Главная страница
Навигация по странице:

  • Процедура проведения игры. Специального подготовительного этапа игра не требует. 1 этап

  • Диагностические возможности игры.

  • Перспективы развития игры.

  • ИГРА "ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ"

  • Условия проведения игры.

  • Процедура проведения игры . 1 этап

  • 4 этап

  • Процедура проведения игры. 1 этап

  • 2 этап

  • Б. Второй тип игрового протокола Я консультирую (указать кого) Я учащийся

  • Игра "ассоциация" Цель игры

  • Процедура проведения игры. Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа (вхождение в игру осуществляется на первых 2-х этапах). 1 этап

  • Перспективы использования игры.

  • 3.5. Координация деятельности наставников

  • Программа наставничества учитель-ученик социальной направленности. Программа наставничества учитель- ученик социально-гуманитарной. Программа наставничества социально гуманитарной направленности


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеПрограмма наставничества социально гуманитарной направленности
    АнкорПрограмма наставничества учитель-ученик социальной направленности
    Дата15.04.2022
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПрограмма наставничества учитель- ученик социально-гуманитарной.pdf
    ТипПрограмма
    #475730
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    ИГРА "ЗАЩИТА ПРОФЕССИИ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ"
    Цель
    игры
    - научиться аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (товарищами, учителям и т.д.).
    Данная игра может быть использована как самостоятельная, а может быть включена в игру "Профконсультация" как подготовительная игровая ситуация.
    Условия проведения игры.
    Игра рассчитана на учащихся 8-10 классов. В игре участвует группа из 2-3 человек. Время на игру 15-20 минут. Для игры необходима отдельная комната (или дальний угол класса, если игра включена в игру "Профконсультация").
    Процедура проведения игры.
    Специального подготовительного этапа игра не требует.
    1 этап. Между школьниками распределяются роли: "учащийся" (играет самого себя), его "родители" или "родственники" (папа, мама, бабушка, старшая сестра и т.д.).
    2 этап. Ведущий зачитывает инструкцию.
    Инструкция: "Представьте, что учащийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях (если профессия еще не выбрана, учащийся может заявить, что ему все равно и думать об этом вообще он не собирается). Родители не согласны с позицией учащегося и пытаются его отговорить. Разыгрывается домашний конфликт, при этом выигрывает тот,
    чьи аргументы убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, т.к. насилие - признак слабости аргументов".
    3 этап. Ведущий отсаживается от играющих и предлагает им начинать игру. Вмешательства ведущего должны быть еще меньшими, чем в игре "Профконсультация", т.к. имитируется домашняя сцена, а не профконсультационная помощь.
    4 этап. Обсуждение игры.
    Если игра используется в "Профконсультации" можно вообще обойтись без обсуждения. При самостоятельном использовании можно четко сформулировать аргументы той и другой стороны и детально их обсудить, постаравшись связать их с правильным построением личного профессионального плана.
    Диагностические возможности игры.
    Поскольку школьники могут проецировать поведение своих родителей в аналогичных ситуациях, игра может дать предварительную информацию о позициях реальных родителей данных учеников. Однако, относиться к этой информации следует с определенной осторожностью, т.к. школьники могут имитировать и чужих родителей.
    Типичные трудности.
    Учащиеся могут увлечься эмоциональным обыгрыванием своих ролей и забыть о главной цели игры. В крайнем случае, ведущий может взять себе роль "прадедушки" и через эту роль вернуть игру в деловое русло, а если учащемуся будет слишком трудно, стать его союзником, но не решать за него все проблемы.
    Перспективы развития игры.
    Результатами данной игры могут стать совместно со школьниками сформулированные правила беседы с родителями на тему выбора профессии. Интересным представляется также использование данной игры при участии и школьников, и родителей. Причем, родители играли бы роль "учащихся", а школьники -роли "родителей".При использовании игры "Защита профессии перед родителями" в игре "Проконсультация" процедура "Профконсультации" будет иметь следующий вид:

    1. Общая инструкция участникам (см. I.1.). Распределение ролей: два "профконсультанта", "семья" из 3-4 человек.
    2. Семья разыгрывает семейный конфликт (игра "Защита профессии перед родителями"), а профконсультанты уходят в коридор и знакомятся там с общей схемой профконсультации. Весь этап рассчитан на 10-15 минут.
    Таким образом, и семья и профконсультанты получают специальную подготовку к самой игре "Профконсультация".
    3. Профконсультанты консультируют учащегося в присутствии его родителей. При этом профконсультанты не пользуются листом со схемой консультации. Если эта схема усвоена профконсультантами плохо, ведущий может предложить им в ходе самой игры, по очереди заглянуть в эту схему.
    Опыт показывает, что в данном варианте игра "Профконсультация" занимает больше времени (более одного часа на первое проигрывание), зато в игре появляется возможность выхода на более сложные вопросы выбора профессии, игра носит более деловой характер.
    ИГРА "ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ"
    Цель игры - знакомство с требованиями при приеме в учебные заведения или на работу (тогда игру более правильно было бы назвать "Отдел кадров").
    Игра может быть использована на базе учебно-производственного комбината для знакомства с условиями приема на различные предприятия района, учебные заведения.
    Условия проведения игры.
    Игра рассчитана на учащихся 8-10 классов, а также на абитуриентов.В игре могут участвовать от 3 до 10 человек. Для игры необходимо иметь конкретную справочную литературу ("Справочник для поступающих в Вузы,
    ССУЗы, ПУ и ПЛ"), а ведущий должен знать особенности поступления (учебы или работы) в конкретное учебное заведение или на предприятие.
    Процедура проведения игры.
    1 этап. Ведущий знакомит участников с общей инструкцией.

    Инструкция: "Все вы скоро будете куда-то поступать: в училища, техникумы, Вузы, оформляться на работу. Давайте пофантазируем и представим, что для поступления не нужно сдавать никаких экзаменов, а нужно пройти собеседование с членами приемной комиссии, которая и решит, зачислять Вас или не зачислять. В нашей игре будет приемная комиссия и поступающие. Посмотрим, многим ли удастся поступить?".
    2 этап. Выбирается приемная комиссия из 2-5 человек (в зависимости от количества учащихся) и решается вопрос, какое учебное заведение будет представлено в игре. Ведущий может в обязательном порядке предложить наиболее престижное учебное заведение или наименее престижное предприятие), сказав, что в следующих «проигрываниях» будут другие учебные заведения.
    3 этап. Подготовка к игре. Члены приемной комиссии знакомятся с учебным заведением (читают рекламные проспекты, профессиограммы основных профессий, заранее подготовленных ведущим) и вырабатывают главные критерии отбора, например:
    -знание будущей профессии,
    -желание учиться в данном учебном заведении, -способности к обучению, поведению, воспитанность и т.п.
    Ведущий предлагает остальным учащимся подумать, чем они могут понравиться приемной комиссии и поступить в данное заведение. Время на подготовку может занять от 5 до 10 минут.
    4 этап. Учащиеся по очереди пробуют поступить в учебное заведение. На одну попытку дается от 5 до 15 минут, в зависимости от числа играющих.
    5 этап. Обсуждение игры.
    Оценивается правильность действия членов приемной комиссии.
    Ведущий должен сказать учащимся, какова реальная ситуация при поступление в данное учебное заведение.
    Диагностические возможности игры.

    Выявляются знания об условиях поступления, обучения, возможностях работы после окончания того или иного учебного заведения или при устройстве на работу.
    Типичные трудности.
    Учащимся гораздо интереснее попробовать "поступить" в престижный
    ВУЗ, чем в профессиональное училище. Желательно дать школьникам возможность попробовать свои силы на разных учебных заведениях, но при этом ведущий должен следить за строгостью отбора в трудное и престижное учебное заведение.
    Перспективы развития игры.
    Большие возможности совершенствования игры - в более качественной подготовке членов приемной комиссии. Можно устроить соревновательную игру, когда определяются два разных учебных заведения, выбираются две приемные комиссии и потом, по очереди организуют прием. Выигрывает та комиссия, которая совершила меньше ошибок, а сами ошибки определяются при обсуждении игры. Перспективно также давать членам комиссии большее время на подготовку, например, после выбора комиссии перенести игру на следующий день.
    ИГРА "ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ" (в работе с классом)
    Игра рассчитана на работу с классом в рамках курса "Человек. Труд.
    Профессия", поэтому время игры рассчитано на один урок - 40-45 минут. Для данного варианта игры важен подготовительный этап, который может быть организован следующим образом:
    1. Проводить игру в конце курса "Человек. Труд. Профессия".
    2. На предшествующих игре уроках разбирать вместе с классом письменные работы "Моя будущая профессия" или "Мой личный профессиональный план" некоторых учащихся (анонимно и с их согласия).
    При разборе личного профессионального плана каждый элемент можно оценивать по 5-бальной шкале.
    3. Если это возможно, организуется анонимный обмен письмами между учащимися разных школ. Письма подписываются именем и начальной
    буквой фамилии. Школьники сообщают о себе, своих планах и формулируют свою профориентационную проблему. В ответных письмах они дают друг другу советы (как бы консультируют друг друга ). Использование этого подготовительного приема требует от психолога такта и соблюдения профессиональной этики. Данная процедура предполагает добровольность учащихся.
    Процедура проведения игры.
    1 этап. Ведущий знакомит класс с условиями игры:
    Инструкция: "Сейчас мы будем учиться помогать друг другу выбирать профессию. Разбейтесь на пары (в классе все обычно уже сидят парами).
    Один из вас будет специалистом профконсультантом (взрослая роль), а другой будет играть самого себя -учащегося. Когда пройдет половина урока, вы поменяетесь ролями".
    2 этап . Ведущий предлагает всем учащимся достать листочки, подписать их и подготовить игровые протоколы. В каждой игре возможен свой тип протоколов:
    А.Первый тип игрового протокола.
    Я консультирую
    /указать ФИ др.уч-ся/
    Я учащийся
    Проблема учащегося
    Мои рекомендации:
    Отношение учащегося к моим рекомендациям
    Моя профориентационная проблема
    Моё отношение к рекомендациям профконсультанта
    Быстро нарисовав такой протокол, каждый, независимо от того, в какой он роли, формирует свою профориентационную проблему и делает запись в колонке "Я -учащийся". Далее начинается игра: профконсультант делает записи на своем листочке в колонке "Я консультирую", а учащийся -в колонке "Я -учащийся". Записи желательно делать в конце беседы и не показывать их друг другу.

    Б. Второй тип игрового протокола
    Я консультирую
    (указать кого)
    Я учащийся
    1.
    Дальняя проф. цель
    2. Ближняя проф. цель
    3. Знание себя
    Знание путей подготовки профессии
    5.Реальная подготовка профессии
    6.
    Резервный вариант
    Каждый участник игры в колонке " Я - учащийся " оценивает все шесть элементов своего личного профессионального плана по 5-бальной шкале, проставляя оценки в левой части колонки (для этого как раз и необходим подготовительный этап с разбором письменных работ "Мой личный профессиональный план"). Далее, начинается сама игра, в которой профконсультант работает на своем листочке в колонке "Я консультирую", сначала оценивая в левой части колонки ситуацию до беседы, а потом проставляя оценки после беседы ( что изменилось ). Учащийся то же самое делает в колонке "Я - учащийся". В ходе игры ведущий подходит к каждой паре, выясняя как идет игра, все ли понятно, не возникает ли трудностей.

    В конце игры все протоколы сдаются ведущему, который может сопоставить их с данными обследования, наблюдения, с результатами индивидуальных бесед.
    Выраженного этапа обсуждения в данной игре нет, зато игра обладает определенными диагностическими возможностями, т.к. в ней сами школьники дают количественную оценку по различным элементам личного профессионального плана не только себе, но и своим товарищам.
    Типичные трудности.
    Некоторая сложность (непривычность) игровых протоколов поначалу не вызывает у школьников особого энтузиазма, однако потом многие втягиваются в игру. Ведущий может либо сам заготовить (отпечатать, распечатать) игровые протоколы для класса, либо подготовить их с классом на предыдущем уроке, если его уроки сдвоенные.
    Иногда некоторые школьники слишком быстро заканчивают игру и остаются без дела. Ведущий может предложить им какое-нибудь занятие, но так, чтобы это не воспринималось как наказание, а сам проверить правильность оформления игровых протоколов (нередко учащиеся забывают что-либо сделать, например, оценивают личный профессиональный план только в начале беседы).
    Если в классе нечетное количество учащихся и один человек оказался без пары, можно предложить ему стать в какой-либо паре вторым "профконсультантом".
    Проводить данную игру сложнее, чем предыдущие варианты игры "Профконсультация" и естественно ее результаты будут скромнее.
    Игра "ассоциация"
    Цель игры - выявить истинное отношение школьников к разным профессиям и, по возможности, подкорректировать это отношение. Игру целесообразно проводить при изучении темы "Профессиограмма".
    Относительная простота игры и большой эмоциональный заряд позволяют использовать ее за рамками курса "Человек. Труд. Профессия", например
    при встречах со школьниками на базе районных центров, учебно-курсовых комбинатов.
    Условия проведения игры.
    Участвует весь класс (учащиеся 7-8, а так и более старших классов). Время на первое проигрывание -15 минут, последующие проигрывания -по 5-7 минут. Для игры необходима классная доска.
    Процедура проведения игры.
    Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа
    (вхождение в игру осуществляется на первых 2-х этапах).
    1 этап. Объявляется название игры и по желанию выбираются 3 главных игрока (это могут быть учащиеся класса).
    2 этап . Объявляются условие игры :
    Инструкция : "Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую- либо профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют угадать ее с помощью ассоциативных вопросов.
    Например: "Какого цвета эта профессия?", "На какую мебель похожа?" и т.д.
    Можно спросить у учащихся не играли ли они в игру "Ассоциации", когда вместо профессии загадывается человек.
    Опыт показывает, что не все учащиеся сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Взять для разбора профессию "врач-терапевт" и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах -что-то связанное со спиртом (лекарство -слишком наводящий ответ), мебель -стеклянный шкаф или кушетка..."
    3 этап. Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: "Каждый из вас может задать только по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течении 2-3 минут продумаете свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете.
    После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке угадать профессию".

