Главная страница
Навигация по странице:

  • Низкий уровень развития ПД

  • Виды действий с предметами

  • Познавательная активность

  • Включенность ПД в общение со взрослым

  • Це ленаправленность

  • Диагностика развития процессуальной игры (третий год жизни)

  • Описание диагностических ситуаций Ситуация 1. «Индивидуальная игра»

  • Организация предметной среды

  • Процедура проведения диагностической пробы.

  • Ситуация 2. «Совместная игра»

  • Шкалы оценки параметров процессуальной игры

  • Параметры Показатели параметров Критерии оценки показателей игры

  • Рекомендации к анализу результатов диагностики

  • Практика_диагностич_ран возр. Программа Учебной практики Учебнодиагностическая практика в группах раннего возраста (конкретизированное название)


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеПрограмма Учебной практики Учебнодиагностическая практика в группах раннего возраста (конкретизированное название)
    Дата02.12.2018
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрактика_диагностич_ран возр.doc
    ТипПрограмма
    #58465
    страница15 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    Средний уровень развития ПД. Уровень развития ПД оценивается как средний в двух случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения, во-вторых, когда выраженность показателей существенно различается. При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение. Например, у ребенка может быть хорошо развита операционально-техническая сторона деятельности, но при этом слабо выражена познавательная активность. Или ребенок может разнообразно действовать с игрушками, владеть культурно-фиксированными способами обращения с предметами, испытывать интерес к ним, но не сопровождать свои действия речью или не проявлять настойчивости и самостоятельности в проблемных ситуациях.

    Низкий уровень развития ПД отмечается, если большинство показателей параметров получают оценку «0—1 баллов». Ребенок с низким уровнем ПД проявляет слабый интерес к предметам, часто отвлекается, недостаточно владеет культурно-фиксированными действиями, совершает однообразные манипуляции, игнорирует образцы действий, предложенные взрослым, равнодушен к его оценке. Естественно, что при этом у него отсутствуют настойчивость и стремление к самостоятельности в деятельности с предметами.

    Таким образом, высокий уровень развития ПД характерен для нормального хода психического развития ребенка. Средний и низкий свидетельствуют о наличии проблем, которые могут быть связаны как с условиями воспитания ребенка, так и с состоянием его здоровья. При этом низкий уровень ПД указывает на задержку в психическом развитии и требует особого внимания родителей, педагогов и психологов. При необходимости следует обратиться за консультацией к специалистам-медикам.

    Проанализировав данные диагностического обследования, психолог составляет заключение об уровне развития у ребенка предметной деятельности. Форма заключения приведена ниже.

    Протокол регистрации параметров предметной деятельности у детей от 2,5 до 3 лет

    Параметры ПД

    Показатели параметров

    Ситуации

    Знакомые предметы

    Незнакомый предмет

    Действия по образцу

    Индивид.

    дея-ть

    Совм.

    дея-ть

    Проба 1

    Проба 2

    Виды действий

    Ориентировочные и манипулятивные действия

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    Культурно-фиксированные действия

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    Не фиксируется

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    Познавательная активность

    Эмоциональная вовлеченность в деятельность

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    Настойчивость

    Н/ф

    Н/ф

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    Стремление к самостоятельности

    Н/ф

    Н/ф

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    Включенность в общение со взрослым

    Стремление воспроизводить образец действия

    Н/ф

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    Н/ф

    Ориентация на оценку взрослого

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    Речевое сопровождение деятельности

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    Целенаправленность




    Н/ф

    Н/ф

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    0

    1

    2

    Примечания





    Заключение об уровне предметной деятельности у ребенка на третьем году жизни

    Фамилия, имя ребенка Возраст Дата обследования

    Виды действий с предметами

    Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные (отсутствуют, исполь­зуются редко, используются часто)

    Культурно-фиксированные (отсутствуют, используются редко, используются часто)

    Познавательная активность

    Эмоциональная вовлеченность (отсутствует, слабая, высокая)

    Настойчивость в деятельности (отсутствует, слабовыраженная, ярко выраженная)

    Стремление к самостоятельности в деятельности (отсутствует, низкое, сред­нее, выраженное)

    Включенность ПД в общение со взрослым

    Стремление воспроизводить образец действия (отсутствует, слабое, среднее, сильное)

    Ориентация на оценку взрослого (отсутствует, слабовыраженная, средневыраженная, ярко выраженная)

    Речевое сопровождение деятельности (отсутствует, слабое, выраженное)

    Цеautoshape 4ленаправленностьу детей старше 2,5 лет (отсутствует, слабовыраженная, ярко выраженная)

    Заключение (указать уровень развития ПД, дать качественную характеристи­ку)

    Рекомендации

    ПРИЛОЖЕНИЕ 11.

