История искусства. История изобразительного искусства ФГТ. Программа по учебному предмету по. 02. Уп. 02. История изобразительного искусства
Скачать 90.24 Kb.
|
Тема 18. Зачет. Повторение пройденного материала за 2 класс. Ответы на вопросы в устной форме. 3 год обучения Тема 1. Архитектура первой половины 18 в. Нарышкинское барокко - переходный период в русской архитектуре. Цельность архитектурного облика Петербурга. Работы иностранных мастеров в России и определяющая роль русских национальных традиций в их творчестве. Д. Трезини. Национальное своеобразие русского барокко. Творчество Ф.В. Растрелли - расцвет русского барокко. Екатерининский дворец в Царском Селе. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Развитие паркового искусства. Тема 2. Скульптура и живопись первой половины 18 в. Развитие реалистического портрета в русской скульптуре и живописи 18 в. Образ Петра I в творчестве В.К. Растрелли. Творчество A.M. Матвеева, И.Н. Никитина, А.П. Антропова. Типичность портрета, перерастающая в социальную характеристику. Возникновение русского натюрморта. Роль М.В. Ломоносова в русской культуре и искусстве. Тема 3. Архитектура и декоративно-прикладное искусство второй половины 18 в. Выражение идей просветительства, гражданственности, представлений об идеальном государстве в эстетике классицизма. Значение образования Петербургской Академии художеств в развитии русского искусства. Формирование в архитектуре стиля русского классицизма, Творчество крупнейших архитекторов России XVIII в.: В.И. Баженова, М.Ф. Казакова. Расцвет таланта Ч. Камерона, Д. Кваренги в России. Декоративно-прикладное искусство: роспись интерьеров, ме бель, фарфор, шпалеры, бронза, стекло. Костюм. Тема 4. Скульптура и живопись второй половины 18 в. Памятник Петру I Э. Фальконе, раскрывающий не только образ самого Петра, но и смысл его деятельности, его роли в исторической судьбе России. Становление классицизма в русской живописи. Понятие "академическая живопись" и "академизм". Система обучения в старой Академии художеств. Творчество А.П. Лосенко - мастера исторической картины. Развитие реалистического портрета в русской живописи 18 в. - проявление внимания к личности, внутреннему миру человека: творчество Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Становление бытового жанра и пейзажа как самостоятельных жанров в русской живописи. Тема 5. Архитектура первой половины 19 в. Архитектура первой половины 19 в., как высшее достижение русского классицизма: В.Н. Воронихин - Казанский собор, А.Д. Захаров – Адмиралтейство. Крупнейший мастер архитектурных ансамблей К. И. Росси. Деятельность О.И. Вове и Д.И. Жилярди по восстановлению Москвы после Отечественной войны 1812 г. Тема 6. Скульптура и живопись первой половины 19 в. Расцвет скульптуры зрелого классицизма. Творчество И.П. Мартоса: памятник Минину и Пожарскому. Малая скульптура. Надгробная пластика: И.П. Мартос - надгробие. С.С. Волконской. Медальоны Ф.П. Толстого, посвященные Отечественной войне 1812 г. Классические, романтические и реалистические тенденции в русской живописи первой половины 19 в. Новые черты живо писи начала 19 в. Интерес к жизни народа и национально характерному. О.А. Кипренский. Черты романтизма в творчестве художника, реалистический характер его портретов. В.А. Тропинин. Его роль в формировании московской школы живописи. Тропинин - мастер камерных, интимных портретов. Жанровая живопись. А.С. Венецианов. Его роль в развитии русской реалистической живописи. Образы русских крестьян и русской природы. Г.В. Сорока - его творчество и тяжелая судьба. Искусство пейзажа в русской живописи. Творчество С. Ф. Щедрина - сплав черт классицизма и романтизма. Интерес к проблемам пленэра. К.П. Брюллов. Академические традиции и черты романтизма и реализма в его творчестве. Творчество великого русского художника А.А. Иванова. Ра бота над картиной "Явление Христа народу", Новаторство и значительность ее идейно-нравственного смысла и выразительность средств живописи. Значение творчества Иванова для русского искусства. Творчество П.А. Федотова - предшественника критического реализма в русской живописи второй половины 19 в. Тема 7. Жанровая живопись второй половины 19 в. Творчество передвижников Общественное движение в России 60-70-х годов, его отражение в русской публицистике и искусстве. Ведущее положение бытового жанра в живописи второй половины 19 в. Протест против академического искусства. Организация Петербургской артели художников. Возникновение Товарищества передвижных художественных выставок - объединения передовых сил русского искусства. Творчество одного из основоположников критического реализма в русской живописи — В.