Главная страница
Навигация по странице:

  • Департамент дополнительного образования Программа профессиональной переподготовки

  • Игры с самим собой, как источник аддикции.

  • Киндеева Анастасия Алексеевна

  • Кандидат психологических наук М.В. Бороденко

  • Оглавление Введение

  • Глава 2. Эмпирическое исследование клиентского случая

  • Заключение

  • Объект исследования

  • Используемые методики исследования

  • Глава1. Теоретические аспекты аддиктивного поведения. 1.1 Проблема аддикции и совладание с ней.

  • 1.2 Субъектность личности.

  • 1.3 Регрессия к состоянию «Всемогущего Я»: гипотеза, исследование.

  • транзактный анализ. диплом. Программа профессиональной переподготовки Мультипрофильное консультирование транзактный анализ и транзактноаналитический коучинг


    Скачать 52.57 Kb.
    НазваниеПрограмма профессиональной переподготовки Мультипрофильное консультирование транзактный анализ и транзактноаналитический коучинг
    Анкортранзактный анализ
    Дата08.05.2023
    Размер52.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладиплом.docx
    ТипПрограмма
    #1115684



    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    Департамент дополнительного образования


    Программа профессиональной переподготовки

    «Мультипрофильное консультирование:транзактный анализ и транзактно-аналитический коучинг»
    Аттестационная работа

    на тему

    Игры с самим собой, как источник аддикции.




    Слушатель







    Киндеева Анастасия Алексеевна




    (подпись)




    (Фамилия, Имя, Отчество)













    Руководитель








    Кандидат психологических наук М.В. Бороденко




    подпись




    (ученая степень, ученое звание, инициалы, фамилия)














    Москва 2022

    Оглавление

    Введение……………………………………………………………………………..3

    Глава1. Теоритические аспекты аддиктивного поведения

    1.1 Проблема аддикции и совладание с ней……………………………………….5

    1.2 Субъектность личности………………………………………………………..10

    1.3 Регрессия к состоянию «Всемогущего Я» ………………………...…………13

    Глава 2. Эмпирическое исследование клиентского случая

    2.1 Общие сведения……………………………………………………..…………18

    2.2 Транзактно-аналитический диагноз……………………………..……………19

    2.2.1 Содержание Эго-состояний, контаминация и Функционирование
    эго-состояний, эгограмма……………………………………...…………………..19

    2.2.2 Особенности коммуникации, анализ транзакций………………….………24

    2.2.3 Особенности обмена поглаживаниями, профиль…………………………..26

    2.2.4 Особенности структурирования времени…………………………………. 27

    2.2.5 Уровень обесценивания и характер симбиоза……………………………...27

    2.2.6 Игры…………………………………………………………………………...28

    2.2.7 Рэкеты…………………………………………………………………………31

    2.2.8 Драйверы……………………………………………………………………...32

    2.2.9 Приказания……………………………………………………………………33

    2.2.10 Программы…………………………………………………………………..34

    2.2.11 Адаптация для выживания и возможные комбинации адаптации………35

    2.2.12 Особенности установления контакта и построения альянса …………….37

    2.2.13 Лечебный план по стадиям консультирования……………………………38

    Заключение………………………………………………………………………...40

    Список литературы……………………………………………………………….42

    Приложение

    Введение.

    В связи с информационным прогрессом, всё больше внимания привлекают проблемы с различными видами аддикций, относящиеся к игровой зависимости.

    Данная работа посвящена исследованию игр с самим собой, как источник аддиктивного поведения и роли внутрипсихического конфликта и процессов расщепления. В своей работе я хотела бы рассмотреть некоторые проблемы, связанные с аддиктивным поведением, на примере своего клиента у которого имеется зависимость от азартных игр.

    Возбуждение, эмоциональное напряжение, необузданная страсть, всепоглощающее могущество, ненасытность, осуждение, чувство уязвимости все это чувствует человек, который не может совладать с собой в борьбе с зависимостями. Жизнь в корне меняется от той, что была раньше. Аддиктивное поведение разрушает самость человека и лишает его свободы выбора. Он уже не способен так просто выйти из этой ловушки, так как формы ухода человека от неудовлетворения реальной жизнью являются достаточно сложной и многогранной проблемой. Происходит подмена реальных ощущений, чувств, возбуждения на игровые, так, как только в игре, такая личность может прочувствовать себя и ощутить живым. Э. Гидденс писал: «созависимый – тот, кому для подтверждения смысла своей онтологической безопасности требуется другой или другие, определяющие его желания» [9, с.230].

