Анализ туристской отрасли для выявления выставочного ресурса. Программа выставочного мероприятия 115
Скачать 1.65 Mb.
|
2.6 Каргопольская областьОбщие сведения: Численность постоянного населения - 38,3 тыс.чел. Плотность населения (число жителей на 1 кв.км) - 12 чел. Число сельских администраций - 19, поселковых администраций - 2. Каргополье - одно из старейших (1670 г.) поселений на территории района. Деревенька Каргополово основана выходцами из города Каргополь Олонецкой губернии (ныне Архангельской области), в 1730 г. стала селом Каргопольским, в начале 19 века - волостным селом. Каргапольский район создан 18 января 1924 года, районное село Каргополье получило статус рабочего поселка 9 января 1969 года. Географические данные: Район лежит в области континентального климата умеренного пояса. Положение в центре материка и окружающий рельеф оказывают влияние на климат. Так, влажный мягкий воздух с Атлантики приходит на территорию района крайне редко, так как на пути стоят Уральские горы, но воздух с севера и с юга проникает свободно и приносит с собой либо морозы, либо жару и засуху. Район находится в зоне недостаточного и неустойчивого увлажнения. Районный центр р. п. Каргополье лежит на берегу р. Миасс. Озера района, которых насчитывается около 30, богаты рыбой: карась, окунь, карп, лещ, щука и др. В почвенном покрове преобладают черноземы и серые лесные почвы, встречаются солонцы. Район лежит в лесостепной зоне, постепенно переходящей в мелколиственные леса таежной зоны. Березовые, березово-осиновые колки, сосновые боры, небольшие луговые пространства - вот типичные ландшафты Каргопольского района. Животный мир богат и разнообразен. В лесах встречаются лоси, косули, рыси, зайцы, лисицы, белки, кабаны и т.д. Обилие животных создает богатые промыслово-охотничьи ресурсы. Общая площадь земель по Каргопольскому району составляет на 1 января 2005 года 319330 га, в том числе сельскохозяйственных угодий -166143 га, из них пашни 110123 га, сенокосов 21200 га, пастбищ 34797 га. На территории района работает 20 коллективных хозяйств, 8 малых предприятий, 3 подсобных хозяйства, 93 крестьянских хозяйства. Достопримечательности: Каргополь — самобытный очаг культуры, центр взаимоотношений финно-угорских и славянских племен экономического влияния Новгорода и Москвы, и христианства. Расцвет Каргополя относится к ХV-ХVII векам, обусловлен развитием торговли. Каргопольские купцы, промышлявшие солью, пушниной и рыбой, были известны во многих крупных городах России. Славился Каргополь и своими плотниками, каменщиками, кузнецами, иконописцами. В ХУI веке возводится первый каменный храм — собор Рождества Христова, символ богатства и величия торгового города. В начале ХХ века в Каргополе существовали два десятка храмов, располагались два монастыря. Современный город сохранил 11 храмов. Символом города является Соборная колокольня, построенная в екатерининскую эпоху. Каргопольская земля — родина рудоискателя и основателя первого в России нефтяного промысла Ф.С.Прядунова, первого правителя Русской Америки А.А.Баранова, писателя А.П.Чапыгина, народных мастеров Каргопольской глиняной игрушки И.В.Дружинина, У.И.Бабкиной. Каргополь и сегодня является заповедным краем со своим укладом, обычаями, традициями, талантливыми людьми, интенсивной духовной жизнью. Разнообразие ремесел, традиционные праздники, фестивали, научные конференции, экспозиции музея, прекрасная природа привлекает внимание приезжающих к нам людей. На территории Каргопольского района находится часть Кенозерского национального парка с его уникальными природными условиями, озерами с чистейшей водой, прекрасными памятниками деревянного зодчества ХУII-ХIХ веков. Богатейшие самобытные культурные традиции города, ценность его архитектурного наследия, связь с памятными событиями отечественной истории определяют уникальную возможность развития города как историко-культурного и туристского центра. Народные художественные промыслы и ремесла Каргопоольского района представляют высокие образцы национальной художественной культуры. Ценность их не только в том, что они дают бытовые вещи, а в том, что они представляют мир подлинной народной художественной культуры и в соединении с