Титульный лист (9). Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина История соо. Индивидуальный проект Загрузите выполненный проект
Скачать 484.73 Kb.
|
». В учебные заведения третьего - низшего – разряда могли поступать дочери лиц прочих неподатных сословий. По окончании институтов первых двух разрядов воспитанницы (как и окончившие женскую гимназию) получали звание домашних наставниц и учительниц. В этих институтах большое место отводилось обучению рисованию, пению, музыке, танцам; в институтах третьего разряда главными предметами обучения были рукоделия и различные хозяйственные работы. Наряду с гимназиями и женскими закрытыми учебными заведениями во второй половине 19 века продолжался рост женских средних учебных заведений учебного ведомства – епархиальных училищ, открывавшихся с разрешения синода. В 1868 году был утвержден единый устав для епархиальных училищ, который требовал «внушить и воспитать в детях преданность престолу и отечеству». Епархиальные женские училища были полузакрытыми учебными заведениями, где наряду с интернатными воспитанницами обучались и приходящие. С конца 60-х годов в епархиальные училища принимались не только дети духовенства. Для них была установлена двойная плата. В 1889 году в 41 епархиальном училище обучалось 8478 девочек из семей духовенства и 1387 детей из других семей. Учебный план епархиальных училищ, предусматривавший шестилетний курс обучения, включал: закон божий, русский язык, теорию словесности, историю, русскую литературу, арифметику, общие основания геометрии, общие сведения из физики, географию, практическое ознакомление со славянским языком, педагогика, чистописание и церковное пение, которому придавалось большое значение. Обязательными предметами было также ведение домашнего хозяйства и рукоделие. К необязательным предметам, преподававшимся за особую плату, относились новые языки, музыка, рисование. Приложенная к уставу программа отличалась необычайной краткостью. Составление подробных программ возлагалось на училища. Программы утверждались епархиальными властями. В 1895 году для епархиальных училищ были составлены новые программы, которые, сохраняя объем и содержание обучения, установленные уставом в 1868 году, четко регламентировал содержание курса по каждому предмету. Окончившие епархиальные училища получали право преподавания в начальных народных и церковноприходских школах. Для педагогической практики воспитанниц при епархиальных училищах открывались начальные школы разных типов (церковноприходские, воскресные и т.п.). К 1889 году такие школы были учреждены при 23 епархиальных училищах. Женские епархиальные училища были немаловажным звеном в сословно-классовой системе женского образования в дореволюционной России. Большое значение в борьбе с католическим духовенством придавалось учреждению епархиальных училищ в западных губерниях. В целом женское среднее образование в 60-90-х годах 19 века по своему содержанию и по тем правам, которое оно давало окончившим среднюю школу, все еще не соответствовало ни потребностям в женском образовании, ни общему уровню среднего образования в России. Женское профессиональное образование во второй половине 19 века развивалось слабо, что объяснялось в первую очередь неравноправным положением женщины во всех областях жизни. Не только царское правительство, но и либеральные деятели в области народного образования, вопреки тенденции развивающегося капитализма, все шире включавшей женщину в производство, не видели необходимости давать женщине глубокую общеобразовательную и профессиональную подготовку. «Назначение жизни женщины – это семья, - говорилось в докладе по вопросу о содержании профессионального образования женщин на I съезде по техническому и профессиональному образованию, - всякого рода познания, и общеобразовательные, и ремесленные, нужны ей в семье и для семьи». Однако жизнь все настойчивее требовала создания женских профессиональных учебных заведений, и потому сеть их медленно, но неуклонно расширялась. Женские профессиональные школы подразделялись на несколько типов: школы с общеобразовательным курсом в объеме начального училища и с обучение рукоделию. Принимались в них девочки с семи лет. Продолжительность обучения была четырех - пятигодичной. Задача школ – обучение различным видам женского домашнего труда; школы с повышенным курсом начального образования, куда поступали выпускницы одноклассных городских училищ. После небольшого теоретического введения ученицы получали практическую подготовку по специальности белошвеек, модисток, портних и т.п.; школы, дававшие одновременно общеобразовательную и профессиональную подготовку с двумя отделениями – общим и ремесленным. В ремесленном отделении на 42-45 недельных часов занятий 30-35 отводилось на профессиональную подготовку; чисто ремесленные школы, где учились взрослые женщины, имевшие подготовку в объеме начального училища. Эти школы готовили в основном портних, вышивальщиц и т.