Научно-методическое учреждение
«Национальный институт образования»
Министерства образования Республики Беларусь
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ Программа специального учебного предмета для II–IX классов общеобразовательных учреждений Автор-составитель:
доцент кафедры хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств
Валентина Викторовна Лысенкова
Пояснительная записка
Данная программа по специальному учебному предмету «Классический танец» разработана для общеобразовательных учреждений с хореографической направленностью и рассчитана на 8-летнее обучение. В основу создания данной программы положены принципы преемственности и синтеза основных хореографических дисциплин – классического танца, народно-сценического танца и историко-бытового танца. Это находит отражение уже на начальном этапе обучения, когда задачи народно-сценического и классического танцев синхронизируются.
В программе по классическому танцу предусмотрен определенный порядок изучения движений. Движения изучаются по принципу исполнения экзерсиса. Все элементы начинают изучаться у станка, большинство из них, кроме port de bras, – лицом к станку, упражнения группы battement первоначально изучаются лицом к станку и в направлении «в сторону». По мере усвоения учащиеся исполняют упражнения, держась одной рукой за станок, и затем переносят в экзерсис на середине зала. Раздел allegro учащиеся также начинают изучать у станка.
Программный материал изложен по принципу возрастающей степени трудности. Для достижения стабильного результата необходимо наряду с изучением новых движений закреплять и пройденный материал, т.е. включать его в более сложные комбинации, которые вырабатывают мышечную силу, устойчивость, координацию движений, а также выносливость и волю к преодолению трудностей.
Необходимо оптимальное и равномерное распределение силовой нагрузки как в отдельных частях урока, так и в самих упражнениях. При построении учебных примеров важна логичность сочетания движений, которая не позволит перегружать упражнения излишним количеством различных элементов и приемов.
С самого начала работы над развитием профессиональных навыков учащихся учитель классического танца должен обращать особое внимание на выразительность исполнения – музыкальность, доносимую через тело, соотнося технику классического танца с его внутренней одухотворенностью. Этому будет также способствовать целенаправленная работа учителя и концертмейстера по подбору музыкального материала, который должен восприниматься учащимися осмысленно в соответствии с музыкально-образной и метроритмической структурой музыкального сопровождения.
II класс Задачи
Постановка корпуса, рук, ног и головы.
Формирование элементарных навыков координации движений.
Освоение понятий «опорной» и «работающей» ноги.
Изучение движений лицом к станку, держась двумя руками за станок.
Изучение позиций рук на середине зала.
Развитие музыкальности и знакомство с музыкальными размерами 2/4, 3/4, 4/4.
Экзерсис у станка Постановка корпуса.
Позиции ног – I, II, III.
Позиции рук – подготовительное положение, I, III, 1(вначале изучается на середине зала при неполной выворотности позиций ног).
Demi-plié по I, II, III позициям.
Battement tendu; в сторону, затем вперед и назад из I позиции.
Passé par terre (проведение ноги вперед и назад через I позицию).
Понятие направлений en dehors et en dedans (2-е полугодие).
Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans (2-е полугодие).
Relevé на полупальцы по I, II, III позициям с вытянутых ног и с demi plié.
Перегибы корпуса назад, позднее в сторону, лицом к станку.
Pas de bourrée suivi без продвижения, лицом к станку.
Préparation для руки (поднимание руки из подготовительного положения в I позицию и открывание во II позицию, опускание в подготовительное положение) стоя боком к станку, держась одной рукой за станок.
Экзерсис на середине зала Изучение точек класса, диагоналей класса.
Положение корпуса en face, профиль.
Изучение поворотов и наклонов головы.
Позиции рук; подготовительное положение, I, III, 11.
Поклон (révérance).
I port de bras.
Марш – один шаг на такт, два шага на такт.
Повороты на месте по точкам класса.
Бег с носка по кругу, по диагоналям.
Двойной подскок (подготовка к польке).
Трамплинные прыжки по I, II позициям и по I прямой позиции.