фольклором составляют органичное целое. Промыслы и ремесла Каргополья формировались и развивали традиции в исторически сложившихся конкретных социально-экономических, природно-географических и культурных условиях, одни в древности, другие на рубеже XIX – XX вв. под влиянием капиталистического развития деревни, третьи – в 20-х – 30-х гг. ХХ в57. Часто базой для создания промысла служил развитый вид местного крестьянского искусства. Народные промыслы существовали здесь в основном в виде домашнего ремесла для изготовления необходимых в быту изделий и в качестве материального подспорья к скудному земледелию, поэтому красота и польза гармонично сочетались в каждом предмете. Творцами народного искусства были крестьяне, городские и деревенские ремесленники. В противоположность деревенским изделиям, придерживающимся устойчивых, малоподвижных форм, характер произведений, создаваемых руками городских мастеров – выходцев из крестьян или торгово-ремесленной среды городов, зависел от заказчика. Обязательным свойством народного искусства как городского, так и деревенского была образность художественного мышления. Сохранению и развитию исконных традиций русской культуры в Каргополье способствовало то обстоятельство, что сюда не докатилась лавина монголо-татарского нашествия, повлекшая за собой почти полтора столетия культурного безвременья, когда русская культура боролась за выживание, и естественный процесс ее развития был прерван. Отсутствие в прошлом крепостной зависимости на Севере способствовало формированию независимого, вольного, с особым чувством собственного достоинства крестьянина. А суровые климатические условия, географическое положение края в зоне рискованного земледелия способствовало, в свою очередь, развитию широкой народной инициативы58. До основания Петром I Санкт-Петербурга с. Холмогоры, а затем г. Архангельск были единственными морскими воротами Московской Руси. Затем значение торгового пути по северным рекам теряется. Оказавшись в стороне от активных путей сообщения и влияния городской культуры, Русский Север стал своего рода хранителем традиционной народной культуры. Его культура продолжала развиваться по своим собственным законам. Вместе с тем, обособленность северных земель от ставших жизненно необходимой к XVIII в. переориентации русской культуры в сторону ее сближения с Западом, привела к фольклоризации культуры Севера в целом. Низовые и фольклорные мотивы проникают даже в искусство иконописи и деревянную культовую скульптуру. В XVI – XIX вв. на Севере наметились отдельные местные центры народного искусства. В лесном краю искони развивалось искусство обработки дерева. Народная резьба стала главной областью, в которой ярко проявился творческий дар жителей Русского Севера. Традиции и памятники позволяют проследить искусство резьбы по крайней мере на протяжении тысячелетия. Искусство резьбы по дереву универсально. Оно приживалось повсюду – в гражданских и культовых сооружениях, в украшении средств передвижения, домашней утвари и средствах производства, предметах культа и т.д. Резьба по дереву отразила в себе все стороны народной культуры, духовной и материальной59. Широкий спектр народного творчества представляют виды и технологические приемы обработки дерева. На Севере широко применялась рельефная и ажурная резьба, производились столярные, токарные, бондарные, долбленые, гнутосшитые и гнутоклееные изделия из различных пород дерева. Изделия покрывали резьбой и росписью, окрашивали, морили, полировали и вощили. Ценилась текстурная древесина – капо-корень и сувель60. Изделия из капы Таблица 2.1
Распространение имели изделия из бересты, дранки, лозы ивы, корня хвойных пород дерева, изготовленные в технике плетения, сшивания, часто декорированные окраской, резьбой, росписью, просечкой, теснением. В настоящее время широко распространился промысел щепных изделий – щепные птицы, куклы, игрушки, изготовленные из одного или нескольких кусков дерева. Плетения из соснового корня Таблица 2.2