д. Бухгалтерских, акушерских, фельдшерских школ и классов было крайне мало, существовали они главным образом при общеобразовательных учебных заведениях. В 1870 году Общество распространения технических знаний открыло в Москве пятилетнюю женскую ремесленную школу с «целью образовать грамотных мастериц по различным женским мастерствам». Обучение в этой школе было платным. Ученицам давалось общее образование в объеме начальной школы и специальная подготовка по кройке, шитью, вышивке. Профессиональное обучение осуществлялось практически, в процессе выполнения заказов, которые принимались руководством училища. К концу 19 века женское профессиональное образование в России было развито еще слабо, правительство не только не брало на себя инициативы в деле его организации, но и часто противодействовало инициативе частных лиц и общественных организаций. В 1898 году женских профессиональных школ было только 48, специальных ремесленных школ и классов, учебных мастерских – 30, кулинарных школ и школ домоводства – 3. кроме того, при 165 общеобразовательных школах были классы с преподаванием рукоделия. Общественно-педагогическим движением конца 19 – начала 20 века с новой силой был поднят вопрос о развитии в стране женского образования. Несмотря на то, что в пореформенные десятилетия женское образование, особенно низшее и среднее, развивалось относительно быстрыми темпами (с 1856 по 1896 годы количество учащихся девочек в начальной школе увеличилось в 22 раза, контингент женской средней школы с 1856 по 1893 годы увеличился в 12 раз), многие острейшие проблемы женского образования не были решены. Требуя формального равенства женщин с мужчинами, либеральная буржуазия не ставила вопрос о равноправии женщин-работниц, терпимо относилась к дискриминационным мерам самодержавия по сохранению феодальной закрепощенности женщин. Выпускницы женских гимназий не были приравнены к выпускникам мужских гимназий. Им был закрыт доступ в университеты. На содержание женских гимназий и прогимназий правительство выделяло втрое меньше средств, чем на содержание мужских. Женщины могли получить высшее образование лишь в немногих высших учебных заведениях, открытых в России по частной инициативе, или за границей. Количество девочек в низших народных училищах было в 5 раз меньше, чем мальчиков. При этом официальная педагогика стремилась обеднить содержание женского образования. Передовые деятели просвещения добивались устранения препятствий на пути развития женского образования. Большое влияние на общественно-педагогическое движение оказывали идеи о равноправии женщин, выдвинутые русскими революционными демократами: В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. А. Добролюбовым и особенно Н. Г. Чернышевским. Они считали, что знания не являются для женщины самоцелью, а нужны ей для пользы общества, для служения народу. Передовые земства вели активную борьбу за увеличение женского контингента начальной народной школы, разработали в 90-е годы новый тип женского начального училища, который был противопоставлен типу церковноприходской школы. Уже к 1896 году в различных типах начальных училищ, подведомственных Министерству народного просвещения, девочек обучалось в 4,6 раза больше, чем, чем в церковноприходских школах. § 7 Женское образование в России в конце XIX начале XX вв На рубеже веков школа продолжала оставаться многотипной. В стране работало 60 типов различных начальных учебных заведений, имевших различные уставы, программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей. К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на средства частных лиц и общественных просветительских организаций. Особой известностью пользовались Харьковская женская воскресная школа Х.Д.Алчевской, воскресные школы на Шлиссельбургском тракте в Петербурге, Тифлисская воскресная школа О.В. Кайдановой. В конце 90-х годов 19 века – начале 20 века благодаря усилиям демократической интеллигенции растет число женских гимназий и других типов средних женских учебных заведений. В некоторых из них явочным порядком были пересмотрены учебные программы, расширены курсы математики, истории, литературы. В связи с возросшим спросом на педагогические кадры расширилось количество педагогических классов при гимназиях, окончив которые абитуриентки получали право преподавания в начальной школе и прогимназиях. Под напором общественно-педагогического движения правительство вынуждено дать разрешение на открытие ряда женских средних специальных учебных заведений. В 1897 году, например, в Петербурге был открыт женский медицинский институт, в 1903 году – педагогический институт. В середине 90-х годов 19 века в России действовало фактически лишь одно высшее женское учебное заведение – Бестужевские курсы, учрежденные в 1878 году в Петербурге как частное учебное заведение и не дававшие воспитанницам никаких прав. Попытки демократической интеллигенции расширить рамки женского высшего образования встречались правительством в штыки. Правительственная реакция 80-х годов создала на пути женского высшего образования в России непреодолимый барьер, разрушить который демократическим силам удалось лишь в условиях общественно-политического подъема конца 19 - начала 20 века. Новым типом высшего женского учебного заведения в России явились открытые в 1896 году в Петербурге известным ученым и общественным деятелем П.Ф. Лесгафтом курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. Видный ученый-гуманист, горячий сторонник равноправия женщин, П.Ф. Лесгафт сумел создать уникальную для своего времени высшую женскую школу, которая по своим учебным планам и программам, методам преподавания и всему внутреннему строю резко отличалась от высшей школы любого государства, предоставлявшего женщине высшее образование. Под благотворным влиянием передовых педагогических и общественных идей, носителем многих из которых был П.