заруб стан. тория государства и права зарубежных стран. Программа по дисциплине История государства и права зарубежных стран
Скачать 0.59 Mb.
|
Тема 2. Государство и право Древнего Вавилона Вопросы темы: Вопрос 1. Цивилизация Междуречья (Двуречья). Вопрос 2. Организация государственной власти в Древнем Вавилоне. Вопрос 3. Социальная структура древневавилонского общества. Вопрос 4. Право Древнего Вавилова. Цели изучения темы: познание особенностей древнейшей цивилизации – Цивилизации Междуречья; анализ сути государственного управления в Древнем Вавилоне; определение состава и структуры древневавилонского общества; анализ памятников права вавилонской цивилизации. Задачи изучения темы: сделать вывод, почему на смену цивилизации Междуречья пришла новая, Вавилонская цивилизация; Определить, в чем проявлялись особенности государственного управления в Древнем Вавилоне; Провести сопоставительный анализ социальной структуры древнеегипетского и древневавилонского обществ; Проанализировать нормы Законов Хаммурапи. Успешно изучив тему, Вы получите представление о: цивилизации междуречья и древневавилонской цивилизации; особенностях организации государственной власти в Древнем Вавилоне; правовых памятниках древневавилонского общества; будете знать: этапы цивилизационного развития Региона Междуречья; в чем проявлялась специфика государственного управления Древнего Вавилона; элементы социальной структуры древневавилонского общества; суть норм Законов Хаммурапи. В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях: Цивилизация Междуречья (Двуречья) – Месопота́мия (др.-греч. Μεσοποταμία — «Междуре́чье»), также Двуре́чье — область между реками Тигр и Евфрат, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации. Авилум – аккадский термин, означающий человек в смысле полноправный гражданин. При сословном делении древневавилонского общества авилумами называли свободных общинников, владевших землей. Мушкенум – дословно "склонившийся под защиту", в древневавилонском обществе сословие людей. которые не были членам общины и не имели своей земельной собственности. Они могли взять а аренду участок царской земли или перейти на государственное обеспечение, попав тем самым в зависимость от царя. Мушкенумами могли стать и члены общины, по какой-либо причине покинувшие ее, и выходцы из других племен. Социально мушкенумы считались менее значимые, чем авилумы - их неприкосновенность ценилась дешевле, но их имущество охранялись законом строже, т.к. было имуществом государства. Принцип талиона - (лат. lex talionis от лат. talio, родительный падеж talionis — возмездие, равное по силе преступлению), принцип наказания-возмездия "равным за равное", возникший в родовом обществе и воспринятый древними рабовладельческими системами права. Заключался в нанесении за причинённый вред точно такого же вреда виновному ("око за око, зуб за зуб"). Наиболее ярко был выражен в вавилонском кодексе Хаммурапи. Вопрос 1. Цивилизация Междуречья (Двуречья). Первые государства территории Междуречья (Двуречья - между реками Тигр и Ефрат) возникли в начале III тысячелетия до Р.Х. Одной из наиболее древних цивилизаций, заложивших основы государственности в этом регионе были шумеры. От этого народа получило название государство Шумер. Согласно легенде, у шумеров действовал древний обычай совершать ритуал мнимого убийства дряхлого вождя. Традиция стала чем-то вроде спектакля. На время «убийства» провозглашался «подменный» царь, обычно бедняк, раб или душевнобольной. Предполагалось, что в сравнении с ними народ оценит возможности настоящего царя. Процедура для правителя была унизительной. Однажды произошел весьма курьезный случай. На трон посадили садовника правителя, однако случилось несчастье: в тот же день царь умер. Садовник остался на троне и правил не хуже своего предшественника. Но традицию не отменили. Шумер не представлял собой единого государства. Процесс становления централизованного государства затянулся на столетия. Впоследствии произошло объединение шумеров с другим народом — аккадцами. Было создано Шумеро-Аккадское царство. Затем эта территория попала под власть Вавилона. Вавилонский царь Хаммурапи, победив местных правителей, создал мощную державу. Наступил новый этап в истории Двуречья — этап возвышения и господства Вавилона. Шумерская цивилизация как политическая сила уже не возродилась, однако ее достижения ощущались во всех месопотамских государствах. Вавилон был самый знаменитый из городов Междуречья и всего Древнего Востока. Он как бы оправдывал свое название «Баб-Илу», что означает «врата Бога». По его многокилометровой крепостной стене могли проехать несколько конных повозок. От покрытых синей лазурью ворот, посвященных богине Иштар, дорога вела к храму главного бога и покровителя Вавилона по имени Мардук. Девятисотметровая ступенчатая башня храма Мардука, известная также под именем Вавилонской башни, обрела популярность — вместе с висячими садами, расположенными вдоль крепостной стены, и оранжереями царицы Семирамиды — далеко за пределами страны и упоминается в Библии. Вопрос 2. Организация государственной власти в Древнем Вавилоне. Государство Древнего Вавилона. Вавилон по общественно-государственному устройству являлся деспотическим государством. И в целом напоминает государственный строй Древнего Египта. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Могущество царя ясно видно из его титула. Так, царь Хаммурапи - мудрый вождь, солнце Вавилона, дракон среди царей, ярый буйвол, бодающий врагов, любимец мудрой богини Мамы. Однако власть древневавилонских царей нельзя безоговорочно назвать деспотической. Например, во времена Хаммурапи продолжал и существовать общинные органы управления, советы старейшин, общинные сходы, осуществлявшие некоторую административную и судебную власть на местах, поддерживающие общественный порядок (решали спорные вопросы между общинами, распределяли налоги) В системе государственных органов различали центральные и местные органы управления. Были наместники царя на Севере и Юге, начальники областей и округов. Царю были подчинены храмы, он назначал в них жрецов и администраторов. При Хаммурапи происходит отрыв постоянной армии от общинного землевладения, воин получает надел царской семьи. Однако сохранялось и общинное ополчение, созываемое во время крупных военных походов. Наиболее известным правителем Вавилона является Хаммурапи. Сохранившиеся документальные свидетельства о его деятельности характеризуют его как талантливого правителя-самодержца, высоко ценившего начала законности и справедливости во взаимоотношениях правящих и подвластных. Он усовершенствовал всю систему управления империи, модернизировал календарь ради удобств в собирании налогов, заботился об устранении неисправностей водорегулирующих механизмов, расположенных вдоль течения реки Евфрат. Благодаря службе у царя был создан особый класс охотников (баирумов) воинов-солдат (реддумов), получавших от царя за службу поземельные участки с особым режимом пользования. Вопрос 3. Социальная структура древневавилонского общества. Как в любом рабовладельческом государстве все население делилось на свободных и рабов. Свободное население Вавилона состояло из полноправных и неполноправных членов общества. Полноправные свободные граждане (авилум-человек) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправным гражданам противопоставлялись мушкенумы (покорные). На неравноправное положение мушкенума указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него. Членовредительство, нанесенное авилуму, каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к мушкенуму, то виновный платил лишь штраф. За украденную у мушкенума вещь вор платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, 30-кратный штраф. Низший общественный слой составляли рабы (вардумы). Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считалось не более как повреждение или уничтожение имущества их господина, которому виновный обязан был возместить ущерб. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Лишь некоторые категории рабов пользовались защитой закона. Это были рабыни, имевшие детей от своих владельцев. При этом такие дети считались свободными. Население различалось и по профессиональному признаку. Первое место занимают придворные служащие, из которых выделялись царский телохранитель и высшее жречество, стоявшие в непосредственной близости к царю. Были различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие. Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию. Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимают купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Вопрос 4. Право Древнего Вавилова. О гражданском, уголовном, процессуальном праве Древнего Востока, основных институтах этих отраслей права можно достаточно полно судить по древневавилонскому памятнику права - Законам Хаммурапи. Текст Законов был выбит на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и предзнаменований по имени Шамаш, который считался строгим блюстителем справедливости на Небе («судья богов») и на Земле. Считалось, что все живые существа он «направлял на верный путь». Хаммурапи изображен на этом же камне стоящим перед Шамашем в почтительной позе и дотрагивающимся до регалий высшей власти — жезла и магического кольца. Законы (или, другими словами, Законник) Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными). Законник не имеет четкой структуры. Условно Законы Хаммурапи можно разбить на следующие части: первые пять статей посвящены суду и преступлениям, связанным с отправлением правосудия; во втором разделе (около 120 статей) регулируются вопросы приобретения и защиты собственности; третий раздел (около 70 статей) посвящен браку, семье, наследованию; в четвертом говорится о наказаниях за преступления против личности (около 20 статей); в пятом разделе (около 70 статей) содержатся нормы, регулирующие трудовые процессы. В Законнике нет четкого разграничения норм уголовного, гражданского, процессуального права, а сами эти отрасли права еще не сложились. Законник не был и исчерпывающим сводом законов. В нем, например, не говорилось о наиболее тяжких преступлениях — против государства и религии. Видимо, законодатель считал само собой разумеющимся, эти преступления должны наказываться только смертной казнью. Статьи Законника носили казуальный характер — они регулировали узко конкретные правоотношения и устанавливали наказания за них. Характерную черту Законника составляет широкое применение талиона (“равное за равное”). Право собственности означает право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Объектами права собственности были земля, движимое имущество и рабы. Законник Хаммурапи исходил из наличия верховной собственности государства на землю. Значительные массивы земель были в непосредственном пользовании и распоряжении государства. Существовало также коллективное землепользование — земли храмов, общин. Частная собственность на землю еще не получила полного развития. Другим важным институтом гражданского права было обязательственное право, регулировавшее договорные отношения и обязательства из причинения вреда. Обязательственное право получает разработку по мере развития в странах Древнего Востока товарно-денежных отношений. Законнику Хаммурапи известны следующие виды договоров: купли-продажи; хранения; займа; личного и имущественного найма и др. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной. Предметом договора купли-продажи могла быть и земельная собственность. Заключение сделки сопровождалось формальными действиями (правовой формализм): ком земли (кирбану) бросали в воду канала или реки. Кирбану символизировал участок земли. Кирбану в руках собственника — собственность на поле еще за ним. Бросить кирбану в воду значило разрушить собственность, после этого старой собственности уже не было, она уничтожалась, исчезала. Теперь новый собственник после уплаты обусловленной цены мог вступить во владение земельным участком. Договор займа в Вавилоне предусматривал уплату чрезвычайно высоких процентов (до 33,5%), что способствовало порабощению бедноты, а в некоторых случаях влекло обращение несостоятельного должника и членов его семьи в рабство (до трех лет). Обязательства из причинения вреда выражались в необходимости возместить ущерб. Так, если крестьянин не укрепил плотину и вода уничтожила урожай соседа, виновный должен был уплатить стоимость погибшего урожая. При ранении или убийстве чужого раба, как и при повреждении или уничтожении чужого имущества, виновный возмещал хозяину раба понесенные убытки. Значительное внимание законы Хаммурапи уделяли семейно-брачным отношениям. Брак считался разновидностью договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения базировались на главенстве мужа. Жена за безнравственное поведение подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь другую жену. Однако законы предусматривали некоторые гарантии женщине. Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги. Тем не менее, закон ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства, сына, даже в случае нанесения ему сыном тяжкой обиды. Законы Хаммурапи признают усыновление детей. Получил обоснование институт наследования. Преимущественным способом наследования являлось наследование по закону. В качестве наследников выступали дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Как и другие древние кодификации, законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления (форм вины, отягчающие и смягчающие обстоятельства) и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности; имущественные преступления; брачно-семейные преступления. Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство. Довольно подробно в законах говорится оразличного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов квалифицируются как преступные действия. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство, либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного и заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа наступала смерть. Виды наказаний, предусмотренные законами Хаммурапи, были разнообразны. Основными видами наказаний были смертная казнь в самых различных вариантах (сожжение, утопление, посажение на кол), членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.), штрафы, изгнание, отстранение от должности. Для изучения темы: Прочитайте: 1. Симонишвили Л.Р. История государства и права зарубежных стран. М., МФПА, 2010. 2. Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. М., Норма, 2007. 3. История государства и права зарубежных стран / под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. М., 1996. Ч. 1. 4. История государства и права зарубежных стран / под ред. К. И. Батыра. М., 2004. 5. Жидков О. А. История государства и права стран Древнего Востока. М., 1963. 6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. Т. 1, 2. М. Любое издание. 7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. 3. М. Черниловского. М., 1996. 8. Волков М.И. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914. 9. Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1991. Для поиска необходимых нормативно-правовых актов используйте следующие сайты: 1. www.lawbase.ru 2. www.allpravo.ru 3. www.jerry.nnov.ru 4. www.forum.jurclub.ru Обратите внимание на: 1. Специфику организации государственной власти в Древнем Вавилоне. 2. Особенности социальной структуры древневавилонского общества. 3. Структуру Законов Хаммурапи. 4. Отдельные нормы и отрасли права, урегулированные Законами Хаммурапи – гражданское, семейное, уголовное. 5. Специфику судопроизводства по Законам Хаммурапи. Ответьте на вопросы: 1. В чем выражалась специфика государственного управления в Древнем Вавилоне? 2. Каковы элементы социальной структуры древневавилонского общества? 3. Что означает действие принципа талиона в нормах Закона Хаммурапи? 4. Какие виды договоров известны Законам Хаммурапи? 5. Какие виды преступлений предусмотрены Законами Хаммурапи? Практические задания: Задача 1. Некто Е. вез зерно на рынок. В пути с Е. произошло несчастье, и он вынужден был при свидетелях оставить зерно на хранение в сарае у В. По истечении срока хранения Е. явился, но своего зерна обратно не получил. В. ему рассказал, что однажды ночью неизвестные сломали дверь сарая и похитили все зерно. Е. возбудил иск к В. Возможно ли возмещение убытка в соответствии с действующим законодательством царя Хаммурапи? Задача 2. Некая лошадь, отбившись от табуна и преследуемая волками, ворвалась во двор А. Тот, не зная, кому принадлежит лошадь, оставил ее у себя, работал на ней и кормил ее. А собственник лошади Д. явился и потребовал, чтобы ее немедленно возвратили. Нашлись свидетели, подтвердившие принадлежность лошади Д., но А. лошадь не отдал. Правильно ли поступил А. с точки зрения законов Хаммурапи? Задача 3. А. выступая в суде в качестве свидетеля по обвинению Б. в убийстве человека, не мог подтвердить своих показаний. Может ли он быть привлечен к ответственности за лжесвидетельствование по законам царя Хаммурапи? Если да, то к какому наказанию может быть приговорен? Сравните этот случай с древнеримским законодательством (Законы XII таблиц). Задача 4. А. нанял строителя Б. для постройки дома. Б. построил этот дом, но из-за некачественно выполненных работ через некоторое время обвалился потолок, в результате чего погиб хозяин дома, его сын, два раба, причинен имущественный ущерб. Как следует поступить со строителем Б.? Какое наказание должен он понести по Законам Хаммурапи? На каком принципе строится эта ответственность? Задача 5. Вавилонянин А. взяв у ростовщика долг, не смог их вернуть. В счет погашения долга он решил отдать заимодавцу в долговую кабалу свою дочь. В течение какого времени по законам царя Хаммурапи дочь А. должна отрабатывать у ростовщика долг, после чего она может быть отпущена на свободу? Задача 6. В Древнем Вавилоне практикующий врач при проведении операции причинил вред человеку и тот скончался. Судья за это приговорил врача к смерти человека. Соответствуют ли действия судьи положениям закона Хаммурапи? |