Главная страница
Навигация по странице:

  • Характеристика основных активизирующих профориентационных

  • Бланковые игры с классом

  • Схемы анализа и самоанализа ситуаций профессионального и

  • 4. Настольные профориентационные игры

  • 5. Активизирующие профориентационные опросники

  • 6. Карточные профконсультационные игры

  • Карточные

  • Методы изучения интересов и склонностей

  • Беседа «Профессии туризма

  • Программа наставничества учитель-ученик социальной направленности. Программа наставничества учитель- ученик социально-гуманитарной. Программа наставничества социально гуманитарной направленности


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеПрограмма наставничества социально гуманитарной направленности
    АнкорПрограмма наставничества учитель-ученик социальной направленности
    Дата15.04.2022
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПрограмма наставничества учитель- ученик социально-гуманитарной.pdf
    ТипПрограмма
    #475730
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Анкета наставника
    1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
    2. Если да, то где? _____________________________________________
    Инструкция
    Оцени в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
    3. Насколько комфортно было общение с наставляемым?
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    9 10 4.Насколько удалось реализовать свои лидерские качества в программе?
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    9 10 5.Насколько полезны/интересными были групповые встречи?
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    9 10 6.Насколько полезны/интересными были личные встречи?
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    9 10 7.Насколько удалось спланировать работу?
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    9 10 8.Насколько удалось осуществить свой план?
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    9 10 9.Насколько Вы
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    9 10 14. Насколько оправдались Ваши ожидания?
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    9 10
    оцениваете включенность наставляемого в процесс?
    10.Насколько Вы довольны вашей совместной работой?
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    9 10 11.Насколько понравилась работа наставником?
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    9 10 12.Насколько Вы довольны результатом?
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    9 10 13. Что Вы ожидали от программы и своей роли?
    _____________________________________________________________
    14. Насколько оправдались Ваши ожидания?
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    9 10 15. Что особенно ценно для Вас было в программе?
    _____________________________________________________________
    16. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?
    _____________________________________________________________
    17. Было ли достаточным и понятным обучение? [да/нет]
    18. Насколько полезным/интересным было обучение?
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    9 10 19. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
    20. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]

    Приложение 2. Игровые упражнения.
    Характеристика основных активизирующих профориентационных
    методов
    1. Игровые профориентационные упражнения
    Игровые профориентационные упражнения и микроситуации обычно используются в работе с подгруппой (8–15 человек) или с малой группой (6–8 человек). Многие игры основаны на довольно эффективной процедурной модели, когда участники рассаживаются в круг, что внешне делает эти упражнения похожими на психотерапевтические группы.
    Можно назвать следующие разработанные нами игровые профориентационые упражнения: «Профессия на букву...», «Подарок»
    («Любимое блюдо», «Маскарадный костюм»),
    «Человек-профессия», «Автопортрет» (профориентационный вариант),
    «Кто есть кто?»,
    «Самая-самая», «Пеночка», «Ловушки-капканчики», «Эпитафия», «А вот и
    Я!», «Звездный час», «День из жизни» («Ночь из жизни») и др.
    2. Бланковые игры с классом
    Бланковые игры с классом организуются таким образом, чтобы психолог имел возможность играть с каждым в отдельности и со всеми одновременно. При этом у всех игроков имеются свои игровые бланки, в которых они отражают все свои ходы и результаты. Поскольку в данных методиках моделируются довольно сложные объекты, а сама процедура проводится в явно нестандартизированных условиях, то эти результаты также не должны рассматриваться как традиционная психодиагностика.
    К методикам данной группы можно отнести следующие. В играх «Бизнес- риск-мен», «Я – компаньон» и «Купля-продажа» каждый участник играет на своем бланке с ведущим. В игре «Торг» все участники работают в парах
    (можно играть и втроем).

