эссе. 83599 эссе Основы консультативной психологии. Программа Познера выходит поздно вечером. Это время немного другого
Скачать 87.5 Kb.
|
Основы консультативной психологии Познер очень умный человек. Очень. Если внимательно последить за тем, что и как он говорит, то становится очевидным его талант говорить ровно столько, сколько можно. Познер тонко чувствует грань дозволенного и умеет всегда оставаться на предельно допустимой точке. Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что Познер профессионал высочайшего уровня, известный во всем мире, а не только в России - это немного расширяет его границы. Программа Познера выходит поздно вечером. Это время немного «другого» Первого канала, возможно такого, каким бы его в принципе хотелось видеть. Целевая аудитория Познера специфична и вряд ли это те же самые люди, для которых делают пропагандистские передачи. Программа ориентирована на зрителя интеллектуально развитого. Поскольку здесь часто упоминаются история разных стран, кинематографа, названия различных классических произведений и имена людей, которые были популярны в разные времена. Она имеет успех, благодаря удачному имиджу интервьюера. Журналист-эксперт Владимир Познер вызывает доверие, уважение. Он образован, интеллигентен, внимателен. Его мнение считают компетентным, многие люди обсуждают его манеру работы, а молодые журналисты равняются на Владимира Владимировича. Удивительно, что мнение Познера в его одноимённой программе часто воспринимается как единственное верное. Но надо сказать, что он умеет не только потрясающе выражать собственную позицию, но и «раскрывать» зрителю известных людей. Во время интервью Познера на экране сбоку от собеседников показывают фотографии героя. Это не единственное отражение визуальных черт программы. Каждая программа имеет собственную заставку-открытие – шапку, если говорить телевизионным языком. Она представляет для нас особый интерес, потому как на данной видеозаставке мы можем наблюдать Познера, который сидит в кресле. Особенностью программы «Познер» являются следующие наблюдения. В. В. Познер никогда не представляет приглашенного гостя в анонсе интервью. Об этом он говорит в анонсе интервью с Ассанжем. Действительно, перед интервью Познер ничего не говорит о самом будущем госте. Умение Владимира Познера говорить с собеседником на острые темы, не выходя при этом за рамки приличий, является его особенностью. Это можно наблюдать, когда он задает провокационные вопросы, поднимает неудобные гостю моменты его биографии, умело варьируя на грани журналистской этики. Логика беседы порой может нарушиться, тем не менее автор отслеживает ход разговора и строит его, отталкиваясь от полученных ответов. Его интервью портретные, но скорее этот портрет напоминает набросок. Порой он не позволяет гостю закончить мысль, задавая следующий вопрос. Иногда интервью больше похоже на допрос. Авторская программа В. В. Познера представляет собой телепередачу в жанре интервью/беседы. Владимир Познер задает вопросы своим гостям – политикам, общественным деятелям, деятелям культуры, искусства, науки, спорта. В своих беседах В. Познер руководствуется правилами бесконфликтного общения. Он тактичен, деловит, корректен, доброжелателен по отношению к собеседнику, при этом полностью контролирует ситуацию в разговоре, не позволяя собеседнику отклониться от темы вопроса или темы разговора: Решили проанализировать выпуск «Познера» от 19.03.2018. Интервью с Данилой Козловским. Сегодня эта личность является довольно популярной. Российский актёр театра и кино, режиссёр, продюсер. Лауреат премий «Ника» и «Золотой орёл». Заслуженный артист России. Он успешный человек, но многим людям кажется слегка поверхностным. Так, на сайте программы «Познер», я увидела комментарии, в которых можно уловить вопрос: « Почему именно Козловский? Ведь в стране много и других более талантливых и эрудированных актёров?» Интервью получилось довольно противоречивым. С одной стороны, с самого начала ведущий делает комплимент актёру и говорит, что пригласил его, потому что он «кинозвезда». ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: Вы, на мой взгляд, для России уникальное явление. Я скажу, что я имею в виду. Вы кинозвезда. Вот вы вообще понимаете, что это такое – кинозвезда? ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ: Скажем так, в теоретическом смысле я понимаю. ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: Смотрите, это ведь необязательно великий актер. Вот если взять суперзвезду американскую Мэрилин Монро – актриса, ведь она средняя, неплохая актриса, но не выдающаяся. И, тем не менее, она суперзвезда. Или, скажем даже, Дэниэл Крэйг, последний Джеймс Бонд, – звезда, но актер... Я видел много таких и гораздо лучше. Вот вы могли бы сказать, что обязательно должно быть в человеке, чтобы этот человек стал звездой? ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ: Я, наверное, буду какие-то общие слова говорить, но в первую очередь это определенная энергия, дар, какая-то магия. Совокупность качеств, которые делают твое существование на экране исключительным. И в этом смысле я не соглашусь с вами, что Мэрилин Монро – средняя актриса. Я так точно не могу сказать. Для меня она вообще личность грандиозная – во многих смыслах. И профессионально, и исторически. Складывается впечатление, что ведущий не особо заинтересован в установлении контакта с гостем. И словно «вытягивает» ответы с Данилы. В конце программы, оператор сделал акцент на руки гостя. Козловский нервно стучал пальцем по столу. Это говорит о том, что он был напряжён с начала и до самого конца интервью. Я думаю, что для журналиста провал, когда он не может расположить на диалог интервьюируемого. Однако В.В.Познер задавал и много открытых интересных вопросов, касающихся творческой деятельности гостя. После многих таких вопросов, гость как будто немного окрылялся и отвечал очень вдумчиво, искренне. ВЛАДИМИР Познер: Вы довольно часто говорите, что вас тянет к музыке, причем к определенной музыке. Я был в Питере, когда у вас был концерт, и вы пели песни Фрэнка Синатры, Тони Беннетта, Нэта Кинг Коула. Чем вас привлекают эти песни? Вас не беспокоит, что всякий человек, который слушал этих певцов, а я имел счастье слышать их живьем, невольно будет вас сравнивать с ними, и вы не можете выиграть в этом сравнении, как бы вы ни старались? ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ: Я люблю эту музыку – она невероятная. Она работает на каком-то подсознательном уровне. Во-первых, я могу сказать, что я на ней вырос. У меня в семье в начале 1990-х был однокассетный магнитофон Sony и было несколько кассет, среди которых были Синатра, Лайза Миннелли, Лучано Паваротти (правда, это несколько другой жанр) и Луи Армстронг. Во-вторых, я очень люблю это время, для себя его называю «черно-белое время» – 1950–1960-х, когда, как мне кажется, был немного другой мир: как-то по-другому люди жили и чувствовали, по-другому любили – мне это время очень близко. Я люблю кино того времени, женщин того времени, мужчин, искусство, музыку, книги, литературу. А что касается второго вопроса – безусловно, сравнение не в мою пользу, но у меня и не было задачи соревноваться с музыкантами прошлого или становиться с ними в один ряд. Это объяснение в любви тому времени. Также Познер задавал и неудобные вопросы. Такое чувство, что сам он привык отвечать за свои слова и всегда ссылаться на аргументы, потому и от гостя ожидает того же. ВЛАДИМИР Познер: Вот вы говорите о том времени – о 1940, 1950, 1960-х, а сами родились в 1985-м. То есть у вас никакого личного опыта того времени нет – вы смотрели какие-то кинофильмы, читали книги – собственно, и все. Вы даже очень мало встретили людей, которые тогда жили. В моем лице вы имеете такого человека, но нас таких мало осталось. Я жил в это время в Америке – в 1940-е, в 1950-е годы. Мне очень интересно, почему вы думаете – судя по тому, что вы говорите, – что в то время было лучше, чем сейчас? ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ: Нет, конечно, я не думаю, что время было лучше. Я думаю, что в чем-то время было проще. ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: Не проще, не проще. Вы говорите, что любите людей того времени, женщин того времени. ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ: Это не значит, что я не люблю женщин нашего времени. ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: Ну а чем тогда вас так привлекает эта эпоха, незнакомая на самом деле или знакомая опосредованно – главным образом, наверное, через кино? ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ: Не только через кино. Я свою жизнь разделяю на то, что было до театрального училища и после. До театрального училища был кадетский корпус, другая жизнь, потом я поступил в театральную академию, и с первого курса мы стали заниматься романом «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. Это, в общем, близкое время, война, Сталинградская битва. Мы понимали, что просто так впрыгнуть в 1942 год нельзя, надо изучить время, погрузиться в него. И именно это стало основным источником информации и познания. И конечно, я не считаю, что это время было лучше или легче. Познер и Козловский поговорили о театре, о кино, о музыке, о режиссерской работе «Тренер» Козловского, которая недавно вышла. Ведущий прекрасно подготовился к данному интервью. Он довольно хорошо знаком с творческим путем интервьюируемого и биографией. Несколько раз опирался на комментарии актёра, которые он давал другим СМИ. Правда, некоторые цитаты были уже устаревшими. Возможно, таким образом, журналист хотел проследить, как с годами меняется мнение молодого актёра о Российском кинематографе и как меняются его ожидания. ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: Года три назад вы выразили надежду, что выход «Академии вампиров» «откроет вам на Западе новые двери». Надежды оправдались? ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ: Я, наверное, был очень наивным, когда это говорил. Что фильм тинейджерского склада откроет мне новые двери в Америке. Интересно, где я это сказал? Но допускаю, что мог. Вообще никогда не знаешь, что именно откроет тебе новые двери. Я могу говорить об опыте, который я получил, – и он был для меня непростой. Мне было интересно. Результатом, не буду скрывать, я разочарован. Но как опыт, благодаря которому я получил какое-то представление о том, как надо работать и как там работают, – это все было небесполезным. Для программы «Познер» характерен крупный план. Акцент на профиль, на глаза. И это очень помогает проникнуться темой и позицией гостя и ведущего. И «заглянуть в душу» гостя. Вопросы были как подготовленные заранее, так и уточняющие, вытекающие из ответов и провокационного характера. Провокационные вопросы Владимир Владимирович определяет как те вопросы, которые обычно не любят ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: Вот вам предлагают сыграть в двух фильмах, одинаково интересных, но один будет сниматься в России, а другой в Америке, и вы должны выбрать один. Какой выбираете? ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ: И роли одинаково прекрасные? Я не знаю... Скорее всего, я буду склоняться к иностранному проекту, если буду понимать перспективу, что мне это стратегически может дать в будущем, – вы так разочарованно киваете! – зато честный ответ. Но исходя из соображений стратегии, я также допускаю, что выбор может быть и в сторону русского фильма. Интересный момент: когда Данила пытался перейти на другую тему, но ведущий этого сделать не дал. ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: Вы поймали Золотую Рыбку. И она вам говорит: «Данила, если отпустишь меня, я сделаю так, что ты получишь одну из следующих премий: главную премию ММКФ «Золотого Георгия», главную премию Венецианского кинофестиваля «Золотого льва», главную премию Берлинского кинофестиваля «Золотого медведя», «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах или «Оскара». Выбирай, Данила». ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ: У меня есть вполне осознанное желание получить «Оскара». ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: А у кого его нет? ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ: Мне кажется, это неплохая награда. И почему бы ей не стоять на полке, чтобы на нее можно было вешать бумажные полотенца? Но раньше, когда я был помладше, мне казалось, что я обязательно получу «Оскара». Должен его получить. Передо мной стояла конкретная, простая задача. Сейчас я понимаю, что все немного сложнее и может быть менее обязательным. Есть в твоем личном пространстве вещи важнее. Так что это перестает быть самоцелью. ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: Так что вы говорите рыбке-то? ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ: Рыбке? Не получилось у меня от рыбки как-то увести. ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: А она всё ждет. ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ: Ну, наверное, «Оскар» Надо сказать, что Владимир Владимирович всегда задаёт открытые вопросы. На которые просто невозможно ответить «Да» или «Нет». Здесь нужно подробно отвечать на каждый вопрос. Также Познер использует тактику бесконфликтного общения. Обычно он встаёт на один уровень с гостем, но в этот раз не вышло. Такое впечатление, что молодой актёр сдавал экзамен известному журналисту, который намного его старше и имеет более богатый жизненный опыт. И был один вопрос совершенно неуместный, связанный с политикой. «Что такое Демократия?» Внятно на него Данила ответить не смог, поскольку не интересуется данной сферой. Несмотря на всё это, портретное интервью удалось. Данила Козловский предстал пред зрителем не только как актёр с красивой обёрткой. Как оказалось, актёр очень любит историю и действительно разбирается в театре и кино. В. Познер как телеведущий использует открытую стратегию, специфика которой подробно описана в моей выпускной квалификационной работе. В речевом поведении В. Познера отражены характеристики следующих типов. Ведущий использует подготовленную речь, приводит конкретные примеры, точные цитаты, оперирует фактами – это характерно для «системщиков». Журналисту присущи и качества «мыслителя»: необычный взгляд на события, способность профессионально увести разговор от предмета и плавно вернуться к теме, когда это ему необходимо. Речь В. В. Познера насыщена книжной лексикой, обладает смысловой точностью и отвечает всем требованиям хорошей речи: его литературная нормативная лексика разнообразна и соответствует ситуации: он выбирает нужную лексику и тон, становится на один уровень с тем или иным собеседником, правильно выстраивает предложения, постоянно демонстрируя высокий уровень речевой культуры. Познер ведет речь о законопроекте о введении патриотического воспитания. Он весьма эмоционально рассуждает об этом, споря с одним из авторов законопроекта, который оправдывал нужность патриотического воспитания спорным, по его мнению, аргументом. В конце интервью с Познер ведет такой же монолог: «В прошлой программе я сослался на письмо, которое получил, и вот в этой программе я делаю то же самое. Я вообще очень редко использую письма от моих зрителей, но иногда бывает так, что мне кажется, что важно. И вот в этом письме, которое я получил совсем недавно, меня просит человек высказать, во-первых, всё-таки что я считаю принципиально важным в журналистике, и, во-вторых, что значит быть патриотом в журналистике, как я это понимаю. Так вот, мне кажется, что самое главное в журналистике – это всё-таки стремиться быть максимально объективным, не врать, а ведь каждый из нас знает, когда он врет, и даже когда он говорит полуправду. Ну, и, наконец, стараться дать зрителю максимум информации, которой тебе, журналисту, доступно. Вот это и есть, на мой взгляд, журналистское. Не пытаться убеждать кого-то в твое мнение. Твое дело, как журналиста – это давать информацию, а не заниматься пропагандой или убеждениями, какими-то вещами, агитацией. Так, по крайней мере, я считаю. А что касается патриотизма в журналистике, то я плохо понимаю все-таки, что имеется в виду, но скажу следующее. Это быть правдивым, это говорить правду, не рассуждая на тему «А что в результате будет?», хорошая ли это правда для кого-то или не очень хорошая. Сделать так, чтобы твоя аудитория, твой читатель, твой слушатель, твой зритель знал, что ты говоришь правду, ну, которая тебе доступна. Всегда. И что ты за него не делаешь выводы – лучше бы он эту правду не знал. Говорить об этом не патриотично, хотя это правда. Вот я так думаю. Я думаю, что это принципиально важная вещь, и хотел бы сказать своим зрителям, что я так поступаю и поступать буду, пока у меня будет такая возможность. Удачи вам и приятных сновидений». В целом речь В. В. Познера отвечает всем требованиям хорошей речи. Его считают образцом интеллигентности, его речь насыщена книжной лексикой, он постоянно демонстрирует высокий уровень речевой культуры. Однако, ориентируясь на собеседника, тележурналист, может использовать разговорную лексику и другие выразительные средства, в целях сближения с ним. В публичной речи В. Познера вне зависимости от жанра программы появляются элементы спонтанности |