Примечание. На 1-м году обучения рекомендуются занятия партерной гимнастикой, в основе которой – изучение элементов классического танца – лежа или сидя на полу. Основные требования к учащимся II класса
Учащиеся должны:
знать позиции рук, ног, правильное положение корпуса;
освоить простейшие приемы в исполнении движений;
уметь исполнять упражнения в соответствии с музыкальным сопровождением;
иметь представление о выворотности как средстве выразительности классического танца.
III класс Задачи
Исполнение изученных движений одной рукой за станок.
Дальнейшее изучение основных элементов классического танца.
Работа над развитием музыкальности учащихся.
Особое внимание к осмысленному исполнению движений.
Экзерсис у станка Позиция ног V.
Battement tendu c demi-plié из I позиции в сторону, вперед, назад.
Battement tendu plié-soutenu из I позиции в сторону, вперед, назад.
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
Battement relevé lent на 45º из I позиции в сторону, вперед, назад.
Примечание. Прежде чем приступить к изучению battement tendu jeté, необходимо выучить battement relevé lent на 45º.
Battement tendu jeté с I позиции в сторону, вперед, назад .
Положение ноги sur le cou-de-pied обхватное спереди и сзади ( для battement frappé).
Battement frappé в сторону, вперед и назад носком в пол.
Battement retiré из V позиции (поднимание ноги в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади и возвращение в V позицию) во II полугодии.
Grand plié по I – II позициям (2-е полугодие).
Наклоны корпуса вперед из V позиции.
Прегибы корпуса назад.
III port de bras одной рукой, другая лежит на станке1.
Экзерсис на середине зала Положение корпуса épaulement croisée et effacée.
Demi–plié по I – II позициям в положении en face, по V позиции в положении épaulement.
Battement tendu: из I позиции в сторону, вперед, назад; с passé par terre, c demi–plié
Battement tendu jeté из I позиции во всех направлениях.
Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
Relevé на полупальцы по I, II, V позициям с вытянутых ног.
Повороты в V позиции на 1/4 круга (по точкам класса).
Аllegro Бег pas emboîté на 45º вперед с натянутыми ногами (выворотно).
Pas chassé в сторону ( по I прямой позиции – галоп).
Pas chassé в сторону по четыре, с поворотом на 180º.
Основной ход польки.
Temps leve sauté по I, II, V позициям (лицом к станку).
Основные требования к учащимся III класса
Учащиеся должны:
уметь выполнять плавность в движениях с demi–plié;
освоить более сложную координацию движений за счет комбинирования различных элементов в упражнениях;
знать положения épaulement.
IV класс
Задачи
Работа над закреплением пройденного материала и изучение нового. Внимание к точности исполнения движений.
Активизация работы костно-мышечного аппарата учащихся.
Экзерсис у станка
Demi-plié по V позиции.
Grand plié по V позиции.
Battement tendu: из V позиции в сторону, вперед, назад; с опусканием пятки по II позиции; c demi-plié в V позицию (изучается во 2-м полугодии).
Battement tendu soutenu из V позиции в сторону, вперед, назад, носком в пол*.
Battement tendu jeté из V позиции.
Préparation к rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
Положение ноги sur le cou-de-pied («условное» для battement fondu).
Battement fondu в сторону, вперед, назад носком в пол.
Battement relevé lent на 45º из V позиции во всех направлениях.
Relevé на полупальцы по V позиции с вытянутых ног и с demi-plié.
Полуповороты в V позиции к станку и от станка с переменой ног на полупальцах, начиная с вытянутых ног (изучается во 2-м полугодии).
I port de bras исполняется с ногой, вытянутой на носок вперед, в сторону, назад.
.
Экзерсис на середине зала
Позы классического танца: croisée, effacée.
Demi-plié по V позиции в épaulement.
Battement tendu: с V позиции во всех направлениях; с опусканием пятки во II позицию.
Battement tendu jeté из V позиции.
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
.Battement relevé lent на 45º из I позиции во всех направлениях.
Relevé на полупальцы по V позиции с вытянутых ног и с demi-plié (изучается во 2-м полугодии).
Вращение на двух ногах в V позиции на полупальцах на одном месте (с поворотом головы в зеркало).