Ф. Лесгафт, курсы постоянно расширяли и совершенствовали программу подготовки своих слушательниц. В канун революции 1905-1907 годов здесь преподавались все естественные науки и целый ряд гуманитарных дисциплин, в том числе история, история литературы, философия, психология. К работе на курсах были привлечены многие видные ученые. Курсы П.Ф. Лесгафта готовили кадры не только для столичных городов, но и для российской провинции. После революции 1905-07 годов несколько увеличилось число учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать специальное образование, но, и оставалось неграмотной. По данным переписи 1897 г., в городах России грамотными были только 12.4 %, в сельской местности - всего 8.6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин национальных окраин России: в школах обучалось только 289 женщин-казашек, среди туркменов до революции было только 7 грамотных женщин. Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании. Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕВУШЕК § 1 Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт) Иван Иванович Бецкой Смольный монастырь — любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт — императрицы Екатерины II. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. По инициативе Ивана Ивановича Бецкого в 1764 году в Петербурге при Воскресенском - Смольном женском монастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной был основан институт для воспитания 200 "благородных девиц", получивший впоследствии название Смольного института. Устав "Общества благородных девиц" был издан 5 мая 1764 года: О ДОЛЖНОСТЯХ ГОСПОДПОПЕЧИТЕЛЕЙ И О ПРИНЯТИИ В ОБЩЕЖИТИЕ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ 1 Кроме госпожи начальницы надлежит быть еще четырем знатным особам из господ сенаторов или других именитых чинов, которые должность свою отправляют попеременно из одной чести и любви к ближнему, заседая в собрании как для совета и свидетельства дворянства молодых девиц, так и для экономии. 2 Число девиц первого приема состоять будет из 50, не свыше 5-ти 6-ти лет. По принятии же оных в первый год в следующие потом два года, хотя и убылые места случатся, ни единым более принимать не дозволяется, но оный прием возобновлять по прошествии трех лет. 3 При каждом приеме должны отцы и матери, а в случае сиротства сродники или свойственники помянутых молодых девиц прежде вступления их достоверно доказать в учрежденном совете воспитательного общества дворянства их, и сколь скоро доказательства их о том достаточными признаны будут, то за подписанием господ, заседающих в собрании, дается им письменное в том утверждение. 4 Еще надлежит им о своем возрасте иметь свидетельство от священников, коими крещены, или от воспреемников с показанием имени, прозванья и лет, також чина и имени отцовского. А поелику сие учреждение более преимущество дает таким благородным девицам, коих отцы и матери пред прочими мало достаточны, то ежели похотят, прописывать могут отцовскую службу, был ли он ранен или и убит на войне и имени родителей. 5 Такое свидетельство о их состоянии не будет, однако ж, никому известно, кроме госпожи начальницы; а в случае какого-либо сомнительства довольно, когда оное утверждено будет подписанием кого из тамошнего дворянства или знатной в том городе или уезде особы. 6 По утверждении и признания дворянства девицы представляются госпоже начальнице, которая получа все потребные свидетельства о дворянстве, имени и прозвании принимаемой девицы; что она не старее шести лет и была ли на ней оспа, запечатает их печатью сего дома и, внеся оные в список принимаемых, имеет отдать с нумером в архив, которые в оном храниться будут до того времени, как воспитуемая девица из сего общества отпустится. 7 Принятая вышеписанным порядком девица тотчас преручится в ведомство учительницы назначенного ей класса и получает всю одежду сего дома. 8 Все оное разумеется о здоровых девицах; а увечные, слабые и тому подобное, тако же имеющие какую болезнь, которая другим вредить может, принимаемы не будут. 9 При вручении молодых девиц госпоже начальнице родители их или ближние родственники в то же время должны дать ей порядочное обязательство в том, что они по собственному своему произволению и видя будущую дочерям их и по сего воспитания пользу препоручают в опеку совершенно до 18-ти лет возраст, так что до исходу того двенадцатилетнего времени ни под каким видом обратно их требовать не станут. 10 Ежели иногда случится, что девица по прошествии урочных лет осиротеет или других каких ради причин в оном обществе сама остаться пожелает, оное ей дозволяется, но не более как на два или на три года, не в числе классных. О РАЗДЕЛЕНИИ ПРИНИМАЕМЫХ ДЕВИЦ НА ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА I Возраст от шести до девяти лет Учение исполнение закона и катехизм все части воспитания и благонравия российский и иностранный языки арифметика рисование танцевание музыка вокальная и инструментальная шитье и вязание всякого рода II Возраст от девяти до двенадцати лет Учение география история некоторая часть экономии, или домостроительства III Возраст от двенадцати до пятнадцати лет Учение Продолжение всего прежнего. При том словесные науки, к коим принадлежит чтение исторических и нравоучительных книг часть архитектуры и геральдики зачинают действительно вступать в экономию по очереди IV Возраст от пятнадцати до восемнадцати лет Учение |