    3. Схемы анализа и самоанализа ситуаций профессионального и
    личностного самоопределения
    Особой группой активизирующих методов являются схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения. С одной стороны, эти схемы могут выступать как некоторые теоретические модели, а с другой стороны, как самостоятельные методики. Психологический смысл их использования заключается в возможности максимально обобщенного рассмотрения наиболее сложных вопросов, связанных с принятием решения и планированием перспектив развития самоопределяющегося человека.
    Общая логика практического применения схем подразумевает
    следующий порядок:
    1 – озадачивание подростков (создание мотивационной основы рассмотрения данного вопроса); 2 – краткое знакомство со схемой; 3 – рассмотрение с помощью схемы нескольких типичных задач-ситуаций
    (лучше заготовленных заранее); 4 – только после освоения схемы на задачах
    – использование каждым подростком схемы для оценки собственной ситуации (для самооценки).
    4. Настольные профориентационные игры
    Настольные карточные игровые методики, по сравнению с описанными выше карточными системами, дают возможность моделировать проблемы личностного и профессионального самоопределения в более простых формах. Это позволяет применять данные методики как «домашнее» средство для самостоятельного использования детьми и их родителями, а также для многократного проигрывания этих процедур.
    В профориентационной игре «Или-Или» участники передвигают свои фишки по игровому полю, совершая выписанные на каждой клеточке ходы, связанные с выбором или отказом от тех или иных составляющих профессионального, жизненного и личностного развития.

    По сделанным (в виде отобранных карточек) выборам в конце игры определяется, какой профессиональный и жизненный стереотип удалось реализовать каждому участнику.
    В эколого-экономической игре
    «Бизнес-Мусор» моделируются нравственные аспекты предпринимательской деятельности. Участники покупают территории, строят на них свои предприятия, но, в отличие от близкой по духу знаменитой игры «Монополия», эти предприятия дают игрокам не только прибыль, но и загрязняют все имеющиеся территории (всё покрывается специальными карточками с «черепами», олицетворяющими
    «экологическую смерть»). Если не финансировать природоохранные мероприятия, то игра быстро заканчивается экологической катастрофой.
    Постоянная нехватка у участников «лишних» денег провоцирует не только игровые эмоциональные переживания, но и необходимость как-то кооперироваться против общей опасности. Дополнительную интригу в процедуру привносят спе-циальные игровые роли Банкира, Мафии,
    Браконьера, Президента.
    5. Активизирующие профориентационные опросники
    Их цель -разнообразить существующий диагностический материал, поскольку по нашим многочисленным наблюдениям (и по наблюдениям других профконсультантов) многие существующие средства часто воспринимаются подростками как скучные и неинтересные.
    Особенность активизирующих опросников -не столько получение информации о клиенте, сколько стимулирование его размышлений о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения. Если в традиционных тестах и опросниках акцент делается именно на психодиагностике, то есть на получении объективных данных об обследуемом человеке, то в нашем случае мы сознательно отказываемся от самой идеи «объективного» диагноза, построенного на использовании психометрических принципов конструирования тестов и опросников.

    6. Карточные профконсультационные игры
    В игровых карточных системах делается попытка смоделировать основные этапы человеческой жизни (индивидуальная игра «Человек-
    Судьба-Чёрт» и групповая игра «Страшный Суд»), а также основные этапы профессионализации человека (групповая игра «Карьера»).
    Важнейшим активизирующим приемом данных методик является специально организуемый игровой «спор» консультируемого клиента с ответами, выписанными на карточках, а также определенные призы и наказания за успешность такого спора. В ходе такого спора консультируемый подросток (или взрослый клиент) обычно сам проговаривает связь тех или иных своих игровых возможностей и достижений игры (например, в какой степени с помощью воли можно избежать участия в преступной деятельности, ведь обычно преступники – это люди волевые... и т. п.). В индивидуальной игре «Человек-Судьба-Чёрт» имеются различные варианты сложности, в зависимости от особенностей консультируемого подростка, а в групповых играх «Страшный Суд» и «Карьера» есть возможность помогать по определенным правилам тем игрокам, у которых сплошные неудачи и которые пребывают в растерянности, близкой к расстройству. В игре
    «Человек-Судьба-Ч.рт» психолог в роли «ч.рта» на определенном этапе начинает мешать подростку в достижении намеченных жизненных целей, что привносит в работу дополнительную интригу.
    Данные игры несут в себе значительный психотерапевтический потенциал, что особенно требует от психолога быть немного и психотерапевтом.
    Важной особенностью проведения карточных консультационных игр является их высокая, динамичность, позволяющая охватывать моделируемую жизнь к целостности, а не «зарываться» в обсуждение частных вопросов.
    7. Профориентационные игры
    Профориентационные игры с классом предназначены для работы с учащимися 7-х – 11-х классов. При проведении профориентационных или
    психологических курсов подобные игры могут быть использованы в дополнение к диагностическим процедурам, дискуссиям, индивидуальным консультациям и лекционным формам работы. Опыт показал, что если они по времени от общего количества часов занимают примерно 25–30 %, то воспринимаются учащимися не как «развлечение», а как естественная форма работы.
    Можно назвать следующие конкретные игровые методики.
    Ценностнонравственные профориентационные игры: «Пришельцы», «Три ветерана» («Три судьбы»), «Остров», «Спящий город», «Существо» (с элементами экологического воспитания). Пробноознакомительные игры:
    «Стажеры-инопланетяне», «Ассоциации» (профориентационный вариант),
    «Угадай профессию»,
    «Вакансия»,
    «Новичок-наставник»,
    «Завод»
    («Кооператив», «Музей»). Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях:
    «Профконсультация», «Приемная комиссия», «Пять шагов», «Советчик».
    Важным условием проведения этих игр является их высокая динамика
    (темп), что и позволяет решать проблемы, связанные с организацией дисциплины учащихся на уроке, чего больше всего обычно боятся психологи перед выходом в школьный класс.
    8.
    Карточные
    информационно-поисковые
    технологии
    («Профессьянсы»)
    Карточные профконсультационные методики возникли как попытка использовать интригующую форму работы (раскладывание пасьянсов из карт, карточные игры), высокоэффективные операциональные возможности карточных технологий и содержательные моменты профессионального самоопределения и планирования жизни.
    Литература:
    Пряжников
    Н.С.
    Методы
    активизации
    профессионального
    и
    личностного самоопределения. – М.: Изд-во Московского психолого-
    социального инс-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК» 2003. Климов Е.А.

