|
Урок 1. Программа Музыка. Усачева В. О., Школяр Л. В. 2 класс, 3 четверть Тема урока Где родился, там и сгодился Цель урока Ознакомление учащихся с различными видами музыкального развития
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Программа: Музыка. Усачева В.О., Школяр Л.В. 2 класс, 3 четверть Тема урока: «Где родился, там и сгодился» Цель урока: Ознакомление учащихся с различными видами музыкального развития. Задачи урока:
Образовательные: знакомить с понятием и видами музыкального развития; понимать характер и содержание мелодии;
Развивающие: разучить песню Л. Книппера «Почему медведь зимой спит», формировать элементарные певческие навыки;
Воспитывающие: воспитывать культуру исполнения и слушания музыкальных произведений.
Жанр: тематический. Тип урока: расширение и углубление в тему.
Структура урока и виды муз. деятельности учащихся
| Музыкальный репертуар
| Время
| Образовательный процесс
Деятельность
учителя
| Деятельность
учащихся
|
| Примечание
(указать ЗУН, формируемые на уроке относительно каждого вида деятельности)
| Организационный
момент
| Музыкальное приветствие Е. Кашкарова «Ну, здравствуйте, ребята»
| 2 мин
| Учитель приветствует учащихся при помощи музыкального приветствия.
| Учащиеся, с помощью предложенного репертуара, отвечают учителю.
| Вовлечение учащихся в учебный процесс.
| Актуализация знаний
|
| 6 мин
| Учитель рассказывает учащимся о видах музыкального развития.
И приводит пример с фотографиями людей в 3 года, 10 лет и 20 лет. После чего объясняет учащимся, что «Ребёнок изменяется, но его характера, его развития мы не видим, а в музыке это можно прослушать.»
| Учащиеся внимательно слушают и смотрят на презентацию.
| Эмоциональный отклик у детей.
| Объяснение
материала
|
| 5 мин
| «С норвежским композитором Эдвардом Григом вы уже знакомы (на слайде). И знакомы с его музыкальной сюитой «Пер Гюнт».
Учитель спрашивает детей: что такое сюита?
Учитель кратко рассказывает материал прошлого урока про сюиту «Пер Гюнт»
| Ответы детей:
- Да - Да «Сюита – музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом.»
| Устный опрос.
| Слушание и
анализирование
музыкального
произведения
| Э. Григ «Танец Анитры»,
Э. Григ «Песня Сольвейг».
| 15 мин
| Учитель рассказывает историю про танец Анитры и про музыку.
Слушание музыки
Учитель задает учащимся вопросы после прослушивания:
- Какие чувства передаёт музыка танца?
- Когда музыка знакомила нас с чувствами, какое было развитие? - А когда рисовала музыкальный образы.
Учитель поясняет, что: как в интонации есть выразительность и изобразительность, так и в развитии музыке.
Учитель спрашивает детей:
С помощью каких музыкальных средств создан музыкальный портрет Анитры? Назовите контрастные разделы пьесы «Танец Анитры» и контрастные средства музыкальной выразительности.
Учитель рассказывает о следующем музыкальном фрагменты «Песня Сольвейг».
Слушание «Песня Сольвейг»
Учитель задает вопросы:
- Расскажите о музыкальных образах в «Песне Сольвейг». Чем контрастны здесь запев и припев?
- Какое же здесь развитие музыки?
Как вы думаете, почему Григ обрисовал Сольвейг именно песней? Расскажите о судьбе Сольвейг.
- Какие переживания выражает музыка? Подберите по таблице эмоциональных настроений слова, которые наиболее точно передают характер музыки и ваши чувства.
Учитель спрашивает, что общего и что разного в этих музыкальных фрагментах?
| Учащиеся слушают учителя, затем слушают музыку.
Ответы детей:
- Чувство любви, кокетливость Анитры, желание быть любимой, её нежность.
- Вместе с тем музыка передаёт изящество, грациозность танцовщицы.
- Выразительность.
- Изобразительность. Ответы детей
Дети слушают рассказ учителя.
Ответы детей:
- В запеве музыка неторопливая, спокойная и грустная. А припев – танцевальный, лёгкий, воздушный. - Мелодия запева повторяется. Развитие – путём повторения и выразительное – разное выражение чувств в запеве и припеве. Ответы детей - Печаль, нежность.
- Невеста ждала Пера Гюнта долгих 40 лет и верила в его возвращение. - Напевность, сердечность, задушевность, чуткость, мягкость, доверчивость.
- Вернувшись из странствий, Пер Гюнт понимает, что дома у него оставалось самое дорогое, что у него есть, - родная земля, мать, невеста Сольвейг.
- Любовь к родной земле, выразительные интонации – доброта, нежность, чувство любви.
| Усвоение нового материала. Устный опрос.
| Развитие темы урока
| М. И. Глинка «Ария Ивана Сусанина»
| 8 мин
| Учитель говорит о том, что в «Пер Гюнт» раскрывается философская драма, а также есть реальная жизненная драма, «Иван Сусанин». Учитель читает эпизод из оперы «Рассвет. Заснеженный лес...»
Учитель предлагает учащимся прослушать арию Ивана Сусанина и задает вопрос перед прослушиванием: обратите внимание, чем начинается ария, как она развивается. Меняется ли настроение музыки? С чем это связано?
Слушание музыкального фрагмента «Ария Ивана Сусанина», после прослушивания учитель задает вопросы:
- Какое впечатление произвела на вас ария? - Как композитор передал душевное состояние человека, готового принять смерть во имя спасения родины?
- Каким представился вам Сусанин в этот страшный для него час?
- Что можно сказать о развитии музыки? Каким оно было – выразительным или изобразительным?
| Дети слушают учителя.
Дети слушают арию Ивана Сусанина. Ответы детей: - Сумрачный характер, минорный лад, тихая динамика тихая, медленное нисходящее движение в тихом аккомпанементе струнных инструментов передают страдания и взволнованность героя. - Мужественный характер образа передан мелодиями, написанными в духе русских народных протяжных песен. Это подчёркивает связь героя с народом, его чувствами и мыслями. Выразительное развитие – выражены чувства и переживания героя.
| Познавательская активность учащихся. Устный опрос.
| Вокально-хоровая
работа
| Л. Книппер «Почему медведь зимой спит», Фрагмент «Звонки звонок, окончен урок»/
| 5 мин
| - Сегодня мы рассмотрели пример исполнительского развития музыки. Для этого давайте разучим песню Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Прослушайте эту песню.
Учитель играет песню и поет.
Учитель разучивает песню с детьми по 2 строчки. Попутно объясняя детям сюжет этой песни.
Концертное исполнение Учитель просит обратить внимание на стр 54 и играем детям музыкальный фрагмент.
Учитель спрашивает у детей какая из двух мелодий была радостной, а какая грустная?
| Дети разучивают песню.
Учащиеся после разучивания исполняют в концертном варианте.
| Вокально-хоровая работа, эмоциональный отклик у детей. Пластическое интонирование.
| Рефлексия
|
| 2 мин
| Учитель задает вопросы учащимся:
- Чем занимались сегодня?
- О чём расскажете дома?
- С какими видами развития музыки мы познакомились сегодня поближе?
|
- Узнали, какие типы развития могут быть в музыке: исполнительское, тембровое, темповое и др.
- Споём новую песню Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». - С исполнительским, выразительным и изобразительным развитием, интонационным.
|
| Домашнее задание
|
| 1 мин
| Рабочая тетрадь, с. 44—47.
|
|
|
Педагогический анализ урока: - принципы музыкального образования, реализуемые на уроке;
нацеленность процесса музыкального образования на развитие личности учащегося, его музыкальных способностей; направленность на овладение учащимися различными видами музыкальной деятельности;
- методы (общепедагогические и муз. образования), использованные на уроке:
метод слуховой наглядности; метод зрительной наглядности; сравнение и сопоставление музыкальных произведений и фрагментов; метод контраста и тождества.
- информационные и технические средства, обеспечивающие проведение урока:
Ноутбук, презентация, проектор, доска, фортепиано, учебник «Музыка. 2 класс Усачева В.О., Школяр Л.В.».
- формы взаимодействия учителя и учащихся в ходе урока:
На данном уроке были формы взаимодействия: диалог, интерактивный метод.
- возможность использования интеграции видов искусства на уроке:
На данном уроке была интеграция 3-х видов искусств, а именно: литературы, музыки и танца. |
|
|