Pas de bourrée suivi по диагонали и в повороте.
Pas couru ( легкий бег) по I прямой позиции по диагонали вперед и назад.
Аllegro
Temps leve sauté по V позиции.
Changement de pied.
Pas échapé по II позиции.
Pas balancé в сторону.
Сценическая форма pas de basque*.
Основные требования к учащимся IV класса
Учащиеся должны:
освоить V позицию ног в упражнениях;
уметь сохранять устойчивость корпуса в работе на середине зала;
знать основные позы классического танца;
приобрести навыки allegro. V класс
Задачи
Дальнейшее изучение элементов экзерсиса у станка.
Ускорение темпа исполнения движений.
Работа над выразительностью исполнения.
Развитие устойчивости корпуса на середине зала.
Экзерсис у станка Позиция ног – IV.
Demi-plié по IV позиции.
Grand-plié по IV позиции (изучается во 2-м полугодии).
Battement tendu с demi-plié во II позиции без перехода с опорной ноги.
Battement tendu jeté : с demi-plié в V позицию во всех направлениях, piqué в сторону, вперед, назад.
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plié.
Battement fondu на 45º во все направления.
Battement retiré на 90º (поднимание работающей ноги до колена опорной ноги спереди и сзади и возвращение в позицию).
Battement frappé на 30º во все направления.
Petit battement sur le cou-de-pied без акцентов вперед и назад.
Battement relevé lent на 90º во все направления с I позиции (во 2-м полугодии с V позиции).
Pas de bourrée simple en dehors с переменой ног (изучается лицом к станку).
Полуповороты в V позиции к станку и от станка с переменой ног на полупальцах, начиная с вытянутых ног и c demi-plié.
III Port de bras.
Экзерсис на середине зала Demi-plié по IV позиции en face и épaulement (к концу года).
Grand – plié по I и II позициям en face.
Battement tendu: с demi-plié во II позицию без перехода с опорной ноги (изучается во 2-м полугодии), с passé par terre.
Battement tendu jeté: c demi-plié в V позицию во всех направлениях, piqué во все направления.
Préparation для rond de jambe par terre en dehors et en dedans .
Battement fondu носком в пол во все направления.
Battement frappé носком в пол во все направления.
Temps lié par terre вперед.
Аllegro Pas assemblé с открыванием ноги в сторону.
Pas echappe в IV позицию.
Petit pas chassé en face вперед.
Основные требования к учащимся V класса Учащиеся должны:
обладать координацией движений, способствующей выразительному и музыкальному исполнению упражнений;
уметь продемонстрировать на середине зала устойчивость (апломб) и понимание основных задач allegro;
обладать достаточной силой мышц и выносливостью для исполнения упражнений.
VI класс Задачи Исполнение движений у станка с музыкального затакта.
Работа над позами в экзерсисе у станка.
Развитие эмоционально-образного восприятия музыкального сопровождения.
Экзерсис у станка Маленькие и большие позы croisée и effacée вперед и назад.
Battement tendu: c demi-plié по II позиции с переходом с опорной ноги, с I и V позиций, в маленьких позах.
Battement tendu jeté: balancoir
Demi-rond de jambe на 45º en dehors et en dedans на всей стопе.
Battement fondu на всей стопе на 45º .
Battement frappé во все направления на 30º.
Battement relevé lent на 90º вперед и назад.
Grand battement jeté c V позиции во все направления.
III port de bras исполняется c ногой, вытянутой на носок, и с demi-plié на опорной ноге.
Экзерсис на середине зала Grand –plié по V позиции en face, во 2-м полугодии – épaulement.
Battement tendu c demi-plié по II позиции с переходом с опорной ноги.
Battement tendu jeté balancoir en face (изучается во 2-м полугодии).
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plié.
Battement relevé lent на 90º en face с V позиции во все направления.
Grand battement jeté из V позиции en face во все направления.
Pas de bourrée simple с переменой ног en dehors (изучается во 2-м полугодии).
Аllegro Temps levé sauté по IV позиции.
Petit changement de pied en face и с окончанием в épaulement.
Petit pas chassé вперед в маленьких позах.