    Психология профессионального самоопределения. – М.: Изд. Центр
    «Академия» 2004. – Часть III.
    Методы изучения интересов и склонностей
    Опросники интересов предназначены для измерения образовательных и профессиональных интересов. Они применяются для решения задач профессионального отбора. Одним из первых таких опросников стал «Бланк профессиональных интересов», созданный Э. Стронгом. Он диагностирует четыре показателя интересов:
    1) сходство интересов обследуемого с интересами лиц, достигших успехов в определенной профессии;
    2) структуру интересов мужчин и женщин;
    3) степень зрелости интересов;
    4) уровень профессиональной подготовки // Словарь – справочник по психологической диагностике / Сост. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Киев,
    1989. С.93.
    Опросник содержит 325 заданий, сгруппированных в 7 частях. В первых пяти частях испытуемый отмечает свои предпочтения суждениями
    «нравится», «безразлично», «не нравится». Вопросы в этих частях распределены по следующим категориям: профессии, учебные предметы, виды деятельности, типы развлечений, общение с различными типами людей.
    Другие две части требуют от отвечающего предпочесть одно из двух заданий.
    Другим распространенным опросником интересов является «Протокол профессиональных предпочтений» Г. Кьюдера. Он предназначен для определения предпочтительных интересов индивида среди широкого круга разных видов деятельности, но не прогнозирует предполагаемый выбор рода занятий на основе изученных интересов.

    Шкалы интересов включают различные виды деятельности. Опросник Г.
    Кьюдера диагностирует интерес испытуемого к определенным видам деятельности, а не к конкретным профессиям.
    Литература: Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для
    студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая
    книга, 2003. – Гл. 3. С. 86-87.
    Беседа «Профессии туризма»
    Если горную Адыгею разделить на отдельные туристские районы и внимательно их рассмотреть, то можно заметить, что они имеют свою неповторимость, «изюминку», ради которой можно идти хоть за тысячу верст.
    Вот, например, горное местечко Хаджох – это крохотный уголок
    Швейцарии в Республике Адыгея. Безмолвное величие гор, скальное царство
    Хаджоха; задает непередаваемый колорит ощущениям, загадочная, дикая, малоисследованная глубина ущелий… С головокружительной высоты можно часами наблюдать красоту необузданной природы и необыкновенных гор.
    Тут все очаровывает: бездонное ультрамодное небо, хаотическое нагромождение скал, а мрачные глубокие ущелья представляют изумительно насыщенный экзотикой пейзаж.
    И именно здесь, в этом туристическом раю и работают люди с
    «туристскими» профессиями.
    — Как вы думаете, какими качествами должны обладать люди профессий туризма?
    — Ну во-первых, это люди, обожающие природу, умеющие не устать на природе, а извлечь из своей профессии здоровье эмоциональное и моральное удовлетворение.
    — Во-вторых, это люди, обладающие такими качествами, как выносливость, любознательность, тактичность, умением общаться с людьми, терпение, смелость, решительность.

    Как вы думаете, какие профессии мы можем назвать
    «туристическими»?
    — Верно, инструктор по туризму, гид-проводник, экскурсовод, спасатель.

