Главная страница
Навигация по странице:

  • Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства» 1

  • Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»

  • Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»

  • Метапредметные результаты

  • Модуль № 1 «Музыка моего края»

  • Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»

  • Модуль № 3 «Музыка народов мира»

  • Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»

  • Модуль № 5 «Русская классическая музыка»

  • Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»

  • Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»

  • Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»

  • ООП ООО на 2022-2023 уч г. Программа основного общего образования 2022


    Скачать 1.08 Mb.
    НазваниеПрограмма основного общего образования 2022
    Дата11.04.2023
    Размер1.08 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаООП ООО на 2022-2023 уч г.docx
    ТипПрограмма
    #1054040
    страница44 из 66
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   66

    Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»1

    блока, кол-во часов

    Темы

    Содержание

    Виды деятельности обучающихся

    А)

    3—4 учебных часа

    Храмовый синтез искусств

    Музыка православного и католического2 богослужения (колокола, пение a capella / пение в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения

    Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства.

    Определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся:

    — к русской православной традиции;

    — западноевропейской христианской традиции;

    — другим конфессиям (по выбору учителя).

    Исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике.

    На выбор или факультативно

    Посещение концерта духовной музыки

    Б)

    4—6 учебных часов

    Развитие церковной музыки

    Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал).

    Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение).

    Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием

    Знакомство с историей возникновения нотной записи. Сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты).

    Знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов (одноголосие).

    Слушание духовной музыки. Определение на слух:

    — состава исполнителей;

    — типа фактуры (хоральный склад, полифония);

    — принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции.

    На выбор или факультативно

    Работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием географических и исторических особенностей распространения различных явлений, стилей, жанров, связанных с развитием религиозной музыки.

    Исследовательские и творческие проекты, посвящённые отдельным произведениям духовной музыки

    В)

    3—4 учебных часа

    Музыкальные жанры богослужения

    Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение

    Знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном.

    Вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений.

    Определение на слух изученных произведений и их авторов. Иметь представление об особенностях их построения и образов.

    Устный или письменный рассказ о духовной музыке
    с использованием терминологии, примерами из соответствующей традиции, формулировкой собственного отношения к данной музыке, рассуждениями, аргументацией своей позиции

    Г)

    3—4 учебных часа

    Религиозные темы и образы в современной музыке

    Сохранение традиций духовной музыки сегодня.
    Переосмысление
    религиозной темы в творчестве композиторов XX—XXI веков. Религиозная тематика в контексте
    поп-культуры

    Сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX—XXI веков.

    Исполнение музыки духовного содержания, сочинённой современными композиторами.

    На выбор или факультативно

    Исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в наше время».

    Посещение концерта духовной музыки


    Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»1

    блока, кол-во часов

    Темы

    Содержание

    Виды деятельности обучающихся

    А)

    3—4 учебных часа

    Камерная музыка

    Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.).

    Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма

    Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа.

    Определение на слух музыкальной формы и составление её буквенной наглядной схемы.

    Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров.

    На выбор или факультативно

    Импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ — пение без слов, вальс — трёхдольный метр и т. п.). Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме.

    Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд

    Б)

    4—6 учебных часаов

    Циклические формы и жанры

    Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).

    Принцип контраста.

    Прелюдия и фуга.

    Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития

    Знакомство с циклом миниатюр. Определение принципа, основного художественного замысла цикла.

    Разучивание и исполнение небольшого вокального цикла.

    Знакомство со строением сонатной формы. Определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат.

    На выбор или факультативно

    Посещение концерта (в том числе виртуального). Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты). Последующее составление рецензии на концерт

    В)

    4—6 учебных часов

    Симфоническая музыка

    Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония

    Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии.

    Освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развёртывания музыкального повествования. Образно-тематический конспект.

    Исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное
    музицирование) фрагментов симфонической музыки.

    Слушание целиком не менее одного симфонического произведения.

    На выбор или факультативно

    Посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки. Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты). Последующее составление рецензии на концерт

    Г)

    4—6 учебных часов

    Театральные жанры

    Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы.

    Роль оркестра в музыкальном спектакле

    Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов.

    Разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы. Слушание данного хора в аудио- или видеозаписи. Сравнение собственного и профессионального исполнений. Различение, определение на слух:

    — тембров голосов оперных певцов;

    — оркестровых групп, тембров инструментов;

    — типа номера (соло, дуэт, хор и т. д.).

    Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей.

    На выбор или факультативно

    Посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального). Предварительное изучение информации
    о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера). Последующее составление рецензии на спектакль


    Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»

    блока, кол-во часов

    Темы

    Содержание

    Виды деятельности обучающихся

    А)

    3—4 учебных часа

    Музыка и литература

    Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.).

    Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.).

    Программная музыка

    Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки.

    Импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодиями, сочинёнными композиторами (метод «Сочинение сочинённого»).

    Сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения.

    Рисование образов программной музыки.

    Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений

    Б)

    3—4 учебных часа

    Музыка и живопись

    Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т. д.

    Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.)

    Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Выявление интонаций изобразительного характера.

    Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

    Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности. Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта.

    На выбор или факультативно

    Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера.

    Сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников

    В)

    3—4 учебных часа

    Музыка и театр

    Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.).

    Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии

    Знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра.

    Разучивание, исполнение песни из театральной постановки. Просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня.

    Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей.

    На выбор или факультативно

    Постановка музыкального спектакля.

    Посещение театра с последующим обсуждением (устно или письменно) роли музыки в данном спектакле.

    Исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра

    Г)

    3—4 учебных часа

    Музыка кино и телевидения

    Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке)

    Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов.

    Просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой.

    Разучивание, исполнение песни из фильма.

    На выбор или факультативно

    Создание любительского музыкального фильма.

    Переозвучка фрагмента мультфильма.

    Просмотр фильма-оперы или фильма-балета. Аналитическое эссе с ответом на вопрос «В чём отличие видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильма-балета)?»

    Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»

    блока, кол-во часов

    Темы

    Содержание

    Виды деятельности обучающихся

    А)

    3—4 учебных часа

    Джаз

    Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация)

    Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, биг-бэнд, блюз).

    Определение на слух: 

    — принадлежности к джазовой или классической музыке; 

    — исполнительского состава (манера пения, состав инструментов).

    Разучивание, исполнение одной из «вечнозелёных» джазовых тем. Элементы ритмической и вокальной импровизации на её основе.

    На выбор или факультативно

    Сочинение блюза.

    Посещение концерта джазовой музыки

    Б)

    3—4 учебных часа

    Мюзикл

    Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э. Л. Уэббера и др.).

    Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене

    Знакомство с музыкальными произведениями, сочинёнными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль).

    Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных СМИ.

    Просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки.

    Разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов.

    В)

    3—4 учебных часа

    Молодёжная музыкальная культура

    Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX—XXI веков (рок-н-ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры

    Знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодёжной культуры (группы «Битлз», «Пинк-Флойд», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и др.).

    Разучивание и исполнение песни, относящейся к одному из молодёжных музыкальных течений.

    Дискуссия на тему «Современная музыка».

    На выбор или факультативно

    Презентация альбома своей любимой группы

    Г)

    3—4 учебных часа

    Музыка цифрового мира

    Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плей-листы). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды

    Поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас.

    Просмотр музыкального клипа популярного исполнителя. Анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств.

    Разучивание и исполнение популярной современной песни.

    На выбор или факультативно

    Проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека.

    Создание собственного музыкального клипа


    Планируемые результаты освоения
    учебного предмета «музыка»
    на уровне основного общего образования


    Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

    Личностные результаты

    Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

    1. Патриотического воспитания:

    осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

    2. Гражданского воспитания:

    готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.

    3. Духовно-нравственного воспитания:

    ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

    4. Эстетического воспитания:

    восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

    5. Ценности научного познания:

    ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.

    6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

    осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

    7. Трудового воспитания:

    установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

    8. Экологического воспитания:

    повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.

    Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

    освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

    стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;

    смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;

    способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.

    Метапредметные результаты

    Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:

    1. Овладение универсальными познавательными действиями

    Базовые логические действия:

    устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

    сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;

    обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

    выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;

    выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

    самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.
    Базовые исследовательские действия:

    следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

    использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

    формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

    составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;

    проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

    самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

    Работа с информацией:

    применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

    понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

    использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

    выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

    использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

    оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

    различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;

    самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.

    Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.
    2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

    Невербальная коммуникация:

    воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

    передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

    осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

    эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

    распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
    Вербальное общение:

    воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

    выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

    понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

    вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

    публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
    Совместная деятельность (сотрудничество):

    Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

    понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

    принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

    оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

    3. Овладение универсальными регулятивными действиями

    Самоорганизация:

    ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

    планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

    самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

    выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

    самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

    делать выбор и брать за него ответственность на себя.
    Самоконтроль (рефлексия):

    владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

    давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

    предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

    объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;

    использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
    Эмоциональный интеллект:

    чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

    развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;

    выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
    Принятие себя и других:

    уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

    признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

    принимать себя и других, не осуждая;

    проявлять открытость;

    осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
    Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

    Предметные результаты

    Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.

    Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

    • осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

    • воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;

    • сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);

    • понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.

    Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.

    Модуль № 1 «Музыка моего края»:

    знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;

    характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;

    исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

    Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:

    определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);

    различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

    определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

    объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.

    Модуль № 3 «Музыка народов мира»:

    определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям1;

    различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

    определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

    различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).

    Модуль № 4 «Европейская классическая
    музыка»:


    различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

    определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);

    исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;

    характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

    характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

    Модуль № 5 «Русская классическая музыка»:

    различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

    характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

    исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;

    характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

    Модуль № 6 «Образы русской и европейской
    духовной музыки»:


    различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;

    исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;

    приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.

    Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры
    и направления»:


    определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;

    различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;

    исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.

    Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»:

    определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

    различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;

    импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;

    высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.

    Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»:

    различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности, приводить примеры;

    рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;

    выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   66


    написать администратору сайта