К самобытным явлениям русского искусства относятся росписи Русского Севера. В них в полной мере отразились локальные особенности развития народного искусства. Зарождение некоторых из них восходит к XVII – второй половине XVIII вв., других – к XIX в. Круг бытовых предметов, которые украшались росписью, был очень широк. Это посуда и домашняя утварь, телеги, санки и предметы конской упряжи, прялки и ткацкие станы, люльки, многое другое. В настоящее время насчитывают более десятка видов росписей с четко выделенными локальными особенностями по цветовой гамме, технике исполнения, сюжетам61. Характерной особенностью каргопольских росписей является пышный цветочный куст, растущий из вазона или цветочного горшка. Многовековую историю имеют гончарные промыслы и искусство глиняной игрушки. На Мезени сохранился в почти неизменном виде один из самых архаичных способов изготовления глиняной посуды – «кольцевой налеп». Гончарный круг используется лишь для легкого подкручивания изделия. Посуда ручной лепки имеет чисто функциональное назначение, отсюда и сохраняемые формы: латки для рыбы, кринки для молока; глазуровали ее лишь изнутри. Ритуальную посуду - кисельные чаши - украшали символическими узорами: крестами, кругами и розетками – солярными знаками. Сомовская керамика (граница Вологодской области и Вельского района) изготавливалась способом «вытягивания», «точения» из цельного куска глины на гончарном круге. Сомовские керамические изделия, а также игрушки поливали сложной поливой из смеси свинца, марганца, олова, бронзы, что придавало изделиям особый декоративный эффект. К древней традиции восходят формы глиняных изделий и лепная технология каргопольских мастеров62. В Каргополье использовалась технология «обварки» - полива изделий мучной болтушкой из смеси воды с добавлением овсяной или ржаной муки. В пластике, сюжетах, элементах орнамента каргопольской глиняной игрушки поныне просматривается связь с мифологическими представлениями славян-земледельцев, с древним культом Матери-Земли. В игрушке преобладает изображения животных, птиц, женской фигуры, как идеи плодородия, кормления, цветения. В поздней каргопольской игрушке этот образ трансформировался в конкретное изображение крестьянки. Игрушки поливали или расписывали. Мастерство набойного дела, резьбы по кости, искусство эмали и чернения по серебру, золотного шитья предполагает необходимость профессиональной технической выучки. В основе набойки - многократно повторяющийся по законам симметрии орнамент. Промысел предполагал наличие досок с широким спектром разнообразных орнаментов, в связи с чем мастера набоечного дела совмещали в себе художника и резчика. Резьба велась по разработанному рисунку и напоминала работу ксилографа. Выполнялись простейшие композиции: геометрические, орнаментально-цветочные, воспроизводились рисунки итальянских бархатов или сюжетные сцены из сказок и литературных произведений63. Кроме деревянных форм, употреблялись «наколки», когда орнамент получали при помощи вколачивания в доску кусочков проволоки различной толщины и узких металлических полос, выгнутых по рисунку и вбитых в доску ребром. Набойка была демократичным искусством: она шла на крестьянскую одежду и облачения высшего духовенства, употреблялась горожанами разных кругов и для нужд царского дома. Вплоть до конца XIX в. набойка оставалась жизнерадостным, необходимым в повседневной жизни искусством64. В мастерских Строгановых в Сольвычегодске, Великом Устюге развивались искусство золотного шитья, эмалей, черни по серебру. Шитьем золотой нитью занимались в Каргопольском уезде. Это были дорогие, затратные промыслы; мастера, как правило, работали на заказ. Ткачество - одно из основных домашних промыслов в крестьянском быту. По технике исполнения тканые изделия делятся на две основные группы: браные и ремизные. Высокими художественными достоинствами отличается искусство браного ткачества. Это вид ручного ткачества на старинном ткацком станке – «кроснах». Название техники от слова «брать», «набирать». Красным утком по белому фону набирались узоры на специальных дощечках – «браницах». Работали также белым по белому. Технология набора нитей – сочетание ромбов, крестов, крючков, «кукол»65. Так как народное искусство глубоко символично – это символы животворящей силы Земли, Неба, Солнца. Каждая мастерица старалась на основе традиционных элементов создать свой неповторимый узор. Браные полотенца использовались