    Исходя из этого у меня возник ряд вопросов: что или, кто заставляет человека идти на поводу у своих желаний, какое чувство преобладает в момент, когда человек садится играть и делает ставку, что происходит с ним после выигрыша и проигрыша. Этот ряд вопросов я хотела бы поисследовать в своей работе.

    Целью данной дипломной работы является стимуляция взрослой части к интеграции со своими внутренними игроками и гармонизация взаимоотношения в поле действия внутренних игроков.

    Объект исследования: клиент с антисоциальной адаптацией, страдающий игрозависимостью, включающий в свою игру внутренних действующих игроков.

    Общая гипотеза: варьирование каналов у антисоциальной личности выступает в качестве эффективного источника к самораскрытию и побуждению.

    Частная гипотеза:

    1. Варьирование каналов пробуждает фиксацию на игре.

    2. Актуализация игровой ситуации пробуждает Всемогущее Я, как взрослый аналог первичной защиты в детстве.

    3. Актуализация Всемогущего Я, ведёт к пробуждению полисубъектной структуре личности.

    Методы исследования:

    1. Теоретический анализ научной литературы.

    2. Тестирование

    3. Анализ данных

    Используемые методики исследования:

    1. Опросник на определение ранних решений

    2. Опросник на определение комбинации адаптаций

    3. Методика на определение содержания и функционирование эго-состояний

    4. Два опросника из кн. Julie Hay TA for trainers на определение содержания и функционирование эго состояний.

    Глава1. Теоретические аспекты аддиктивного поведения.
    1.1 Проблема аддикции и совладание с ней.

    В нашем мире издавна существуют определенные социальные нормы поведения, которые ориентированы на регулирование поведения людей в обществе, в том числе и взаимоотношения между собой. Существуют официально установленные и фактически сложившиеся нормы, регулирующие поведения человека.

    Так же в обществе принято говорить об отклоняющемся (девиантном) поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным нормам поведения. Такое поведение часто наносит реальный вред как самой личности, так и обществу в целом. Девиантное поведение можно назвать деструктивным и аутодеструктивным. Так же можно охарактеризовать как стойко повторяющееся действие. Отклоняющиеся поведение можно разделить на пять видов: делинквентное поведение, аддиктивное поведение, патохарактерологическое поведение, психопатологическое поведение и такой тип поведения, который основывается на гиперспособностях [18, с.4].

    В своей работе я хотела бы остановиться на аддиктивном поведение. Изначально термин «addictus» использовался в законе, его применяли к человеку, который осужден или связан долговыми обязательствами, дословно звучало как «слепо преданного, полностью пристрастившегося к чему-либо, обреченного, порабощенного, целиком подчинившегося кому-либо [7, с.97].

    Можно сказать, что аддиктивное поведение — это непреодолимое навязчивое состояние человека, заставляющее многократно совершать одно и тоже действие, находящееся будто под чьей-то властью.

    В 80-х годах ХХ века впервые в научной литературе В. Миллер и М. Ландри начали использовать термин «аддикция», которые понимали под этим термином сильнейшую зависимость от разных веществ, которые кардинально меняли психическое состояние человека. Большинство авторов придерживались того, что аддикция является первой ступенью в становлении зависимости.

    «Аддиктивное поведение-стремление к уходу от реальности, посредствам изменения свого психического состояния» [18, с.5].

    Учёный А.О. Бухановский представлял аддикцию как некоторую «способность определенного вида деятельности вызывать развитие интенсивных эмоциональных переживаний, что приводило к возникновению потребности в периодическом изменении своего актуального психического состояния» [6, с.23].

    Е. Берн тоже раскрывает сущность аддиктивной личности. По мнению
    Е. Берна, у человека существует шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции, голод по признанию, голод по контакту и физическому поглаживанию, сексуальный голод, структурный голод, или голод по структурированию времени, голод по инициативе [30, с.7].

    У аддиктивной личности каждый вид голода обостряется. Они не находят удовлетворения чувству голода в реальной жизни и стремятся снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Таким образом, основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску эмоциональных запредельных переживаний даже ценой серьезного риска для жизни и неспособность быть ответственным за свои поступки [30, с. 8].

    Существуют целый ряд поведенческих аддикций такие как: зависимость от психотропных веществ, алкогольная зависимость, психологическая и физическая зависимость, табакокурение, игровая зависимость и многие другие.

    В своей работе я рассматриваю игровую зависимость, в научной литературе часто употребляются такие термины как гэмблинг, патологическая азартная игра, азартомания, игромания, лудомания. В литературе выделяют две точки зрения: гэмблинг - как адикция и как одна из форм обсессивно-компульсивного расстройства [32, с.3].

    Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют несколько признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. Выделяют следующие:

    1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, про-водимого в игре.

    2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.

    3. "Потеря контроля", выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

    4. Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.

    5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление к все более высокому риску.

    6. Периодически возникают состояния напряжения, сопровождающиеся игровым "драйвом", все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.

    7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну, что выражается в том, что лица, решившие раз и навсегда покончить с играми, при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми по игре, разговор на эту тему, участие в обычной, неазартной игре и др.), как правило, возобновляют участие в азартных играх [12,с.299-300].

    Все эти критерии можно считать признаками зависимого поведения. Азартные игры являются аддикцией, которые не связаны с употреблением каких-либо веществ, изменяющих психическое состояние. Согласно МКБ-10 такого рода зависимость называется паталогическое влечение к азартным играм. Если опираться на американское диагностическое и статистическое руководство по классификации психических расстройств DSM-V (2013), суть такого патологического гэмблинга заключается в постоянной и нарастающей неспособности отказаться участвовать в азартных играх, приводящее к нарушению и нестабильному состоянию в различных сферах жизни, а активность в этой сфере увеличивается в периоды стресса, плохого настроения, чувства беспомощности.

    При рассмотрении гэмблинга можно выделить целый ряд азартных игр. Азартные игры следует классифицировать по предматам, употребляемых в играх, по форме выигрыша, по форме проведения игр. В современном мире, в связи с развитием информационных технологий, широкой возможностью использования Интернета, увеличения числа букмекерских контор, казино всё это усилило нарастание игорной индустрии и развитие новых форм азартных игр.

    Формирование игровой аддикции происходит поочередно. Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников, выделили этапы и формы игровой зависимости.

    -Стадия знакомства и фиксация на игре.

    -Стадия психологической зависимости.

    -Стадия патологической зависимости.

    -Стадия исхода или катастрофы [11, с.130].

    В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина определяли следующие фазы игрового процесса:

    -Фаза воздержания-когда игрок совладает с чувствами и способен контролировать нарастающее возбуждение;

    -Фаза автоматических фантазий- игрок на уровне бессознательного представляет момент игры, фантазирует о блестящем выигрыше;

    -Фаза нарастания эмоционального напряжение- в этот период, возбуждение сильно, начинает преобладать «игровой драйв», с каждой минутой возникает сильное желание втянуться в игру;

    -Фаза принятия решения играть-здесь можно сказать, что сознание уже изменено, игрок не способен думать ни о чем другом, кроме игры.

    -Фаза вытеснения принятия решения

    -Фаза реализации принятого решения, повторения цикла.

    «Игромания» набирает немыслимые масштабы расспространения, ощущение «лёгких денег» заставляет многих бросаться в игровую атмосферу, из которой самостоятельно сложно выбраться. «Ряд теорий объясняют поведение игрока доминирующими психологическими защитами, которые в условиях стресса и повышенных нагрузок преобразуются в симптоматическое поведение, приобретающее характер ритуала» - пишет И.С. Иванов [11, с.10]. Большинство игроков обуславливают игровую зависимость со становлением личности, будто бы у них произошёл некий перелом и переоценка ценностей. Они противопоставляют нормы поведения, правила, жизненные процессы с миром игры, в котором можно устанавливать свои порядки и законы. Несмотря на то, что большинство игроманов понимают и осознают свою проблему, им сложно выйти из неё, что подтверждает очень высокую зависимость от игр.

    1.2 Субъектность личности.

    Процесс интеграции двух базисных основ психологии такой как общей и социальной порождает новый объект — психологии- это психология личности. Понятие личность рассматривали многие классики психологии, и каждый давал своё емкое определение данному термину.

    В теории А.Н. Леонтьева: «Личность – это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, исполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности».

    В.А. Петровский пишет: «Быть личностью – значит, во-первых, быть субъектом собственной жизни, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром. Это означает не только физический аспект существования человека, но его бытие как психофизического целого» [24, с.4]. В частности, “благополучие – неблагополучие” в витальной сфере понимается как переживаемая человеком мера его безопасности во взаимоотношениях с природным и социальным окружением: на ранних ступенях онтогенетического развития она может проявляться в “базовом доверии” или “тревоге” (Э. Эриксон), а позднее – и переживании слияния с миром (А. Камю) или “онтологических страхов”
    (Ж.-П. Сартр) [8, с.4].

    Также личность можно рассматривать как субъект предметной деятельности. Личность в этой теории выступает - не пассивный зритель, созерцатель жизни, а как активный создатель, творец происходящего. Проявление личности в деятельности не сводится лишь к удовлетворению личностных мотивов, а преобразуется в постановление целей и задач для создания своего личного жизненного пути [24, с.4].

    В ряде теорий личность — субъект и объект общения. Этой точки зрения придерживаются многие философы, социологи и психологи. Согласно
    А.А. Леонтьеву «общение есть особый вид деятельности», именно в нём личность становится, формируется. В процессах общения личность — и объект, и субъект познания (обмен информацией, деятельностями, способностями, опытом, ценностями, правилами). В общении, запускается процесс регуляции поведения индивида согласно нормам и правилам поведения [15, с.65].

    Ещё один взгляд: «быть личностью» – значит быть субъектом самосознания. «Самосознание – это также осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания "Я" как предмета самосознания предполагает единство субъекта и объекта. "Я" выступает как имеющее себя предметом отношения себя самого. Нераздельность двух форм, в которых "Я" противополагает себя себе самому, составляет собственную природу понятия "Я"»- говорит В.А. Петровский

    [21, с.5].

    В настоящее время в психологии субъектность трактуется как центральное личностное образование, как способность быть источником и носителем активности по отношению к внешним условиям жизни, к обществу, к самому себе. Как отмечает А. Н. Леонтьев, «в процессе формирования человек приобретает способность проявлять активность не только во внешней сфере, но и быть субъектом собственной жизни, занимать по отношению к внешним обстоятельствам, даже своему прошлому, активную позицию» [21, с.225]. В. А. Петровский определяет субъектность как, «конституирующую характеристику личности» и выделяет при этом ведущий признак субъектности – самопричинность (causa sui, «причина себя») [28, с.91].

    Сосредоточеность человека на себе, на чувствах, мыслях, переживаниях, неоспоримое ощущении своей собственной уникальности в выборе тех или иных видов деятельности — таковы черты индивидуальности, «неотразимой субъектности» человека (В.А. Петровский,2013), субъектности имманентно присуща как активно-преобразующая функция, субъектность определяет взаимосвязь и взаимозависимость объектов преобразований: окружающего и внутреннего мира человека [32, с. 3].

    Актуализация и реализация субъектности связана с разрешением экзистенциальных дихотомий: свобода – ответственность; смысл – бессмысленность; одиночество – любовь. Их присутствие, с одной стороны, указывает на наличие глубинных внутренних конфликтов, сопровождающихся безотчетными страхами, с другой – позитивное разрешение дихотомий представляет собой возможность личностного роста, где осуществление выбора и принятие ответственности за него определяет направленность личности: сотрудничество или конфронтацию, творчество или репродуктивность, развитие себя или ригидность [5, с.4].

    Идентификация с образом своего Я, сложившимся в результате приспособления к обстоятельствам, с маской, ролью заставляет забыть о своем глубинном измерении. Стремление всеми силами сохранить от разрушения свой образ симпатичного, умного, интересного себя полезно для психики, но детерминирует самообман и застой. Глубоко уважающий себя обидчив и ревнив – ему кажется, что его недостаточно ценят, и в целом окружающие недостаточно хороши для него. Фрейда З. более всего оскорбляла в человеке жизнь «психологически не по средствам»: «мы делаем психическую роскошь из психической нужды, а кажущуюся добродетель из актуальной потребности». «Это вторжение индивидуального и культурного лицемерия…» - считал Фрейд, разрабатывая «технику снятия маски» [16, с.6].

    Как пишет Э. Гидэнс, что для подтверждения безопасности и определённого смысла, требуется круг других, которые и определили бы его желания. Без удовлетворения потребностей других и не посвящения их в свои мысли и переживания, заставляют ощущать неуверенность в своих силах, и надламливается онтологическая безопасность.

    «Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления» замечал Ж.-Ж. Руссо. Приоритетность индивидуальных интересов и целей позволяет человеку ощущать себя относительно автономным субъектом и выбрать одну из двух стратегий: 1) если интересы других угрожают реализации его целей и интересов, связь с этими другими будет иметь характер насилия или принуждения – с одной или с другой стороны; 2) если эта связь выступает лишь средством достижения его целей, интересов, она приобретет внутренний смысл социального обмена или сделки, связанный с выбором более «удобного» для себя варианта [10, с.3]. «Приоритетность интересов, целей и ценностей других людей, как правило, приводит к идентификации человека с ними, вплоть до растворения в них, «слияния» с ними» пишет Ф. Перлз, и исключение зависимостью собственного Я.
    1.3 Регрессия к состоянию «Всемогущего Я»: гипотеза, исследование.

    В современном обществе возрастает проблема свободы личности.
    Изменённое сознание, посредством вовлечения в игровую зависимость, не даёт личности выбраться и освободиться от зависимости, индивид будто утопает в болоте и чем сильнее он пытается выкарабкаться, тем больше увязает в этом. Чувства, которые испытывает человек, в измененном состоянии, заполняют его сознание и потенциал индивида не способен сам противостоять зависимости.

    В детстве начинается формирование и «драматических» личностных расстройств (антисоциального, пограничного, нарциссического, гистрионического): для достижения чувства безопасности, контроля, идентичности эти дети ведут себя так, что вызывают у окружающих отрицательные эмоции, то есть достигают обратного желаемому результата. Формирующиеся у них диспозиции отражают сочетания чувства всевластия с беспомощностью, сверхчувствительности и реактивности к состояниям других людей с выраженным эгоцентризмом и пренебрежением их чувствами, склонность к внезапным изменениям отношения, деструктивности, манипуляциям [13, с.147]

    Зависимость как феномен непреодолимого и навязчивого влечения к чему-либо, чаще всего ведёт к личностной деградации и диссоциализации, тем самым подвергая индивида к различным психическим заболеваниям. Так же можно отметить что зависимость выступает в качестве адаптации, помогая человеку приспособиться к различным процессам и справиться со сложным выбором, происходит некий процесс замещения одной реальности на другую.

    Характеристики и особенности зависимой личности связаны с тем, что интенции к аддиктивности, чаще всего отличают индивидов, имеющих определенные аномалии характера. Так, среди гемблеров нередко встречаются индивиды с неустойчивой акцентуацией характера. Исследования А.Ю. Егорова показали, что у наркозависимых и у гемблеров общими чертами являются: опасение открыто показывать свои эмоции, замкнутость, заниженная самооценка. Зависимые люди не способны принимать себя такими, какие они есть. Они воспринимают людей плохими, считая, что зло — качество, наиболее характерное для природы человека [10, с.150].

    Философская рефлексия зависимых поведенческих практик в контексте модели игры, когда, согласно С. А. Кравченко, в условиях формирования новой социальной реальности в виде сложного общества одной из коллективных реакций на эти жизненные новации выступает играизация. Играизированный индивид как бы отстраняется от самого себя, будучи лишен возможности управлять собственными действиями. Питая иллюзию, что делает то, что желает и к чему стремится, он вступает в мир несвободы и отныне им движут страсти и иррациональные силы [13, c.147,150-151].

    Ещё Л.С. Выготский в своих исследованиях описывал значимую роль игры в становлении и определении свободы личности, как процесс самостоятельного принятия решения и возможность самому изменять план дальнейших действий. Ведь при изменённом состоянии у лиц, вовлечённых в зависимость, отмечается отсутствие к самодетерминации, баланса и ответственности. Свобода личности ведёт к автономии и нахождения собственного пути, согласно своим законам и правилам.
    Многие авторы рассматривают свободу личности, опираясь на понятие субъектности. Так, В.А. Петровский пишет: «Понятие отраженной субъектности выражает собой особое внутреннее движение сознания и деятельности человека, осуществляющего отражение. Это движение может совсем не осознаваться им, а в случае, если задача осознанная и возникает, то далеко не всегда оно обретает опору в образах и заключенных в них значениях. Перед нами именно смысловая форма репрезентации одного человека другому, выступающая как движение преобразования жизненных отношений к миру переднего. В этом движении непосредственно выявляется причинность первого по отношению ко второму, его субъектность как "авторствование". Отраженная субъектность раскрывается как, субъектность самого отражения» [23, с.187]

    Жажда наслаждения и эйфории у зависимых лиц, подменяет истинную потребность «быть субъектом свободного выбора» на ложное. Одним из условий психопрофилактики игровой зависимости является замена заимствованных форм субъектности («превосходящего Я», «всемогущего Я») на поддержку и взращивание («личностного Я», «взрослость»). Так как у лиц склонных к игровой зависимости, наблюдается слабо выраженная автономия личности и «взрослости». «Множественность Я, постоянная децентрация «самости» и вероятностность проявления представлений о себе формирует у современника новые социогенные потребности: повышенную потребность в самоидентичности и стремление к самотождественности»: (Белинская 1, С.3).

    «Заимствованными формами субъектности» определяется нахождение в их сознании некой субличности – «превосходящее Я» («субъект ничем не стесненных возможностей»), состояния всемогущества, всевластия, всеосознания. Такое стремление к всемогуществу парадоксальным образом лишает человека субъектности, (самопричинности» (,регрессия — всегда обрушение, падение в пропасть бессилия).

    «Игровая зависимость» — будто донор чувств и ощущений, приводящих к «Превосходящему Я» (термин В.А. Петровского), вызывающих потребность все больше и больше укорениться в личности. Зависимость, а именно игровая, стимулирует восприятие индивида в качестве субъекта, не стесненных ничем возможностей, тем самым образуя форму «Превосходящего Я», которая подменяет собой личностную субъектность.

    Так что это за феномен связанный с возникновением «Превосходящего Я»?! Шандор Ференци, определял это как "гипотеза инфантильного всемогущества". Ференци писал о том, что, еще будучи маленьким ребенком не осознаётся факт беспомощности, так как родители полностью удовлетворяют все потребности малыша. В процессе взросления ребёнок учится ходить, приобретает новые навыки, становится более самостоятельным, этот процесс предполагает не только взлёты, но и падения, совершения ошибок. Со временем чувство всемогущества начинает исчезать, испаряется иллюзия того, что всё возможно без каких-либо усилий. Однако в процессе игры эту иллюзию можно снова обрести. Так и у лиц склонных к игровой зависимости, происходит подмена ощущения «Реального Я» на «Превосходящее Я». Ведь именно в игре можно ощутить ту уверенность и успех, когда, например, делаешь ставку на бирже, или срываешь джек-пот. Всё это является неким отголоском «гипотезы инфантильного всемогущества».

    Согласно некоторым исследованиям разделяют два типа игрозависимых по их профессиональной деятельности. Первый тип склонен к достаточно монотонным видам деятельности, не предполагающих сильныхэмоциональных сотрясений (библиотекарь, бухгалтер, администратор), второй тип наоборот связан с риском, сильными переживаниями, высокой личностной ответственностью (бизнесмен, полицейский, спасатель). Первый тип входит в зависимость из-за отсутствия острых ощущений, а у второго типа, острые ощущения и склонность к риску, являются неотъемлемой устойчивой чертой личности.

    Что заставляет таких разных, на первый взгляд людей, прибегать к ощущению «Превосходящего Я»? Исследуя этот вопрос, я пришла к выводу, что «Всемогущее, превосходящее Я» приводит индивида к защитной реакции - регрессии. Регрессия (лат. Regressus — обратное движение) — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность. [4, с.5] Индивид словно возвращается к детским способам проявления и приспособления себя, тем самым защищаясь во взрослом возрасте. Большинство игрозависимых, склонны к ажиатации, которая и является одним из провоцирующих факторов, заставлющих индивида прибегать к регрессии. Ведь за выигрышем часто следует проигрыш, чувство вины за содеянное вырастает в множество раз и в этот момент ощущение величия подрывается, картина идеального мира разрушается. Для того чтобы восстановить это ощущения индивиду приходится снова и снова ввязываться в игру, а именно возвращаться к регрессии, возбуждая «превосходящее Я», делая тем самым подмену «личностного Я» на «всемогущее Я».

    Так же можно сказать, что «всемогущее или превосходящее Я» является саботажником, заставляющим всех внутренних игроков личности включаться в игру, и находится под его властью. Он словно дирижёр управляет всем процессом, и необходимо иметь сильного «взрослого», который бы и охладил пыл и ненасытность «превосходящего Я».


    написать администратору сайта