    Диагностика развития процессуальной игры (третий год жизни)

    Третий год жизни — время расцвета процессуальной игры детей. Процессуальной игрой называются действия с игрушками, имитирующими людей, животных, реальные предметы, с помощью которых ребенок в условном плане воспроизводит знакомые ему по опыту действия взрослых или ситуации, почерпнутые из стихов, песен, мультфильмов и др. (например, готовит куклам еду, кормит, купает их, катает на машинке, стирает белье, строит из кубиков домик). Процессуальная игра — необходимый этап в возникновении сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

    Описание диагностических ситуаций

    Ситуация 1. «Индивидуальная игра»

    Цель:определение уровня самостоятельной процессуальной игры ребенка.

    Организация предметной среды«Уход за куклой». На маленьком детском столике располагаются атрибуты игры, соответствующие сюжету.

    Игровой материал:

    • реалистические игрушки: 1—2 персонажа игры (небольшая кукла в платье, шапочке, туфельках; собачка или медвежонок); набор посуды (2 тарелки, чашка, кастрюлька, ложка, вилка, нож); предметы туалета (зубная щетка, расческа, зеркальце, ванночка); кроватка.

    • неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей: несколько кубиков разных цветов, палочка, шарик, отдельные детали конструкторов или мозаик разной формы (квадратной, прямоугольной, круг, колечко), кусочек ткани, катушка, несколько больших пуговиц.

    Процедура проведения диагностической пробы.Проба проводится в знакомом ребенку помещении. Взрослый присаживается рядом с малышом, показывает ему игрушки, вместе с ним разглядывает, называет их, давая ребенку возможность освоиться в ситуации. Иногда ребенок не сразу начинает процессуальную игру. Возможно, ему необходимо время, для того чтобы рассмотреть игрушки, поманипулировать ими. Убедившись, что ребенок чувствует себя комфортно, взрослый предлагает ему поиграть с игрушками, а сам располагается неподалеку от него таким образом, чтобы не мешать малышу играть, но иметь возможность наблюдать за его действиями и присоединиться к ним в случае необходимости.

    Показатели игры фиксируются в течение 10 минут с начала первого игрового действия. Если в течение минуты ребенок не начинает играть, а ограничивается манипуляциями, взрослый может задать 1—2 наводящих вопроса, стимулирующих игру ребенка. Например, его можно спросить, есть ли в чашечке чай, или сказать, что кукла (мишка, собачка) хочет кушать и просит, чтобы ее покормили. Разво­рачивающаяся после таких подсказок игра может оцениваться как самостоятельная. Если же ребенок не реагирует на наводящие вопро­сы, продолжает манипулировать игрушками, взрослый переходит к следующей пробе. В случае, когда малыш сразу же вовлекает взрослого в процессуальную игру, взрослый также меняет порядок проб и начинает диагностику с ситуации «Совместная игра».

    Ситуация 2. «Совместная игра»

    Цели:определение уровня совместной игры ребенка со взрослым выявление зоны ближайшего развития игры.

    Организация предметной среды и игровой материал— те же.

    Процедура проведения диагностической пробы.Взрослый присаживается рядом с ребенком и, обращаясь к кукле, спрашивает, не хочет ли она покушать. Ответив от ее лица, что она проголодалась, взрослый предлагает ребенку вместе с ним покормить куклу. Получив его согласие, взрослый начинает играть, стараясь вовлечь ребенка в совместное занятие, задавая наводящие вопросы, предлагая варианты игры обращаясь к малышу от имени куклы и т.д.

    Случается, что ребенок не использует в игре предметы-заместители, ограничиваясь игрой с реалистическими игрушками. Для диагностики игры важно выяснить, способен ли ребенок совершать действия замещения. В этом случае взрослому следует наводящими вопросами стимулировать их поиск. Например, он может разыграть такую сценку. Обращаясь к кукле, он говорит: «Лялечка, ты хочешь конфетку?» Затем берет руку куклы и протягивает ее ребенку со словами: «Да, очень люблю конфеты, дай мне, пожалуйста, конфетку». Взрослый озабоченно разглядывает стол, перебирает возможные предметы-заместители и приговаривает: «Где же у нас конфетка?» Затем обращается к ребенку: «Ваня, давай найдем конфетку для Лялечки. Что может быть конфеткой?» Как правило, ребенок охотно присоединяется к поиску и сам или с помощью взрослого находит подходящий предмет. После этого нужно покормить «конфеткой» куклу, изобразить ее удовольствие и поблагодарить ребенка.