по особо торжественным случаям – свадьбы, крестины и др., были непременной частью приданого, украшением в доме. Ремизное ткачество – технология с групповым подъемом нитей основы. Увеличение ремизок (приспособлений для поднятия нитей основы в ткацком стане), иногда до 3 – 4 пар, дает возможность получать ткань с мелким несложным рисунком переплетения ткани. Красота ремизных рисунков в своеобразной игре различных переплетений: фактурных, гладких, плотных или совершенно прозрачных, эффект которых усиливается естественным блеском льна. Для домашнего потребления, а иногда и для продажи, ткали полотно, как белое, так и полихромное – пестрядь, а также половики. Пестрядь представляет собой льняную ткань, рисунок которой состоит из клеток разной величины и различных расцветок. Чаще других в пестряди встречается красный, черный, белый, синий и желтый цвета. Простота техники тканья половиков, доступность материала (отходы лоскута) способствовали повсеместному распространению и бытованию традиции. Колорит и ритмика, декоративное решение половиков складывались на основе местной цветовой культуры каждого района. Общей для всех - повторение в определенном порядке горизонтальных темных и светлых полос. Особой декоративностью, сложной цветовой гаммой, отличается «каргопольская школа» ткачества половиков. Многообразием технологий отличается тканье поясов: «в дощечку», «на кружках», «в ниченку», «на спице в бутылку». Рис. 2.1 Образцы браных и тканых поясов В прежние времена пояс нес не только информационную нагрузку – обыденный, праздничный, женский, мужской – он имел охранительную функцию, о чем свидетельствует его орнаментальная и цветовая структура. Особенной декоративностью отличались концы поясов. Кисть делали не только для красоты, но и для защиты «от сглаза», «порчи». Главной особенностью северной русской вышивки является обилие красного цвета. В орнамент композиции часто включали желтый и зеленый цвета; традиционным для поморской вышивки был синий цвет. Как правило, использовали цвета теплых тонов. Русская северная вышивка Таблица 2.3
Вышивали в сложной технике двухстороннего шва «росписью», гладью, строчкой, белая перевить, по мережкам и др., под влиянием городской культуры - вышивка «ришелье». Вышивали шерстяной или шелковой нитью, золотом, по белым и крашенным полотнам (крашенине), с использованием северного речного жемчуга. С широким проникновением в крестьянский быт во второй половине XIX века фабричных тканей связано развитие на Русском Севере техники лоскутного шитья. Прежде всего лоскуткам нашли применение в украшении костюмов и предметов праздничного убранства изб. Когда лоскутков накапливалось достаточно много - шили одеяла или коврики. Лоскутное одеяло было обязательной частью приданого, служило оберегом для будущей семьи. С тех пор лоскутное шитье на Севере не замирало никогда, а в последние десятилетия ХХ века в связи с повышенным интересом к этому виду промыслов во всем мире произошло возрождение этого традиционного женского рукоделия. При этом сохраняется присущая лоскутным изделиям Русского Севера красота, заключенная в гармонии и равновесии цветовой гаммы, составленной из сотен разноцветных фрагментов ткани. Лоскутное шитье Таблица 2.4
До наших дней из обрядового печенья сохранились каргопольские тетерки и пряник-козуля. «Тетера» - особое витое печенье, которое готовят из теста, скатанного в жгуты, выложенное в виде волн, петель, спиралей, решеток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных. Каргопольские тетерки можно сравнить с другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и имевших «птичьи» названия: «жаворонки», «сороки», «петушки» и др. В разных губерниях России с помощью такого печенья закликали весну. Магический смысл обряда со временем был утрачен, но обычай принял новые формы: печенье заняло место в семейных (свадебных) обрядах или превратилось в простое угощение или забаву для детей66. Название «козули» связано с изображением рогатых животных, символизировавших силы плодородия. Часть козуль в деревнях скармливали скоту. По народному поверью считалось, что чем больше испечешь фигурок животных, тем больше и здоровей будет скот в доме. К этому примыкает аграрная магия. Одаривание парней козулями считалось хорошей приметой к удачному замужеству. Тесто, как для «катаных», так и для лепных козуль состояло из муки, соли и воды. В сюжетах городских пряников-козуль смешались древние языческие мотивы и картинки старой русской жизни, обряды городской культуры и события наших дней. Основными изображениями здесь были конь, олень, баран и др., а также изображения женской фигуры, связанные с магией плодородия. В наше время «городские» пряничные персонажи символизируют приход Нового года. В сюжетах используется христианская символика: ангелы, рождественская звезда и др. Иногда их называют рождественскими козулями. Главный декоративный эффект городских козуль - их сахарное убранство: цветовой и фактурный контраст сахарной поливы к темному пряничному тесту. В северных промыслах и ремеслах не обошлось без потерь. Так, практически утрачено искусство золотного шитья в г. Каргополе, набойки, на грани исчезновения каргопольская керамика и катание валенок, силами отдельных энтузиастов сохраняется искусство художественной ковки. В последние десятилетия XX в. широкое распространение получают жанры «городского примитива»: мукосоли, бисероплетение, флористика, тканевая мозаика, гобелен, батик, композиции из кожи и природных материалов, макраме, инкрустация и др. Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе67. Особенности производства Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были "обварными". После обжига раскаленное изделие погружали в "болтушку" — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. В начале 1930-х гг. гончарный промысел постепенно сошел на нет, еще раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать68. Особенности каргопольской игрушки Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы И. В. и Е. А. Дружининых, работавших в 1930-40-х гг. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщенные детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы69. Современная каргопольская игрушка Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ее более изящной, порой четче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан — полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах. Рис.2.2 Каргопольская игрушка Использование новых форм и сюжетов Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции — тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х гг. А. П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, "обварные". Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у нее забытому ремеслу70. Каргопольский промысел всегда был семейным — у Шевелевых, Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия "Беломорские узоры". В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек. Старая часть Каргополя застроена преимущественно одно- двухэтажными деревянными домами. Церкви и культовые композиции, как и в прежние века, господствуют над городской застройкой. Самые красивые виды на город открываются с реки или с противоположного берега. В настоящее время сюда приезжает достаточно много туристов. Город связан регулярным автобусным сообщением с железнодорожной станцией Няндома. В окрестностях Каргополя сохранилось несколько памятников деревянного зодчества, посещение которых в ходить во многие программы познавательных туров. Рассмотрим некоторые из них. Рождественская церковь конец XVII века (по другим данным — 1745 годом). Рис. 2.3 Рождественская церковь Традиционный шатровый храм типа восьмерик на четверике с трапезной имеет довольно оригинальное завершение. Грани узкого и высокого рубленого шатра слегка выпуклы, барабан главки несколько уже вершины шатра. Прямоугольный алтарь покрыт крупной бочкой71. Трапезная построена не одновременно со срубом церкви. Над ее кровлей возвышается небольшой восьмигранный сруб с главкой. Подобная деталь встречается на некоторых поонежских церквях. На рисунке 2.3 памятник показан без дощатой обшивки, в настоящее время скрывающей стены церкви. Первоначальное двусходное крыльцо с западной стороны утрачено. Несколько механические ряды одинаковых окон по боковым фасадам церкви, вероятно, появились в результате позднейших перестроек. Раньше погост окружала рубленая ограда с воротами, обращенными