Г. Перова. И.Н. Крамской - организатор, теоретик и идейный вождь передвижников. Социальные проблемы, затронутые в произведениях художников-передвижников. Роль основателя картинной галереи П.М. Третьякова в становлении русского реалистического искусства второй половины XIX в. Мировое значение творчества русских художников второй половины XIX в. Тема 8. Творчество И.Е. Репина И.Е. Репин - великий русский художник-реалист. Этапы творческого пути. Отображение тяжелой жизни народа. Анализ композиции картины "Не ждали". Широкое историческое обобщение жизни России. Яркость типов, социальная значимость, особенности композиционного решения. Мировое значение творчества Репина. Тема 9. Пейзажная живопись Обращение художников к русскому национальному пейзажу. Раскрытие в образах природы настроений и переживаний человека. Романтизм произведений И.К. Айвазовского. Особенности пейзажей А.К. Саврасова . Рисунок в творчестве Шишкина. Лиризм и тонкие нюансы настроения в пейзажах Ф.А. Васильева. Колористические решения пейзажей А.И. Куинджи. Камерность пейзажа, разработка пленэра в творчестве В.Д. Поленова. Творчество И.И. Левитана - вершина развития русского национального пейзажа. Передача настроения и чувств человека в характере изображаемой природы. Композиция и колорит произведений. Значение творчества Левитана для развития русского искусства. Тема 10. Историческая и батальная живопись. Творчество Н.Н. Ге. Антивоенный, обличительный характер картин В.В. Верещагина. Былинно-сказочный характер образов В.М. Васнецова. Тема 11. Творчество В.И. Сурикова. В.И. Суриков - великий русский исторический живописец. Прославление героизма русского народа. Композиционное и колористическое мастерство художника. Историческое значение творчества Сурикова. Тема 12. Русское искусство конца 19 - начала 20 вв. Интенсивность и многогранность художественной жизни России в этот период. Творчество В.А. Серова - великого русского портретиста. Колористическое мастерство и новаторство живописных приемов в ранних работах. Острота психологических и социальных характеристик в портретах. Серов - художник-график. К.А. Коровин. Натюрморты Коровина. Импрессионистические тенденции в его творчестве. Творчество М.А. Врубеля. Живописное мастерство, повышенная эмоциональность образов, индивидуальная трактовка объема и красочная гамма. Фантастические образы Врубеля. Развитие реалистических традиций в творчестве Б.М. Кустодиева; создание портрета "русских типов". Реалистические традиции в пейзажах К.Ф. Юона. Объединение художников "Мир искусства". Обращение к ис тории русского искусства. Работы А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, Л.С. Бакста как художников сцены и графиков. Творчество Н.К. Рериха. Вклад "Мира искусства" в развитие русской культуры. Объединения "Бубновый валет" и "Голубая роза". Новое в живописной системе их художников. Раннее творчество И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, П.В. Кузнецова и М.С. Сарьяна. "Союз русских художников". Историческая скульптура; М.М, Антокольский. Революционная тема в творчестве скульпторов А. С. Голубки ной и О.Т. Коненкова. Стиль "модерн" в русской архитектуре начала XX века. Значение русского реалистического искусства для формирования и развития искусства социалистического реализма. Тема 13. Зачет. Повторение пройденного за 3 класс. Основные стили и направления в русском искусстве 18-20 в.в. Творчество отдельных художников. Основные объединения художников и их цели. Ответы на вопросы в устной форме. 4 год обучения Тема 1. Искусство периода Октябрьской революции Расцвет агитационного массового искусства. "Окна сатиры РОСТА". Плакаты М.М. Черемных и В.В. Маяковского. Творчество Д.С. Моора и В.Н. Дени. Агитационный фарфор. Революционный пафос произведений В.М. Кустодиева, К.Ф. Юона, А.А. Рылова. Тема 2. Искусство 20-х годов Соревнование творческих групп и направлений (АХРР, ОСТ, "Четыре искусства", ОМХ и др.). Многообразие творческих исканий. Значение станковой картины. Творчество М. В. Грекова. Творчество К. С. Петрова-Водкина, А.А. Дейнеки. Зарождение советского индустриального пейзажа. Натюрморты И.И. Машкова, К.С. Петрова-Водкина. Развитие живописи в национальных республиках. Книжная и станковая гравюра 20-х годов. Работы М.В. Добужинского, В.А. Фаворского, А.П. Остроумовой-Лебедевой, А.И. Кравченко, П. В. Митурича. Обращение советской скульптуры к образам людей труда: работы И.Д. Шадра. Монументальная скульптура: И.Д. Шадр, А.Т. Матвеев, С.Д. Меркуров. Тема 3. Искусство 30-х годов Отражение жизни советского народа в творчестве А.А. Дейнеки, А.А. Пластова, К.Н. Истомина. Тема спорта в творчестве А.А. Дейнеки, А.Н. Самохвалова. Расцвет портретной живописи. Создание М.В. Нестеровым галереи портретов советской интеллигенции. Портретные работы П.Д. Корина. Развитие пейзажной живописи. Городской пейзаж Ю.И. Пименова. Пейзажи Н.П. Крымова. Натюрморт в творчестве И.И. Машкова, П. П. Кончаловского. Ведущее значение реалистической книжной иллюстрации. В.А. Фаворский, Е.А. Кибрик. Расцвет монументальной скульптуры. Скульптурная группа В.И. Мухиной "Рабочий и колхозница" для Советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1937). Портретные работы В.И. Мухиной, С.Д. Лебедевой. Строительство Московского метрополитена. Городская архитектура столицы. Тема 4. Искусство в период Великой Отечественной войны Образ героического советского народа в искусстве. Большая мобилизующая роль плаката и политической карикатуры. Плакаты И.М. Тоидзе, В.Б. Корецкого. "Окна ТАСС". Работы Кукрыниксов. Графические серии Д.А. Шмаринова и А.Ф. Пахомова. Отражение массового героизма народа в живописи. Тема 5. Искусство конца 40-х - начала 80-х годов Обращение к темам прошедшей войны. Тема борьбы за мир как одна из центральных в советском искусстве. Отражение созидательного труда советских людей. Т.Н. Яблонская , А.А. Пластов, С.А. Чуй ков. Творчество В.Е. Попкова, Т.Т. Салахова. Портрет как создание обобщающего образа современника. Определяющая роль эпического пейзажа. Развитие индустриального пейзажа. Работы Г.Г. Нисского, М.С. Сарьяна. Городской пейзаж: Ю.И. Пименов. Решение творческих задач в области монументальной и портретной скульптуры. Монумент Воина-освободителя в Трептов-парке в Берлине, мемориальный комплекс Мамаева кургана в Волгограде (Е.В. Вучетич). Иллюстрации В.А. Фаворского к "Слову о полку Игореве", "Борису Годунову" и "Маленьким трагедиями" А. С. Пушкина. Массовое строительство после окончания Великой Отечественной войны. Борьба за архитектуру, отвечающую современным общественным, техническим и эстетическим требованиям: Лужники, Дворец Пионеров, Кремлевский Дворец съездов, Олимпийские комплексы в Москве. Тема 6. Декоративно-прикладное искусство советского периода Возрождение художественных промыслов. Лаковая миниатюра: Палех, Мстера, Федоскино. Хохломская роспись. Резьба по кости и изделия из рога. Богородская игрушка и скульптура. Гуцульская резьба по дереву. Керамика. Гжельская артель художественной керамики. Эстонская, латвийская керамика. Гончарные изделия из села Валхар в Дагестане. Вышивка, кружево, ковроделие. Русская, украинская, бело русская, латышская, чувашская вышивка. Вологодские кружева. Ковры Туркмении, Дагестана, Украины; казахские и киргизские кошмы. Художественная промышленность и техническая эстетика. Участие художников в производстве текстиля, обоев, мебели, предметов широкого потребления из фарфора, стекла, метал ла, пластиков. Роль художника в конструировании средств транспорта, радиоаппаратуры, предметов быта, и т.д. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «История изобразительного искусства»: Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства. Знание особенностей языка различных видов искусства. Владение первичными навыками анализа произведений искусства. Владение навыками восприятия художественного образа. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу. Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет-ресурсы, аудио-видео ресурсы). Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.). ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Программа «История изобразительного искусства» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся во 2-м полугодии каждого года обучения. Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции) Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев. Методическиерекомендациипокритериямоцениванияработ учащихся Тестовые задания - задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся). «5» (отлично) - 90% - 100% правильных ответов; «4» (хорошо) - 70% - 89% правильных ответов; «3» (удовлетворительно) - 50% - 69% правильных ответов. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства. «5» (отлично) - учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале; «4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1 -2 ошибки; «3» - учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов. |