Pas assemblé вперед и назад en face.
Pas echape по II и IV позициям с окончанием в epaulement.
Основные требования к учащимся VI класса Учащиеся должны:
показать усвоение программы пятого года обучения;
обладать более высокой степенью координации движений и выразительностью исполнения;
понимать характер музыкального сопровождения и верно согласовывать действия с музыкальным ритмом при творческом восприятии темы-мелодии.
VII класс Задачи Развитие выносливости путем повторения пройденных упражнений в увеличенном количестве и в более быстром темпе.
Продолжение работы над позами в экзерсисе у станка и на середине зала. Дальнейшее развитие устойчивости.
Экзерсис у станка Battement tendu: double (с двойным опусканием пятки во II позицию), c demi-plié в IV позиции без перехода и с переходом с опорной ноги.
Battement fondu в маленьких позах на всей стопе на 45º.
Battement double frappé носком в пол во все направления.
Pas tombé на месте, другая нога в положении sur le cou-de-pied.
Pas coupé на всю стопу, во 2-м полугодии на полупальцы.
Petit battement sur le cou-de-pied с акцентом вперед и назад.
Battement développé в сторону, вперед и назад.
Grand battement jeté в больших позах.
Relevé на полупальцы по IV позиции с вытянутых ног и с demi-plié.
Экзерсис на середине зала Работа над большими и маленькими позами.
Grand–plié по IV позиции en face, во 2-м полугодии – épaulement.
Battement tendu: в маленьких позах efface и croisee вперед.
Battement tendu jeté: в маленьких позах; piqué в позах, balancoir в позах.
Battement fondu: на 45º во все направления, в маленьких позах носком в пол.
Battement frappé: на 30º во все направления, в маленьких позах носком в пол.
Petit battement sur le cou-de-pied с акцентом вперед и назад.
Grand battement jeté c V позиции во все направления.
Relevé на полупальцы по IV позиции с вытянутых ног и с demi-plié.
Port de bras c наклоном корпуса в сторону.
III port de bras.
II port de bras (изучается во 2-м полугодии).
Аllegro Pas échappé на IV позицию в позу croisée.
Pas échappé на II позицию с окончанием на одну ногу, другая в положении sur le cou-de-pied.
Changement de pied en tournant на 1/4 поворота.
Pas assemblé с открыванием ноги вперед.
Sissonne simple en face ( изучается во II полугодии).
Sissonne fermé в сторону (факультативно)*.
Pas de basque вперед ( факультативно)*.
Pas jeté с открыванием ноги в сторону.
Основные требования к учащимся VII класса Учащиеся должны:
уметь оптимально распределить силовую нагрузку не только в отдельных частях урока, но и в каждом упражнении с учетом количества повторений заданного движения;
грамотно исполнять позы и понимать, что épaulement – одно из главных выразительных средств классического танца;
овладеть основными приемами allegro: préparation, plié, прыжок, завершение прыжка.
VIII класс Задачи Усложнение сочетаний движений, необходимое для дальнейшего развития координации.
Начало изучения pirouette.
Продолжение работы над выразительностью исполнения движений.
Экзерсис у станка Demi-rond de jambe на 45º en dehors et en dedans.
Battement fondu: plié-relevé en face на всей стопе.
Battement fondu double на всей стопе, plié-relevé en face на всей стопе.
Battement double frappé на 30º во все направления.
Battement développé: passé во всех направлениях en face.
Grand battement jeté pointé во всех направлениях en face.
Relevé на полупальцы с работающей ногой в положении sur le cou-de-pied на 45º.
Поворот к станку и от станка в V позиции с переменой ног, начиная с вытянутых ног и с demi-plié.
Полуповороты на одной ноге с подменой ног на полупальцах ( к концу года).
Экзерсис на середине зала Battement tendu: double tendu по II позиции, c demi-plié по IV позиции без перехода с опорной ноги и с переходом на другую ногу.
Demi-rond de jambe на 45º en dehors et en dedans на всей стопе.
Battement frappé на 30º в маленьких позах.
Battement double frappé во всех направлениях на 30º.
Battement relevé lent на 90º во все направления.
Battement développé en face во все направления.
Grand battement jeté в больших позах.
Temps lié par terre.
Поворот в V позиции с переменой ног, начиная с вытянутых ног и с demi-plié.
Allegro Pas échappé в IV позицию.
Changement de pied en tournant на 1/4 поворота.
Grand changement de pied.
Pas assemblé во все направления.
Double pas assemblé.
Pas jeté в сторону.
Sissonne fermé в сторону.
Pas de basque вперед.
Основные требования к учащимся VIII класса обучения Учащиеся должны:
обладать навыками координации, достаточными для освоения программного материала;
иметь хороший апломб;
иметь развитый для allegro мышечный аппарат;
знать все изученные элементы классического танца и правильно их исполнять.
IX класс Задачи Дальнейшее развитие устойчивости и укрепление суставно-мышечного аппарата путем использования полупальцев в экзерсисе у станка. Совершенствование техники allegro.
Освоение движений en tournant на середине зала.
Экзерсис у станка Battement fondu: double на полупальцах; с plié-relevé, demi-rond u rond на 45º en face; в маленьких позах.
Battement double frappé во все направления на полупальцах.
Battement relevé lent на 90º во все направления на полупальцах.
Battement développé passé с переходом из позы в позу.
Экзерсис на середине зала Battement double fondu на всей стопе.
Rond de jambe на 45º en dehors et en dedans.
Battment double frappé: во всех направлениях на 30º, в маленьких позах.
Battement développé: в больших позах; développé passé en face и при переходе из позы в позу.
Grand battement jeté pointé в больших позах.
Pas de bourrée simple с переменой ног en dehors
Temps lie с перегибом корпуса.
Аllegro Temps levé sauté по V позиции с продвижением вперед, в сторону и назад.
Changement de pied с продвижением вперед, в сторону и назад.
Sissonne simple во все направления.
Sissonne fermé в сторону, вперед.
Sissonne ouverte на 45º en face в сторону.
Grand echappe по II позиции.
Основные требования к учащимся IX класса Учащиеся должны:
освоить в полном объеме программный материал;
в экзерсисе на середине зала понять принцип исполнения каждого движения и уметь исполнять движения музыкально;
в allegro продемонстрировать умение выполняять прыжки, как на малой высоте, так и выше;
свободно продвигаться по сценической площадке, если этого требует движение;
координировать исполнение движения не только руками и ногами, но и поворотами головы.
ЛИТЕРАТУРА Базарова, Н. Азбука классического танца / Н.Базарова, В.Мей. –Л.–М.: Искусство, 1964.
Базарова, Н. Классический танец / Н.Базарова. – Л.: Искусство, 1975.
Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т.Барышникова. – СПб.: Респекс, Люкси, 1996.
Березова, Г. Классический танец / Г.Березова. – Киев: Музична Украіна, 1979.
Ваганова, А. Основы классического танца / А.Ваганова. – Л.–М.: Искусство, 1963.
Костровицкая, В. Классический танец. Слитные движения / В.Костровицкая. – М.: Советская Россия, 1961.
Костровицкая, В. 100 уроков классического танца / В.Костровицкая. – М.: Искусство, 1972.
Костровицкая, В. Школа классического танца / В.Костровицкая, А.Писарев. – Л.: Искусство, 1976.
Лысенкова, В. Классический танец / В.Лысенкова. – Мозырь: Белый ветер, 2000.
Мессерер, А. Уроки классического танца / А.Мессерер. – М.: Искусство, 1967.
Попова, Е. Основы обучения дыханию в хореографии / Е.Попова. – М.: Искусство, 1968.
Тарасов, Н. Классический танец / Н.Тарасов. – М.: Искусство, 1971.
Ярмолович, Л. Элементы классического танца и их связь с музыкой / Л.Ярмолович. – М.–Л.: Гос. муз. изд-во, 1952.
Ярмолович, Л. Принципы музыкального оформления урока классического танца / Л.Ярмолович. – Л.: Музыка, 1968.
1 Упражнения, отмеченные *, не являются обязательными.
|