на север в сторону каргопольской дороги72. Деревянная церковь второй половины XIX века Рис.2.4 Деревянная часовня Первоначальный облик здания сильно искажен позднейшей архитектурной обработкой. Часовня имеет довольно необычную объемно-планировочную композицию. Галерея-гульбище огибает основной сруб с западной и южной сторон. Постройку завершает двухскатная кровля с симметричными полицами73. В настоящее время стены часовни, включая галерею, обшиты досками. К числу утрат относятся первоначальная главка, крыльцо, столбы и ограждение галереи. Поэтому туристам доступ затруднен. Деревянная церковь Михаила Архангела1715 года Это единственный сохранившийся кубоватый храм на верхней Онеге, не считая церкви в селе Нокола на озере Лаче, утратившей свое завершение. Четверик церкви Михаила Архангела имеет большой пятигранный алтарный прируб, покрытый бочкой, и притвор. Кубоватое покрытие завершается пятиглавием. Основные объемы здания массивны и приземисты. Такими пропорциями отличались все известные кубоватые церкви верхней и средней Онеги. Возможно, это объясняется влиянием каргопольских каменных храмов, с которыми кубоватые пятиглавые церкви имели некоторое образное сходство74. Вторая церковь в Архангело построена, видимо, в XIX веке. Рис.2.5 Деревянная церковь Михаила Архангела Интересные образцы старинных жилых и хозяйственных построек сохранились в деревне Гарь. Сретено-Михайловская церковь 1655 года Рис. 2.7 Сретено-Михайловская церковь В основании она имеет восьмигранный сруб с двумя симметричными прирубами. Для Поонежья это редкий тип церкви, ограниченно встречавшийся только в верхнем и среднем течении. До настоящего времени памятник дошел в сильно перестроенном виде. В начале XX века при ремонте были переделаны окна, изменено покрытие западного прируба, над полицами устроен сокративший размеры шатра постамент. Стены церкви получили дощатую, обильно декорированную обшивку. На фотографии начала XX века памятник зафиксирован без обшивки и с первоначальным покрытием объемов. Крыльцо имело необычную пятигранную кровлю на четырех столбах. По расположению окон похоже, что здание раньше было окружено галереей-гульбищем. В таком случае и крыльцо первоначально было иным75. На рисунке 4.2 церковь показана в реконструкции с галереей и одно-всходным крыльцом. Александро-Ошевенский монастырь под Каргополем основан в 1453 году. Находится он примерно в сорока пяти километрах от города. Монастырь в свое время был местным центром, вокруг которого сгруппировались несколько деревень. Комплекс монастырских сооружений стоит отдельно от жилья на берегу реки Чурьюги. В древности монастырь был деревянным. Существующие полуразрушенные каменные монастырские здания построены в ХVIII - ХIХ веках. Состояние деревянного зодчества Таблица 2.5
Как показывают выше представленные фотографии, многие памятники деревянного зодчества находятся в критическом состоянии и нуждаются в срочных реставрационных работах. Возрождение паломничества в данном районе должно способствовать привлечению новых финансовых средств на возрождение и воссоздание данных церквей, храмов и часовен Каргополья. Основная функция современного паломничества – познавательная. Религия является одной из основных форм познания. Она также является источником культуры любого этноса. А именно историко-культурный потенциал является основой, как паломничества, так и познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие – это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках76. Не смотря на большой туристский потенциал данный регион нельзя назвать туристским, что сказывается на количестве посетивших туристов. В 2006 г в Каргопольскую область въехало 60 тыс. туристов. По сравнению с 2005 г. прирост составил 10 тыс. человек (25%). Совокупный доход возрос до 100 тыс. рублей. Возросло количество человек, занятых в туристской отрасли на 300 человек (21%) и в 2007 г. достигло 1 тысяча 500 человек. По количеству посещений туристами областей центрального региона данная область находится в последнем месте среди рассмотрнных в данном дипломе. Связи с этим, можно сказать, что инфраструктура данного региона позволяет увеочить туристский поток, но пока это не туристский регион. |