практика V курсРТПП 2012 г.. Программа практики режиссура театрализованных представлений и праздников программа практики
Скачать 1.3 Mb.
|
РЕЖИССУРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ Программа практики Челябинск 2012 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» Факультет театра, кино и телевидения Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников Утверждаю Проректор по учебной работе _________________________ С. В. Буцык «____» ____________ 2012 г. РЕЖИССУРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ Программа практики для студентов V курса дневного отделения специальности 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников Квалификация Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель Челябинск 2012 УДК 761.6(076) ББК 85.33 я 7 Р 34 Составители М. Г. Шаронина, КПН, доцент кафедры РТПП, Н. В. Шилов, профессор кафедры РТПП, И. В. Жук, старший преподаватель кафедры РТПП Утверждена на заседание кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников 1.10.2009 г., протокол № 2 Р 34 Режиссура театрализованных представлений и праздников: программа производственной практики / ЧГАКИ; сост. М. Г. Шаронина, Н. В. Шилов, И. В. Жук. – Челябинск, 2012. – 20 с. Настоящая программа предназначена студентам, обучающимся по специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Цель издания - организовать самостоятельную работу студентов и предоставить им необходимые рекомендации по прохождению практики. Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ © Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2012 Содержание Пояснительная записка…………………………………………………… 5 Организация и порядок проведения практики…………………………. 6 Педагогическая практика………………………………………………… 8 Производственная практика……………………………………………… 11 Приложения ……………………………………………………………… 14 Прил. № 1 Отзыв о педагогической и производственной практике ….. 14 Прил. № 2 Дневник производственной практики ……………………… 16 Прил. № 3 Отчет о педагогической и производственной практике ….. 18 Прил. № 4 Методическая разработка лекционного или практического занятия по специальной дисциплине…………………………………..….. 19 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрактика студентов V курса, обучающихся по специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» включает в себя два вида: Педагогическая практикаПроизводственная практикаПрактика является обязательной для студентов. Для проведения практики в учебном плане специально выделяется время.
Цель практики совершенствование теоретических и практических знаний, умений и навыков, полученных в процессе учёбы. Задачи практики: развитие личностно-профессиональных качеств, необходимых специалисту в режиссерской деятельности. углубление теоретических психолого-педагогических знаний и установление их связи с практической деятельностью. формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для успешной деятельности. овладение современными знаниями и технологиями организации и проведения театрализованных представлений и праздников. создание условий для развития способностей и формирования у студентов собственного стиля деятельности. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИПрактика студентов V курса вышеуказанной специальности проводится в десятом семестрах, организуется деканатом факультета театра, кино и телевидения и выпускающей кафедрой РТПП ЧГАКИ на основе предварительно предоставленной студентом информации о месте прохождения практики. Руководство практикой осуществляется выпускающей кафедрой РТПП ЧГАКИ и работниками учреждений, в которых студент эту практику проходит. Выпускающая кафедра: фиксирует места прохождения практики студентами, закрепляет преподавателей-руководителей практики за студентами, проводит общее собрание студентов с разъяснением цели, задач и содержания практики, организует консультации преподавателей по всем заданиям практики. Программа прохождения практики предусматривает несколько этапов:
Установочный этап предусматривает проведение в форме лекций, практических и индивидуальных занятий. Установочный этап включает решение всех организационных вопросов; знакомство студентов со своим руководителями, с задачами, программой и образцами отчетной документацией по практике. Вводный этап предполагает знакомство студентов с базой практики, режимом работы учреждения; составление плана работы студентов; предварительную разработку содержания практики; консультации с руководителем. В течение рабочего этапа студенты выполняют основные задания по практике, анализируют и обсуждают с руководителями полученные результаты. В ходе контрольно-оценочного этапа оформляется отчет по практике, а также на специальную комиссию выносится защита практики. Содержание практики определяется заданиями выпускающей кафедры. Они конкретизируются с учётом проблем, решаемых администрацией учреждений, в которых студенты проходят практику. Выполненная студентом работа фиксируется в дневнике практики (см. прил. № 2) или в подробном отчёте (см. прил. № 1). Защита практики в ЧГАКИ проходит перед специальной комиссией, состоящей из руководителей практики от вуза и базы практики (по возможности), ведущих специалистов; включает в себя устный публичный отчет студента по итогам проделанной работы, ответы на вопросы членов комиссии, выступления членов комиссии. Оценка практики выносится членами комиссии на основании количественных и качественных показателей выполненных студентом заданий, представленной отчетной документации, оценки руководителя практики от учреждения-базы. Оценка заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. По итогам практики проводится конференция студентов, преподавателей и представителей баз практики по анализу и обобщению ее результатов. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКАПедагогическая практика студентов V курса проводится в течение 7 недель в десятом семестре. Студенты V курса проходят педагогическую практику в Челябинском государственном колледже культуры (иногородние студенты могут пройти данный вид практики в своем городе) по специальным предметам: «Режиссура», «Сценарное мастерство», «История праздников», «Искусство звучащего слова», «Пластика», «Хореография» и т.д. (на выбор). Каждому практиканту прикрепляется руководитель. Цель педагогической практики развитие педагогических навыков и умений в учебной и художественно-творческой работе; Задачи педагогической практики: организовать и провести лекционные, практические (тренинговые и репетиционные) занятия в соответствии с программой конкретного учебного заведения; ознакомиться с основной учебной документацией, научиться с ней работать. Задания студенту по педагогической практике: Задание № 1: прочитать 3 – 5 лекций по предметам специального цикла («Режиссура», «Сценарное мастерство», «История праздников», «Искусство звучащего слова», «Пластика», «Хореография» и т.д.). Лекция – методологическая и организационная основа для всех форм учебных занятий (методическая, поскольку вводит ученика в науку, придает учебному курсу концептуальность; организационная – так как все другие формы учебных занятий так или иначе «завязаны» на лекции, чаще всего логически следуют за ней, опираются на неё содержательно и тематически). Её основная дидактическая цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, она выполняет информационную, ориентирующую, разъясняющую, убеждающую и организационную функцию. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, даёт цельное представление о предмете, показывая его место в системе наук и связь с родственными дисциплинами, возбуждает у студентов интерес к предмету, развивает их профессиональные интересы, в значительной мере определяет содержание других видов учебных занятий (Баскаков, А. М. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А. М. Баскаков. – Челябинск: ЧГАКИ, 2007). Виды лекций: вводные, проблемные, обзорные, обобщающие. Логико-педагогический план лекции: 1. Вводная часть. Цель и задачи лекции, краткая характеристика проблемы, показ состояния исследования вопроса в науке и практике, установление связи с материалом предыдущей лекции, список литературы по проблеме. 2. Изложение. Раскрытие сущности основных понятий, характеристика различных научных точек зрения, разбор фактов, доказательства, определение своей позиции, формулирование частных выводов по каждому вопросу темы, показ связи с практикой, область применения. 3. Заключение. Формулирование основного вывода, установка на самостоятельную работу, методические рекомендации по выполнению домашнего задания, ответы на вопросы учеников. Задание № 2: провести 3 - 5 тренинговых занятий по предметам специального цикла. Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. Тренинг необходим как эффективное средство подготовки психофизического аппарата. Тренинг обретает притягательность не только в тех случаях, когда студент «врабатывается» в него, когда тренировки проходят системно и систематически, но и когда тренинг одухотворен, когда в нем есть «воздух», возможность для новых вариантов, поисков, импровизаций. Осмысленность, понимание задач тренировки и принципов их выполнения позволяют студентам не только тренироваться самостоятельно, но и проводить тренинг со своей группой. Студенты самостоятельно корректируют неверно сделанные упражнения, что свидетельствует об их осмысленном восприятии и выполнении тренинга (Сценическая речь: учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС», 2002). Упражнение – один из интересных вопросов методики, эффективность их во многом определяет успех обучения. У. с точки зрения психологической – «…многократное выполнение определенных действий, имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой» (Петрова, А. Н. Сценическая речь: учеб. пособие / А.Н. Петрова. - М.: Издательство «Искусство», 1982). Задание № 3: организовать и провести 5 практических занятий по предметам специального цикла. Практическое занятие – это своеобразная форма теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач. Практическое занятие охватывает наиболее значимые разделы учебного курса, предусматривающие формирование у студентов умений и навыков приложения теории к практике, решения профессиональных задач, и состоит из введения, собственно практической части и заключения. Они должны соответствовать плану лекционных занятий по данной дисциплине (Баскаков, А. М. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А. М. Баскаков. – Челябинск: ЧГАКИ, 2007. – 243 с.) Виды практических занятий: установочные занятия – освоение нового материала; тренинговые занятия (разминочные упражнения, тренинг); рабочее (репетиционное) занятие. Структура практического занятия: вводная часть, подготовительная часть, практическая (основная часть), заключение. На защиту педагогической практики студент обязан предоставить: отзыв о педагогической практике, заверенный руководителем с места практики (подпись и печать) (см. прил. № 1); планы уроков (см. прил. № 4 или см. учебное пособие: Соснова, М. Л. Искусство актера: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2007. С. 379 – 419); тезисы лекций; содержание тренинговых и практических занятий. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА Производственная практика студентов V курса проводится в течение 10 недель в десятом семестре. Цель практики закрепление на практике и углубление теоретических знаний, полученных студентами в академии; Задачи практики: апробировать навыки и умения в художественно-творческой работе с различными группами населения на базе культучреждений, досуговых центров, школ и др.; принять участие в мероприятиях, предусмотренных планом культучреждения – места практики. Задания и методические рекомендации по производственной практике:Задание № 1. Осуществить анализ сценариев массовых театрализованных мероприятий, проводимых на месте практики специалистами учреждения культуры. Анализируется не менее трех сценариев различных видов массовых театрализованных действ. Схема анализа: Актуальность, своевременность темы. Соответствие основного художественного приёма теме эпизодов и сценария в целом. Художественная убедительность сценария. Наличие документальных фактов и реальных героев в сценарии. Способы театрализации документального материала. Задание № 2. Принять участие в мероприятиях, предусмотренных планом культучреждения по месту практики в качестве режиссера, помощника режиссера, сценариста, актера, ведущего и т.д. Анализ этих мероприятий заносятся в дневник или отчёт о практике. Задание № 3. Подготовить и провести следующие виды массового театрализованного действа (не менее трех): а) массовый театрализованный праздник, б) театрализованное представление, в) театрализованную игровую программу или театрализованный обряд. Сценарий, план подготовки и проведения, а также их анализ заносятся в дневник или отчёт о практике. На защиту производственной практики студент обязан предоставить: Отзыв по производственной практике, заверенный руководителем с места практики (подпись и печать) (см. прил. № 1). Дневник или подробный отчёт студента о практике. Анализ сценариев, выполненный по схеме (см. задание № 1), тексты сценариев. Сценарий, план подготовки и проведения мероприятия, указанных в задании № 3. Приложения (фотографии, пригласительные билеты, афиши, эскизы, зарисовки, тексты реклам, отзывы в прессе, кино-, видеоматериалы и т.д.) ПРИЛОЖЕНИЯПриложение № 1 Отзыв о педагогической и производственной практике студента-практиканта должен отражать степень соответствия его теоретической подготовки уровню, необходимому для осуществления практической профессиональной деятельности, а также личностные качества практиканта. Отзыв заверяется подписью руководителя практики от учреждения-базы практики и печатью. Рекомендуется придерживаться следующего плана отзыва студента-практиканта: уровень профессиональной теоретической подготовки; умение применять теоретические знания на практике; деловые и коммуникативные качества; дисциплинированность; инициативность; рекомендации по возможному использованию данного студента в структуре профессиональной деятельности; рекомендуемая оценка по практике. Отзыв о педагогической практике студентки V курса Челябинской государственной академии культуры искусств факультета театра, кино и телевидения кафедры режиссура театрализованных представлений и праздников Южаковой Ольги Владимировны Южакова Ольга Владимировна проходила педагогическую практику в Челябинской государственной академии культуры и искусств на кафедре сценической речи. За время прохождения практики студенткой были проведены следующие занятия по предмету "Искусство звучащего слова" с группой 304МП: лекции на тему: "Природа рождения речевого хора. Критерии оценки выбора репертуара", "Способы создания партитуры для речевого хора", "Приемы дирижирования ". тренинговые занятия по технике речи и тренировочные упражнения для работы с речевым хором. Ольга Южакова показала умение применять теоретические знания на практике, продемонстрировала хороший уровень профессиональной теоретической подготовки, высокую заинтересованность и творческий подход к проведению занятий по предмету "Искусство звучащего слова". Дисциплинирована, обязательна, пунктуальна, инициативна, творчески одаренная личность - профессиональные качества педагога, которые в полной мере присущи О. Южаковой. Ольга общительна, приветлива, коммуникабельна - легко входит в контакт и со студентами и с преподавательским составом. Оценка по педагогической практике - отлично. Преподаватель кафедрысценической речи ЧГАКИ И.В. Жук Приложение № 2 Дневник производственной практики Дневник является важнейшим документом практиканта, используется им для накопления информации, которая необходима для выполнения задания и составления отчета по практики. В данном документе должны быть указаны следующие сведения: дата, содержание и объем выполненной работы; название подразделения предприятия (учреждения) – место выполнения работы; количество дней (часов), использованных для выполнения работы; замечания и предложения практиканта; отзыв и рекомендации руководителя с места практики. Важно, чтобы в дневнике практикант не только вел ежедневные записи о содержании и результатах работы, делал анализ творческой деятельности, но и объяснял причины успехов или неудач в организации и проведении отдельных мероприятий. Дневник просматривают руководители практики. Для дневника студент-практикант может использовать общую тетрадь. Оформление титульного листа дневника Челябинская государственная академия культуры и искусств Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников Д Н Е В Н И Кпроизводственной практикиСтудента (Ф. И. О.) ______________________________________________________ ___________________________________________________________________________ группы _____________________курса _______________________________ факультета______________________________________________________ Место практики__________________________________________________________ (название, адрес) Время прохождения практики ____________________________________________ Руководитель практики с места ее проведения (Ф. И. О., звание, должность) ___________________________________________________________________________ Руководитель практики с кафедры РТПП (Ф. И. О., звание, должность) ___________________________________________________________________________ Приложение № 3 Отчет студента о педагогической и производственной практике содержит следующие сведения: общая характеристика учреждения (место прохождения практики), описание выполненных заданий с количественными и качественными характеристиками, рекомендации (и их обоснование) по организации, содержанию практики и совершенствованию ее программы. В заключении отчета о практике студент должен представить выводы по проделанной работе (о состоянии и перспективах развития праздничной культуры) в конкретном учреждении, о своем личном вкладе в его работу. Приложение № 4 Методическая разработка лекционного или практического занятия по специальной дисциплине
Учебное издание Составитель Мария Германовна ШАРОНИНА Николай Петрович ШИЛОВ Ирина Васильевна ЖУК РЕЖИССУРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ Программа практики по специальности 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников Квалификация Режиссер театрализованных представлений и празднеств, преподаватель Корректор Е. А. Колесникова
Челябинская государственная академия культуры и искусств 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а Отпечатано в типографии ЧГАКИ. Ризограф |