    4 этап. 2-3 человека выходят из класса. Класс быстро загадывает профессию, а ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам.
    5 этап. Ведущий приглашает отгадывающих, которые по очереди задают вопросы классу.
    Сам ведущий кратко записывает на доске вопросы -ответы, следит за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учащимся, а не всему классу, следит за динамикой игры.
    6 этап. Когда все вопросы и ответы произнесены (и записаны на доске) ведущий предлагает в течение одной минуты обдумать трем отгадывающим свои ответы. В этот момент ведущий предлагает классу посмотреть на доску и молча подумать, чьи ответы на ассоциативные вопросы были не очень удачными.
    7 этап. Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией, например, загадана профессия "военный летчик", а ответы такие:
    "космонавт",
    "милиционер",
    "автогонщик". Как видно, "военный летчик" и "космонавт" довольно близки.
    Право определить, отгадали школьники профессию или нет, должно быть предоставлено классу. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.
    Обсуждение игры.
    Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, давшего такой ответ, дать объяснение: нередко эти объяснения бывают разумными.
    Например, в одной игре была загадана профессия "милиционер", на вопрос "какого цвета профессия?" был дан ответ: "черно-белая". Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл.
    При выявлении неудачных ответов классу предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии; участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом представления учеников о профессии.

    У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл.
    Диагностические возможности игры.
    Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку роль этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о классе в целом и об отдельных учащихся, так как за один урок в игре могут принять активное участие многие школьники.
    Типичные трудности.
    О некоторых трудностях уже сообщалось при описании процедуры игры
    (непонимание сути ассоциативного вопроса; вопрос задается не конкретному школьнику, а всему классу; долгое обдумывание вариантов ответа).
    Бывают случаи, когда отгадывающие входят в класс с неподготовленными вопросами или не успевают придумать варианты ответов. Ведущий не должен "помогать" играющим, а, наоборот, обострять игру. "Если вы не готовы, то ваша команда проигрывает..." В этом случае школьники поймут, что играют с ними серьезно, и это повысит их интерес как к игре, так и к теме занятия.
    Перспективы использования игры.
    В перспективе можно разработать специальный перечень ассоциативных вопросов, помогающих отгадывающим лучше готовиться, а ведущему организовать игру и обсуждение в ситуации меньшей неопределенности.
    Можно также использовать в игре не одну, а две соревнующихся группы отгадывающих.
    Можно загадывать не только профессии, но и конкретные места работы, учебные заведения, образы типичных представителей тех или иных профессий.
    Специфика игры "Ассоциация" -в ориентации на эмоциональное отношение учащихся, строгая же схема анализа профессии предлагается в игре "Угадай профессию".

    3.5. Координация деятельности наставников
    Координация деятельности наставников – это функция, при которой все, вовлеченные в процесс наставники, работают для достижения общей цели; осуществляя систематический анализ проблем и ситуации, поиск необходимой информации и информирование для выбора наиболее эффективных форм работы с подростком. С одной стороны старший наставник (куратор) координирует работу наставника, с другой наставник координирует свою работу со специалистами сопровождения в школе.
    Система координации специалистов в школе предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие специалистов сопровождающих подростка группы риска: завуч по УВР, школьный психолог, социальный педагог, классный руководитель, учителя - предметники.
    Включая в эту систему наставника, мы предполагаем тесное его взаимодействие с психологом, социальным педагогом и классным руководителем на этапе диагностики и планирования программы индивидуального социально-психолого-педагогического сопровождения подростка ГР. В период реализации программы сопровождения наставник сотрудничает с классным руководителем и родителями подростка группы риска (по возможности). Старший наставник, напрямую взаимодействует с завучем по УВР. Наставник является важным, часто связующим звеном подростка, реализующим совместную программу сопровождения. Наставник может взаимодействовать со специалистами сопровождения по следующей схеме
    (рис.2).

    Рис. 2. Схема взаимодействия наставника с подростком в ОУ
    Рис. 3 Схема взаимодействия сопровождения подростка группы риска
    1   2   3   4


    написать администратору сайта