие менталитета. 13.3. Проблема развития истории. Соотношение понятий изменение, развитие, прогресс при анализе истории как процесса. Общественный прогресс - развитие социума по восходящей линии. Становление идеи прогресса в новоевропейской мысли. Противоречивый характер прогресса. Социальная цена прогресса. Критерии общественного прогресса - экономический, социальный, антропологический, цивилизационный. Прогресс и регресс в истории. Неравномерность ее развития. "Исторические" и "неисторические" народы. Место социальной революции и в историческом процессе. Застойный тип общественной жизни. Понятие автаркии. Ускорение темпов общественного прогресса в ходе исторического развития общества. Необходимость нового понимания общественного прогресса в условиях глобализации. 13.4. Движущие силы истории. Объективное и субъективное в истории, их взаимосвязь. Понятие исторического субъекта, его отличие от социального субъекта. Особенности бытия реальных общественных групп на различных этапах развития истории. Понятие исторической арены. Этнические конфликты, борьба сословий и классов, деятельность партий и других общественных объединений как движущие силы истории. Роль государства в развитии общества. Взаимодействие государств и реальный процесс истории. Человек как субъект истории. Роль личности в истории - героя, критически мыслящей личности, вождя, Многообразие оценок и проблема объективности. 13.5. Смысл истории. Проблема законов развития истории. Различные интерпретации смысла истории в философской мысли. Эсхатология, провиденциализм, закономерное развитие, спонтанность истории. Смысл истории и цель истории. Связь смысла истории с признанием закономерного характера исторического развития. Специфика законов истории в отличие от законов природы. Два понимания законов истории - одно, метафизическое, идущее от Гегеля и Маркса, другое, позитивистское, идущее от К.Поппера: суть расхождений. Необходимость и случайность в истории. Закон, закономерность, детерминизм. 13.6. Периодизация исторического процесса. Различные интерпретации исторического процесса - циклическое развитие, линейно-поступательное (прогрессистское), многовариантное, постмодернистское. Концепция "идеальных типов" М.Вебера. Марксова концепция периодизации всемирной истории и место в ней категории "общественная экономическая формация". Коммунизм - постэкономическая формация и начало подлинной истории человечества. Судьба марксовой теории формации в европейской мысли ХХ в. Формационный подход и концепция технологического детерминизма. Причины появления в советской науке и смысл пятиформационного членения всемирной истории. Понятие цивилизации: многозначность определений. Цивилизационный взгляд на исторический процесс: альтернативность или дополнительность. Культурная матрица как основа целостности цивилизации. Типологические ориентиры современной истории. Трансформации классического (индустриального) капитализма. Идея социализма в современной истории. Идея социализма и практика "реального социализма" в ХХ в. Типы цивилизаций в человеческой истории. Традиционные общества и техногенная цивилизация как два типа цивилизационного развития, их взаимодействие в прошлом и настоящем. Перспективы развития техногенной цивилизации. Европоцентризм как проблема философии истории. Догоняющая модернизация как тип развития и его устарелость. Возникновение "синтезных" форм обществ в незападном мире. Отношение "Запад-Восток" как проблема философии истории в прошлом и настоящем. 13.7. Современный этап всемирной истории: глобализация и ее последствия. Начало научно-технической революции в середине 50-х г. и смена вектора развития всемирной истории. Конец индустриальной цивилизации. Становление постиндустриального общества на Западе. Появление глобальных проблем. Устаревание прежней линейно-поступательной схемы развития всемирной истории. Необходимость в новом понимании сущности и критериев общественного прогресса, в раскрытии закономерностей становления глобальной азличные модели глобализации: однополярный мир, двуполярный, многополярный - сопоставительный анализ. Вопрос о возможности столкновения цивилизаций как основном противоречии XXI в. Проблема единства всемирной истории в современных условиях. Понятие управляемого конфликта. Возможность управления ходом современной истории как актуальная проблема философии истории. К вопросу о становлении человечества единым субъектом исторического процесса. 13.8. Философия российской истории. Перспективы развития России в XXI веке. Современная Россия в поисках новой идентичности (кто мы, откуда пришли, куда идем). Современные дискуссии о цивилизационном своеобразии российского общества. Проблема социокультурной матрицы российской цивилизации. Геополитические, экономические и социальные причины возникновения самодержавной формы государственной власти. Слабость демократических традиций. Собственность и власть: характер их отношений в истории российского государства. Особенности формирования российской империи как многонационального государства. Роль русского этноса и православия в строительстве российского государства. Перспективы развития российского государства как многонациональной общности. К дискуссиям относительно вопроса о существовании российской нации. Идея ускоренного реформирования российского общества в петровский, имперский (пореформенный) и советский периоды: замысел и результаты. Незавершенность процесса становления российской цивилизации к началу ХХ в., ее влияние на характер протекания социальных процессов в ХХ в. в российском обществе. Культурно-исторический раскол российского общества. К оценке альтернативных вариантов реформирования современного российского общества. Нужна ли обществу сегодня национальная идея: философские аспекты современной дискуссии. Рекомендуемая основная литература Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997. Часть 2. Белл Д. Приход постиндустриального общества. М.. 1998. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. М., 2003. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб., 1999. Вебер М. "Объективность" социально-научного и социально-политического познания. // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Гегель. Философия истории. СПб., 1993. Введение. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Ильенков Э.В. Философия и культура М.. 1991. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. М.. 1980. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб., 1998. Гл.4, 5. Маркс К. Капитал. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.23. Гл.1. Раздел 4. Товарный фетишизм и его тайна. Маркс К. Предисловие "К критике политической экономии" Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.13. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Т.1. М., 1981. Маркузе Г. Одномерный человек. М.. 1994. Межуев В.М. О национальной идее. // Вопросы философии. 1997, №12. Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 1998. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1996. Новая технократическая волна на Западе. Антология. М., 1986. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2003. Панарин А.С. Философия политики. М., 1995. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1,2. М., 1992. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. Сорокин П. Кризис нашего времени. // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.. 1992. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Составитель Б.С. Ерасов. М., 1999. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. Философия истории. Антология. Под ред. Ю.А.Кимелева. М., 1995. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М.. 1989. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. Часть III. Новый человек и новое общество. Фуко М. Воля к истине. Разделы: Метод. Право на смерть и власть над жизнью.// Фуко М. Воля к истине. М., 1996. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3. Хабермас Ю. Производительная сила коммуникации // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.. 1995. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и передел мирового порядка. М., 1997. Хесле В. Философия и экология. М.. 1993. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М.-СПб., 1997. Шаповалов В.Ф. Россиеведение. М., 2001. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М., 1993. Введение. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.19. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. |