    — Как вы думаете, чем занимается инструктор по туризму?
    — Инструктор по туризму занимается подготовкой туристических групп к предстоящим походам и экскурсиям в природу. Задачей инструктора по туризму является рассказать туристам о предстоящем походе, плюсы и минусы похода, провести инструктаж по технике безопасности. При подготовке и длительным переходам, объяснить, как пользоваться основным туристическим инвентарем, экипировкой, обучить элементарным приемам оказания первой медицинской помощи при крайней необходимости.
    -Гид-проводник, творческая профессия. Здесь необходимо не только знать все маршруты наизусть в данной местности, но и продумать как интересней и впечатлительнее провести экскурсию или поход. Гид- проводник должен знать много исторической, увлекающей, интересной информации о туристических объектах природы: ущельях, дольменах, реках, горах, хребтах и т.д. В ход идут элементы народного фольклора: рассказы бывалых, легенды, сказы; так же применяется классическая литература: выдержки из рассказов различных авторов, поэтические строки, описание природы и данных мест из автобиографических источников. Так же гид- проводник должен очень хорошо знать приемы оказания первой медицинской помощи, знать правила пользования туристическим снаряжением и инвентарем.
    — А чем же тогда занимается экскурсовод?
    — Экскурсовод в отличие от гида-проводника водит малые и средние туристические группы не в походы, а на экскурсии. Экскурсоводу не надо ходить в длительные походы, экскурсии обычно совершаются до изучаемого либо исследуемого места на транспорте, где группа и экскурсовод в дороге могут поделиться впечатлениями, ожиданиями и задать интересующие вопросы. При прибытии на туристический объект природы (пещеру, дольмен и т.д.) экскурсовод предупреждает о необходимых нормах поведения, мерах предосторожности и начинает знакомить туристов с предысторией данного исторического памятника природы, рассказывать легенды. Вот здесь работа экскурсовода сходна с профессией гида по знанию народного фольклора, рассказов, воспоминаний очевидцев.

    -Экскурсовод обязан после проведения экскурсии на месте доставить туристическую группу на турбазу, откуда и начиналась экскурсия.
    -Так чем же занимается спасатель?
    -Спасатель в туризме профессия необходимая. Если при проведении походов можно обойтись инструктором и гидом-проводником, то при альпинизме, исследовании карстовых пещер, спасатель просто необходим.
    - Какими качествами должен обладать спасатель в туризме?
    - Верно, это обязательно отличная спортивная подготовка, смелость, отважность, решительность, сообразительность, психологическая устойчивость, навыки первой медицинской помощи, основы реабилитации пострадавших.
    - Вот, ребята, мы с вами ознакомились с основными профессиями туризма, а это не просто работа, а бесконечное наслаждение красотой природы и получение от нее здоровья и хорошего настроения.
    ИГРА "ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ"
    Целью игры "профконсультация" является специально организованная помощь школьников друг другу при выборе профессии под наблюдением и контролем психолога. Игра имеет разные варианты, которые имеют отдельные описания. В некоторых вариантах игра включает в себя игровые ситуации, которые могут выступить как самостоятельные игры.
    I. ИГРА "ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ" (основной вариант)
    Цель данного варианта игры -познакомить учащихся с процедурой правильного построения личных профессиональных планов, а также научить школьников оказывать некоторую профориентационную помощь своим товарищам.
    Игру целесообразно использовать после знакомства учащихся с основными положениями курса "Человек. Труд. Профессия". Игра может быть использована на занятиях в школе и в учебно-производственном
    комбинате, что позволяет строить личный профессиональный план учащихся с учетом потребностей данного района /или данного региона/.
    Условия проведения игры.
    Игра рассчитана на учащихся 7-10 классов. В игре участвует группа школьников /3-4 человека/. Для игры необходимо отдельное помещение.
    Время на первое проигрывание -30-50 минут, на последующие -от 15 до 40 минут. Общее время игры не должно превышать 1,5-2 часов.
    Процедура проведения игры.
    Подготовительный этап. Ведущий кратко знакомит учащихся с основными элементами личного профессионального плана ( в более простых вариантах - с "тремя китами" выбора профессии: "хочу", "могу", "надо"). На подготовительном этапе важно удобно рассадить участников игры за общим столом. Сам отбор в игровую группу осуществляется только на добровольных началах.
    2 этап. Ведущий знакомит участников с условиями.
    Инструкция: "Большое значение имеет правильный выбор профессии и построение профессиональной карьеры. В этом могут Вам помочь специалисты службы профориентации. К специалистам-профконсультантам приходят школьники с родителями, чтобы посоветоваться о выборе профессии.
    Цель нашего занятия -научиться правильно оказывать помощь товарищам в выборе профессии и тем самым научиться лучше решать и свои собственные проблемы.
    Давайте распределим роли:
    "профконсультанта"(лучше двух),
    "учащегося" и его "родителей".
    Профконсультанты и родители должны держаться серьезно, как взрослые, а учащийся пусть будет самим собой. Вам предстоит разыграть сценку, в которой профконсультант оказывает помощь школьнику и его родителям.
    Старайтесь, чтобы в игре каждый сказал свое слово. Если нет вопросов, можете начинать игру. Я постараюсь не вмешиваться (при этом ведущий немного отсаживается от играющих)".
    2 этап. Школьники самостоятельно ведут игру, а ведущий сидит в стороне и наблюдает за их действиями. При организации своего вмешательства в игру, ведущий должен иметь в виду следующие моменты:
    а/ На первых порах учащиеся, как правило, осваивают непривычные для них роли и серьезные вопросы почти не обсуждают. Ведущий не должен им мешать. б/ При попытках "с ходу" решить возникшие проблемы школьники могут обнаружить свою неготовность к решению. Ведущий также не должен сразу давать подсказку, а предложить учащимся подумать. При этом после бурного начала игры, может возникнуть молчаливая пауза. Нередко школьники после такого обдумывания сами дают готовые решения, высказывают интересные предложения. в/ Если конструктивных предложений у учащихся нет и возникает опасность прекращения игры, ведущий может в очень кратком виде дать игрокам подсказку (четче сформулировать профориентационную проблему, уточнить интересы, возможности "учащегося", его представления о будущей работе, о путях приобретения профессии и т.д.). г/ Ведущий должен вмешиваться в следующих случаях:
    — игровой конфликт перерастает в межличностный;
    — кто-либо из участников ( особенно " профконсультант") уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие игроки с ним соглашаются;
    — игроки сами просят ведущего дать им чисто информационную справку
    (какой конкурс в то или иное учебное заведение; требуется ли обсуждаемая профессия на рынке труда и т.д.);
    — игроки увлеклись обсуждением какого-то частного вопроса;
    — одни игроки ведут себя слишком активно, а другим не удается вставить даже слово;
    — игроки начинают явно дурачиться.
    Все вмешательства должны быть минимальными. д/
    Кроме непосредственного вмешательства ведущий может подбадривать некоторых участников с помощью одобрительных взглядов, жестов.
    е/
    Не следует ожидать от "профконсультантов" идеального консультирования и обязательного решения всех проблем, т.к. в игре важно лишь осознать проблему и наметить самые общие пути ее решения.
    3 этап. Обсуждение игры (проигрывание).
    При обсуждении ведущий может спросить у "учащегося" и его "родителей":
    "Заслуживают ли профконсультанты вашей благодарности?" или "Помогла ли вам консультация и в чем именно?".
    После этого ведущий сам может назвать некоторые ошибки профконсультантов, а также ошибочные высказывания учащихся и родителей и рассказать (или показать) как можно было бы действовать правильно.
    При этом важно опираться на общую схему построения личного профессионального плана.
    4 этап. После обсуждения школьники меняются ролями и организуется следующее проигрывание. Обычно следующие проигрывания проходят более динамично, с меньшим количеством ошибок.
    Диагностические возможности игры.
    Игра позволяет определить готовность учащихся работать с различными элементами личного профессионального плана, а также со всей схемой личного профессионального плана. Поскольку работа ведется с небольшой группой, психолог получает ценную информацию о каждом участнике.
    Типичные трудности.
    Поскольку школьники совершают в игре немало ошибок, психологу постоянно хочется подсказывать, вмешиваться в игру, тем самым снижая ее активизирующий эффект. Данная игра имеет высокую содержательную насыщенность и нередко бывает трудно сохранить логику игры, не дать ей возможность развиваться стихийно. Особенно часто это проявляется при первом проигрывании. В игре могут возникать вопросы, с которыми не знаком и сам ведущий, поэтому желательно иметь под рукой различную справочную литературу.

    Перспективы развития игры.
    Игра может стать совершеннее при введении в нее дополнительных активизирующих приемов, при использовании компактных справочников, при более продуманном подборе игровых групп. Перспективным представляется использование специальных игровых протоколов для фиксации хода игры.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта