Коллективное музицирование. Программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 Коллективное музицирование
Скачать 146.33 Kb.
|
Примерный перечень репертуарного списка для ансамбля народных инструментов младшие классы Народные песни и танцы Русские народные песни: Андрей-Воробей. Обр. Ю. Соловьева (4)*. Ах, ты, ноченька. Обр. С. Павина (1)*. Ах улица, улица широкая! Обр. А. Алехина (1)*. Вдоль по Питерской. Обр. В. Иванова (21). Вечор поздно из лесочка. Обр. В. Розанова (19). Вниз по ельничку, Обр. В. Петренко (7). Вологодские частушки. Обр. А. Крылусова (14). Вышло солнце за оконце. Обр. С. Павина (2). Запрягу я тройку борзых. Обр. Е. Рузаева (9). Из-за острова на стрежень. Обр. А. Черных (13). Из-под - 14 - камушка. Обр. А. Сударь кова (7). Калина. Обр. В. Грачева (13). Козел-хвастун. Обр. А. Талакина (13). Куманечек. Обр. С. Павина (15)*. Не одна-то во поле дороженька. Обр. Н. Иванова (5). Ничто в полюшке не колышется. Обр. А. Крылусова (12). Ой, все зелены. Обр. Б. Киселева (5)!. Ой, вы, кумушки. Обр. В. Накапкина (6)*. Ой, по-над Волгой. Обр. Ф. Бушуева (2). Перевоз Дуня держала (21). Подуй, подуй, бурь-погодушка. Обр. Е. Рузаева (9). По Дону гуляет. Обр. Сударикова (8)*. Расходилася да расплясалася. Обр. А.Крылусова (6)*. Степь да степь кругом. Обр. В. Грачева (14). Течет речка, не качнется. Обр. А. Крылусова (6)*. Чаечка. Обр. В. Накапкина (5). Что по морю. Обр. В. Петренко (7). Уж и я ли, молода. Обр, М. Панкина (19). Уж ты, коваль, ковалечек. Обр. В. Иванова (12). Украинские народные песни: Бандура. Обр. С. Павина (20)*. Гандзя. Обр. П. Третьякова (8)*. На горе, горе. Обр. Н. Лысенко (21). Ничь яка мисячна. Обр. В. Грачева (13). Ой, на гори нивка. Обр. В. Грачева (13). Ой, при лужку, при лужку. Обр. Ф. Бушуева (15). Отчего соловей. Обр. Н. Леонтовича (21). Про гречка. Обр. В. Накапкина (5). Солнце низенько. Обр. А. Черных (13). У сусида хата била. Обр. П. Третьякова (8)*. Щедрик. Обр. Н. Леонтовича (21). Белорусские народные песни: Бульба. Перепелочка. Обр. А. Эшпая (11)*. Там русалочка бежала. Обр. П. Шашкина (9). Хлопчик пашенку пахае. Обр. Е. Рузаева (10)*. Казахская нар. песня. Обр. А. Абрамова (11)*. Карельский нар. танец (17). Молдавские нар. танцы: Дойна. Обр. Г. Ковтуна (5)1. Сырба (5). Латышская нар. полька. Обр. Ф. Бушуева (20)*. Литовский нар. танец «Суктинис» (17). Тувинская нар. песня «Трудовая». Обр. С. Булатова (Н)*. Чувашская нар. песня «Игровая». Обр. С. Булатова (Н)*. Эстонский нар. танец. Обр. С. Павина (16)*. Английская нар. песня «Вот что случилось». Обр. Н. Горлова (11)*. Болгарская нар. песня «Жаль мне молодость свою». Обр. С. Булатова (1)*• Чешская нар. песня «Яблоня». Обр. С. Булатова (1 )*. Произведения советских композиторов А. Аверьянов. Дорожная колхозная (10)*; АН. Александров. Когда я был маленьким (13); А. Арутюнян. Маленькая полька (8)*. Протяжная (10)*; М. Блантер. Песня о Щорсе (13); Ю. Блинов. Школьный вальс (8)*; Б. Блок. Медведь в лесу (13). Три со- временных русских танца (6)*; Е. Ботяров. Балалайка и дудочка (14). Русская песня (3); Б. Будницкий. Веселый мальчуган (1)*; Ю. Виноградов. Танец медвежат (13); В. Власов. Протяжная (3); А. Гедике. Вальс (18). В старинном замке (13); В. Грачев. Лирический вальс (21); О. Дымов. Эксцентрический танец (11)*; А. Жилинский. Веселые ребята (20)*; С. Ипатов. Гармошка (13); Д. Кабалевский. Веселый наигрыш (15)*. Сказочка (13). Ночью на реке (13). Утренняя песенка (15)*; Э. Капп. Родной напев (2); Б. Киселев. Вальс (12). Синичка (13); М. Красев. Пляска (11)*. Елочка Е. Кузнецов. Ивушка (9); П. Лондонов. Две сказки (4)*; М. Магиденко, (13); Чувашский напев (12); С. Майкапар. Анданте (15)*; В. Мурадели. Валье (2); Д. Нурыев. В долине (6)*; С. Павин. Шуточка (1)*; В. Петренко. Вечернее поле (7). Танец (2). Цветы (4)*} Н. Раков. Утренний урок, (13); М. Раухвергер. Красные маки (15)*: В.Розанов. Пьеса (9); А. Скулте. Ариетта (3); Д. Файзи. Скакалка (13); А. Фаттах. Прогулка (6)*; Г. Фрид. БаЮ.-бай (13); В. Хабаров, Элегия (10)*; В. Ходяшев. Песня (3); А. Холминов. Песня (17); Н. Чайкин. Полька (18); В. - 15 - Шаинский. Песенка о кузнечике (15)*; Д. Шостакович. Вальс цветов (8)*; И. Шестериков. Горьковский хоровод (16)*; Ю. Шишаков. Шествие (8)*; А. Эшпай. Вальс (И)*. Песня о криницах. Из кинофильма «Криницы» (10)*. Произведения отечественных и зарубежных композиторов Б. Барток. Песенка (13). Песня странника (19); И. Бах. Во-лыпка (13); Дж. Верди. «Арабская песня» '(5); А. Глазунов. Фантастический вальс. Из балета «Раймонда» (5); Г. Гендель. Менуэт (3); М. Глинка. Не щебечи, соловейку (14). Хор волшебных дев. Из оперы «Руслан и Людмила» (6)*; А. Гречанинов. Мазурка (20). Маленькая сказка (13). Пьеса (3); Э. Григ. Поэтическая картинка (7); А. Даргомыжский. Роза (14); К. Дебюсси. Маленький негритенок (2); В. Зиринг. Кукушка (13); В. Калинников. Грустная песенка (10)*. Русское интермеццо (7); М. Кожелук. Анданте Л. Куперен. Вольта (13); В. Моцарт. Менуэт (21); М. Мусоргский. Поздно (13)'; вечером сидела. Хор из оперы «Хованщина» (16)*; И. Пахельбель. Сарабанда (13); Г. Пахульский. Листок из альбома (19); А. Райчев. Песня пастуха (13); В. Ребиков. Настроение (2)'. Сельская картина (3); Н. Римский-Корсаков. Колыбельная. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (21). Царевиа--Лебедь. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (12); Э. Сихмейстер. Марш (13); В. Стоянов. Маленький всадник (13); Р. Штраус. Вальс. Из оперы «Кавалер роз» (11)*; Ф. Шуберт. Швейцарская песня (14)!. Экосез (20)*; Р. Шуман. Марш солдатиков (20)*. Народная песенка (2). III. Требования к уровню подготовки учащихся Результатом освоения учебной программы «Коллективное музицирование» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства: - - развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом; реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте. - приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр); - - - - развитие навыка чтения нот с листа; развитие навыка подбора по слуху; знание репертуара для ансамбля; наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива; повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на - инструменте. IV. Формы и методы контроля, система оценок. 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными видами контроля успеваемости являются: - - текущий контроль успеваемости учащихся; промежуточная аттестация; - 16 - - итоговый дифференцированный зачёт; Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу. Виды Содержание Формы Текущий контроль Поддержание дисциплины, учебной Контрольный урок без присутствия комиссии. - учащегося предмету, выявление к отношения Выставление изучаемому полугодовых оценок. четвертных, и годовых - повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Промежуточный аттестация Определение развития успешности учащегося и Контрольные уроки, зачёты усвоения им программы на с приглашением комиссии и определенном этапе обучения. выставлением оценок. Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается: - - - отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность; качество выполнения предложенных заданий; инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы; темпы продвижения. - На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, зачеты проводимые с приглашением комиссии. При оценивании обязательным является методическое обсуждение, - 17 - которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены разнохарактерные виды произведений. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Коллективное музицирование ». По завершении изучения учебного предмета «Коллективное музицирование » аттестация обучающихся проводится в форме итогового дифференцированного зачёта с приглашением комиссии и выставлением оценки. 1. Критерии оценок Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале: Оценка Обоснование Предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу. . 5 «отлично» Программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, 4 3 «хорошо» неполное донесение образа исполняемого произведения. Программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен. «удовлетворительно» . - 18 - 2 «неудовлетворительно» Незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу. Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Зачёт (без оценки) Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие: - - - - техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения; художественная трактовка произведения; стабильность исполнения; выразительность исполнения. Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом. V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации педагогическим работникам На начальном этапе обучения по учебному предмету «Коллективное музицирование» можно рекомендовать преподавателю умело сочетать и чередовать состав ансамбля. Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие – средние). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников. В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления. На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом - 19 - произведении в ансамбле. Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов. При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных выступлений. В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля. В течение года учащимся младшей возрастной группы рекомендуется освоить 4-6 разнохарактерных музыкальных произведений. Результат работы демонстрируется в конце года на зачёте (2 пьесы). В связи с дефицитом нотной литературы для детей руководителю рекомендуется самостоятельно делать инструментовки с учетом индивидуальных музыкальных возможностей учащихся. Репертуарный список не является исчерпывающим. Руководитель ансамбля может по своему усмотрению пополнять его новыми, вновь издаваемыми сочинениями, соответствующими музыкально – исполнительским возможностям учащихся, обрабатывать и делать переложения произведений для того состава, который имеется в школе. 2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. |