Главная страница
Навигация по странице:

  • Бытовой жанр в изобразительном искусстве

  • Исторический жанр в изобразительном искусстве

  • Библейские темы в изобразительном искусстве

  • Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»

  • Макетирование объёмно-пространственных композиций

  • Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

  • Образ человека и индивидуальное проектирование

  • Модуль № 4 «Изображение в синтетических,экранных видах искусства и художественная фотография»( вариативный )

  • Художник и искусство театра

  • Художественная фотография

  • ООП ООО на 2022-2023 уч г. Программа основного общего образования 2022


    Скачать 1.08 Mb.
    НазваниеПрограмма основного общего образования 2022
    Дата11.04.2023
    Размер1.08 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаООП ООО на 2022-2023 уч г.docx
    ТипПрограмма
    #1054040
    страница40 из 66
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   66

    Портрет

    Портрет как образ определённого реального человека. Изображение портрета человека в искусстве разных эпох. Выражение в портретном изображении характера человека и мировоззренческих идеалов эпохи.

    Великие портретисты в европейском искусстве.

    Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве. Великие портретисты в русской живописи.

    Парадный и камерный портрет в живописи.

    Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в. — отечественном и европейском.

    Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы.

    Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие графических средств в изображении образа человека.

    Графический портретный рисунок с натуры или по памяти.

    Роль освещения головы при создании портретного образа. Свет и тень в изображении головы человека.

    Портрет в скульптуре.

    Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в скульптурном портрете.

    Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного портрета.

    Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном портретном образе в произведениях выдающихся живописцев.

    Опыт работы над созданием живописного портрета.

    Пейзаж

    Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом искусстве и в эпоху Возрождения.

    Правила построения линейной перспективы в изображении пространства.

    Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажа.

    Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Романтический пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.

    Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов. Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы.

    Живописное изображение различных состояний природы.

    Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в.

    Становление образа родной природы в произведениях А. Венецианова и его учеников: А. Саврасова, И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и её значение для русской культуры. Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.

    Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины.

    Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров.

    Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник.

    Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы.

    Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании образа города.

    Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия. Задачи охраны культурного наследия и исторического образа в жизни современного города.

    Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и ритмическая организация плоскости изображения.

    Бытовой жанр в изобразительном искусстве

    Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.

    Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. Образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине и роль картины в их утверждении.

    Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в организации художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения.

    Исторический жанр в изобразительном искусстве

    Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.

    Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др.

    Историческая картина в русском искусстве XIX в. и её особое место в развитии отечественной культуры.

    Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве В. Сурикова и др. Исторический образ России в картинах ХХ в.

    Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного периода работы художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом.

    Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный материал по задуманному сюжету.

    Библейские темы в изобразительном искусстве

    Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории в европейской культуре.

    Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение как «духовная ось», соединяющая жизненные позиции разных поколений.

    Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др.

    Библейские темы в отечественных картинах XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница»).

    Иконопись как великое проявление русской культуры. Язык изображения в иконе — его религиозный и символический смысл.

    Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия.

    Работа над эскизом сюжетной композиции.

    Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в изобразительном искусстве.

    Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»

    Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные искусства.

    Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметно-пространственной среды жизни людей.

    Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.

    Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические эпохи.

    Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта.

    Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство функционального и художественного — целесообразности и красоты.

    Графический дизайн

    Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных искусствах.

    Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.

    Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания.

    Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов.

    Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции.

    Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости.

    Роль цвета в организации композиционного пространства.

    Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

    Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне.

    Форма буквы как изобразительно-смысловой символ.

    Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.

    Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции.

    Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент композиции».

    Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.

    Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения.

    Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката. Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке.

    Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

    Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ.

    Макетирование объёмно-пространственных композиций

    Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.

    Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на макете.

    Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

    Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.

    Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей.

    Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора — стоечно-балочная конструкция — архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры).

    Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком.

    Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявление сочетающихся объёмов. Красота — наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета.

    Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.

    Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления

    Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.

    Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета.

    Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

    Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей.

    Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.

    Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметно-пространственной среде жизни разных народов.

    Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения.

    Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.

    Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.

    Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.

    Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.

    Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.

    Современные поиски новой эстетики в градостроительстве.

    Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего.

    Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей.

    Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города.

    Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

    Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в виде создания коллажно-графической композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина.

    Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера.

    Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев.

    Зонирование интерьера — создание многофункционального пространства. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.

    Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).

    Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.

    Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой.

    Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ландшафтных проектов.

    Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа.

    Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.

    Образ человека и индивидуальное проектирование

    Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.

    Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома.

    Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.

    Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием.

    Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.

    Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды».

    Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический.

    Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью.

    Дизайн и архитектура — средства организации среды жизни людей и строительства нового мира.

    Модуль № 4 «Изображение в синтетических,
    экранных видах искусства и художественная фотография»
    (вариативный)


    Синтетические — пространственно-временные виды искусства. Роль изображения в синтетических искусствах в соединении со словом, музыкой, движением.

    Значение развития технологий в становлении новых видов искусства.

    Мультимедиа и объединение множества воспринимаемых человеком информационных средств на экране цифрового искусства.

    Художник и искусство театра

    Рождение театра в древнейших обрядах. История развития искусства театра.

    Жанровое многообразие театральных представлений, шоу, праздников и их визуальный облик.

    Роль художника и виды профессиональной деятельности художника в современном театре.

    Сценография и создание сценического образа. Сотворчество художника-постановщика с драматургом, режиссёром и актёрами.

    Роль освещения в визуальном облике театрального действия. Бутафорские, пошивочные, декорационные и иные цеха в театре.

    Сценический костюм, грим и маска. Стилистическое единство в решении образа спектакля. Выражение в костюме характера персонажа.

    Творчество художников-постановщиков в истории отечественного искусства (К. Коровин, И. Билибин, А. Головин и др.).

    Школьный спектакль и работа художника по его подготовке.

    Художник в театре кукол и его ведущая роль как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа.

    Условность и метафора в театральной постановке как образная и авторская интерпретация реальности.

    Художественная фотография

    Рождение фотографии как технологическая революция запечатления реальности. Искусство и технология. История фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий.

    Современные возможности художественной обработки цифровой фотографии.

    Картина мира и «Родиноведение» в фотографиях С. М. Прокудина-Горского. Сохранённая история и роль его фотографий в современной отечественной культуре.

    Фотография — искусство светописи. Роль света в выявлении формы и фактуры предмета. Примеры художественной фотографии в творчестве профессиональных мастеров.

    Композиция кадра, ракурс, плановость, графический ритм.

    Умения наблюдать и выявлять выразительность и красоту окружающей жизни с помощью фотографии.

    Фотопейзаж в творчестве профессиональных фотографов.

    Образные возможности чёрно-белой и цветной фотографии. Роль тональных контрастов и роль цвета в эмоционально-образном восприятии пейзажа.

    Роль освещения в портретном образе. Фотография постановочная и документальная.

    Фотопортрет в истории профессиональной фотографии и его связь с направлениями в изобразительном искусстве.

    Портрет в фотографии, его общее и особенное по сравнению с живописным и графическим портретом. Опыт выполнения портретных фотографий.

    Фоторепортаж. Образ события в кадре. Репортажный снимок — свидетельство истории и его значение в сохранении памяти о событии.

    Фоторепортаж — дневник истории. Значение работы военных фотографов. Спортивные фотографии. Образ современности в репортажных фотографиях.

    «Работать для жизни…» — фотографии Александра Родченко, их значение и влияние на стиль эпохи.

    Возможности компьютерной обработки фотографий, задачи преобразования фотографий и границы достоверности.

    Коллаж как жанр художественного творчества с помощью различных компьютерных программ.

    Художественная фотография как авторское видение мира, как образ времени и влияние фотообраза на жизнь людей.
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   66


    написать администратору сайта