    Если ребенок играет молча, может возникнуть проблема с интерпретацией тех или иных действий. Это относится прежде всего к использованию предметов-заместителей. Например, если малыш накрывает тарелкой лежащую на столе куклу, это может быть как случайной манипуляцией, так и замещением (тарелка может служить одеялом) В таких случаях взрослый должен поинтересоваться у ребенка, что он делает. Вопрос следует задавать в косвенной форме. Например, если малыш только тем и занят, что режет ножом пластмассовые детали конструктора, не следует спрашивать у него: «Что ты сейчас делаешь? Лучше обратиться к ребенку таким образом: «Ты что-то режешь ножом, наверное, готовишь еду для куклы? Ей интересно, что же ты готовишь». Ответ ребенка поможет понять, какого рода действие он совершает. Если он скажет, что режет, к примеру, морковку, его действие соответствует параметру «использование предметов-заместителей». В данном случае не важно, что взрослый своим вопросом, возможно, подтолкнул ребенка к более четкому осознанию действия, главное, что ребенок понял и принял вопрос. Если же он не знает, что ответить, или говорит, что режет кубик, то данное действие не учитывается в качестве замещающего. Однако подобные вопросы не следует задавать слишком часто, чтобы не отвлекать ребенка, не нарушать его свободную игру. В процессе игры взрослый не должен полностью брать инициативу в свои руки, ему следует оставлять ребенку возможность действовать самостоятельно, наблюдая при этом, использует ли он полученный опыт в своей игре.

    Вторая проба длится также 10 минут. Данные наблюдения вносятся в протокол, форма которого приведена ниже.



    Шкалы оценки параметров процессуальной игры

    на третьем году жизни ребенка


    Параметры

    Показатели параметров

    Критерии оценки показателей игры

    Баллы

    Потребность в игре


    Инициативность

    Отсутствует: ребенок не играет по собственной инициативе даже после показа взрослого.

    0



    Слабая: первые игровые действия совершаются по инициа­тиве взрослого, собственные инициативные действия единичны.

    1



    Средняя: ребенок начинает играть по собственной инициативе, но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого.

    2



    Высокая: ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет, подбирает игровые атрибуты.

    3

    Длительность игры

    Отсутствие игры: в течение обеих диагностических проб ребенок не играет, занимается другими делами (манипулирует игрушками, общается со взрослым по другим поводам и т. д.).

    0




    Кратковременная игра: большую часть времени ребенок занят предметными манипуляциями, игра занимает менее 5 минут.

    1





    Средняя длительность: процессуальная игра перемежается манипуляций с предметами, периоды игры и манипуляции приблизительно равны.

    2





    Длительная игра: большую часть времени ребенок занят процессуаль­ной игрой.

    3



    Эмоциональное состояние в ходе игры

    Равнодушное: игрушки не вызывают эмоционального отклика, ми­мика невыразительна, игровые действия небрежны или ленивы.

    0





    Спокойное: эмоции ребенка выражены неярко (слабые улыбки, спокойная поза), темп игры — неспешный.

    1





    Оживленное: ребенок играет с удовольствием, радостно улыбается, оживленно вокализирует, не отвлекается, его действия энергичны.

    2

    Характер игровых действий

    Вариативность действий

    Отсутствует: ребенок совершает лишь один вид игровых действий (например, только причесывает куклу).

    0





    Слабая: ребенок совершает только 2—3 вида игровых дейст­вий (например, на протяжении всей игры подносит ложку ко рту куклы и поит ее из чашки).

    1





    Средняя: ребенок опробует 2—3 варианта одного и того же действия (например, кормит куклу ложкой то из тарелки, то из кастрюльки) и 2—3 вида игровых действий (например, сначала варит в кастрюльке еду, затем кормит куклу, потом причесывает ее).

    2


    Рекомендации к анализу результатов диагностики

    и составлению заключения на ребенка
    Выделяются 3 уровня развития процессуальной игры ребенка: высокий, средний и низкий.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта